Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 18:03, курсовая работа
Цель данной работы – проанализировать сущность миграции и практику её регулирования в Российской Федерации.
Задачи:
- дать понятие миграции;
- проанализировать причины миграции в России;
- выделить основные последствия миграции в России. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы.
Введение 3
1. Общие особенности миграционных процессов в Р. Ф.
1.1. Понятие и классификация миграции 5
1.2. Причины миграции населения 8
1.3. Современная миграционная ситуация в Р. Ф. 9
2. Характеристика и последствия миграции на территории Р.Ф.
2.1. Характеристика миграции 12
2.2. Последствия миграционных процессов 16
3. Государственное управление миграционными процессами в Р. Ф.
3.1. Задачи миграционной политики 18
3.2. Государственная политика регулирования миграционных процессов 19
Заключение 27
Список литературы 29
Приложение 30
В настоящее время вопросы разработки и реализации государственной политики в области регулирования миграционных процессов возложены на Федеральную миграционную службу МВД России.
Очевидна тесная взаимосвязь государственной миграционной политики и государственной политики регулирования занятости населения. Именно ситуация на рынке труда формирует либо потребность в притоке дополнительной рабочей силы, в том числе за счет миграции, либо определяет необходимость иммиграционного оттока из кризисных и депрессивных районов с высоким уровнем безработицы.
Оживление российской экономики с 2000 года способствовало росту спроса на трудовые ресурсы и численности занятых.
Данные из доклада “Об итогах работы Министерства труда и социального развития Российской Федерации в 2002 году и задачах на 2003 год” свидетельствуют о недостаточном участии этого министерства в регулировании трудовой миграции. В 2002 году территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости трудоустроено с переездом в другую местность около 22 тыс. мигрантов (что составляет менее 50% к уровню 2001 года), в т.ч. более 8 тыс. человек, зарегистрированных в качестве безработных. Минтруд объясняет такие низкие показатели прекращением в 2002 году финансирования этого направления деятельности службы занятости. Масштабы участия государства в регулировании миграции становятся понятны, если мы сопоставим эти цифры со статистикой общего числа мигрантов, прибывших на новое место жительства в 2002 году - 2,4 млн. человек. В настоящее время, в связи с проведением административной реформы, ситуация еще более усложнилась.
Органами службы занятости проводилась работа по информированию граждан о возможностях трудоустройства, в т.ч. с переездом в другую местность на основе информации Общероссийского банка данных вакансий (который разрабатывает Минтруд России). В 2002 году в этом Банке было отражено 13,5 тыс. вакансий для трудовых мигрантов.
В значительной степени недостатки в деятельности Минтруда России в области регулирования трудовой миграции и реализации активных программ содействия занятости населения связаны со снижением финансирования. Объем средств, выделенных на финансирование мероприятий по содействию трудоустройству, предусмотренных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год составил 816,8 млн. рублей, что в 2,6 раза меньше, чем в 2001 году. Помимо этого Минфин России выделил территориальным органам по вопросам занятости населения 676,5 млн. рублей за счет перераспределения остатков федерального бюджета за 2001 год. А 64 субъекта Российской Федерации выделили на реализацию региональных программ занятости еще 401,1 млн. рублей. (Приложение 5)
Для обеспечения реализации политики регулирования трудовой иммиграции иностранных граждан Правительством Российской Федерации 30 октября 2002 года принято Постановление № 782 “Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности”, разработанное Минтрудом России. Данным Постановлением определен размер квоты на 2003 год и порядок ее формирования в последующие годы.
В соответствии с указанным Постановлением подготовлен совместный приказ Минтруда России, МВД России и Минэкономразвития России от 29 ноября 2002 года № 238/1205/397 “О распределении по субъектам Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам и приглашений на въезд в Российскую Федерацию в Целях осуществления трудовой деятельности”.
Согласно оценкам Минтруда России о ситуации на рынке труда в России в 2003-2004 годах произошёл рост предложения рабочей силы. В трудоспособные возраста вошло более многочисленное поколение молодежи, родившейся в 80-е годы в период повышения рождаемости (прирост населения трудоспособного возраста составит максимальную за последние годы величину – 674 тыс. человек. Ожидается также высвобождение рабочей силы в результате реструктуризации угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, либерализацией трудовых отношений вследствие принятия нового Трудового кодекса, вовлечением России в процессы глобализации и др.
Это создает более неблагоприятную ситуацию для привлечения иностранной рабочей силы и мобильности трудовых ресурсов.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 года, № 1475 установлена квота на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства 108 тыс. разрешений на временное проживание с распределением по субъектам Российской Федерации, что не соответствует реальным миграционной ситуации.
Важным шагом на пути развития современной, всесторонней системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации является разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256).
Указанная Концепция “представляет собой систему взглядов на содержание и основные направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области управления миграционными процессами” (из преамбулы Концепции).
В Концепции дан анализ современной миграционной ситуации в Российской Федерации, сформулированы цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов и изложены основные направления деятельности органов власти по регулированию миграционных процессов и механизмы реализации.
В частности, выделены следующие основные направления регулирования миграции:
В качестве механизмов реализации Концепции предложены меры по совершенствованию законодательства, разработка федеральных и региональных целевых программ, разработка балансов трудовых ресурсов, создание баз данных по мигрантам, кадровое, информационное и научное обеспечение миграционной политики.
Подводя итог анализу современного государственного регулирования миграции в Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
В числе неотложных мер государственной миграционной политики целесообразно рекомендовать Правительству Российской Федерации поручить Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами, субъектами Российской Федерации:
Таким образом, если
В заключении можно сделать вывод, о том
что миграция оказывает существенное
влияние на социально-экономическое развитие
страны в целом. Современное положение
требует четкой миграционной политики
на уровне страны, а также отлаженной системы
управления миграционными процессами.
Одним из возможных направлений совершенствования
системы управления миграцией может стать
предварительная корректировка бюджета
с учетом социально-экономических последствий
миграции. Все вышеуказанное позволяет
сделать некоторые выводы:
1. Миграционные
процессы при снижении их масштабов определяют
в современных условиях прирост численности
населения и являются крайне разнообразными
по социальному, этническому, демографическому
составу мигрантов.
2. Миграционные
потоки в различной степени влияют на
социальное и экономическое положение
страны и отдельные элементы её социальной
инфраструктуры.
3. Система управления миграцией в крае
сводится сегодня к фиксации прибывающих
мигрантов и принятию ограничительных
актов. При этом не просчитываются последствия
различных видов миграции в стране и не
корректируется бюджет Российской Федерации.
1. Ахиезер А. Миграция в российской истории //Власть. – 2006. - № 5. с 20 – 24
2. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. – М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.
3. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический доклад. Отв. ред. А.Г. Вишневский. ИНХП РАН. М.: 2001.С. 102.
4. Переведенцев В.И. Миграция населения и трудовые проблемы Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. С.118.
5. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения, прогнозы, факторы, политика, М.: С. 70
6. Стабилизация численности населения России (возможности и направления демографической политики). Под общ. ред. Кареловой Г.И., Рыбаковского Л.Л. Изд-во Центра социального прогнозирования. М.: 2001.С.74.
7. В работе использованы материалы Интернет с сайта:
http://www.regnum.ru/news
http://www.demoscope.ru
http://www.gks.ru/scripts/
Рис. 1. Виды миграций населения |