Экономико-географическая характеристика Испании

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:02, реферат

Описание работы

Общие сведения о стране: размеры территории, государственное устройство, столица. Экономико-географическое положение страны. Природные условия и ресурсы, вывод о ресурсообеспеченности страны. Характеристика населения: численность, размещение, воспроизводство, половой, возрастной, национальный, религиозный состав, уровень урбанизации, крупнейшие города, особенности миграций и трудовых ресурсов. Структура национального хозяйства. Отрасли специализации промышленности. Особенности развития сельского хозяйства, главные сельскохозяйственные районы и отрасли специализации сельского хозяйства.
8. Характерные черты развития транспорта.
9. Особенности развития непроизводственной сферы.
10. Внешние экономические связи: главные экономические партнёры, структура экспорта и импорта.
11. Проблемы и перспективы развития страны.
12. Вывод о развитии страны и ее роли в мировом хозяйстве.

Работа содержит 1 файл

Экономико-географическая характеристика Испании.doc

— 678.00 Кб (Скачать)
 

8. Характерные черты развития транспорта.

Испанская дорожная сеть в основном централизованная с 6 шоссейными дорогами, соединяющих Мадрид со Страной БасковКаталонией,  Валенсией, АндалусиейЭстремадурой и Галиcией. Кроме того, скоростные шоссе проходят вдоль атлантического и средиземноморского побережий.

Первая железная дорога построена в 1848 году. Общая  длина рельсового пути в 2004 году составляла 14781 км, из которых 8791 км электрифицировано.

Испания в настоящее  время имеет 1272 км высокоскоростных железнодорожных линий, связывающих  МáлагуСевилью,  Мадрид,  Барселону  и Вальядолид. Если амбициозная программа испанских высокоскоростных железнодорожных линий будет выполнена, к 2020 году Испания будет иметь 7000 км (4300 миль) высокоскоростных железнодорожных линий, позволяющих добраться из провинции до Мадрида менее чем за 3 часа и до Барселоны в течение 4 часов.

Аэропорт Мадрида (Barajas) с пассажиропотоком 50,8 млн в 2008 году один из самых загруженных аэропортов в мире. Аэропорт Барселоны (El Prat) обслужил 30 млн пассажиров в 2008 году. Менее загруженные аэропорты находятся в Гран-КанарияМалага,  Валенсии, СевильиМальоркеАликанте  и Бильбао.

Испания намерена иметь миллион электромобилей к 2014 году, как часть плана правительства по экономии энергии и улучшению экологии.

 

9. Особенности развития  непроизводственной  сферы.

10. Внешние экономические  связи: главные  экономические партнёры, структура экспорта  и импорта. Доля Испании в мировой торговле по импорту составила 1,4%, по экспорту-0,7%. Для внешнеторгового оборота характерен постоянный дефицит, который всё более увеличивается за счёт расширения ввоза промышленных изделий, промышленного сырья и материалов, полуфабрикатов и топлива. В составе экспорта преобладают сельскохозяйственная продукция, продовольствие ('/з стоимости) и минеральное сырьё (свыше '/4); меньшая доля приходится на предметы потребления (1/5), промышленное и транспортное оборудование (1/6). Около '/2 стоимости импорта составляют пром. сырьё и нефть, пром. и трансп. оборудование - около 1/4, с.-х. сырьё и продовольствие - 1/6, небольшую долю составляют предметы потребления. Около 50% импорта поступает из стран Европы, в т. ч. (в %) из ФРГ 13,1, Франции 10,1, Италии 6, Великобритании 7,6; страны Америки поставляют 28,3 (из них США 17,2), страны Африки - 8,4. География экспорта (в %): ФРГ 10,7, Франция 9,6, Нидерланды 5,2, Великобритания 9, страны Америки в целом 31,6 (в т. ч. США 15), страны Африки 7,3. Из социалистических стран Испания импортирует уголь (из Польши), нефть (из России), машины (трактора, горное оборудование и др.); экспортирует - главным образом цитрусовые, обувь, текстильные товары, суда и др.

 

Важным источником покрытия дефицита торгового баланса  Испании служит туризм; в 1998 г. впервые за всю туристскую историю Испании здесь было зарегистрировано 47 743 000 прибытий, что выдвинуло ее на почетное второе место в мире после Франции. США, в течение многих лет имевшие "серебро", были вынуждены переместиться на третью ступеньку почета.

 

91% всех туристов, посетивших Испанию в 1997 году, составили жители европейских  стран. Главные районы туризма:  Коста-Брава (Каталонское побережье), Коста-дель-Соль (побережье провинции  Малага), Коста-Бланка (побережье провинции  Аликанте), Балеарские и Канарские острова.

11. Проблемы и перспективы  развития страны.

      Испанское правительство с заметным опозданием отреагировало на процесс нагнетания кризиса, и это было активно использовано оппозицией для нападок на социалистов. В частности, раздавались упреки в том, что власти намерено закрывали глаза на негативные сигналы в экономике, пытались «спрятать кризис под ковром». Антикризисный план правительства первоначально преследовал цель остановить рецессию и дать толчок экономическому росту. Другими словами, правительство предприняло попытки «разогреть» экономику и ослабить эффект кризиса.

      Ключевую  роль в преодолении кризиса должны были сыграть отрасли «новой экономики» – высокотехнологичные производства, на развитие которых и обращалось главное внимание испанских властей и местного бизнес-сообщества. Как оптимистично заявил председатель правительства Хосе Луис Родригес Сапатеро, страна выйдет из кризиса, радикально изменив модель развития и твердо встав на путь инновационного развития..

      Но, как показало развитие событий, эффективность многих принятых антикризисных решений оказалась сравнительно низкой, экономика вяло реагировала на предложенные стимулы, что обернулось катастрофическим ростом безработицы (до 20% экономически активного населения) и критическим увеличением бюджетного дефицита – до 11,2% ВВП в 2009 г. Неутешительны и прогнозы для испанской экономики на ближайшие годы (см. таблицу 1). 

      Таблица 1. Изменение объема ВВП отдельных государств мира (прогноз МВФ, в %)

Страна 2010 г. 2011 г. 4 кв. 2010 г. к 4 кв. 2009 г. 4 кв. 2011 г. к 4 кв. 2010 г.
Весь мир 4,6 4,3 4,2 4,3
Развитые  страны 2,6 2,4 2,3 2,6
США 3,3 2,9 3,2 2,6
Япония 2,4 1,8 1,1 3,0
Великобритания 1,2 2,1 2,1 1,9
Еврозона 1,0 1,3 1,1 1,6
Германия 1,4 1,6 1,3 1,7
Франция 1,4 1,6 1,5 1,7
Италия 0,9 1,1 1,1 1,3
Испания -0,4 0,6 -0,1 1,2
Развивающиеся страны 6,8 6,4 6,9 6,8
Россия 4,3 4,1 3,7 3,9
Китай 10,5 9,6 9,8 9,6
Индия 9,4 8,4 10,3 8,0
Бразилия 7,1 4,2 5,3 4,3
Мексика 4,5 4,4 3,5 4,3

      Источник: International Monetary Fund. – www.imf.org 

      Кризис  охватил (хотя и в разной степени) все основные секторы испанской  экономики, приобрел системный характер. Об этом свидетельствовало и положение на фондовом рынке. Все это вынудило власти внести коррективы в макроэкономический курс и перейти к политике «затягивания поясов».

 

      Существующая  в стране система трудовых отношений  – болезненная тема для всех испанских  правительств периода демократии. Работающие по найму разделились на две категории: постоянно и временно занятые. Нетрудно догадаться, что при неблагоприятном изменении экономической ситуации именно временно занятые в массовом порядке могли лишиться (и лишались) рабочих мест, тогда как увольнение постоянных работников – в силу жестких норм социального законодательства – превращалось в сложную процедуру и обходилось предпринимателям крайне дорого. Тем самым сокращался простор для маневра: зачастую увольнялись не те, кто не был необходим предприятию, а те, кого уволить было проще и дешевле. В условиях кризиса эти и некоторые другие недостатки системы производственного найма (в частности, законодательные трудности с изменением продолжительности рабочего дня) дали о себе знать особенно отчетливо, поставив в повестку дня реформирование трудовых отношений.

      Страсти вокруг реформы трудового законодательства максимально подняли градус политического  напряжения в испанском обществе и подтвердили тот факт, что  страна вступила в период глубоких, сложных, но неизбежных и необходимых  перемен. Как подчеркнул Х.Л. Родригес Сапатеро в послании к нации 14 июля 2010 г., «Испания переживает решающий момент, который определит ее ближайшее будущее и перспективы развития на десятилетия вперед» .

 

      Демографические проблемы и пенсионная реформа

      В условиях кризиса специфические оттенки приобрели многие социальные аспекты развития испанского общества. Характерный пример – демографические вопросы и проблемы иммиграции. Кризис внес свои коррективы в том смысле, что снизил в глазах мигрантов привлекательность испанского рынка труда. Как следствие, если в 2008 г. испанское население выросло на 552 тыс. человек, то в 2009 г. – только на 161 тыс. [15]

      Резкое  сокращение притока иммигрантов  может вызвать далеко идущие социально-экономические  последствия. Проблема в том, что  Испания уже длительное время входит в число западноевропейских стран с самым низким уровнем рождаемости. И характерно, что это положение коренным образом не изменил и резко возросший приток иммигрантов, хотя показатель рождаемости у женщин-иностранок несколько выше, чем у испанок – соответственно 1,69 и 1,33.

      Демографическая ситуация становится все более сложной  и меняется не в лучшую сторону. В 2009 г. по сравнению с предыдущим годом  сократилось число детей, родившихся в семьях резидентов, т.е., граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих в Испании (см. таблицу 2). Это произошло впервые за 10 лет. В результате несколько снизился прирост этой главной категории населения. Примечательно также, что на 10% уменьшилось число бракосочетаний. Эксперты считают, что все это – также приметы кризиса и прямые следствия ухудшения материального положения большинства испанцев.

 

 Таблица 2. Демографическая ситуация (тыс. резидентов)

Год Число родившихся Число умерших Естественный  прирост
1999 379 369 10
2000 397 358 39
2001 405 358 47
2002 418 366 52
2003 441 383 58
2004 453 370 83
2005 465 385 80
2006 481 369 112
2007 491 383 108
2008 519 384 135
2009 493 383 110

      Источник:Expansión. Madrid, 23.06.2010, p.36 

 

      В жестких условиях кризиса подвела  правительство к решению реформировать систему сберегательных касс и тем самым устранить своеобразный дуализм национального финансового сектора.

      По  существу, речь идет о своего рода «деполитизации»  и «банкоризации» сберегательных касс, их превращении в «нормальные» коммерческие кредитные учреждения. В таком переходе авторы реформы в правительстве и Банке Испании усматривают возможность повышения эффективности всей национальной финансовой системы. По имеющимся оценкам, в результате проводимых изменений, корпоративных слияний и перемен технологического порядка эффективность финансового сектора должна возрасти на 30%.

 

      Следует подчеркнуть, что правительственная  стратегия структурных реформ не возникла на пустом месте, а стала  продуктом «мозговых атак» различных  «команд» профессиональных экономистов и ряда исследовательских центров и фондов, специализирующихся на проведении социально-экономических и политических исследований.

      Разбираясь  с проблемами сегодняшнего дня, эксперты не отказывают себе в удовольствии заглянуть в будущее и с увлечением рисуют возможные сценарии развития ситуации. Профессор школы бизнеса Университета Наварры Хавьер Диас, обобщая имеющиеся мнения, предложил сразу три варианта будущего испанской экономики. Первый сценарий («магическое восстановление») сводится к тому, что властям удается добиться общественной поддержки и провести в жизнь необходимые структурные реформы. В этом случае, вероятность которого оценивается в 15-20%, экономический рост уже в 2011 г. может превысить 1,5% и в последующие годы Испания будет развиваться быстрее основной группы стран-членов ЕС. Шансы этого оптимистического сценария могут увеличиться в случае смягчения внутриполитических разногласий и формирования коалиционного правительства. Второй сценарий – вариант вялотекущего роста при торможении реформ. Он, по мнению ученого, наиболее вероятен (70-75%) и, по существу, совпадает с прогнозом МВФ, который предполагает минимальное увеличение ВВП Испании в 2011 г. (на 0,5%) и его ежегодный прирост до 2015 г. на уровне 2%. При таком варианте сохранится нынешний показатель безработицы, а страна в прогнозный период не избавится от имеющихся социально-экономических и финансовых проблем. Третий сценарий можно назвать «катастрофическим застоем». Причем, если первые два варианта возможны в относительно благоприятных международных условиях (мировая экономика окончательно преодолеет кризис и выйдет на траекторию устойчивого роста), то «застойный сценарий» будет иметь место в случае новой глобальной рецессии. При этом раскладе, вероятность которого 5-10%, Испания окажется в отчаянном финансовом положении, будет вынуждена прибегнуть к реструктуризации государственного долга, а в политическом отношении возможно досрочное проведение всеобщих выборов.

      В более оптимистическом духе выступил близкий к правительству «Фонд Идеас», который предложил свое видение перспектив развития испанской экономики в их наиболее благоприятном варианте. Главный тезис документа сводится к тому, что проводимые структурные реформы способны в исторически короткий период обеспечить модернизацию и изменить облик испанской экономики. Так, к 2020 г. предполагается повышение доли «новых» (передовых, инновационно и технологически насыщенных) отраслей в ВВП с 34 до 45%. Причем и «старые» секторы не будут стоять на месте, а должны существенным образом трансформироваться [28].

Информация о работе Экономико-географическая характеристика Испании