Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:48, реферат
Процессы глобализации и интернационализации производства, получившие бурное развитие во второй половине XX века, ознаменовались явлением увеличения мобильности факторов производства, а также диверсификации на основе межгосударственного разделения труда. Вместе с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов, которые активно принимают участие в этих процессах, все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающейся интернационализации и роста общения между народами.
1) Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------3-4
2) Основная часть: Десятилетия миграции --------------------------------------------------------4-11
Анализ отечественной эмиграции ----------------------------------------4-6
Анализ иммиграционных процессов.--------------------------------------6-10
Правительственный курс в отношении миграции.------------------10-11
3) Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------12
4) Список используемой литературы ---------
Возвратное движение русских по-прежнему является стержнем миграции из стран СНГ, но их доля в общем миграционном приросте продолжает падать: 81% в 1989—1992 гг., 64% — в 1993—2000 гг., 59% — в 2001—2004 гг.,54% — в 2005 г. Уже к 2006 г., обеспечив 44,2% миграционного прироста, русские впервые оказались в меньшинстве в потоке из СНГ. Правда, многие мигранты не указывают национальность, и эта часть потока имеет тенденцию к росту, увеличиваясь с 15,3% в 2003 г. до 19,8% в 2007 г. Наиболее «русские» потоки мигрантов наблюдаются из Казахстана (среди мигрантов из которого 78% русских, 6,3% украинцев и 1% белорусов), Туркмении (67% русских), Киргизии (62%), Узбекистана (57%) [3, c.240].
Вполне
вероятно, что некоторый спад реэмиграции
связан с затруднениями в получении
российского гражданства и
Значимость
таких государственных мер
Проблема ещё и в том, что многочисленные потоки иммигрантов вызывают диспропорции населения, так как направляются не в малонаселенные регионы страны, а преимущественно в центральные районы России, Москву и Санкт-Петербург. Это, прежде всего, обуславливается различием в возможностях получения заработной платы. По некоторым аналитическим данным в среднем мигранты получают около 11 тыс. рублей, что приблизительно приравнивается к средней зарплате в России (13593,4 рублей по данным Росстата на сентябрь 2007-го). На первый взгляд доходы мигрантов кажутся немалыми. Однако следует учитывать, что мигранты работают в среднем на 15–20 часов в неделю больше, чем граждане России. Их рабочая неделя составляет 55–60 часов, а более чем для трети мигрантов – 70 часов и даже больше (т.е. они работают по 10 часов в день без выходных) [4].
Проблема трудовой иммиграции не была бы столь значительной, если бы миграционные переселения осуществлялись по закону. И если легальную миграцию ещё можно считать допустимым благом, то поток нелегалов - это самое настоящее бедствие. Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом па родину. Во-вторых, это формирование "иноземных" этнических анклавов (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье) в регионах страны, что усложняет ситуацию на рынке труда и ведет к межнациональным конфликтам. В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны.
Чтобы приблизительно оценить масштабы
незаконных миграционных потоков, необходимо
в несколько раз увеличить официальные
данные по трудовой иммиграции. По подсчетам
некоторых аналитиков, число всех мигрантов
единовременно находящихся на территории
России к настоящему времени может достигать
от 5 до 7 млн. человек, что в шесть раз превышает
данные официальной статистики (По данным
на 2007 г. число официально зарегистрированных
мигрантов в России превышало 1 млн. человек).
Из этого количества 4—5 млн. человек —
совсем не оформленные или частично оформленные
трудовые мигранты [4]. Примерно половина
из этого количества находилась полностью
вне правового поля — не были зарегистрированы
по месту пребывания и работали без договора,
т.е. нарушали оба требования легализации.
Вторая половина трудовых мигрантов была
зарегистрирована, но большая часть из
них (около 30%) работала незаконно. Примерно
20% мигрантов работали по договору с работодателем,
который, однако, не получал разрешения
миграционной службы на наем иностранных
работников. Исходя из всего этого, объем
незаконной миграции оценивается в 3—4
млн. человек, из которых 2—2,5 млн. не имели
ни регистрации, ни договора. Многие из
них де-факто являлись постоянными жителями
России, жили здесь с семьей, но не могли
получить вид на жительство. Такая тенденция
является поводом для серьезного беспокойства
и сигналом для начала проведения решительных
государственных мер.
В кризисный период эта необходимость стала ещё более ощутимой. Дело в том, что кризис, отразившийся практически во всех сторонах экономики, больно ударил по трудовому населению, привел к многочисленному сокращению штатов работников, в разы увеличил количество безработных людей. На 22 апреля 2009 года эта цифра составляла 2 млн. 280 тыс. человек, или 3% от экономически активного населения.[10] В связи с этим многие СМИ выражали опасения, что потерявшие работу трудовые мигранты могут усилить и без того криминогенную обстановку в стране.
На деле же вышло, что потребность в дешевой рабочей силе мигрантов действительно сократилась, но не столь существенно, как предполагалось. В 2009 году совокупная заявка от работодателей на привлечение иностранных работников составила около 4 млн. вакансий. На 2009 год правительством Российской Федерации была утверждена квота в размере 1,9 млн. разрешений на работу, правда эта цифра к 2010 г. уменьшилась ещё на 30% и стала равной 1,3 млн. К маю 2010 г. ФМС уже успела выдать 24% разрешений на въезд, что значит размер квотирования был установлен довольно точно. По прогнозам министерства здравоохранения и социального развития квоты на 2011 г. останутся практически на том же уровне, что и в нынешнем году. Это значит, что несмотря на определенные провалы 2009 г., ситуация со спросом на зарубежную рабочую силу постепенно стабилизируется [10].
Все это ещё раз доказывает, что любые экономические потрясения, прежде всего, касаются наиболее разбалансированных участков в системе хозяйственных отношений. Такое же явление произошло и на рынках рабочей силы. Финансовый кризис наиболее ощутимо коснулся офисных работников, административно-обслуживающего персонала компаний, т.е. «белых воротничков», количество которых в штате превышало целесообразные рамки использования их труда. Экономический кризис, в какой то мере, оказался даже полезным, вновь указав обществу на первоочередность производительного труда, выдвинув вперед рабочие специальности. Кроме того, кризис подчеркнул некоторые конкурентные преимущества работников-мигрантов, а в частности: готовность много трудиться за умеренную плату, непритязательность мигрантов и пониженные требования к условиям труда и быта, согласие трудиться без договорных обязательств. Таким образом, кризисные явления в стране снизили и без того невысокую планку заработной платы, а это значит, что страдают в основном местные, коренные жители, работающие на частных владельцев, но не мигранты.
3) Правительственный курс в отношении миграции.
Для того чтобы держать миграционные потоки под контролем и сократить нелегальную миграцию правительству страны приходится держать баланс между стимулированием иммиграции и ограничительной политикой. Если легитимные коридоры для мигрантов сделать очень узкими, то объем нелегалов может возрасти в несколько раз. Однако открыть границы для всех желающих просто невозможно. Поэтому, чтобы обеспечить рынок труда требуемым количеством трудовых мигрантов с 2007 г. применяется политика государственного квотирования. Механизм выдачи квот – это своеобразный инструмент по ограничению и контролю миграционных потоков. Его суть в том, что работодатели заявляют о своих интересах на привлечение определенного числа зарубежной рабочей силы, этот показатель суммируется, а затем правительство принимает решение об установлении количества квот на привлечение трудовых мигрантов из стран-доноров. Таким образом, проводится политика регулирования иммиграции, позволяющая на государственном уровне свести спрос и предложение на этом рынке труда. Однако необходимо знать о том, что проведение миграционной политики – это очень непростая задача, которую до сих пор решает правительство РФ. Вопросы миграции регулируются 230 нормативными правовыми актами, но единой и четкой системы воздействия на миграционные процессы пока нет.
Последние
значительные изменения в миграционном
законодательстве произошли 15 января
2007 года. Тогда вступили в силу Федеральный
закон «О правовом положении иностранных
граждан в РФ» и поправки в Федеральный
закон «О миграционном учете иностранных
граждан и лиц без гражданства в РФ». В
соответствие с законами, упростился процесс
регистрации иностранных
граждан и лиц без гражданства. В частности,
установился уведомительный порядок миграционною
учета, произошел ввод преимуществ для
граждан стран СНГ. Одновременно изменился
механизм миграционных квот, которые учитывают
не только количественные, но и качественные
характеристики, профессию, квалификацию,
состояние здоровья, а также региональные
особенности российского рынка труда
[4]. В результате принятых изменений, которые,
по сути, являлись шагами навстречу трудовым
мигрантам, увеличился процент легализованной
миграции.
График 1:Число трудовых мигрантов, официально работающих в России
В настоящее время правительство вновь склоняется к ограничительным мерам. Во многом это связано с кризисными явлениями в стране и желанием освободить рабочие места для местных рабочих. Такие намерения подтверждаются сокращением количества квот в 2010 г., о чем было уже рассказано выше.
Заключение
На сегодняшний день миграционные процессы в странах СНГ являются закономерными, естественными, но неоднозначными, как явление, требующее внимания и государственного участия. Очевидно то, что миграционная мобильность – это следствие интеграции национальных экономик, своеобразное подтверждение теории факторных пропорций в мировой экономике. Одновременно миграция является одной из важнейших проблем на мировом уровне.
Для РФ миграция из стран СНГ является незаменимым инструментом пополнения трудовых ресурсов. К сожалению, российская экономика не выживет без привлечения труда иммигрантов, так как уже сейчас во многих регионах страны локальные рынки труда испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. Кроме того, иммиграционный поток отчасти компенсирует те провалы в демографии страны, которые обозначились ещё в начале 90-х годов прошлого столетия. Другими словами, влияние РФ все ещё обеспечивается поддержкой союзнических государств на постсоветском пространстве. Поэтому государственная политика в отношении стран СНГ, мигрантов из бывших республик единого государства является наиболее гибкой, либеральной и продуманной.
Однако нельзя упускать из внимания проблематику миграционных процессов, наблюдаемых в последние десятилетия. Это, прежде всего, связано с бесконтрольным потоком нелегальной миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также оттоком высококвалифицированных кадров из страны. Всеми этими проблемами должно вплотную заняться правительство РФ, так как в настоящее время большинство государственных мер не отражает всей серьезности сложившейся ситуации. В отношении мигрантов-нелегалов должны быть применены более жесткие санкции, установлена система нормативов на въезд в определенные регионы, усовершенствована система государственного квотирования. Относительно «утечки умов» за пределы страны, государству необходимо предпринять целый ряд мер по привлечению высококвалифицированной рабочей силы из-за рубежа и созданию благоприятных условий для отечественных высококлассных специалистов.
Итак,
миграция проблемное
экономическое явление, не
имеющее однозначной
оценки требующее жесткого
государственного регулирования
законами и прочими
юридическими актами.
Необходимо осознать,
что наличие миграции
как таковой – это действительность
нашего времени, а не
предмет для паники
и распространения ксенофобских
и националистических
настроений. Государству
необходимо заниматься
разработкой правовой
базы для мигрантов,
проводить грамотную
и последовательную
политику в отношении
этой самой незащищенной категории
населения.
Список
использованной литературы: