Машиностроение в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:54, контрольная работа

Описание работы

Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.

Содержание

Теоретические основы региональной экономики…………………...……стр. 3-10

Развитие региональной экономики.
Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа.
Экономическое районирование России

Машиностроение в России…………………………………………..……..стр.11-19
Оборонно-промышленный комплекс
Судостроение
Автомобильная промышленность
Авиационная промышленность
Ракетно-космическая промышленность
Сельскохозяйственное машиностроение

Железнодорожное машиностроение

Западно-сибирский регион России……………………………………...….стр.20-25

Список использованной литературы…………………………………….…..стр.26

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа.doc

— 271.50 Кб (Скачать)

      В 1920-х годах в соответствие с сеткой экономического районирования Госплана был осуществлен план ГОЭЛРО, проведена реформа административно-территориального деления. После стабилизации сетки АТД в 1960-х сетка экономических районов все больше расходилась с реальной специализацией тех или иных территорий, практический интерес к этому направлению угас. До 2000 года сетка экономических районов использовалась органами государственной статистики для агрегации информации по субъектам федерации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Машиностроение  в России

      Машиностроение  как отрасль существует более  двухсот лет. По числу занятых  и по стоимости выпускаемой продукции  оно занимает первое место среди  всех отраслей мировой промышленности. Уровень развития машиностроения является одним из важных показателей уровня развития страны. Машиностроение определяет отраслевую и территориальную структуру промышленности мира, обеспечивает машинами и оборудованием все отрасли экономики, производит разнообразные предметы потребления.

      Машинотехническая продукция является третьей статьей  российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.

      Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные  отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.  
Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства2.

      Машиностроительный  комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов  различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически  повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова.

      Доля  продукции машиностроения в хозяйстве  районов.

Экономический район Доля производимой продукции %
Северный 1,5
Северо-западный 5
Центральный 23
Волго-Вятский 10
Центрально-Черноземный 4
Поволжский 18
Уральский 20
Северокавказский 6
Западно-Сибирский 7
Восточно-Сибирский 3
Дальневосточный 2,5

      Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).  
В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно выделить несколько групп отраслей, в том числе:

    1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции)
    2. Общее машиностроение  (18% продукции)
    3. Среднее машиностроение (15% продукции).

Оборонно-промышленный комплекс

 
 

      В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.

      Доля  России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доли США (32 %).

      В 2009 году Россия имела военно-техническое  сотрудничество более чем с 80 государствами  мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов). Согласно данным СИПРИ, доля поставкок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений3.

      РФ  имеет многомиллиардные контракты  на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией.

      В апреле 2010 года представитель концерна ПВО «Алмаз Антей» сообщил, что Россия выполнила контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит».

      Российские  предприятия ВПК: Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод и другие.

Компания
Выручка от реализации, млн  руб.
Год отчетности
ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» в т.ч.: 116146.9 (2009)
ОКБ «Новатор» 8538.1 (2009)
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» в т.ч.: 114000 (2009)
ОАО «АХК „Сухой“» 49100 (2009)
ОАО «НПК „Иркут“» 36806.7 (2009)
ОАО «Объединенная двигателестроительная  корпорация» в т.ч.: 72347 (2009)
ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» 20014 (2009)
ОАО «НПО Сатурн» 15779 (2007)
ОАО «Вертолеты России» 57674.1 (2009)
ОАО НПК «Уралвагонзавод  им. Дзержинского» 36272.4 (2009)
ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» 31367.5 (2009)
ОАО ПО «Севмашпредприятие» 21160.8 (2009)
ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“» 20966 (2007)
ФГУП  «ММПП Салют» 16513.2 (2009)
ФГУП  «КБ приборостроения» 12680 (2007)
ОАО СЗ «Северная верфь» 10719.5 (2009)
Группа  «Мотовилихинские заводы» 8200 (2009)
ОАО «Курганский машиностроительный завод» 4855 (2009)
ФГУП ПО «УОМЗ» 3828.5 (2009)

Судостроение

 

      Судостроительная  промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.

      В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного  и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а  также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.

      По  другим оценкам, в России насчитывается  около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени  обеспечивают производство продукции  и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.

      Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.

      В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.

      В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей4.

      Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.

Автомобильная промышленность

 

Крупнейшие  российские предприятия автомобильной промышленности:

  • АвтоВАЗ — крупнейший производитель легковых автомобилей в Восточной Европе
  • КАМАЗ — находится на 11 месте в мире среди производителей тяжёлых грузовиков
  • Группа ГАЗ: (ООО «Павловский автобусный завод»(ПАЗ), ОАО «Голицынский автобусный завод»(ГолАЗ), ОАО «Саранский завод автосамосвалов», ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод), ООО «Ликинский автобусный завод»(ЛиАЗ), ООО «КАВЗ», ОАО «Автомобильный завод Урал», ОАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей», ОАО «Арзамасский машиностроительный завод», ОАО «Ульяновский моторный завод», ООО «Канашский автоагрегатный завод»)
  • Соллерс
  • Завод имени Лихачёва

      По  итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов.

Авиационная промышленность

 

      Крупнейшие  авиастроительные предприятия России входят в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК).

      После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолета для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода.

Информация о работе Машиностроение в России