Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 12:27, реферат
Карта дает нам четкое представление о том, что Турция является «стражем» Европы, бастионом, защищающим ее от «вторжения» с Востока. На протяжении тысячелетий она разделяла два континента. Свыше 95% территории страны – это азиатская Турция, обширное нагорье, протянувшееся по оси Восток-Запад между двумя внутренними морями. А «конус» европейской зоны – это последний отрог Балкан. Таким образом, будучи расположенной между Средиземным и Черным морями, Турция ассимилировала множество различных культур, пережила исторические катаклизмы, изменившие судьбы многих народов, и обрела сознание того, что она великая страна.
«Визитная карточка»………………………………………………………………стр. 3
Введение………………………………………………………………………………стр. 4
Экономико- и политико-географическое положение………………………стр. 5
Географическое положение…………………………………………………………………стр. 5
Пограничные страны и уровень их экономического развития……………………….стр. 5
Морские границы и их значение для хозяйственной деятельности страны……...стр. 6
Исторический очерк………………………………………………………………стр. 8
Природные условия и ресурсы……………………………………………………стр. 9
Водные ресурсы…………………………………………………………………………………….стр. 9
Геологическое строение и полезные ископаемые…………………………………………..стр. 9
Население……………………………………………………………………………стр. 10
Общая характеристика хозяйства……………………………………………стр. 12
Сельское хозяйство……………………………………………………………………………..стр. 14
Животноводство………………………………………………………………………………..стр. 15
Рыбное хозяйство……………………………………………………………………………….стр. 15
Лесное хозяйство……………………………………………………………………………….стр. 16
География промышленности…………………………………………………стр. 16
Промышленность и инфраструктура……………………………………………………..стр. 16
География транспорта…………………………………………………………стр. 18
Железнодорожный транспорт…………………………………………………………….. стр. 18
Воздушный транспорт………………………………………………………………………..стр. 18
Трубопроводный транспорт…………………………………………………………………стр. 19
Связь………………………………………………………………………………………………стр. 19
Внешнеэкономические связи…………………………………………………стр. 19
Туризм……………………………………………………………………………………………стр. 22
Экономическое районирование.................................................................стр. 22
Турецкая кухня……………………………………………………………………стр. 23
Религия в Турции. Ислам………………………………………………………стр. 24
Традиции……………………………………………………………………………стр. 30
Заключение…………………………………………………………………………стр. 30
Список использованной литературы…………………………………………стр. 31
Обрядовой стороне мусульманство придает первостепенное значение: пятикратный намаз, пост и хадж входят в число основных принципов, "пяти столпов" ислама. К ним причисляют главный догмат веру в единого Аллаха и благотворительную милостыню - "зекят". У ислама много предписаний - запрет на изображение людей и животных, на употребление алкогольных напитков, запрет на азартные игры. Однако в настоящее время эти запреты практически не соблюдаются.
Строго соблюдаются теперь только два предписания - запрет на употребление в пищу свинины и обряд обрезания. Турки совершают обрезание мальчику чаще всего в возрасте 7-12 лет. Обычно это делают в августе или начале сентября. Обрезанию предшествует стрижка головы проверка знаний основных молитв. Мальчика наряжают в красивый костюм с лентой через плечо, на которой написано арабское изречение "машалла" - "Да хранит Бог!", сажают на коня, верблюда или повозку и везут торжественно к сюннетчи - специалисту, совершающему процедуру обрезания. Обрезание - большой семейный праздник. Родители и гости дарят виновнику торжества подарки. У турок и у турецких курдов в обряде обрезания обязательно участвует восприемник, взрослый мужчина, сходный с крестным отцом у христиан. Он называется "кивре". Его обязанность опекать до совершеннолетия молодого мусульманина, наставлять на путь истинный. Накануне обрезания мальчику внушают: ты уже мужчина, сильный и храбрый, должен быть мужественным, не бояться боли. Надолго запоминается и праздничность обряда.
Большой эмоциональный эффект имеют обрядовые богослужения, совершаемые по пятницам и праздникам в мечетях, где играет роль не только психический настрой масс, но и архитектура храма, и непонятный, а оттого таинственный язык Корана.
Мусульманин должен регулярно, пять раз в сутки совершать молитву - намаз: на рассвете, в полдень, во второй половине дня, после захода солнца и в начале ночи. У мусульман в час молитвы раздается пение муэдзина. Выйдя на балкончик минарета, муэдзин читает нараспев арабские стихи эзана - призыва к молитве: "Аллах велик! Иного бога нет! И возвестил об этом Магомет. Вставайте на молитву, спешите же к спасенью. Намаз полезней сна". Стихи повторяются несколько раз и заканчиваются словами: "Нет иного божества, кроме Аллаха".
Перед намазом обязательно омовение. Во дворе большой мечети стоит ша-дырван - шатровое сооружение, к которому подведена вода. "Когда встаете на молитву, мойте лица, обмывайте руки до локтей и ноги до щиколоток, обтирайте голову",- сказано в Коране. Ислам ратует за чистоту. "Чистота - половина веры",- эти слова приписывают Мухаммеду. Омовение необходимо не только после физического загрязнения. Оно требуется и после прикосновения к гяуру - "неверному", после пребывания в стране неверных.
Намаз предписывается совершать на особом молитвенном коврике. Носить с собой такой коврик обременительно, и около мечетей можно видеть мальчишек, продающих большие листы оберточной бумаги - коврики "одноразового пользования". В настоящее время в Турции, особенно в крупных городах, мало кто обращает внимание на призывы к молитве. Ритм городов внес свои исправления в распорядок намаза. Число их обычно сокращают до двух - утреннего и вечернего.
Раньше считалось, что каждый совершеннолетний мусульманин, если он здоров и обеспечен материально, обязан совершить хадж - паломничество в Мекку. Хадж совершают во время двенадцатого месяца мусульманского календаря - зильхидже. В Турции выделялись деньги для совершения паломничества. После реформ Кемаля, отделивших ислам от государства, выдача средств на эти цели была запрещена, но в 1948 г. этот запрет был снят. Тем не менее не все турки одобряют такой расход государственных денег.
Раз в год Мусульманин должен поститься. Мусульманский пост своеобразен: целый день нельзя ни есть, ни пить, ни курить. Требуется воздержаться от всего, что может доставить удовольствие. В темное время суток пост прерывается: снова можно есть, пить, курить, пока не рассветет. Сам пост по-турецки называется оруч, от согдийского слова "руч" (день), но иногда его называют рамазаном (рамадан). Вечером об окончании дневного воздержания оповещают по радио и телевидению: вечерний эзан транслируется по всем каналам. Иногда, по старой традиции, в провинциальных городках об этом возвещает выстрел пушки. Начинается вечернее разговение - ифтар. Все, кто постится, заняты в это время едой. Улицы пустеют. Общий стол устраивают группы родственников, соседей, знакомых. В городах вечера рамазана чем-то похожи на новогоднюю ночь. С наступлением темноты вспыхивает иллюминация. Она тянется между минаретами над куполами мечетей, образует световые надписи. Последние дни рамазана посвящены генеральной уборке в жилых домах, учреждениях, общественных зданиях. Всюду идет стирка белья, моют полы, красят стены домов, убирают мусор с улиц и площадей. Собственно, это уже начинается подготовка к трехдневному празднику разговения, которым завершается месячный пост. Все дни религиозного праздника признаны государством нерабочими. Характерная черта праздника - обмен подарками, покупка обновок и поедание всевозможных сладостей: конфет, засахаренных фруктов, сладких пирожков, пекмезома (виноградный сок, вываренный до густоты меда).
По-турецки праздник разговения зовется шекер-байрам (сахарный, т.е. сладкий праздник). В дни шекер-байрама идет обмен поздравлениями и визитами. Домашняя прислуга, лифтеры, официанты рано утром поздравляют своих хозяев, подчиненные наносят визиты своим начальникам и обязательно дарят подарки. В последний день праздника семьями посещают кладбище, возлагают венки и раздают милостыню нищим.
А через два месяца и десять дней после начала рамазана наступает главный праздник мусульман - курбан-байрам (праздник жертвоприношения). Он длится четыре дня. Все эти дни также нерабочие. Накануне курбан-байрама города заполняют стада овец. Рога их покрыты позолотой и обвиты лентами. Шкуры размалеваны красками. Их продают в специально отведенных местах. Дюжие хамалы-носильщики, взвалив на спину баранов, тащат их через весь город к покупателю. Во время курбан-байрама по всей стране забивают около полумиллиона животных. В первый день праздника блестят острозаточенные ножи. Часть мяса полагается раздать беднякам или устроить обильное угощение для соседей и знакомых.
Как и другие мировые религии, ислам распался на несколько течений и около семидесяти сект при четвертом преемнике Мухаммеда - халифе Али, избрание которого не было единогласным. Против него выступил влиятельный наместник Сирии Муавия. Группировка Али потерпела поражение. Его последователи, получившие название "шиа" (сторонники), основали новое направление ислама - шиизм. Остальные мусульмане стали именоваться суннитами от слова "сунна", которым обозначают священные предания о Мухаммеде.
Основополагающие принципы исламских догматов и культа в суннизме, шиизме и многочисленных сектах почти не подверглись изменениям. Различия коснулись второстепенных положений, выразились в нюансах их толкования, а главное , были добавлены новые элементы в догматику и культовую практику. Кроме общемусульманских, у шиитов есть свои праздники (например, дань, когда, согласно одному ахбару, Мухаммед признал Али своим преемником), свои памятные даты (дни траура по Али и его сыну Хюсейну), свои места паломничества.
В Турции подавляющее большинство мусульман составляют сунниты, шиизм исповедуют только 5-6 млн. человек, их в Турции называют "алеви", т.е. последователями Али - это отдельные группы турок на востоке страны, часть курдов некоторые племена юрюков и туркмен, еще не слившиеся с основной массой турецкого населения.
В Османской империи ислам играл решающую роль, поддерживая солидарность между различными мусульманскими элементами и определяя этическую и правовую структуру жизни ее подданных. Османское государство управлялось султаном, который стал "халифом", т. е. главой всего исламского мира, после турецкого завоевания Египта в XVI в. При Османах исламские ученые, известные под названием "улема", были обязаны соблюдать и распространять мусульманскую веру Они обеспечивали следование религиозным догмам, проводя в жизнь "шариат" - свод религиозных, бытовых правил и юридических норм, основанных на Коране. Они обучали религиозным дисциплинам, управляли мечетями и школами и контролировали суды. Исламское образование давалось в низших школах (мектебы) при мечетях, в медресе (духовное училище) и в высших институтах теологии.
Главный вклад в ислам турки сделали в области суфизма, мистико-аскетического направления в исламе. Каждый суфийский "тарикат" (секта, или дервишский орден) пытался найти путь к мистическому единению человека с Богом.
На ритуал этих их сект оказала влияние такая доисламская шаманская практика, как танцы и музыка, вызывавшие мощные вспышки экстаза у участников мистических церемоний айин. Ортодоксальные мусульмане такие обряды считали проявлениями ереси.
В османское время у суфийских сект были текке, или обители, соответствовавшие христианским монастырям. Каждый дервишский орден возглавлялся шейхом, религиозным наставником. Те, кто поступал в дервишские ордены, назывались мюридами и прикреплялись к полноправным дервишам.
Члены ордена были обязаны жить в набожности и бедности, воздерживаясь от материальных благ и существуя на зекат, милостыню, во время своих поисков достижения спасения. Главным центром поклонения была тюрбе - усыпальница основателя ордена, который считался эвлия - святым.
Два важных суфийских ордена, которые появились на раннем этапе турецкой истории и до сих пор пользуются популярностью, - Мевлеви и Бекташи.
Орден крутящихся дервишей Мевлеви представляет собой мистическую группу, члены которой являются последователями великого персоязычного поэта Мевляны, или Джалаледдина Руми (1207- 73). Орден базировался в Центральной Турции, в городе Конья, в котором и погребен его основатель.
Последователи Мевлеви ежегодно в декабре проводят фестиваль, посвященный памяти основателя ордена, и это одно из главных туристических зрелищ. Во время религиозной церемонии крутящиеся дервиши одеты в развевающиеся белые платья и конические шляпы. Они вертятся под ровный ритм барабанов и звуки мистической музыки, представляя смерть и окончательное соединение Мевляны с Аллахом.
Орден Мевлеви находит последователей среди городской интеллигенции и представителей правящих классов в отличие от сельского населения, которое предпочитает членство в других сектах.
Члены ордена Бекташи были последователями мусульманского мистика Хаджи Бекташи Вели (1209-71). Орден базировался в Центральной Турции, в вилайете Кыршехир, в городе Хаджибекташ, в котором похоронен его основатель. После того как тарикат объявил Али полноправным наследником Мухаммеда в качестве халифа, движение стало пользоваться большой Популярностью у турецких шиитов, или влавитов, считавших Хаджи Бекташи Вели одним из своих великих лидеров. Орден Векташи воспринял много немусульманских обрядов, включая крещение. Их дервиши были ответственны за обращение Христианского населения деревень Анатолии и Балкан в исламскую веру. Долгое Время орден был связан с корпусом янычар, элитной частью османской армии, воины которой ранее были христианами. Орден Прекратил существование на территории Турции в 1925 г., когда парламент принял закон о ликвидации дервишских орденов и закрытии дервишских обителей.
Ортодоксальные турецкие исламские богословы восприняли взгляды персидского богослова XI в. Мухаммеда аль-Газали, который писал преимущественно по-арабски и отвергал утверждения, будто научное знание не соответствует исламской доктрине. В результате этого многие турки обрели славу в науке, особенно в астрономии, медицине и математике.
Тypoк Кадизаде Муса-паша в XV в. основал обсерваторию в Самарканде и написал комментарии к Евклиду. Ученый-медик Ибн Сина, живший в Средней Азии и Иране (980-1037), открыл заразность туберкулеза и описал в своем медицинском трактате " Канон врачебной науки", переведенном на латинский язык, 670 лекарств. Турок аль-Фа-раби, живший в Багдаде, Алеппо, Дамаске, в своих сочинениях синтезировал идеи Аристотеля, Платона" и суфизма.
Следует отметить, что турки руководствуются при определении гражданства правом почвы и считают турками всех, кто жил на территориях, подвластных не только им, но и другим тюркоязычным народам, даже если завоевание произошло через много веков после смерти того или иного деятеля, как в случае с аль-Фараби.
Во время упадка империи улемов (мусульманские богословы) захватила широко распространившаяся коррупция. В то же время духовенство изолировалось от интеллектуальных и культурных перемен и оказалось полностью закрытым для прогресса. Научные и технологические достижения для мусульманскою духовенства стали нечистыми и чуждыми идеями. Иллюстрирует этот интеллектуальный застой закрытие в 1580 г. султаном Мурадом III обсерватории в Стамбуле, поскольку, по словам Шейх-уль ислама (высшее духовное лицо в Османской империи), астрономы "настолько дерзки, что пытались выведать секреты мироздания", и известные только Аллаху.
В то время, когда Европа пережила Реформацию и делала гигантские успехи в науках и промышленности, Османская империя погрязала в невежестве под предводительством косного духовенства, которое цеплялось за средневековые исламские идеи.
Когда Кемаль Ататюрк пришел к власти, он все это изменил. Он отменил султанат и халифат и заменил шариат гражданским, торговым и уголовным кодексами, скопированными со швейцарского, французского и итальянского.
В современной Турецкой республике, например, религиозные школы тщательно контролируются министерством образования. Религиозные лидеры, такие, как имамы, являются оплачиваемыми государственными служащими - мера, призванная ограничить их влияние.
А новые мечети все чаще строятся с минаретами без внутренней лесенки, по которой муэдзин поднимается на поясной балкончик, чтобы пропеть свой призыв. Прогресс берет свое, и муэдзина заменяет магнитофон с записью эзана. В былые времена строительство лесенки внутри минарета считалось особым искусством. В XVI в. турецкий зодчий Синан построил в стамбульской мечети Сулейманийе минарет с двумя внутренними лесенками, да так, что муэдзины, поднимаясь по ним, каждый на свой балкончик, никогда не встречались друг с другом.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Турции