Миграционные процессы в рамках СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 18:48, реферат

Описание работы

Процессы глобализации и интернационализации производства, получившие бурное развитие во второй половине XX века, ознаменовались явлением увеличения мобильности факторов производства, а также диверсификации на основе межгосударственного разделения труда. Вместе с международным рынком товаров и услуг, с рынком капиталов, которые активно принимают участие в этих процессах, все большую силу обретает теперь и международный рынок рабочей силы, который является не просто суммой национальных рынков, а представляет собой новое качественное развитие рынка рабочей силы в условиях усиливающейся интернационализации и роста общения между народами.

Содержание

1) Введение -----------------------------------------------------------------------------------------------3-4
2) Основная часть: Десятилетия миграции --------------------------------------------------------4-11
Анализ отечественной эмиграции ----------------------------------------4-6
Анализ иммиграционных процессов.--------------------------------------6-10
Правительственный курс в отношении миграции.------------------10-11
3) Заключение ----------------------------------------------------------------------------------------------12
4) Список используемой литературы ---------

Работа содержит 1 файл

Калинский реферат!!!.doc

— 200.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     Возвратное  движение русских по-прежнему является стержнем миграции из стран СНГ, но их доля в общем миграционном приросте продолжает падать: 81% в 1989—1992 гг., 64% —  в 1993—2000 гг., 59% — в 2001—2004 гг.,54% — в 2005 г. Уже к 2006 г., обеспечив 44,2% миграционного прироста, русские впервые оказались в меньшинстве в потоке из СНГ. Правда, многие мигранты не указывают национальность, и эта часть потока имеет тенденцию к росту, увеличиваясь с 15,3% в 2003 г. до 19,8% в 2007 г. Наиболее «русские» потоки мигрантов наблюдаются из Казахстана (среди мигрантов из которого 78% русских, 6,3% украинцев и 1% белорусов), Туркмении (67% русских), Киргизии (62%), Узбекистана (57%) [3, c.240].

     Вполне  вероятно, что некоторый спад реэмиграции  связан с затруднениями в получении  российского гражданства и устройстве на территории РФ. В помощь нашим соотечественникам, желающим переехать в Россию из-за рубежа, в 2007 г. разработана государственная программа «соотечественники». Основными целями и принципами программы является оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Эта программа направлена на увеличение количества русского населения в стране, воспитанного в традициях российской культуры и владеющего русским языком [9].

     Значимость  таких государственных мер проявляется  в том, что подавляющая часть  иммигрантов, которые, безусловно, обеспечивают стране демографический прирост  и дешевую рабочую силу, являются малограмотными, с трудом понимающими русский язык низкоквалифицированными рабочими. По данным социологического опроса МОМ в г. Москва, более 20 % приезжих работников плохо знают русский язык, а 3 % по-русски не знают практически ничего. Практически половина (47 %) трудовых мигрантов не имеют даже профессионального образования. С одной стороны, эти люди занимают самую неприглядную, маловостребованную нишу на рынке российского труда, тем самым, восполняя элементарную нехватку рабочих рук в стране, а с другой, вносят свои этнические особенности в культуру России, пытаются ассимилироваться и прочно закрепиться в нашем обществе. Поэтому отношение к мигрантам стало уже сейчас наиболее болезненным моментом в общем комплексе межэтнических взаимоотношений.

     Проблема  ещё и в том, что многочисленные потоки иммигрантов вызывают диспропорции населения, так как направляются не в малонаселенные регионы страны, а преимущественно в центральные районы России, Москву и Санкт-Петербург. Это, прежде всего, обуславливается различием в возможностях получения заработной платы. По некоторым аналитическим данным в среднем мигранты получают около 11 тыс. рублей, что приблизительно приравнивается к средней зарплате в России (13593,4 рублей по данным Росстата на сентябрь 2007-го). На первый взгляд доходы мигрантов кажутся немалыми. Однако следует учитывать, что мигранты работают в среднем на 15–20 часов в неделю больше, чем граждане России. Их рабочая неделя составляет 55–60 часов, а более чем для трети мигрантов – 70 часов и даже больше (т.е. они работают по 10 часов в день без выходных) [4].

     Проблема  трудовой иммиграции не была бы столь  значительной, если бы миграционные переселения  осуществлялись по закону. И если легальную миграцию ещё можно считать допустимым благом, то поток нелегалов - это самое настоящее бедствие. Во-первых, это утечка из России в масштабных объемах финансовых, в том числе валютных, средств за счет ухода от уплаты налогов и приобретения западной валюты с последующим ее переводом па родину. Во-вторых, это формирование "иноземных" этнических анклавов (южные районы России - Краснодарский и Ставропольский края. Ростовская область, нижнее и среднее Поволжье) в регионах страны, что усложняет ситуацию на рынке труда и ведет к межнациональным конфликтам. В-третьих, это растущие претензии нелегальных иммигрантов, включая и их многочисленных родственников, на пользование дефицитными услугами социальной инфраструктуры нашей страны (здравоохранение, образование), что усиливает негативное отношение коренного населения к приезжим и утяжеляет нагрузку на местные бюджеты. В-четвертых, это активизация нелегалов в финансировании теневого и криминального бизнеса, наносящего урон и бюджету всей страны.

       Чтобы приблизительно оценить масштабы незаконных миграционных потоков, необходимо в несколько раз увеличить официальные данные по трудовой иммиграции. По подсчетам некоторых аналитиков, число всех мигрантов единовременно находящихся на территории России к настоящему времени может достигать от 5 до 7 млн. человек, что в шесть раз превышает данные официальной статистики (По данным на  2007 г. число официально зарегистрированных мигрантов в России превышало 1 млн. человек). Из этого количества 4—5 млн. человек — совсем не оформленные или частично оформленные трудовые мигранты [4]. Примерно половина из этого количества находилась полностью вне правового поля — не были зарегистрированы по месту пребывания и работали без договора, т.е. нарушали оба требования легализации. Вторая половина трудовых мигрантов была зарегистрирована, но большая часть из них (около 30%) работала незаконно. Примерно 20% мигрантов работали по договору с работодателем, который, однако, не получал разрешения миграционной службы на наем иностранных работников. Исходя из всего этого, объем незаконной миграции оценивается в 3—4 млн. человек, из которых 2—2,5 млн. не имели ни регистрации, ни договора. Многие из них де-факто являлись постоянными жителями России, жили здесь с семьей, но не могли получить вид на жительство. Такая тенденция является поводом для серьезного беспокойства и сигналом для начала проведения решительных государственных мер. 

     В кризисный период эта необходимость  стала ещё более ощутимой. Дело в том, что кризис, отразившийся практически во всех сторонах экономики, больно ударил по трудовому населению, привел к многочисленному сокращению штатов работников, в разы увеличил количество безработных людей. На 22 апреля 2009 года эта цифра составляла 2 млн. 280 тыс. человек, или 3% от экономически активного населения.[10] В связи с этим многие СМИ выражали опасения, что потерявшие работу трудовые мигранты могут усилить и без того криминогенную обстановку в стране.

     На  деле же вышло, что потребность в  дешевой рабочей силе мигрантов  действительно сократилась, но не столь существенно, как предполагалось. В 2009 году совокупная заявка от работодателей на привлечение иностранных работников составила около 4 млн. вакансий. На 2009 год правительством Российской Федерации была утверждена квота в размере 1,9 млн. разрешений на работу, правда эта цифра к 2010 г. уменьшилась ещё на 30% и стала равной 1,3 млн. К маю 2010 г. ФМС уже успела выдать 24% разрешений на въезд, что значит размер квотирования был установлен довольно точно. По прогнозам министерства здравоохранения и социального развития квоты на 2011 г. останутся практически на том же уровне, что и в нынешнем году. Это значит, что несмотря на определенные провалы 2009 г., ситуация со спросом на зарубежную рабочую силу постепенно стабилизируется [10].

     Все это ещё раз доказывает, что  любые экономические потрясения, прежде всего, касаются наиболее разбалансированных участков в системе хозяйственных отношений. Такое же явление произошло и на рынках рабочей силы. Финансовый кризис наиболее ощутимо коснулся офисных работников, административно-обслуживающего персонала компаний, т.е. «белых воротничков», количество которых в штате превышало целесообразные рамки использования их труда. Экономический кризис, в какой то мере, оказался даже полезным, вновь указав обществу на первоочередность производительного труда, выдвинув вперед рабочие специальности. Кроме того, кризис подчеркнул некоторые конкурентные преимущества работников-мигрантов, а в частности: готовность много трудиться за умеренную плату, непритязательность мигрантов и пониженные требования к условиям труда и быта, согласие трудиться без договорных обязательств. Таким образом, кризисные явления в стране снизили и без того невысокую планку заработной платы, а это значит, что страдают в основном местные, коренные жители, работающие на частных владельцев, но не мигранты.

     3) Правительственный  курс в отношении  миграции.

     Для того чтобы держать миграционные потоки под контролем и сократить нелегальную миграцию правительству страны приходится держать баланс между стимулированием иммиграции и ограничительной политикой. Если легитимные коридоры для мигрантов сделать очень узкими, то объем нелегалов может возрасти в несколько раз. Однако открыть границы для всех желающих просто невозможно. Поэтому, чтобы обеспечить рынок труда требуемым количеством трудовых мигрантов с 2007 г. применяется политика государственного квотирования. Механизм выдачи квот – это своеобразный инструмент по ограничению и контролю миграционных потоков. Его суть в том, что работодатели заявляют о своих интересах на привлечение определенного числа зарубежной рабочей силы, этот показатель суммируется, а затем правительство принимает решение об установлении количества квот на привлечение трудовых мигрантов из стран-доноров. Таким образом, проводится политика регулирования иммиграции, позволяющая на государственном уровне свести спрос и предложение на этом рынке труда. Однако необходимо знать о том, что проведение миграционной политики – это очень непростая задача, которую до сих пор решает правительство РФ. Вопросы миграции регулируются 230 нормативными правовыми актами, но единой и четкой системы воздействия на миграционные процессы пока нет.

     Последние значительные изменения в миграционном законодательстве произошли 15 января 2007 года. Тогда вступили в силу Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и поправки в Федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ». В соответствие с законами, упростился процесс регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. В частности, установился уведомительный порядок миграционною учета, произошел ввод преимуществ для граждан стран СНГ. Одновременно изменился механизм миграционных квот, которые учитывают не только количественные, но и качественные характеристики, профессию, квалификацию, состояние здоровья, а также региональные особенности российского рынка труда [4]. В результате принятых изменений, которые, по сути, являлись шагами навстречу трудовым мигрантам, увеличился процент легализованной миграции.                                                                  

      График 1:Число трудовых мигрантов, официально работающих в России

       
 
 
 
 
 
 
 

     В настоящее время правительство  вновь склоняется к ограничительным  мерам. Во многом это связано с  кризисными явлениями в стране и  желанием освободить рабочие места  для местных рабочих. Такие намерения подтверждаются сокращением количества квот в 2010 г., о чем было уже рассказано выше.

     Заключение

     На  сегодняшний день миграционные процессы в странах СНГ являются закономерными, естественными, но неоднозначными, как  явление, требующее внимания и государственного участия. Очевидно то, что миграционная мобильность – это следствие интеграции национальных экономик, своеобразное подтверждение теории факторных пропорций в мировой экономике. Одновременно миграция является одной из важнейших проблем на мировом уровне.

     Для РФ миграция из стран СНГ является незаменимым инструментом пополнения трудовых ресурсов. К сожалению, российская экономика не выживет без привлечения труда иммигрантов, так как уже сейчас во многих регионах страны локальные рынки труда испытывают не только относительный, но и абсолютный дефицит рабочей силы. Кроме того, иммиграционный поток отчасти компенсирует те провалы в демографии страны, которые обозначились ещё в начале 90-х годов прошлого столетия. Другими словами, влияние РФ все ещё обеспечивается поддержкой союзнических государств на постсоветском пространстве. Поэтому государственная политика в отношении стран СНГ, мигрантов из бывших республик единого государства является наиболее гибкой, либеральной и продуманной.

     Однако  нельзя упускать из внимания проблематику миграционных процессов, наблюдаемых в последние десятилетия. Это, прежде всего, связано с бесконтрольным потоком нелегальной миграции из стран ближнего и дальнего зарубежья, а также оттоком высококвалифицированных кадров из страны. Всеми этими проблемами должно вплотную заняться правительство РФ, так как в настоящее время большинство государственных мер не отражает всей серьезности сложившейся ситуации. В отношении мигрантов-нелегалов должны быть применены более жесткие санкции, установлена система нормативов на въезд в определенные регионы, усовершенствована система государственного квотирования. Относительно «утечки умов» за пределы страны, государству необходимо предпринять целый ряд мер по привлечению высококвалифицированной рабочей силы из-за рубежа и созданию благоприятных условий для отечественных высококлассных специалистов.

     Итак, миграция проблемное экономическое явление, не имеющее однозначной оценки требующее жесткого государственного регулирования законами и прочими юридическими актами. Необходимо осознать, что наличие миграции как таковой – это действительность нашего времени, а не предмет для паники и распространения ксенофобских и националистических настроений. Государству необходимо заниматься разработкой правовой базы для мигрантов, проводить грамотную и последовательную политику в отношении этой самой незащищенной категории населения.  

     Список  использованной литературы: 

  1. Федеральный закон от 15.01.2007 «О правовом положении иностранных граждан в РФ».
  2. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учеб. М. Инфра-М., 2009. с. 149-150.
  3. Вишневский А.Г. Население России 2007: Демографический доклад. М. ГУ-ВШЭ.,2008. с.237-247.
  4. Тюрюканова Е. «Трудовая миграция в Россию». 2008. http://www.demoscope.ru
  5. Зайончковская Ж.А. «Трудовая миграция из России под прессингом Шенгена»: Центр миграционных исследований. 2004.
  6. Рыбаковский О. Миграционный опыт и миграционные установки - Социальная и демографическая политика. 2007. №6
  7. Российский статистический ежегодник 2009.
  8. www.gks.ru – данные с официального сайта федеральной службы государственной статистики.
  9. www.fms.gov.ru –данные с официального сайта федеральной миграционной службы.
  10. www.rian.ru – некоторые оперативные данные с официального сайта РИА-новости.

Информация о работе Миграционные процессы в рамках СНГ