Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:09, курсовая работа
Народнохозяйственный комплекс Северного Кавказа развивается под воздействием совокупности взаимодействующих факторов, определяющих локальные особенности его производственных сил. К ним относятся природные условия, наличие и структура минеральных и трудовых ресурсов.
Цель данной работы – привести характеристику Северо – Кавказского экономического района.
Ведущие
позиции в стране Северный Кавказ
занимает по производству электровозов
(Новочеркасск). В г. Шахты действует
завод электротранспортного машиностроения.
Район специализируется также на
развитии энергетического
В Ростовской области сосредоточено также производство кузнечнопрессового и горно-шахтного оборудования, а в Краснодарском крае развиты производство оборудования для лесной промышленности, приборостроение, транспортное машиностроение. Ставропольский край выделяется производством промышленной арматуры, Чечня и Ингушетия — оборудования для нефтегазовой промышленности. В Кабардино-Балкарии налажен выпуск продукции инструментальной промышленности и приборостроения. В промышленных центрах Северного Кавказа выпускают также технологическое оборудование для пищевой промышленности, измерительные приборы, бытовую технику, изделия радио- и электротехнической промышленности. Предприятия используют сталь и прокат, поступающий с металлургических заводов Сулина и Таганрога.
В
настоящее время машиностроение
неполно обеспечивает своей продукцией
отрасли специализации района. Старение
производственных фондов снижает эффективность
производства и сказывается на качестве
выпускаемой продукции, делает ее менее
конкурентоспособной.
5.4.
Цветная металлургия.
Цветная металлургия на Северном Кавказе представлена прежде всего предприятиями вольфрамо-молибденовой, свиицово-цинковой, медной и ртутной промышленности. Они размещаются у источников сырья и электроэнергии. В Кабардино-Балкарии работает Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат, в Северной Осетии — владикавказский завод «Электроцинк», использующий руды Садонского и Эльбрусского месторождений, содержащие более 20 элементов, представляющих промышленную ценность. В настоящее время мощности металлургических, предприятий используют незначительно. Нужна надежная сырьевая база, позволяющая загрузить их, что требует продолжения поиска и разведки новых месторождений полиметаллических руд и освоения методов, повышающих коэффициент извлечения руды из породы.
В
Карачаево-Черкесии и Краснодарском
крае ведут добычу и обогащение медных
руд.
5.5.
Химическая промышленность.
На основе
использования нефтегазового
5.6.
Промышленность строительных
материалов.
Промышленность
строительных материалов ориентируется
на местное сырье. Представлена цементными
заводами Новороссийска и Карачаево-Черкесии,
Ростовским заводом минераловатных плит,
Шпаковским заводом крупнопанельного
домостроения и другими предприятиями.
В Северной Осетии и Дагестане развита
стекольная промышленность.
5.7.
Транспортная инфраструктура.
Северный Кавказ характеризуется высоким уровнем транспортной освоенности территории. Высокое место в перевозках принадлежит железнодорожному транспорту. Протяженность железнодорожной сети – 6,3 тыс. км, более 50% электрифицировано. Главными транспортными магистралями являются Миллерово – Ростов-на-Дону – Армавир – Гудермес – Махачкала – Баку и Волгоград – Сальск – Краснодар – Новороссийск, пересекающиеся в Тихорецке. От них отходят линии в Поволжье, Закавказье, Украину.
Основную
массу (85%) внутрирайонных перевозок
грузов и пассажиров выполняет автомобильный
транспорт. Протяженность автодорог
с твердым покрытием – свыше
28 тыс. км. Наиболее густая автотранспортная
сеть в Причерноморье, на Кубани и
в западных районах Ростовской области.
Связи с Закавказьем
Международный аэропорт, расположенный в г. Ростове-на-Дону, осуществляет рейсы как по внутренним маршрутам (85 - в пределах России и СНГ), так и по международным авиалиниям, в том числе в такие страны, как Финляндия, Германия, Турция, Объединённые Арабские Эмираты, Чехия, Словакия, Югославия, Болгария и др.
Велико значение водного транспорта. Протяженность речных судоходных путей составляет 1,6 тыс. км. В СКЭР протекает 12 крупных рек, из которых Дон, Северский донец, Кубань, Западный Маныч судоходны. Период навигации длится от 230 до 25 дней в году. Большую работу по транспортировке грузов выполняют порт в Ростове-на-Дону и Волго-Донский канал.
Морские пути по Черному, Азовскому и Каспийскому морям обеспечивают не только внутрирайонные, но и внешнеторговые связи СКЭР.
В
транспортной системе СКЭР имеется
ряд серьезных проблем: трудности
в обеспечении железнодорожных транзитных
перевозок, чрезмерная нагрузка на железнодорожный
транспорт, слабое развитие обслуживающего
хозяйства и др. Радикально решить транспортные
проблемы можно путем строительства новой
железной дороги на востоке района, а также
создания третьих и четвертых путей на
Северо-Кавказской железной дороге и организации
высокоскоростной пассажирской линии
Центр - Ростов-на-Дону - Черноморское побережье
Кавказа.
6.
Перспективы развития
и размещения производства
на территории Северо-Кавказского
экономического района.
В ближайшие годы Северный Кавказ, возможно, реализует выгоды своего экономико-географического положения. В 2004 г., согласно утвержденному проекту, должен вступить в строй магистральный газопровод «Голубой поток», по которому будут передавать природный газ Западной Сибири в Турцию через Новороссийск. Пройдя по территории Ростовской области и Краснодарского края, газопровод улучшит энергообеспеченность и Северного Кавказа. Предполагают повысить эффективность передачи западносибирской нефти, поступающей на Северный Кавказ по нефтепроводу Суходольная — Лисичанск — Родиновка — Новороссийск. Поскольку цены на нефть существенно возрастают в связи с необходимостью уплаты тарифов за ее транзит рассматривают проект строительства нефтепровода Суходольная — Родионовка в обход территории Украины.
В
перспективе в экономике
Будут
создавать новые мощности по производству
сахара в Краснодарском и
Большие
изменения произойдут в морском
транспорте Северного Кавказа. В
настоящее время принята
Важнейшей задачей остается повышение эффективности работы АПК Северного Кавказа: увеличение урожайности всех культур, совершенствование сельскохозяйственной специализации каждой части района с учетом природных и климатических условий, укрепление производственной базы сельского хозяйства и кормовой базы животноводства. Необходимо увеличивать число фермерских хозяйств.
Нестабильность социально-политической обстановки последних лет привела к спаду развития реакционной сферы, включая и туризм, и отдых. Учитывая уникальность природных рекреационных ресурсов Северного Кавказа, необходимо сделать все возможное для его восстановления и дальнейшего развития.
Социально-политическая
обстановка на Северном Кавказе продолжает
оставаться сложной. Основой имеющихся
здесь проблем, в том числе
национальных, являются тяжелое социально-
7. Экологические условия размещения производства на территории Северо-Кавказского экономического района.
Одной
из важнейших проблем Северного
Кавказа является ухудшающееся состояние
окружающей среды. Этому процессу в
немалой степени способствуют интенсивная
добыча полезных ископаемых, а также
специфические природные
Горнодобывающие
и перерабатывающие предприятия
региона работают в условиях ограниченного
количества земельных площадей, сложного
рельефа, специфических водного
и воздушного режимов. Данные факторы
приводят к тому, что места деятельности
промышленных предприятий, проживания
населения и ведения сельского
хозяйства находятся в
Особенности
рельефа и сложные формы
Опыт развития человеческой цивилизации показывает, что беспощадная эксплуатация природных ресурсов, направленная на получение сиюминутной выгоды, в конечном счете, себя не оправдывает. Наиболее приемлемым путем решения экологической проблемы Северного Кавказа является применение технологий добычи полезных ископаемых, позволяющих снизить потребление природных ресурсов и воздействие на окружающую среду. В настоящее время уже разработаны технологии добычи, позволяющие достичь определенных результатов в данной области. Решение о внедрении новых, природосберегающих технологий должно приниматься на основе их детальной оценки по совокупности экономических, экологических и иных факторов, имеющих значение для промышленности региона, его населения и экологических систем.
Помимо этого в районе требуют
своего решения такие
Заключение.
По уровню экономического развития Северный Кавказ занимает последнее место, имея всего 47% душевого производства ВВП от среднероссийского.
Уровень
жизни населения невысок, все
отрасли социальной сферы находятся
в упадке. Тяжелая социально-
По
уровню развития рыночной инфраструктуры
район относится к
В перспективе, Северо-Кавказский район может увеличить прием отдыхающих, лечащихся и туристов в 10 раз. Это позволит превратить рекреационное хозяйство района в одну из основных отраслей экономики.
Информация о работе Экономико-географическая характеристика Северо-Кавказского экономического района