Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:54, контрольная работа
Региональная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая территориальную организацию производства. Она описывает экономические явления и процессы, связанные с рыночным развитием хозяйства отдельных регионов и их включением в единое экономическое пространство. Поэтому целью исследователей является, с одной стороны, определение общих черт, присущих регионам, с другой – выявление специфики каждого из них и на базе полученных результатов выработка конкретной программы по их дальнейшему комплексному развитию.
Теоретические основы региональной экономики…………………...……стр. 3-10
Развитие региональной экономики.
Региональная экономика: сущность, цели и основные подходы анализа.
Экономическое районирование России
Машиностроение в России…………………………………………..……..стр.11-19
Оборонно-промышленный комплекс
Судостроение
Автомобильная промышленность
Авиационная промышленность
Ракетно-космическая промышленность
Сельскохозяйственное машиностроение
Железнодорожное машиностроение
Западно-сибирский регион России……………………………………...….стр.20-25
Список использованной литературы…………………………………….…..стр.26
В
1920-х годах в соответствие с сеткой экономического
районирования Госплана был осуществлен
план ГОЭЛРО, проведена реформа административно-
Машиностроение в России
Машиностроение
как отрасль существует более
двухсот лет. По числу занятых
и по стоимости выпускаемой
Машинотехническая продукция является третьей статьей российского экспорта (после топливно-энергетических товаров и металлов). По объему экспорта продукции машиностроения и ее экспортной доле Россия сильно уступает не только промышленно развитым странам, но и многим развивающимся, причем не только новым индустриальным.
Структура
машиностроения очень сложна, в состав
этой отрасли входят как самостоятельные
отрасли, такие как тяжелое, энергетическое
и транспортное машиностроение; электротехническая
промышленность; химическое и нефтяное
машиностроение; станкостроение и инструментальная
промышленность; приборостроение; тракторное
и сельскохозяйственное машиностроение;
машиностроение для легкой и пищевой промышленности
и т.д., так и множество специализированных
подотраслей и производств.
Машиностроение также производит предметы
потребления, в основном длительного пользования.
Эта отрасль имеет огромное значение для
народного хозяйства страны, так как служит
основой научно-технического прогресса
и материально-технического перевооружения
всех отраслей народного хозяйства2.
Машиностроительный
комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов
различных машин и 130 тыс. деталей.
Его продукция нужна
Доля продукции машиностроения в хозяйстве районов.
Экономический район | Доля производимой продукции % |
Северный | 1,5 |
Северо-западный | 5 |
Центральный | 23 |
Волго-Вятский | 10 |
Центрально-Черноземный | 4 |
Поволжский | 18 |
Уральский | 20 |
Северокавказский | 6 |
Западно-Сибирский | 7 |
Восточно-Сибирский | 3 |
Дальневосточный | 2,5 |
Следовательно
87.5% машиностроительной продукции выпускает
Западная экономическая зона и всего 12.5%
выпускает Восточная экономическая зона.
В Восточной зоне машиностроение работает
не на местные потребности, а на Европейскую
зону (79% продукции вывозится в европейские
районы, а из европейских районов поступает
67% продукции).
В зависимости от особенностей размещения
в машиностроении условно можно выделить
несколько групп отраслей, в том числе:
В 2007 году объём реализации ОПК России составил $18,6 млрд, из них $11,6 млрд приходилось на государственный заказ, $7 млрд — на экспорт. С 2000 по 2007 годы объём реализации российского ОПК увеличился в 3,7 раза, в том числе госзаказ — в 6,4 раза, экспорт — в 2,2 раза.
Доля России на мировом рынке вооружений составляет 23 %, и уступает только доли США (32 %).
В 2009 году Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира, и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объём российского экспорта продукции военного назначения в 2009 году превысил 260 миллиардов рублей (8,8 млрд долларов). Согласно данным СИПРИ, доля поставкок боевых самолетов в период 2005—2009 гг. составил для России 40 % от общего объёма экспорта, согласно данным Рособоронэкспорта эта доля составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений3.
РФ имеет многомиллиардные контракты на поставку вооружений и продукции двойного назначения с Индией, Венесуэлой, Китаем, Вьетнамом, Алжиром, Кувейтом, Грецией, Ираном, Бразилией, Сирией, Малайзией, Индонезией.
В апреле 2010 года представитель концерна ПВО «Алмаз Антей» сообщил, что Россия выполнила контракт на поставку в Китай 15 дивизионов ЗРК С-300 «Фаворит».
Российские предприятия ВПК: Ижевский машиностроительный завод, Мотовилихинские заводы, Нижегородский машиностроительный завод, Воткинский завод и другие.
Компания |
Выручка
от реализации, млн
руб. |
Год
отчетности |
ОАО «Концерн ПВО „Алмаз-Антей“» в т.ч.: | 116146.9 | (2009) |
ОКБ «Новатор» | 8538.1 | (2009) |
ОАО «Объединённая авиастроительная корпорация» в т.ч.: | 114000 | (2009) |
ОАО «АХК „Сухой“» | 49100 | (2009) |
ОАО «НПК „Иркут“» | 36806.7 | (2009) |
ОАО
«Объединенная |
72347 | (2009) |
ОАО «Уфимское моторостроительное ПО» | 20014 | (2009) |
ОАО «НПО Сатурн» | 15779 | (2007) |
ОАО «Вертолеты России» | 57674.1 | (2009) |
ОАО НПК «Уралвагонзавод им. Дзержинского» | 36272.4 | (2009) |
ОАО «Корпорация „Тактическое ракетное вооружение“» | 31367.5 | (2009) |
ОАО ПО «Севмашпредприятие» | 21160.8 | (2009) |
ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“» | 20966 | (2007) |
ФГУП «ММПП Салют» | 16513.2 | (2009) |
ФГУП «КБ приборостроения» | 12680 | (2007) |
ОАО СЗ «Северная верфь» | 10719.5 | (2009) |
Группа «Мотовилихинские заводы» | 8200 | (2009) |
ОАО «Курганский машиностроительный завод» | 4855 | (2009) |
ФГУП ПО «УОМЗ» | 3828.5 | (2009) |
Судостроительная промышленность России традиционно является одной из наиболее технологически развитых отраслей экономики. Российские верфи имеют опыт строительства судов практически любого класса, типа и тоннажа. В отрасли имеются крупнейшие производители силовых систем и систем автоматизации. Научный потенциал научно-исследовательских и проектных институтов, лабораторий отраслевого и академического направления позволяет не только выполнять уникальные заказы по проектированию судов, но и разрабатывать новые концептуальные направления в судостроении.
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.
Крупнейшими центрами российского судостроения являются Санкт-Петербург, Северодвинск, Нижний Новгород, Калининградская область.
В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.
В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей4.
Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В новый 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 %.
Крупнейшие российские предприятия автомобильной промышленности:
По итогам 2008 года в России было произведено 1,471 млн легковых автомобилей и 256 тыс. грузовых автомобилей. В том же году из России было экспортировано 132 тыс. легковых и 45 тыс. грузовых автомобилей на общую сумму 1,7 млрд долларов.
Крупнейшие авиастроительные предприятия России входят в Объединённую авиастроительную корпорацию (ОАК).
После саммита БРИК в апреле 2010 года, стало известно, что ведутся переговоры с бразильской аэрокосмической корпорацией Embraer о совместной разработке и производстве самолета для российской региональной авиации. Вероятно, речь идёт о использовании мощностей Казанского авиационного завода.