Контрольная работа по "Экономической географии и регионалистике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 18:02, контрольная работа

Описание работы

Строительный комплекс — один из межотраслевых хозяйственных комплексов, который представляет собой совокупность отраслей материального производства и проектно-изыскательских работ, обеспечивающих воспроизводство основных фондов. Строительный комплекс осуществляет весь цикл работ по созданию строительных объектов — от проектирования до ввода их в действие с необходимыми для этого строительной базой и производством специальных видов материальных ресурсов.

Содержание

1. Современное состояние строительного комплекса…………………………………..3
1.1.Понятие и состав строительного комплекса………………………………………..3
1.2.Факторы и условия размещения основных отраслей строительного комплекса…………....3
1.3.Значение строительного комплекса в экономике России…………………………6
2.Экономико-географическая характеристика Южного федерального округа и значение строительного комплекса в экономике Южного федерального круга…......................................7
2.1.Территориальная организация и административное деление РФ. Понятие «федеральный округ» и «экономический регион»……………………………………..7
2.2.Экономико-географическое положение Южного округа………………………..11
2.3.Природно-ресурсный потенциал Южного федерального округа………………..12
2.4.Население и трудовые ресурсы Южного федерального округа………………....14
2.5. Отрасли специализации Южного федерального округа…………………………15
2.6. Внешние связи Южного федерального округа…………………………………...16
2.7. Внешние связи Южного федерального округа…………………………………...17
3. Список литературы…………………………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

Экономическая география и регионалистика.docx

— 59.40 Кб (Скачать)

 

 

 

 

2. Экономико-географическая  характеристика Южного федерального  округа и значение строительного  комплекса в экономике  Южного  федерального округа.

 

2.1. Территориальная организация и административное деление РФ. Понятие  «федеральный  округ» и «экономический регион».

 

 Под территориальной  организацией общества понимается  сочетание, совокупность взаимосвязанных  и функционирующих территориальных  систем, объединяемых системой управления  для воспроизводства в соответствии  с целями развития и на основе  действующих экономических законов.  

  Территориальная организация общества охватывает территориальное разделение труда, размещение производительных сил, региональные различия в производственных отношениях и расселении, взаимодействие общества и природы и проблемы региональной социально-экономической политики. Она включает также такие категории, как политическая и административно-территориальная организация государства, территориальное управление, формирование территориально-производственных комплексов, экономическое районирование. Территориальная организация общества является сложной системой, составляющими которой являются взаимодействие между отраслями, а также между территориями (отраслевая и территориальная структуры).  

  Отраслевая или компонентная структуры отражает связи и пропорции между крупными группами отраслей.

Хозяйственный комплекс страны образует следующие группы отраслей:

- отрасли материального  производства: промышленность, строительство,  сельское хозяйство, торговля, общественное  питание;

- отрасли непроизводственной  сферы: жилищно-коммунальное хозяйство,  бытовое обслуживание, транспорт,  связь и т.п.

- социальное обслуживание  населения: здравоохранение, наука,  культура и искусство, просвещение,  управление, оборона. 

  Различные элементы отраслевой структуры, локализуясь в пространстве, создают хозяйственные комплексы, образующие территориальную структуру экономики. В её основе лежит территориальное разделение труда, базирующееся на природном, демографическом и иных факторах. Территориальная структура представляет собой членение систем народного хозяйства по территориальным единицам, промышленным центрам, узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, так её элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Элементы территориальной структуры имеют разные формы пространственно-планировочной организации. Для районов начального хозяйственного освоения характерны очаговая структура – обособленное расположение отдельных центров производства и населения при сохраняющихся вокруг больших неосвоенных пространствах или разбросанная структура – редкое размещение отдельных пунктов при общем низком уровне территориальной концентрации производства и населения. Районам более активного хозяйственного освоения свойственны разбросанно-узловая структура – равномерное размещение по территории центров и менее освоенных пространств, или агломерационно-узловая структура – размещение городов – центров агломерированных с ними пунктов. Для районов высоко интенсивного освоения территории характерны агломерационная структура – размещение городов – центров и агломерированных с ними пунктов, и мегаполисная структура – слияние городских агломераций на больших пространствах. 

  Элементы территориальной структуры являются самостоятельными системами и при этом весьма многообразными. Закономерности их формирования проявляются в тех признаках, которые характеризуют основные функции систем. По этим признакам территориальные системы можно классифицировать следующим образом:

- интегральные территориальные  системы – экономические районы, административно-территориальные единицы,  территориально-производственные комплексы,  т.е. достаточно большие территории, объединяющие все расположенные  на них взаимосвязанные подсистемы;

- частные территориальные  подсистемы – территории, выделенные  по отраслевой принадлежности (промышленные, агропромышленные, сельскохозяйственные, транспортные, услуги и т.д.) или  функциональному признаку (материального  производства, расселения, природоиспользования и др.). В результате взаимодействия частных подсистемобразуются интегральные территориальные подсистемы;

- региональные системы  – территории, территории характеризующиеся внутренней дифференцированностью производства и разнообразием ресурсов;

- локальные системы –  территории, отличающиеся высокой  концентрацией производства  и населения при ограниченной ресурсной обеспеченности. Локальные системы являются центрами роста и развития регионов, обеспечивающими окружающие территории продуктами  и услугами. Примерами локальных систем являются города. 

  Экономические районы как интегральные территориальные системы объединяют различные функциональные элементы: производственно-экономическую подсистему, социально-экономическую подсистему и эколого-экономическую подсистему. Процесс формирования экономических районов общем виде выглядит следующим образом: отраслевое разделение труда (обособление отраслей, как специализированных видов деятельности), территориальное разделение труда (обособление территорий по видам деятельности), выделение районов как специализированных территориальных частей национальной экономики, интеграция экономики внутри районов (образование комплексных экономических районов). 

 Крупные экономические  районы – макрорайоны – отличаются  большими масштабами производства  и ресурсов, широкой комплексностью  хозяйства и высокой степенью  специализации.  

  Административно-территориальное деление означает строгое очерчивание пространственных границ между административно-территориальными единицами. Они являются объектами территориального управления, в рамках которого жизнедеятельность населения организуется административными органами. Разные административно-территориальные единицы отличаются друг от друга управленческим статусом, который зависит от общего характера государственного устройства и их места в иерархической структуре управления. Административно-территориальное устройство определяется рядом факторов. 

  Социально-экономический фактор означает, что территориальное устройство соответствует социально-экономическим, исторически сложившимся общностям тех или иных территорий.  

  Однако односторонней подчинённости территориального устройства объективным процессам территориального системообразования не существует. Обратная связь заключается в самостоятельном воздействии на эти процессы административных границ. Длительное функционирование систем и структур управления в неизменных границах – очень важный и вполне самостоятельный организационно-управленческий фактор территориального системообразования.

Этнический (национальный) фактор проявляется в определении границ административно-территориальных единиц с учётом сложившихся ареалов  расселения народов России. 

  Роль исторического фактора связана с преемственным характером современного территориального устройства страны.

Значение политического  фактора заключается в создании механизмов укрепления территориальной  целостности государства, развитие системы федерализма и всех его  составляющих.   

 Административно-территориальное  деление страны эволюционирует  по мере развития социально-экономических  связей между регионами, а так  же новых политических приоритетов  в формировании территориальных  сообществ. 

 Существует несколько  видов деления общей территории  России: 

 На макроуровне происходит  деление на две макро-зоны:

1. Европейская зона.

2. Восточная зона. 

 Внутри них начинается  подразделение на экономические  районы. Экономический район обладает  специализацией в территориальном  разделении труда, имеет присущую  только ему структуру хозяйства,  возникшую естественным путем  на основе природных ресурсов.  

 На сегодняшний день  выделяют 11 крупных экономических  районов:

1. Северный.

2. Северо-западный.

3. Центральный.

4. Волго-вятский.

5. Центрально-черноземный.

6. Северокавказский.

7. Уральский.

8. Западносибирский.

9. Восточносибирский.

10. Дальневосточный.

11. Калининградский (иногда включатся в состав Северо-Западного).  

 Чтобы добиться координации  деятельности региональных властей  и повысить эффективность управления  экономическими районами, создано  8 федеральных округов:

1. Центральный.

2. Южный.

3. Приволжский.

4. Уральский.

5. Сибирский.

6. Дальневосточный.

7. Северо-западный.

8. Северо-Кавказский. 

  Следующий уровень деления – в экономических районах выделяются субъекты федерации. На сегодняшний день существует 83 субъектов Российской Федерации.  

  На микроуровне выделяются административно-территориальные образования в составе регионов, как субъектов федерации. Они представляют собой относительно самостоятельные производственно-территориальные объединения с собственной системой управления и собственными закономерностями общественного производства. К этим административно-территориальным образованиям относятся районы в субъекте федерации, города, поселки городского типа и сельские администрации. 

  Существующая на сегодняшний день сетка экономических районов подвергается серьезной критике и требует корректировки в соответствии с практикой районирования и общегосударственными задачами. 

 Выделяются следующие  ее недостатки:

1. Разномасштабность отдельных районов, которые сильно различаются по своему экономическому потенциалу.

2. Недостаточно полно  и последовательно отражение  принципа территориальной специализации.

3. Чрезмерная дифференциация  принципа территориальной специализации:  резко различаются по своей  специализации области, края и  республики, которые объединены  в Поволжский, Западносибирский  и Дальневосточный районы.

4. Чрезмерная дифференциация  районов по наличию экономического  потенциала. 

 В связи с этим  высказывается различные претензии  к существующему административно-территориальному  делению.

По международным стандартам (классификация ООН) Россия относится  к мононациональным государствам, но административно-территориальное деление  было произведено по смешанному национально-территориальному признаку, что привело к существенному  нарушению, во-первых, научных критериев  экономического районирования, а во-вторых, к фактически разному административно-политическому  статусу уже административно-территориальных  единиц. 

 Существует несколько  точек зрения относительно выхода  из сложившейся ситуации:

1. Проведение нового административно-территориального  деления исключительно по экономическому  признаку.

2. Проведение деления  исключительно по территориальному  признаку.

3. Постепенное доведение  политического статуса краев  и областей до уровня республик.  При этом предлагается постепенно  укрупнять территории субъектов  федерации исключительно по экономическому  признаку.

 

2.2. Экономико-географическое положение  Южного округа.

 

Экономико-географическое положение  округа весьма выгодно и своеобразно. Это в значительной степени определяет специализацию региона в территориальном  разделении труда страны и представляет огромный экономический и стратегический интерес для Российской Федерации  в целом. Занимая Предкавказскую горловину и низовья двух крупных рек России — Волги и Дона, регион дает широкий выход сразу к трем морям — Черному, Азовскому и Каспийскому. Это открывает широкие возможности для морских перевозок грузов, как внутри СНГ, так и за его пределами. В этом отношении особенно велико значение Азово-Черноморского бассейна, дающего выход через Босфор и Дарданеллы в Средиземноморье и Мировой океан. Каспийское море представляет собой замкнутый континентальный водоем, не имеющий естественной водной связи с Мировым океаном. Положительным элементом выгодности морского положения Южного федерального округа является и то, что омывающие его моря не замерзают (или замерзают на короткий срок); это обеспечивает регулярные экономические связи, как для самого региона, так и для страны в целом.Наиболее благоприятным приморским положением выделяются Ростовская область и Краснодарский край; к Каспию выходят Астраханская область, Калмыкия и Дагестан. В то же время большинство административных единиц региона не имеют непосредственного выхода к окружающим его морям. Одной из важнейших особенностей экономико-географического положения округа является его относительная компактность — расстояние с запада на восток примерно равно протяженности с севера на юг. Не менее важно и положение в южных широтах Российской Федерации, определяющее широкие возможности развития сельского и рекреационного хозяйства — лучшие, чем в других регионах России.На протяжении нескольких веков регион выполнял функции плацдарма для расширения российских границ в южном направлении и одновременно стратегического форпоста по защите южных границ страны от вражеских вторжений. Постоянная готовность к их отражению обусловила своеобразные формы расселения, этногенеза, хозяйственного освоения территории и развития социально-экономических процессов.Современная специфика экономико-географического положения округа находит свое проявление в пограничном его статусе. С трех сторон он окружен среднеразвитыми в хозяйственном отношении бывшими республиками Советского Союза: Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, а по водным границам соприкасается также с Турцией, Ираном, Туркменистаном, Болгарией и Румынией. Только три из административных единиц региона — Ставропольский край, Адыгея и Калмыкия — не имеют сухопутных государственных границ с зарубежными странами. Важно при этом отметить, что южная граница региона с Грузией и Азербайджаном проходит по весьма труднопреодолимому барьеру в виде Главного Кавказского хребта, создающего серьезные препятствия для связей со странами Закавказья и Юго-Западной Азии в целом.В отличие от южного направления северное отличается весьма удобной транспортной доступностью. Здесь проходит граница с относительно развитыми регионами России — Воронежской областью, Центрально-Черноземным районом и Саратовской областью Поволжья. Таким образом, находясь на периферии Российской Федерации, Южный федеральный округ обладает еще одним благоприятным элементом экономико-географического положения: он расположен на пересечении исключительно важных транспортных магистралей из Центральной России в Закавказье, Турцию, Иран; из украинского Донбасса в Урало-Поволжье и страны Средней Азии; из восточных районов России и Казахстана в порты Черного моря и др.Расположенные в пределах округа низовья судоходных Волги и Дона в совокупности с Волго-Донским каналом являются одним из центральных звеньев в составе крупнейшей внутренней воднотранспортной системы, связывающей между собой Балтийское, Белое, Каспийское, Черное и Азовское моря. Более того, Волго-Дон входит и в так называемое Большое водное кольцо Европы, проходящее по нескольким морям и рекам, включая Дунай, Рейн и соединяющий их канал Дунай—Майн—Рейн. 
Из особенностей политико-географического положения округа можно выделить его расположение на этническом перекрестке, в зоне непосредственных контактов двух крупнейших мировых цивилизаций — мусульманской и христианской, в пределах и вблизи одного из самых напряженных регионов мира с множеством «горячих точек», в числе которых выделяются Чечня, Абхазия, Аджария, Нагорный Карабах, Южная Осетия и другие.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономической географии и регионалистике"