Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного района

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

Уголь – это самое быстрорастущее в мире топливо. За последние 10 лет мировое потребление угля выросло почти на 50%. Уголь – один из главных энергоресурсов, способный удовлетворить основные энергетические потребности растущего населения и развивающейся мировой экономики, внести важнейший вклад в преодоление энергетической бедности и энергетического неравенства.

Содержание

1.
Характеристика угольной промышленности
3
2.
Экономико-георграфическая характеристика Центрально-Черноземного района
8
2.1.
Экономико-географическое положение
8
2.2.
Административно-территориальный состав
9
2.3.
Экономическая оценка природных условий и ресурсов
13
2.4.
Характеристика населения и трудовых ресурсов
16
2.5.
Место и роль в межрегиональном разделении труда
17
2.6.
Развитие и размещение основных отраслей промышленной специализации района
18
2.7.
Развитие и размещение основных отраслей сельскохозяйственной специализации района
20
2.8.
Характеристика отраслей, дополняющих территориальный комплекс и сфера услуг
22
2.9.
Территориальная организация хозяйства района (крупнейшие промышленные узлы, центры, ТПК)
23
2.10.
Внутрирегиональные и межрегиональные связи района
25
2.11.
Проблемы и перспективы развития района
26
3.
Понятие акции
28
4.
Понятие банкротства
29

Работа содержит 1 файл

+к.р. территориальная организация населения.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Основным видом транспорта в транспортной системе района является железнодорожный (на его долю приходится более 95% отправления грузов), обеспечивающий его хозяйственные связи и выполняющий транзитные функции. По территории района проходят: важные железнодорожные магистрали, соединяющие Центр России с Украиной, Поволжьем, Северным Кавказом и другими районами (Москва - Курск - Белгород - Харьков, Москва - Воронеж - Лиски — Ростов, Москва — Елец — Валуйки — Донбасс, Москва — Мичуринск — Тамбов — Саратов, Волгоград — Поворино — Грязи — Орел — Рига, Харьков — Лиски — Балашов, Воронеж - Курск - Киев), крупные автострады в том же направлении (Москва — Симферополь, Москва — Воронеж - Ростов-на-Дону, Москва — Тамбов — Волгоград), магистральные трубопроводы из Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и стран Средней Азии. Существенное значение для района имеет и воздушный транспорт. Речной транспорт развит слабо. Единственная судоходная магистраль — Дон с притоками Северским Донцом и Хопром.

    1. Проблемы и перспективы развития района

В условиях формирования рыночных отношений и экономического кризиса, основными причинами которого явились исчерпание возможностей старой планово-распределительной системы и распад СССР, экономика Центрально-Черноземного района, по сравнению с другими регионами, оказалась более стабильной, так как базируется в основном на собственных ресурсах, и разрыв межрегиональных связей не имел для нее столь негативных последствий. Наибольшее падение производства отмечено в электроэнергетике, легкой и пищевой промышленностях.

Среди основных проблем  Центрально-Черноземного района на первый план выдвигается проблема энергосбережения  в связи с полным отсутствием топливных ресурсов, окончанием сроков службы ряда реакторов Нововоронежской АЭС при крупных энергопотребителях в черной металлургии и химии. Также происходит ухудшение качества земли - основного природного богатства района, которое обусловлено снижением гумуса из-за применения нерациональной агротехники, сокращения объемов внесения в почву удобрений и интенсивного развития эрозионных процессов.

Существенна и проблема конверсии и реструктуризации машиностроительных предприятий, выпускавших самолеты и авиационные двигатели, средства связи и радиолокации, кузнечно-прессовое оборудование и станки, телевизионную и радиотехнику.

Еще одной проблемой  Центрально-Черноземного района является острая конкуренции со стороны Украины и других производителей сахара, а также недостаток средств на техническое перевооружение сахарных заводов, что ставит на грань кризиса этот ведущий район в России по выпуску наиболее дешевого сахара.

В машиностроительной сфере  потерян производственный потенциал предприятий тракторного машиностроения в связи с длительным простоем предприятий, а также из-за отсутствия средств на завершение крупных проектов 80-х годов, прежде всего, на Липецком тракторном заводе и ряде предприятий Воронежской области. Некоторые заводы, в частности, «Воронежсельмаш» практически прекратили существование из-за потери платежеспособного спроса на свою продукцию.

И конечно, одной из важных, остается экологическая проблема. Необходимо оздоровление экологической обстановки в промышленных центрах с высокой концентрацией металлургии и химии. Наиболее остра эта проблема в Липецке на территориях, прилегающих к коксохимическим цехам Новолипецкого металлургического комбината.

Настоятельно необходима реструктуризация горнорудной отрасли. В настоящее время рентабельность добычи железорудного сырья снижается из-за выработки запасов с высоким содержанием железа, увеличения глубины добычи, повышения расходов на природоохранные мероприятия и уменьшения доходов от переработки вскрышных пород и горнорудных отходов в строительные материалы.

Структурная перестройка  в регионе предусматривает увеличение производства товаров народного потребления, развитие инфраструктуры. В изготовлении средств производства приоритетными являются отрасли, производящие продукцию для АПК, легкой промышленности, приборостроение, усиливается экспортная ориентация черной металлургии.

Одним из основных направлений  дальнейшего развития Центрально-Черноземного района является создание высокотоварного  и многопрофильного сельского хозяйства и связанных с ним перерабатывающих производств. Необходимо существенное укрепление материально-технической базы сельского хозяйства региона, его индустриализация на качественно новом уровне, формирование сети перерабатывающих производств, оснащенных современным оборудованием и новейшими технологиями. Крупных инвестиций потребуют и социальная, и производственная инфраструктуры АПК.

В перспективе АПК  Центрального Черноземья должен стать  наряду с черной металлургией основной отраслью специализации региона. В перспективе Центрально-черноземный район должен оставаться одним из главных сельскохозяйственных районов России и существенно увеличить производство продовольствия.

  1. Понятие акции

Под акцией обычно понимают ценную бумагу, которую выпускает акционерное общество при его создании (учреждении), при преобразовании предприятия или организации в акционерное общество, при слиянии (поглощении) двух или нескольких акционерных обществ, а также для мобилизации денежных средств при увеличении существующего уставного капитала. Поэтому акцию можно считать свидетельством о внесении определенной доли в уставный капитал акционерного общества. В Федеральном Законе «О рынке ценных бумаг» акция определяется как эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Акции бывают обыкновенными  и привилегированными.

Акционеры - владельцы  обыкновенных акций общества могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции, а также имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества - право на получение части его имущества.

Акционеры - владельцы  привилегированных акций общества не имеют права голоса на общем собрании акционеров (за исключением ряда случаев). Зато по привилегированным акциям в уставе ОАО должен быть определен размер дивиденда (или порядок их определения). Дивиденды – это прибыль, которую распределяет акционерное общество по итогам работы за год, полугодие, реже квартал.

  1. Понятие банкротства

Банкротство (несостоятельность) - признанная арбитражным судом неспособность  должника в полном объеме удовлетворить  требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Слово «банкротство» происходит от латинских слов «скамья» (лат. bancus) и «сломанный» (лат. ruptus). Процедура признания должника банкротом может быть инициирована кредитором, уполномоченным государственным органом либо самим должником. 

 

 

 
 

Список использованной литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ).
  2. Арбатов А. Минерально-сырьевая база страны //Экономист. – 2000. - №2. – с.13-21 .
  3. Бутов В.И., Игнатов В.Г. Регионоведение (экономика и управление). – М.: «Тесла», 2000. – 415 с.
  4. Бутов В.И. и др. Основы региональной экономики: Учеб. пособие. – М.: Ростов-на-Дону, 2000. – 448 с.
  5. Гавриков А.И. Региональная экономика и управление: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. – 239 с.
  6. Галанова В.А, Басова А.И. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 2008 – 448 с.
  7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. – М.: Изд-во ГУ ВШЭ, 2000. – 495 с.
  8. Желтиков В.П., Кузнецов Н.Г., Тяглов С.Г. Экономическая география: серия «Учебники и учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 384 с. 
  9. Кожуховский И.С. Реструктуризация угольной промышленности // Вопросы экономики. - 2000. - № 1. – с.147-155.
  10. Лапидус Б.М., Пехтерев Ф.С., Терешина Н.П. Регионалистика: Учебное пособие для вузов. - М.:УМК МПС России, 2000 - 422с. 
  11. Мищенко В.В. Экономика регионов: учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского гос. университета, 2002. - 160 с.
  12. Морозова Т.Г., Победина М.П., Поляк Г.Б. Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2001. - 472 с.
  13. Морозова Т. Г. Экономическая география России: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 527 с.
  14. Новиков Э.И. Региональная экономика и природопользование: учеб. пособие. - 2-е издание, перераб. и доп. – Краснодар: Изд-во ГОУ ВПО «КубГТУ», 2008. – 160 с.
  15. Росстат Российский статистический сборник 2011. – М.: Росстат, 2011. – 784 с.
  16. Скопин А.Ю. Экономическая география России: Учебное пособие по географии. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006. – 368 с.
  17. Экономическая география России: Учебник./ Под общей ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. -  М.: ИНФРА-М. 2000. – 533 с.

 

 


Информация о работе Экономико-географическая характеристика Центрально-Черноземного района