Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа

Описание работы

Народнохозяйственный комплекс Северного Кавказа развивается под воздействием совокупности взаимодействующих факторов, определяющих локальные особенности его производственных сил. К ним относятся природные условия, наличие и структура минеральных и трудовых ресурсов.

Цель данной работы – привести характеристику Северо – Кавказского экономического района.

Работа содержит 1 файл

в инет.docx

— 55.07 Кб (Скачать)

   Ведущие позиции в стране Северный Кавказ занимает по производству электровозов (Новочеркасск). В г. Шахты действует  завод электротранспортного машиностроения. Район специализируется также на развитии энергетического машиностроения: завод «Атоммаш» в Волгодонске  производит оборудование для АЭС, в Таганроге производят паровые котлы и намечают выпускать теплообменное оборудование для атомных электростанций. В районе продолжает развиваться авиастроение (Таганрогский научно-технический комплекс выпускает гидросамолеты, самолеты-амфибии и др.). С 1995 г. на Северном Кавказе появилось собственное автомобилестроение (Ростов-на-Дону и Таганрог): здесь было налажено производство корейской «Дэу Нексия». В настоящее время сборка этих автомобилей прекращена, и ФПГ «Донинвест» готовится к запуску в производство новых моделей легковых автомобилей, в частности класса «Нива».

  В Ростовской области сосредоточено также производство кузнечнопрессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования для лесной промышленности, приборостроение, транспортное машиностроение. Ставропольский край выделяется производством промышленной арматуры, Чечня и Ингушетия — оборудования для нефтегазовой промышленности. В Кабардино-Балкарии налажен выпуск продукции инструментальной промышленности и приборостроения. В промышленных центрах Северного Кавказа выпускают также технологическое оборудование для пищевой промышленности, измерительные приборы, бытовую технику, изделия радио- и электротехнической промышленности. Предприятия используют сталь и прокат, поступающий с металлургических заводов Сулина и Таганрога.

  В настоящее время машиностроение неполно обеспечивает своей продукцией отрасли специализации района. Старение производственных фондов снижает эффективность производства и сказывается на качестве выпускаемой продукции, делает ее менее конкурентоспособной. 

  5.4.  Цветная металлургия. 

Цветная металлургия на Северном Кавказе  представлена прежде всего предприятиями вольфрамо-молибденовой, свиицово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. В Кабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, в Северной Осетии — владикавказский завод «Электроцинк», использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощности металлургических, предприятий используют незначительно. Нужна надежная сырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведки новых месторождений полиметаллических руд и освоения методов, повышающих коэффициент извлечения руды из породы.

   В Карачаево-Черкесии и Краснодарском  крае ведут добычу и обогащение медных руд. 

   5.5.  Химическая промышленность. 

На основе использования нефтегазового сырья  развилась химическая промышленность. В 60-х годах XX в. были построены Невинномысский азотно-туковый (ПО «Азот») и Волгодонский химический комбинаты, Прикумский завод пластмасс, в Белореченске — завод по производству сложных удобрений. В районе может быть налажено производство карбонатных и сульфатных удобрений на базе местного сырья (залежи каменной соли, месторождения известняков и гипсов). 

5.6. Промышленность строительных  материалов. 

Промышленность  строительных материалов ориентируется на местное сырье. Представлена цементными заводами Новороссийска и Карачаево-Черкесии, Ростовским заводом минераловатных плит, Шпаковским заводом крупнопанельного домостроения и другими предприятиями. В Северной Осетии и Дагестане развита стекольная промышленность. 
 
 
 

5.7. Транспортная инфраструктура. 

    Северный  Кавказ характеризуется высоким  уровнем транспортной освоенности  территории. Высокое место в перевозках принадлежит железнодорожному транспорту. Протяженность железнодорожной  сети – 6,3 тыс. км, более 50% электрифицировано. Главными транспортными магистралями являются Миллерово – Ростов-на-Дону – Армавир – Гудермес – Махачкала  – Баку и Волгоград – Сальск – Краснодар – Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них  отходят линии в Поволжье, Закавказье, Украину.

    Основную   массу (85%) внутрирайонных перевозок  грузов и пассажиров выполняет автомобильный  транспорт. Протяженность автодорог  с твердым покрытием – свыше 28 тыс. км. Наиболее густая автотранспортная сеть в Причерноморье, на Кубани и  в западных районах Ростовской области. Связи с Закавказьем осуществляются по Военно-Грузинской дороге, а также  по автомагистрали Краснодар – Новороссийск – Туапсе – Сочи – Сухуми. Ростовскую область пересекают автомагистраль «Дон», параллельный ей железнодорожный путь Москва - Ростов – Кавказ.

Международный аэропорт, расположенный в г. Ростове-на-Дону, осуществляет рейсы как по внутренним маршрутам (85 - в пределах России и  СНГ), так и по международным авиалиниям, в том числе в такие страны, как Финляндия, Германия, Турция, Объединённые Арабские Эмираты, Чехия, Словакия, Югославия, Болгария и др.

    Велико  значение водного транспорта. Протяженность  речных судоходных путей составляет 1,6 тыс. км. В СКЭР протекает 12 крупных  рек, из которых Дон, Северский донец, Кубань, Западный Маныч судоходны. Период навигации длится от 230 до 25 дней в  году. Большую работу по транспортировке  грузов выполняют порт в Ростове-на-Дону и Волго-Донский канал.

    Морские пути по Черному, Азовскому и Каспийскому  морям обеспечивают не только внутрирайонные, но и внешнеторговые связи СКЭР.

    В транспортной системе СКЭР имеется  ряд серьезных проблем: трудности в обеспечении железнодорожных транзитных перевозок, чрезмерная нагрузка на железнодорожный транспорт, слабое развитие обслуживающего хозяйства и др. Радикально решить транспортные проблемы можно путем строительства новой железной дороги на востоке района, а также создания третьих и четвертых путей на Северо-Кавказской железной дороге и организации высокоскоростной пассажирской линии Центр - Ростов-на-Дону - Черноморское побережье Кавказа. 

6. Перспективы развития и размещения производства на территории Северо-Кавказского экономического района. 
 

  В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения. В 2004 г., согласно утвержденному проекту, должен вступить в строй магистральный газопровод «Голубой поток», по которому будут передавать природный газ Западной Сибири в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской области и Краснодарского края, газопровод улучшит энергообеспеченность и Северного Кавказа. Предполагают повысить эффективность  передачи  западносибирской  нефти,   поступающей   на Северный Кавказ по нефтепроводу Суходольная — Лисичанск — Родиновка — Новороссийск. Поскольку цены на нефть существенно возрастают в связи с необходимостью уплаты тарифов за ее транзит рассматривают проект строительства нефтепровода Суходольная — Родионовка  в обход территории Украины.

  В перспективе в экономике Северо-Кавказского  района ожидает уменьшение доли тяжелого машиностроения, химии и нефтехимии. Вместе с тем получат развитие автомобилестроение и самолетостроение, производство оборудования для аграрного сектора, отраслей пищевой и перерабатывающей  промышленности,  индустрии строительных материалов; в Таганроге будут производить теплообменное оборудование для атомных электростанций, предполагается развитие базы электроэнергетики:  намечено  строительство Зарамагской ГЭС в  Северной Осети, Нижне-Терекского каскада ГЭС в Кабардино-Балкарии, Ирганайской ГЭС в Дагестане, Ачалукской ГЭС в Ингушетии, тепловой электростанции в Карачаево-Черкесии, предусмотрена реконструкция Каменской ТЭЦ в Ростовской области; обсуждается проблема ввода в действие Ростовской АЭС. В республике Дагестан возможно освоение новых нефтяных месторождений «Инчхе-море» и Дмитриевского и создание собственных мощностей по нефтепереработке. В Ростовской области намечено произвести реструктуризацию угольной промышленности: выделить наиболее эффективные шахты на самостоятельный баланс, закрыть убыточные шахты и создать новые рабочие места в угольных городах.

  Будут создавать новые мощности по производству сахара в Краснодарском и Ставропольском краях, Ростовской области, Карачаево-Черкесии   и Адыгее.

  Большие изменения произойдут в морском  транспорте Северного Кавказа. В  настоящее время принята программа  развития российских портов на Черном море. Она рассчитана на увеличение грузооборота до 145-150 млн.т в год. Кроме значительного увеличения территории и мощностей действующих портов, намечено новое строительство в Геленджике, на Таманском полуострове и в Керченском проливе.

  Важнейшей задачей остается повышение эффективности  работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование  сельскохозяйственной специализации  каждой части района с учетом природных  и климатических условий, укрепление производственной базы сельского хозяйства  и кормовой базы животноводства. Необходимо увеличивать число фермерских хозяйств.

  Нестабильность  социально-политической обстановки последних  лет привела к спаду развития реакционной сферы, включая и  туризм, и отдых. Учитывая уникальность природных рекреационных ресурсов Северного Кавказа, необходимо сделать все возможное для его восстановления и дальнейшего развития.

  Социально-политическая обстановка на Северном Кавказе продолжает оставаться сложной. Основой имеющихся  здесь проблем, в том числе  национальных, являются тяжелое социально-экономическое  положение в некоторых республиках, бедность населения, депрессивность экономики. Для решения политических и национальных проблем необходимо принятие срочных мер, направленных на оздоровление в районе экономической ситуации, решение проблемы безработицы, повышение уровня доходов населения, развитие рыночных рычагов и стимулов. 

7. Экологические условия размещения производства на территории Северо-Кавказского экономического района.

     Одной из важнейших проблем Северного  Кавказа является ухудшающееся состояние  окружающей среды. Этому процессу в  немалой степени способствуют интенсивная  добыча полезных ископаемых, а также  специфические природные условия  горного региона.

     Горнодобывающие и перерабатывающие предприятия  региона работают в условиях ограниченного  количества земельных площадей, сложного рельефа, специфических водного  и воздушного режимов. Данные факторы  приводят к тому, что места деятельности промышленных предприятий, проживания населения и ведения сельского  хозяйства находятся в непосредственной близости друг от друга и подвержены сильному взаимовлиянию. Кроме того, горный рельеф в значительной мере препятствует самоочищению атмосферы  и водной среды, что приводит к  усилению воздействия добывающих и  перерабатывающих процессов на людей  и экосистемы.

     Особенности рельефа и сложные формы залегания  рудных тел обуславливают высокий  уровень нарушения земель при  ведении горных работ. Многие годы добыча полезных ископаемых в регионе была направлена преимущественно на извлечение наиболее богатых рудных залежей, что  привело к необоснованным для будущих поколений потерям полезных ископаемых. Практически до настоящего времени при разработке месторождений Северного Кавказа предприятия руководствовались только экономическими соображениями.

     Опыт  развития человеческой цивилизации  показывает, что беспощадная эксплуатация природных ресурсов, направленная на получение сиюминутной выгоды, в  конечном счете, себя не оправдывает.   Наиболее приемлемым путем решения  экологической проблемы Северного  Кавказа является применение технологий добычи полезных ископаемых, позволяющих  снизить потребление природных  ресурсов и воздействие на окружающую среду. В настоящее время уже  разработаны технологии добычи, позволяющие  достичь определенных результатов  в данной области. Решение о внедрении  новых, природосберегающих технологий должно приниматься на основе их детальной  оценки по совокупности экономических, экологических и иных факторов, имеющих  значение для промышленности региона, его населения и экологических  систем.

         Помимо этого в районе требуют  своего решения такие экологические  проблемы, как: загрязнение акваторий  морей Черного, Азовского и  Каспийского, истощение рыбных  ресурсов, деградация естественных  кормовых угодий, вторичное засоление  и дефляция почв и нарушение  режима особо охраняемых территорий. 
 

Заключение.

    По  уровню экономического развития Северный Кавказ занимает последнее место, имея всего 47% душевого производства ВВП  от среднероссийского.

    Уровень жизни населения невысок, все  отрасли социальной сферы находятся  в упадке. Тяжелая социально-экономическая  обстановка задерживает реформирование экономики, хотя должна подталкивать к  ускорению.

    По  уровню развития рыночной инфраструктуры район относится к преуспевающим. Здесь размещается почти 1/8 российских коммерческих банков. Здесь хорошие  условия и для высокодоходного  государственного предпринимательства.

В перспективе, Северо-Кавказский район может увеличить  прием отдыхающих, лечащихся и  туристов в 10 раз. Это позволит превратить рекреационное хозяйство района в одну из  основных отраслей экономики.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района