Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:21, контрольная работа
Население. Округ слабо заселен. Средняя плотность населения — менее 9 чел. на км2. Почти все население концентрируется на юго-западе округа. Гор. население составляет 82%. Выделяется Санкт-Петербург (на 2000г. — 4694 тыс. жителей ), численность населения его агломерации — 5 млн. чел., на остальной территории федерального округа крупных городов мало, почти все они — центры субъектов Российской Федерации.
I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов:
а). Состав………………………………………………………………………2
б). Факторы развития (транспортно-географическое положение, оценка природных условий и ресурсов, особенности населения и трудовых ресурсов, уровень развития социальной и производительной инфраструктуры, научно-исследовательская база)………………………………………………………2-4
в). Отраслевая структура экономики федеральных округов и ее особенности…………………………………………………………………….4-5
г). Отраслевая структура промышленности федеральных округов………5-8
д). Территориальная структура хозяйства…………………………………9-11
е). Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………11-12
II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов:
а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)…...........13
б).Приволжский федеральный округ (машиностроение)………………...…14
III. Список литературы…………………………………………………………..15
По
мере продвижения на юг увеличивается
мясная ориентация скотоводства. Продуктивность
крупного рогатого скота в Приволжском
округе — одна из самых низких в стране.
-8-
д). Территориальная структура хозяйства
-Северо-Западный федеральный округ
Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.
Основные районы лесозаготовок концентрируются на европейском севере: Карельская и Коми республики, Архангельская и Вологодская
области. Свыше трети отечественной целлюлозы, бумаги и картона производят предприятия Северо-Запада.
Крупнейшие из них: Сегежский и Кондопогжский целлюлозно-бумажные комбинаты (Республика Карелия), Архангельский и Котласский целлюлозно-бумажные комбинаты (Архангельская область) и Сыктывкарский лесопромышленный комплекс (Республика Коми). Крупными производителями бумаги и картона являются Ленинградская и Калининградская области.
Большую часть улова рыбы обеспечивает европейский север. Здесь
выделяется Мурманск — основная база Северного рыболовецкого флота. Менее крупный центр рыбной промышленности — Архангельск. В Балтийском бассейне и по улову рыбы и по ее переработке лидирует Калининград.
В
морском грузообороте России особо велика
роль портов Балтийского моря. Здесь расположены
крупнейший в стране морской торговый
порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом
в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский
порт. Значительно уступает им порт Выборга,
вместе со своим аванпортом в Высоцке.
На европейском севере выделяются: Мурманский
и Архангельский порты.
-9-
Округ делится на два существенно отличающихся друг от друга района: Северо-Запад в составе Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Псковской и Калининградской областей и европейский север — вся остальная территория.
Северо-Запад — район обрабатывающей промышленности с крупным научным потенциалом и большой ролью морского транспорта. Во всех сферах его функционирования велика роль Санкт-Петербурга.
Европейский север — типично ресурсный район с добычей и первичной переработкой топлива, руд черных и цветных металлов, других
видов сырья, крупными предприятиями черной и цветной металлургии, отраслями лесного комплекса, химической и рыбной промышленности. Развит морской транспорт. На территории республики Коми и Ненецкого автономного округа формируется Тимано-Печорский ТПК, основу которого составляют отрасли ТЭК.
-Приволжский федеральный округ
Головные предприятия машиностроения и металлообрабатывающей промышленности размещены в Самаре, Казани, Нижнем Новгороде, Саратове, Уфе, Кумертау, Перми и Воткинске. А их многочисленные смежники рассредоточены по всей территории округа.
ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:
* ГАЗ (Нижний Новгород);
* ВАЗ (Тольятти);
* КАМАЗ (Набережные Челны);
* УАЗ (Ульяновск);
*
производство легковых
* производство троллейбусов (Энгельс — Саратовская область);
*
производство автобусов (
-10-
Нижний Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.
Специализирующее значение имеет и производство оборудования для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и химии органического синтеза. Размещение этих производств в значительной мере приближено к крупнейшим городам округа и областным центрам (Самара, Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов).
Добыча
нефти главным образом
Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы находятся на Волге и ее притоках: в Самаре, Новокуйбышевске, Перми, Уфе, Салавате, Саратове, Кстово (Нижегородская область).
Крупнейшие
районы предприятий химии
Цветная металлургия в основном расположена в Предуралье.
В
округе функционируют три крупнейших
цел-бум. комбината. Балахнинский (Нижегородский
промышленный район), Пермский и Красновишерский
(Пермский край). В сумме они производят
около четверти отечественной бумаги
и картона.
е). Проблемы и перспективы развития отрасли
-Северо-Западный
федеральный округ
-11-
В настоящее время значительная часть российских грузов из-за нехватки мощностей отечественных морских портов перерабатывается в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи с чем важной задачей развития отечественного морского транспорта является: форсирование расширения мощностей российских морских портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград, Выборг, Высоцк) и строительство новых крупных портов в Усть-Луге и Приморске (Ленинградская область).
-Приволжский федеральный округ
Рост мощностей нефтеперабатывающих предприятий в бассейне Волги ограничивает неблагоприятная экологическая ситуация: уровень загрязнения Волги стоками промышленности, сельского хозяйства, городских поселений очень высок, а нефтеперерабатывающая промышленность - один из основных загрязнителей водного бассейна.
Наращивание мощности предприятий цветной металлургии весьма проблематично в связи с:
*
напряженным топливно-
* ограниченностью сырьевой базы медной промышленности;
*
сложной экологической
Рост
производства продукции целлюлозно-бумажная
промышленности в ПФО ограничен возможностями
местной лесосырьевой базы и экологическим
состоянием Волги и ее притоков.
II.
Характеристика важнейших
отраслей Северо-Западного
и
-12-
Приволжского
федеральных округов.
а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)
С-З ФО — лидер отечественного морского судостроения. Здесь производятся все типы морских судов для отечественного торгового и Военно-морского флота. Велика и экспортная квота (доля в стоимостном выражении продукции отрасли, идущей на экспорт) отрасли. Самым крупным центром морского судостроения округа и всей России является Санкт-Петербург. Из других крупных центров морского судостроения и судоремонта выделяются: Калининград, Выборг, Северодвинск, Архангельск и Мурманск.
Морской транспорт. Морские порты Северо-Запада перерабатывают более половины грузов, вывозящихся и ввозящихся морским транспортом. Особенно велика в морском грузообороте России роль портов Балтийского моря. Здесь расположены крупнейший в стране морской торговый порт Санкт-Петербурга, с грузооборотом в 30 млн. т, и незамерзающий Калининградский порт. Значительно уступает им порт Выборга, вместе со своим аванпортом в Высоцке. На европейском севере выделяются: Мурманский и Архангельский порты.
В
настоящее время значительная часть
российских грузов из-за нехватки мощностей
отечественных морских портов перерабатывается
в странах Балтии и Финляндии. Ежегодно
на этом Россия теряет более $1 млрд. В связи
с чем важной задачей развития отечественного
морского транспорта является: форсирование
расширения мощностей российских морских
портов на Балтике (Санкт-Петербург, Калининград,
Выборг, Высоцк) и строительство новых
крупных портов в Усть-Луге и Приморске
(Ленинградская область).
-13-
б). Приволжский федеральный округ (машиностроение)
Машиностроение
и металлообрабатывающая
ПФО производит более 4/5 продукции автомобилестроения России. Крупнейшие заводы этой отрасли:
* ГАЗ (Нижний Новгород);
* ВАЗ (Тольятти);
* КАМАЗ (Набережные Челны);
* УАЗ (Ульяновск);
*
производство легковых
* производство троллейбусов (Энгельс — Саратовская область);
* производство автобусов (Павлово — Нижегородская область).
Нижний Новгород — старейший и крупнейший в России центр речного судостроения.
Специализирующее
значение имеет и производство оборудования
для нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей
промышленности и химии органического
синтеза. Размещение этих производств
в значительной мере приближено к крупнейшим
городам округа и областным центрам (Самара,
Казань, Нижний Новгород, Уфа, Пермь, Саратов).
-14-
Содержание.
I. Сравнительная характеристика Северо-Западного и Приволжского федерального округов:
а). Состав………………………………………………………………
б). Факторы
развития (транспортно-географическое
положение, оценка природных
в). Отраслевая
структура экономики федеральных округов
и ее
особенности…………………………………………………
г). Отраслевая структура промышленности федеральных округов………5-8
д). Территориальная структура хозяйства…………………………………9-11
е). Проблемы и перспективы развития отрасли…………………………11-12
II. Характеристика важнейших отраслей Северо-Западного и Приволжского федеральных округов:
а). Северо-Западный федеральный округ (морское судостроение)…...........13
б).Приволжский федеральный округ (машиностроение)………………...…14
III. Список
литературы……………………………………………………
Информация о работе Контрольная работа по «Экономическая география»