Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 06:18, контрольная работа
Нефтяная промышленность - отрасль тяжелой индустрии, включающая разведку нефтяных и нефтегазовых месторождений, бурение скважин, добычу нефти и попутного газа, трубопроводный транспорт нефти. По разведанным запасам нефти в 1992 году Россия занимала второе место в мире следом за Саудовской Аравией, на местности которой сосредоточена треть мировых запасов. Из них запасы РФ - 20,2 млрд. т. Запасы бывшего СССР на 1991 год составляли 23,5 млрд. тонн. Если учесть низкую степень подтверждаемости прогнозных запасов и ещё большую долю месторождений с высокими издержками освоения (из всех запасов нефти только 55% имеют высокую продуктивность), то общую обеспеченность РФ нефтяными ресурсами нельзя назвать безоблачной. Даже в Западной Сибири, где предполагается основной прирост запасов, около 40% этого прироста будет приходиться на долю низкопродуктивных месторождения с дебитом новых скважин менее 10 т в сутки, что в настоящее время является пределом рентабельности для данного региона.
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1 РАЗВИТИЕ ДОБЫЧИ НЕФТИ ..........................................................................5
Причины упадка нефтедобывающей промышленности.......................6
2 ЭКОНОМИЧЕСКО-ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ МЕСТОНАХОЖДЕНИЙ НЕФТИ В РОССИИ.......................9
ГЕОГРАФИЯ НЕФТЕДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РФ........11
3.1 Главные районы нефтедобычи и их удельный вес в общероссийской добыче............................................................................................................11
4 ОСОБЕННОСТЬ РАЗМЕЩЕНИЯ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ........................................................................................13
4.1 Главные районы размещения.................................................................13
4.2 Развитие и размещение основных нефтепроводов..............................15
5 ЭКСПОРТ НЕФТИ.............................................................................................17
5.1 Задачи перспективного развития отрасли.............................................17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................23
4.2
Развитие и размещение основных нефтепроводов
Первый нефтепровод
в РФ проложен в 1878 году в Баку от промыслов
до нефтеперерабатывающего завода, а в
1897 - 1907 году был построен самый большой
в то час в мире по протяженности магистральный
трубопровод Баку - Батуми диаметром 200
мм и длиной 835 км, который продолжает эксплуатироваться
и по сей день. К 1941 году в эксплуатации
находилось 4100 км магистральных трубопроводов
для перекачки нефти и нефтепродуктов
с сумарной годовой Общая протяженность
магистральных нефтепроводов к 1956 году
возросла до 11,5 тыс. км, а через 10 лет достигла
уже 29 тыс. км. А в 1992 году в СНГ - 275 тысяч
км.
Сеть
магистральных нефтепроводов
Развитие нефтепроводного транспорта определяется общим состоянием дел в нефтяной промышленности, т.к. между ними существует неразрывная связь. В прошлом формирование нефтяной базы между Волгой и Уралом, намного улучшив снабжение нефтью центральных и восточных районов страны, обусловило появление целой системы магистральных нефтепроводов: 1) на запад - нефтепровод "Дружба" от Альметьевска через Куйбышев - Брянск до Мозыря (Белоруссия), откуда в Польшу, Венгрию и Чехословакию с ответвлением в Белоруссию, Латвию и Литву; Куйбышев - Пенза - Брянск (нефтепродукты); Альметьевск - Горький - Рязань - Москва с ответвлением Горький - Ярославль - Кириши; 2) на юг - Пермь - Альметьевск; Альметьевск - Саратов; Ишимбай - Орск. 3) на восток - Туймазы - Омск - Новосибирск - Красноярск - Ангарск; Туймазы - Омск; Уфа - Омск - Новосибирск (нефтепродукты). Формирование Западно-Сибирской нефтяной базы изменило ориентацию основных потоков нефти: Волго-Уральский район целиком переориентировался на западное направление. Важнейшие функции дальнейшего развития сети магистральных нефтепроводов перешли к Западной Сибири, откуда трубопроводы идут:
- на запад - Усть - Балык - Курган - Альметьевск; Нижневартовск - Куйбышев; Куйбышев - Лисичанск - Кременчук - Херсон - Одесса; Сургут - Новополоцк;
- на юг - Шаим - Тюмень; Усть - Балык - Омск; Омск - Павлодар - Чимкент;
-
на восток - Александровское - Анжеро -
Судженск.
5 ЭКСПОРТ
НЕФТИ
Для транспортировки
нефти на запад используются, кроме того,
трубопроводы Волго - Уральского района
восточного направления. Из трубопроводов
выделяются: Гурьев - Орск; Мангышлак -
Самара; Ухта - Ярославль (Тимано - Печерская
нефтегазоносная область); Огса - Комсомольск-
на-Амуре (Сахалин). За рубеж нефть экспортируется
также при помощи трубопроводов (например,
"Дружба").
Экспорт нефти сегодня составляет 105-110 млн. т, нефтепродуктов - 35 млн. тонн. Средняя цена(у) нефти на мировом рынке - приблизительно 107 долларов за тонну, а мазута - 86 долларов. Треть экспорта сырой нефти приходиться на страны СНГ (на Украину, Белоруссию и Казахстан сообща более 90%). Остальная часть нефти направляется в дальнее зарубежье, т.е. в Западную Европу, где Германия, Италия, Великобритания и Ирландия вкупе потребляют 60% этого объема.
Сегодня
экспорт за рубеж в основном выгоден,
однако есть уже указанные проблемы
с оплатой при поставке нефти в страны
ближнего зарубежья. В самой же РФ в будущем
предусмотрено создание региональных
систем магистральных нефтепродуктопроводов
с разводящей сетью к нефтебазам, однако
сейчас трубопроводный транспорт переживает
тяжелые времена в связи с общим спадом
в нефтяной промышленности.
5.1
Задачи перспективного развития отрасли.
В настоящее пора
нефтяная промышленность РФ пребывает
в
состоянии глубокого кризиса, что обусловило
резкое падение добычи нефти. Только в
1992г. она уменьшилась по сравнению с предыдущим
годом более чем на 60 млн. т и в 1993г. ещё
на 40-45 млн.т.
Выход из сложившегося
кризисного положения в нефтяной промышленности
Правительство России и Минтопэнерго
связывают не с дополнительными государственными
инвестициями, а с последовательным развитием
рыночных отношений. Предприятия отрасли
должны самостоятельно получать необходимые
для их отрасли средства, а Правительство
- создавать им для этого необходимые экономические
условия.
В указанном направлении
уже предприняты крупные меры. Задания
по поставкам нефти для государственных
нужд сокращены до 20% ее
добычи, остальные 80% предприятия имеют
право реализовать самостоятельно. Ограничивается
лишь вывоз ее из РФ, чтобы не оставить
российский рынок без нефтепродуктов
в условиях существующего несоответствия
внутренних и мировых цен на нефть.
Практически снят контроль за уровнем
внутренних цен на нефть.
Государство регулирует лишь предельно
вероятный уровень рентабельности в цене.
Важное важность
для повышения эффективности функционирования
нефтяного комплекса РФ имеет проводимая
в настоящее время
работа по его акционированию и приватизации.
В процессе акционирования принципиальные
изменения происходят в организационных
формах. Государственные предприятия
по добыче и транспорту нефти, ее переработке
и нефтепродуктообеспечению преобразуются
в
акционерные общества открытого типа.
При этом 38% акций указанных обществ остается
в государственной собственности. Для
коммерческого менеджмента пакетами акций,
находящихся в государственной собственности,
образовано специальное Государственное
предприятие "Роснефть", которому
передаются пакеты государственных акций
приблизительно 240 акционерных обществ,
в том числе по добыче
нефти и газа - 26, по нефтепереработке -
22, по нефтепродуктообеспечению - 59, а также
по производству масел и смазок, переработке
газа, бурению скважин, геофизике, машиностроению,
науке и
другим видам обслуживающих производств.
В состав "Роснефти" вошли также различные
ассоциации, банки, биржи и другие организации.
Для менеджмента
акционерными обществами по транспорту
нефти и
нефтепродуктов созданы акционерные фирмы
"Транснефть" и
"Транснефтепродукт", которым передается
51% акций акционерных
обществ. В связи с особенностями функционирования
предприятий по
транспорту нефти и нефтепродуктов их
приватизация в настоящее
пора запрещена.
Перспективы развития
нефтяной промышленности РФ на предстоящий
срок в определяющей мере зависят от состояния
ее сырьевой базы. Россия обладает крупными
неразведанными ресурсами
нефти, объем которых кратно превышает
разведанные запасы. Результаты анализа
качественной структуры неразведанных
ресурсов
нефти в РФ свидетельствует об их неидентичности
разведанным
запасам. Ожидается, что открытие новых
крупных месторождений
быть может главным образом в регионах
с низкой разведанностью - на
шельфах северных и восточных морей, в
Восточной Сибири. Не исключена вероятность
открытия подобных месторождений в Западной
Сибири. В этом регионе прогнозируется
открытие ещё нескольких
тысяч нефтяных месторождений.
Внедрение новых
методов и технологий повышения нефтеотдачи
пластов сдерживается высокими капитальными
вложениями и удельными эксплуатационными
затратами на их применение по сравнению
с
традиционными способами добычи нефти.
В связи с этим
Минтопэнерго РФ разрабатываются предложения
о
принятии в законодательном порядке ряда
мер, направленных на
экономическое стимулирование применения
новых эффективных методов повышения
нефтеотдачи пластов. Эти меры позволят
улучшить
финансирование научно-исследовательских
и опытно-конструкторских
работ по созданию новых технологий и
технических средств, активнее развивать
материально-техническую базу институтов,
занимающихся разработкой новых методов,
а главное - более динамично наращивать
добычу нефти из месторождений с трудноизвлекаемыми
запасами.
Сотрудничество
с иностранными фирмами в области нефтегазодобывающей
отрасли приобретает все большие масштабы.
Это вызывается как необходимостью привлечения
в создавшихся экономических
условиях иностранного капитала, так и
стремлением использования
применяемых в мировой практике наиболее
прогрессивных технологий
и техники разработки нефтегазовых месторождений,
которые не получили должного развития
в отечественной промышленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
час человечество переживает углеводородную
эру. Нефтяная отрасль является главной
для мировой экономики. В нашей стране
эта подневольность особенно высока. К
сожалению, российская нефтяная промышленность
находиться в данный момент в состоянии
глубокого кризиса. Было перечислено немало
ее проблем. Каковы же перспективы развития
отрасли? Уже сегодня сокращение темпов
производства составляет в среднем 12 -
15% в год, что чревато полным развалом стратегически
важной для державы отрасли. Дальнейшее
экстенсивное развитие нефтяной промышленности
уже невозможно. Например, большие объемы
нефти Восточной Сибири труднодоступны
из-за сложного геологического строения,
требуют огромных инвестиций в добычу.
Следовательно, будут прирастать слабо.
Эффект от геологоразведки выше в Западной
Сибири, однако в этом регионе высокопродуктивные
месторождения уже существенно истощены.
По этим и другим причинам
РФ нужно реформировать нефтяную промышленность.
Для этого в первую очередь нужно:
- Пересмотреть систему налогообложения,
существенно снизив налоги на нефтепроизводителей,
однако установить высокие штрафы за нерациональное
использование природных богатств и нарушение
экологии.
- Менее жестко регулировать стоимость
внутри страны, поддерживая их несколько
ниже мирового уровня. Экспорт же нефти
за рубеж вести только по мировым ценам.
-Частично возродить централизованное
менеджмент отраслью, вытекающее из самой
структуры нефтяной промышленности и
имеющее много положительных моментов
(рациональная система нефтепроводов).
Это, однако, не означает полного возврата
к старой модели менеджмента.
- Сохранение единого экономического пространства
- условия выживания топливно-энергетического
комплекса.
- Найти четкую и продуманную программу
инвестиций в нефтяную промышленность.
- Организовать цельный Российский банк
нефти и газа, государственная внешнеторговая
компания, включающая представителей
предприятий, добывающих, перерабатывающих
и транспортирующих нефть и газ. Это позволит
приостановить хаотичные бартерные сделки,
подрывающие интересы государства.
- Создать необходимую систему нормативных
актов, обеспечивающую твердую законодательную
базу для работы с иностранными компаниями
по совместной разработке наиболее сложных
месторождений.
- Стабилизировать объемы геологоразведочных
работ с поставленной задачей восполнения
запасов нефти и газа.
Реализация предлагаемых
мер в комплексе с другими означала бы
приостановку инфляции и укрепление курса
рубля (например, цена(у) сельскохозяйственной
продукции на 40% определяется ценой горюче-смазочных
материалов).
Появился бы интерес
к приобретению нефтеперерабатывающего
оборудования. Стимул к развитию получила
бы не только нефтяная промышленность,
но и машиностроительные предприятия,
нефтехимическая, химическая, металлургическая
и другие отрасли.
Таким образом, положение
в нефтяной промышленности довольно сложное,
но выход существует - реформирование
отрасли. После чего она, конечно, не станет
"локомотивом", который потянет всю
экономику, однако сможет вписать весьма
внушительный вклад в возрождение РФ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
1 В.А. Динков, "Нефтяная промышленность
вчера, сегодня, завтра",
Москва, 1988
2 "Трубопроводный транспорт нефти",
Москва, 1993
3 "Топливно-энергетический комплекс",
Москва, 1993
4 Байков, Берлин "Нефть СССР", Москва,1987
5 Эскин и др. "Нефть в структуре энергетики",
Москва, 1989
6 "Нефть и газ в экономике: Встреча
с прессой", Москва, 1989
7 В.Л. Березин "Нефть и газ Западной
Сибири" Москва, 1990
8 "Нефтяная промышленность", Москва,
1994
9 "Народное хозяйство Российской Федерации",
Москва, 1993