Экономика Нидерландов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 04:01, реферат

Описание работы

Королевство Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км , 40% которой ниже уровня моря. Столица – город Амстердам с населением более 1-го млн.человек. Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Наряду с голландцами в стране живут фламандцы и фризы, а также выходцы из бывших колоний. По религиозной принадлежности население разделяется на католиков (36%), последователей голландской реформистской церкви (18%), кальвинистов (8%), мусульман (2,9%), буддистов (0,6%), не связывают себя с какой-либо религией 32%. В Голландии очень высокий уровень урбанизации – 88% (51% населения страны проживает в городах, 37%—в поселках городского типа, и 12% —в сельской местности. В Нидерландах насчитывается 17 крупных городских общин с населением более 100 тыс. человек, в том числе Амстердам и Роттердам, перешагнувшие миллионный рубеж. Среди работающих 67% занято в сфере обслуживания, 28%—в промышленности, 5%—в сельском хозяйстве и рыболовстве).

Работа содержит 1 файл

Экономика Нидерландов.docx

— 712.26 Кб (Скачать)
 

Введение

      Для своего реферата я выбрал данную страну потому что считаю её очень интересной в плане своей культуры, истории и экономики.

      Нидерланды  не похожи ни на одну другую страну. Они шокируют весь мир своими законами: там легализированы лёгкие наркотики, проституция и однополые браки и при этом всём  по уровню социально-экономического развития страна находится на ведущих позициях в Европе и в мире, а по уровню преступности намного ниже своих коллег по Евросоюзу.

      Название  «Нидерланды» в переводе означает «нижние  земли», однако переводить его буквально  неправильно, поскольку, по историческим причинам, этим термином принято называть территорию, примерно соответствующую  сегодняшним Нидерландам, Бельгии  и Люксембургу. В конце Средневековья, область, которая располагалась  в низовьях рек Рейн, Маас, Шельда, вдоль побережья Северного моря стали называть «Приморскими низинными  землями» или «Низинными землями» Официальной  столицей государства, согласно конституции  Нидерландов, является Амстердам, где  монарх приносит присягу на верность Конституции. Однако, фактической столицей является Гаага, где расположены парламент и правительство, а также большинство посольств иностранных государств. Другие важные города: Роттердам — самый большой порт страны и один из крупнейших портов мира, Утрехт — центр железнодорожной системы страны и Эйндховен — центр электроники и высоких технологий. Гаага, Амстердам, Утрехт и Роттердам составляют агломерацию Рандстад, где проживает примерно 7,5 миллионов человек. 1 

      В литературе почти на равных правах употребляются названия Нидерланды и Голландия. Название Голландия  относится к двум западным провинциям — Северной и Южной, ставшим основой  формирования государства и сохраняющим  важное социально-экономическое и  культурное значение. Нидерланды, в  буквальном переводе означает "низкие (низменные) земли", — имеет более  общий смысл, является официальным.

      В государственных документах, международных  договорах и в дипломатии употребляется  полное название государства — Королевство  Нидерландов. Что же представляет собой  эта небольшая, но во многом уникальная страна, играющая заметную роль в современной  европейской и мировой политике и экономике.

      Королевство  Нидерландов занимает территорию в 41,5 тыс. кв. км , 40% которой  ниже уровня моря. Столица – город  Амстердам  с населением более 1-го млн.человек. Население всей страны составляет 15,3 млн. человек. Наряду с голландцами в стране живут фламандцы и фризы, а также выходцы из бывших колоний. По религиозной принадлежности население разделяется на католиков (36%), последователей голландской реформистской церкви (18%), кальвинистов (8%), мусульман (2,9%), буддистов (0,6%), не связывают себя с какой-либо религией 32%. В Голландии очень высокий уровень урбанизации – 88% (51% населения страны проживает в городах, 37%—в поселках городского типа, и 12% —в сельской местности. В Нидерландах насчитывается 17 крупных городских общин с населением более 100 тыс. человек, в том числе Амстердам и Роттердам, перешагнувшие миллионный рубеж. Среди работающих 67% занято в сфере обслуживания, 28%—в промышленности, 5%—в сельском хозяйстве и рыболовстве). 

      Голландия — одна из самых густонаселенных  стран мира. По средней плотности  населения Нидерланды занимают 3-е  место в мире ( 449 чел. на 1 кв. км). Отметим для сравнения, что в начале XX столетия численность населения составляла 5,1 млн. человек. По плотности населения Нидерланды занимают третье место в мире, уступая Бангладеш и Тайваню.

      Государственный язык – нидерландский. Глава государства  – королева Беатрикс, вступила на престол 30 апреля 1980 года. Согласно конституции наделена широкими полномочиями, но реально ее власть ограничена парламентом. Фактически главой государства является премьер-министр Марк Рютте.

  1. Общая политико-географическая характеристика Нидерландов
                                                                                                                                     
Дата  независимости Провозглашена 26 июля 1581 года 
Признана
30 января 1648 года 
(независимость от
Испании)
Официальный язык Нидерландский
Столица Амстердам
Крупнейшие  города Амстердам, Гаага, Роттердам
Форма правления Конституционная монархия
Королева 
Премьер-министр
Беатрикс 
Марк Рютте
Территория 
• Всего 
• % водной поверхн.
131-я  в мире 
41 526 км² 
18,41
Население 
• Оценка (
январь 2007
Плотность
 
16 357 373
[1] чел. (59-е
394 чел./км²
ВВП 
  • Итого (
2008
  • На душу населения
 
862,9 млрд.
[2] $  (15-й
51 657
[2] $
Валюта евро² (EUR, код 978)

Таблица 1. Сводная информационная таблица о Королевстве Нидерланды  Источники: данные ООН, министерства экономических дел нидерландов

     Нидерланды  вместе с Нидерландскими Антильскими  островами и островом Аруба, которые являются самоуправляемыми территориями, образуют Королевство Нидерландов.  

    Карта провинций  Королевства Нидерланды

     Королевство Нидерландов – конституционная  монархия с демократической парламентской  системой. Действующая конституция, принятая парламентом 17 февраля 1983 года, заменила конституцию 1814 года.

     Глава государства – королева Беатрикс (династия Оранских-Нассау), вступила на престол 30 апреля 1980 г. Согласно конституции наделена широкими полномочиями, но фактически ее власть ограничена парламентом. Высшим законодательным органом является парламент, исторически именуемый Генеральными Штатами. Право законодательной инициативы  имеет также Государственный совет (совещательный орган при королеве). Правительство – Кабинет министров.

     Парламент. Законодательная власть осуществляется монархом (номинально) и Генеральными Штатами, состоящими из Первой и Второй палат. Впервые Первая палата (75 депутатов) избирается Провинциальными Штатами  на основе пропорционального представительства сроком на четыре года. Вторая палата (150 депутатов) избирается путем прямых выборов по партийным спискам при всеобщем, равном и тайном голосовании на основе пропорционального представительства на четыре года. Только Вторая палата имеет право законодательной  инициативы. Право избирать и быть избранным установлено с 18-летнего возраста.

     Административное  деление. Нидерланды делятся на 12 провинций. Провинции имеют выборный орган самоуправления — Провинциальные Штаты, избираемые на четыре года (выборы проводились в марте 1999 г.). Во главе Провинциальных Штатов стоит королевский комиссар. Жители общин избирают на четыре года Совет. Его исполнительный орган — коллегия бургомистра и муниципальных советников, возглавляемая бургомистром, который назначается королевой.

     Судебная  система. Судебная система страны состоит из Верховного суда, 5  апелляционных, 19 окружных и 62 кантональных судов.

     Вооруженные силы. Политика Нидерландов в области обороны направлена не только на охрану территориальной целостности страны, но и на обеспечение международного мира и безопасности. Краеугольным камнем оборонной политики является членство в НАТО. В Нидерландах расположены штаб Объединенных вооруженных сил НАТО на Центрально-европейском театре военных действий, ряд органов управления и боевого обеспечения блока, склады резервов.

Мужчины в Голландии  подлежат воинской повинности. Срок службы, в зависимости от воинского звания и рода войск, варьируется от 14 до 17 месяцев.

     На  цели обороны в Нидерландах выделяется 3,8% от ВНП численность  личного состава — 89,6  тыс. чел. (из них: сухопутные войска — 52,5 тыс. чел.; ВМС — 22 тыс. чел.; военная полиция — 3,7 тыс. чел.), центральные органы — 0,9 тыс. чел.  Коэффициент обеспеченности страны вооружениями собственного производства составляет 50%. Голландская танковая бригада (около 5700 солдат) и ракетные подразделения дислоцируются на территории Германии.

    1. Экономическая характеристика Нидерландов

Диаграмма 1. Структура ВНП Нидерландов на 2008г.

Источник: Данные министерства Экономических дел нидерландов. Рассчёты“ Эксперта” 

     До  середины 20 в. «лицо» Нидерландов в  международном разделении труда  определялось их особенностями как  колониальной державы, а также одного из крупнейших торгово-транспортных узлов  Европы (благодаря исключительно  выгодному географическому положению). Развитие промышленности происходило  замедленными темпами, особенно по сравнению  с индустриальными соседями - Германией  и Бельгией. После 2-й мировой войны, когда опора на традиционные сферы  хозяйственной деятельности перестала  отвечать потребностям развития голландской  экономики, последняя была быстро переориентирована  в индустриальном направлении. 2
Сектор  экономики Объем, %
Топливно-энергетический комплекс 3.2
Сельское  хозяйство 4.0
Промышленное  производство 20,1
Сфера услуг 61,5
 
Таблица 2 Структура производства ВНП В Нидерландах (данные за 2004г.)

 Источник: Электронный ресурс netherlander.org 
 

     Экономическая ситуация в  конце “нулевых” характеризовалась ускорением положительной динамики ВВП, прирост которого по итогам года оценивается в 2,9%, что заметно выше, чем в предшествующие годы. По сравнению с  предыдущим переодом прирост ВВП почти удвоился. Отмечен быстрый рост инвестиций и потребления домохозяйств. Экспорт по-прежнему остается основным источником экономического роста в Нидерландах.

     Вместе  с тем, ВВП на душу населения вырос  почти до 32 тыс. евро, что является одним из самых высоких показателей  в Европе. В 2006 г. в Нидерландах  отмечен низкий уровень инфляции – 1,1 %, в то время как в среднем  по странам Еврозоны инфляция составила  около 1,8 %. Темпы инфляции в 2006 г. впервые  опустились до рекордно низкого значения с 1989 года.3

Диаграмма 2. Доли крупнейших экономик в мировом ВВП в 2008г., проценты (ВВП в текущих ценах, в долларах США).

Источник: World Economic Outlook Database, April 2009. 
 
 
 
 
 
 
 

       Промышленность Нидерландов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Диаграмма 3. Распределение промышленного производства по долям на 2009г.

Источник: Данные Министерства Экономических дел Нидерландов, расчеты “Эксперта” 

Специализированные  отрасли голландской обрабатывающей промышленности - пищевая, нефтехимическая  и нефтеперерабатывающая, электронное  машиностроение. 
Ведущей отраслью является пищевая Она развернута на базе высокоразвитого голландского сельского хозяйства и ориентирована преимущественно на выпуск переработанной продукции национального молочного животноводства. По выпуску молочных изделий (сыров, сливочного масла, молочного порошка и т.п.) Нидерланды занимают одно из ведущих мест в мире. Важные направления отрасли - производство сахара, переработка фруктов и овощей, а также сохранившиеся ещё с колониальных времён производство какао, шоколада, чая. Нидерланды занимают 3-е место в мире по производству пива и являются одним из крупнейших мировых производителей безалкогольных напитков4

      
      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Более 22% добавленной стоимости обрабатывающей промышленности дают нефтепереработка и нефтехимия. Нефтехимия использует данную сырьевую базу, а также собственный природный газ. В этой отрасли широко представлены продукты оргсинтеза и пластмассы (по их производству Нидерланды - в первой десятке мировых производителей; удельный вес в мировой торговле этой продукцией — 16,8%).

     Развиты также производство синтетических  моющих средств, лакокрасочная промышленность (Нидерланды - крупнейший мировой производитель  лаков и красок); производство химических продуктов из нефтяного сырья; переработка  каучука (для изготовления упаковочных  и строительных материалов и для  автомобильной промышленности); в  последнее десятилетие быстро растет фармацевтическая промышленность.

     Текстильная промышленность специализируется на выпуске  хлопчатобумажных, а также шерстяных  и вискозных тканей. Нидерланды – ведущий экспортер вискозы.

     На  изделия электронной промышленности, составляющие примерно 45% объёма продукции  голландского машиностроения, приходится 8,4% добавленной стоимости промышленности и 18,9% экспорта товаров. Основные направления — производство конторского оборудования и компьютеров, аудио-, видеоаппаратуры, медицинское оборудование.

     В машиностроении и транспортном машиностроении наибольшее значение имеют судостроение и ремонт судов, сконцентрированные в Роттердаме и Амстердаме. В 1993 г. Нидерланды спустили на воду торговые суда общим водоизмещением 163 тыс. т. Судостроительные заводы выпускают стационарные моторы, судовые двигатели, насосы, краны и прочее портовое оборудование. Предприятия машиностроения производят также металлоконструкции и оборудование для изготовления молока, маргарина и масла. 
 
 

     Сельское  хозяйство Нидерландов 

     Сельское  хозяйство в Нидерландах из-за неблагоприятных природных условий  имеет весьма избирательный и высокоспециализированный характер. Предпочтение отдается племенному животноводству, производству молочных продуктов и выращиванию овощных и садовых культур на экспорт.

     Сельское  хозяйство Нидерландов – высокопродуктивное, с резко выраженной экспортной направленностью. По темпам роста объема сельскохозяйственного  производства Нидерланды занимают первое место среди развитых стран. На гектар сельхозугодий производится продукции  в стоимостном выражении в  три раза больше, чем в среднем  по странам ЕЭС. Под сельскохозяйственные угодья отведено 50% территории страны. 
 
За почвой осуществляется тщательный уход, неосвоенных (бросовых) земель нет. Все хозяйства электрифицированы, во многих из них используются компьютеры и системы автоматизации. По применению минеральных удобрений Нидерланды занимают 1-е место в мире и одно из первых - по темпам прироста сельскохозяйственной продукции.
 

Стоимость валовой продукции  секторов сельского хозяйства

млн. евро.

Предприятия 2004 г. % 2008 г. %
Земледельческие фермы 2181 11,8 3073 8,3
Плодоовощеводческие хозяйства 3924 21,2 13267 35,7
Скотоводческие  фермы 7553 40,7 10424 28,1
Животноводческие  и птицеводческие фермы 4881 26,3 10356 27,0
Всего 18539 100 37120 100
 

Таблица 3.Стоимость  валовой продукции секторов сельского  хозяйства. Млн. евро. Источник: Электронный ресурс netherlander.org

Основой сельскохозяйственного  сектора экономики Нидерландов  являются семейные фермерские хозяйства. Голландские хозяйства характеризуют  высокий уровень интенсификации и наукоемкости производства, организованности и эффективности труда, что обеспечивает даже мелким фермерам достаточные доходы. Кроме того, семейные фермерские хозяйства сохраняют свои устойчивые позиции благодаря существованию сильных кооперативов. Большое внимание нидерландские фермеры уделяют селекционной работе, в стране функционируют многочисленные сельскохозяйственные школы. Самая первая в Европе усовершенствованная сельскохозяйственная школа была создана в 1918 г. в Вагенингене. 
 
 
 

ПОКАЗАТЕЛИ 1999г. 2006г. 2007г. 2008г.
Число фермерских хозяйств, тыс. ед. 136 125 120 116
Площади сельскохозяйственных угодий, млн. га 2,0 2,0 2,0 2,0
В том числе:        
луга и  пастбища, млн. га 1,2 1,1 1,1 1,1
пахотные  земли, млн. га 0.7 0,8 0,8 0,8
сады и  огороды, млн. га 0,1 0,1 0.1 0,1
земли под  паром, тыс. га 5 6 11 14
 
 
 
 
 

Животноводство        

Крупный рогатый  скот, тыс. 5,2 4,9 4,8 4,7
Свиньи, тыс. 12,4 13,9 15,0 14,6
Овцы, тыс. 0,8 1,7 1,9 1,8
Козы, тыс. 90 93 96 92
Куры, млн. 12 61 57 64
 

Производство  продукции, тыс. т        

Молоко 12,5 11,3 11,0 10,9
Масло 0.2 0,2 0,1 0,1
Сыр 0,5 0,6 0,6 0,6
Зерно 1,1 1,4 1,4 1.3
Картофель 4,7 4,7 5,1 4,7
Сахарная  свекла 6,3 8,6 7,5 6,1
 

Объем продаж на аукционах, млн. гульд.        

Овощи 2,7 3,2 3,0 2,9
Фрукты 0,4 0,5 0,5 0,5
Срезанные цветы 2,5 3,3 3,7 3,9
Многолетние растения 0,8 1,2 1,3 1,4
 

     Таблица 4. Основные показатели аграрного сектора. Источник: Электронный ресурс netherlander.org

     Основной  формой землевладения является частная  собственность (65% с/х земель). Земля приобретается на основе рыночных цен, ее стоимость определяется преимущественно эконом. факторами (плодородие, местоположение, наличие инфраструктуры). Одной из функций земли, находящейся во владении фермера, является ее использование в качестве залога для получения банковского кредита от фермерского кооперативного банка «Рабобанк». Важную роль в с/х играют арендные отношения. Аренда, которая может быть бессрочной и ограниченной по времени, способствует росту масштабов производства в фермерских хозяйствах и тем самым — повышению его экономической эффективности.

     Важнейшее направление развития аграрной сферы  – молочное животноводство на мощной естественной кормовой базе, определяемой благоприятными природными ресурсами. Кроме того, ведётся активная селекционно-племенная работа, направленная на повышение продуктивности скота. Породы голландского крупного рогатого скота отличаются очень высокой продуктивностью (средние надои - свыше 9 тыс. л). Существенная часть молока перерабатывается сыроваренной, маслодельной промышленностью, идёт на производство сухого и сгущённого молока. В мясном животноводстве преобладает свиноводство (13,1 млн. голов) и птицеводство (106 млн. бройлерных цыплят). Сохраняется значение овцеводства (1,3 млн. голов).

     Растениеводство представлено зерновыми (посевные площади - 806 тыс. га). Пшеницу и ячмень возделывают  на глинистых почвах в северных и  западных районах. В этих же районах  и на юге Лимбурга сосредоточены посевы сахарной свеклы. Выращиваются также кукуруза на силос как кормовая база для животноводства, картофель, лук. Из технических культур выращивают лен на волокно, рапс на семя и цикорий.

     Почти 25% продукции сельского хозяйства  обеспечивают огородничество, цветоводство, садоводство. Овощная продукция  очень разнообразна: цветная и  брюссельская капуста, цикорий, морковь, разнообразные салаты; в теплицах - снимают большие урожаи винограда  и томатов, также выращивают огурцы, перец, шампиньоны.

     Чтобы защитить растения от болезней и вредных  насекомых, в настоящее время  используется большое количество природных  средств (естественных врагов), благодаря  чему применение химических средств  защиты растений может быть ограничено. При биологически чистом ведении  сельского хозяйства почти не используются химически синтезированные  средства защиты растений и искусственных  удобрений. Объем биологически чистого  земледелия довольно скромен, хотя можно  наблюдать определенный его рост. Чтобы добиться усиления этой тенденции, ведется работа по улучшению системы  сбыта, по достижению конкурентоспособных  цен на биологически чистые продукты и по повышению качества ведения хозяйства.

     Нидерландские овощи отличаются высоким качеством  и на европейских рынках пользуются не меньшим спросом, чем овощи  из средиземноморских стран. Основные районы овощеводства - Северная и Южная  Голландия. Северный Брабант и Лимбург. Наиболее распространенные плодовые культуры - яблоня, груша, вишня и слива, а из ягодных культур - земляника, малина, смородина. В теплицах выращивают виноград, персики, сливы. Фруктовые сады сосредоточены главным образом в западных и южных частях страны - на запале Северного Брабанта, юге Гелдерланда (район Белове) и в Лимбурге.

     Индустрия цветоводства Нидерландов занимает ведущее место в мире как по объему, так и по ассортименту. Основной объем производства приходится на луковичные цветы (тюльпаны, гладиолусы, нарциссы, лилии, гиацинты). Их площади в открытом грунте составляют 16,4 тыс.га. В теплицах (5,2 га) выращиваются цветы на срез (хризантемы, розы, фрезии, гвоздики). Только тюльпанов в стране выведено около 800 видов, астр - 250 видов. Предметом экспорта являются также семена и рассада. «Царство цветов» находится около Харлема, на осушенном в XX в. морском дне.

     С 16 оптовых цветочных аукционов  срезанные цветы отправляются во многие страны Европы, включая РФ. Цветочные  луковицы различных сортов продаются  почти во всех странах мира. Вывоз  цветов из Голландии составляет 65% от мирового экспорта цветов, что дает стране значительные доходы.

     В рыболовстве главными направлениями  являются морское и прибрежное. Наряду с этим ведется культивирование моллюсков, рыболовство на внутренних водоемах, разводятся водные культуры. Морское и прибрежное рыболовство ведется с помощью современного флота, состоящего из катеров и судов-морозильников (траулеров). Флот катеров ведет промысел морского языка, камбалы, трески, мерлана, сельди и креветок. В экономическом отношении наиболее важным в рыболовстве является промысел камбалы. Траулерный флот ведет промысел сельди, макрели (скумбрии) и хорсмакрели. Наряду с этим определенное значение имеет промысел моллюсков, которым занимаются, главным образом, в водах Зеландии (на юго-западе Нидерландов) и в Ваддензее (на севере).

     Для каждого члена Европейского Союза  ежегодно устанавливается квота  улова. Для определения размеров этой квоты Европейская Комиссия ежегодно заслушивает рекомендации биологов – специалистов по рыболовству, которые проводят исследования по определению  запасов рыбы, то есть, превышают  ли они так называемый Безопасный Биологический Минимум. Последние  годы все больше внимания уделяется  возобновляемому рыболовству. Так, например, побочный улов может быть ограничен посредством лучшего  подбора сетей или благодаря  использованию для промысла электрических  возбудителей, позволяющих направлять рыбу в сети. При таком способе  лова обеспечивается уменьшение вредного воздействия рыболовства на жизнь  морского дна.

     Транспорт

     Нидерланды  всегда стремились играть важную роль в мировой торговле, тяготея, в  основном, к посредническим операциям. Расположение на побережье Северного  моря, три впадающие в него большие  реки – Рейн, Маас и Шельда – все  это позволило превратить страну в ворота Европы. Образование Европейского сообщества очень выгодно сказалось  на нидерландской экономике. Центральное  положение Нидерландов в европейской  дистрибутивной системе привлекает в страну международные предприятия, открывающие здесь свои офисы. Нидерланды стали воротами европейского континента, главным «распределительным» центром  Западной Европы, они превратились в важнейший в Европе перевалочный пункт нефти и нефтепродуктов, газа, металлов, какао, ряда других сельскохозяйственных продуктов.

Таблица

N   1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 Амстердам - 119 92 122 214 48 224 105 72 111
2 Бреда 119 - 71 69 333 167 105 14 107 58
3 Слидрехт 92 71 - 48 306 140 0 85 80 37
4 Влаардинген 122 69 48 - 336 170 0 83 128 35
5 Делфзейл 214 333 306 336 - 166 0 319 286 325
6 Лелистад 48 167 140 170 166 - 272 153 120 159
7 Капеллебруг 224 105 0 0 0 272 - 119 0 0
8 Остерхаут 105 14 85 83 319 153 119 - 93 72
9 Кулемборг 72 107 80 128 286 120 0 93 - 117
10 Риддеркерк 111 58 37 35 325 159 0 72 117 -
 

     Таблица5. расстояний в километрах  между городоми Королевства Нидерландов.

     Источник: www.avtodispetcher.ru 

     Как видно из таблицы расстояние между  городами очень мало и редко переваливает за 300 км. Что ещё раз подчёркивает густонаселённость страны.

     Голландия располагает передовой транспортной системой, основой которой являются морские порты Роттердам (крупнейший контейнерный порт в мире) и Амстердам, а также международный аэропорт "Схипхол" (самый быстро развивающийся аэропорт в Европе), и специальной дистрибьютерской инфраструктурой. В 1996 г. нидерландские транспортные предприятия перевезли около 300 млн. т. грузов.

     Водный  транспорт занимает в стране центральное  место. Тоннаж морского флота составляет 4,5 млн. тонн. Роттердам продолжает оставаться самым крупным портом мира по грузообороту и вторым по переработке сырой  нефти. Роттердам стал главными воротами благодаря его благоприятному расположению - вблизи Северного моря, а также  благодаря наличию отличной связи  с континентом через Маас, Шельду и Рейн. В результате страна обладает превосходной водной транспортной сетью длиной в 3500 км

     Внутренние  судоходные пути (5 тыс. км. или 20% внутренних судоходных путей Западной Европы) обслуживают 6 тыс. голландских судов общим водоизмещением около 5 млн. т. Голландский флот на внутренних водах является крупнейшим в Западной Европе; его доля в международных перевозках составляет 65% грузооборота Нидерландов.

     При перевозке грузов в Нидерландах  используется сложная система искусственно созданных водных путей трех основных категорий: двух огромных портов Роттердама и Амстердама; каналов, связывающих  эти порты с Северным морем, и  каналов, соединяющих разные районы страны.

     Для улучшения подходов с Северного  моря к двум крупнейшим портам –  Амстердаму и Роттердаму – еще  в конце 19 в. были построены два канала. Нордзе-канал обеспечивает кратчайший выход из Амстердама в Северное море. Широкий и глубокий канал Ньиве-Ватервех протяженностью 27 км соединяет Роттердам с морем, прорывая дюнный пояс у Хук-ван-Холланда.

     В Амстердаме общая длина причалов составляет 39 км, половина из них предназначена  для океанских судов. Порт подразделяется на две основные части: на востоке  старый порт, который в прошлом  открывался к Зёйдер-Зе (Эйсселмеру), и на западе – новый порт с более крупными, широкими и глубокими затонами, непосредственно связанными с Нордзе-каналом.

     Порт  Роттердам состоит из одного небольшого затона на северном берегу канала Ньиве-Ватервег и трех крупных – на южном. Самая западная и наиболее современная часть порта Европорт, находится на осушенном участке дна Северного моря. Он был создан для доступа океанских судов, включая гигантские танкеры. В Роттердаме ежегодно разгружается приблизительно 200 млн. т грузов. Он является крупнейшим в мире портом по обслуживанию контейнеров и обеспечивает около трети всего морского фрахта стран ЕС.

     Для связи районов и крупных городов, не охваченных водными путями сообщения  с реками Лек и Ваал (рукав Рейна), было принято решение о строительстве  каналов. Именно такое назначение имеют  каналы, созданные между реками Рейн и Эйссел на востоке и Маас и Ваал на северо-западе. Самым важным считают Амстердам-Рейн-канал, завершенный в 1952 г., который впервые обеспечил связь столицы Нидерландов с бассейном Рейна.

     Нидерланды  обладают развитой сетью дорог — 120 тыс.км, из них 2100 км — скоростные автомагистрали, 2300 км — шоссейные дороги. Грузы перевозят 1,1 млн грузовиков; 18% перевозок — комбинированные.

     Объём перевозок голландского авиатранспорта в 2001 составил 73,5 млн пассажиро-км и 12,9 ткм грузов. Основная часть приходится на международный аэропорт Схипхол (Амстердам).

     Важным  транспортным средством в Нидерландах  по-прежнему является велосипед. В особенности, в больших городах велосипед  является дешевым, здоровым и, к тому же, более быстрым альтернативным средством передвижения. Инструментом регулирования интенсивности использования  автомобильного транспорта является система  совместного использования одного автомобиля несколькими пассажирами  и организация парковок у городской  черты, к которым подведена сеть общественного транспорта.

     Протяжённость железнодорожной сети ок. 3000 км; примерно 77% электрифицировано. Железные дороги Н. осуществляют преимущественно пассажирские перевозки (в 2002 — 16 400 млн пассажиро-км и 4200 млн ткм грузов).

     Безопасность  является важным аспектом в перевозке  грузов. На сегодняшний день расширено  сотрудничество между различными инспекционными службами, ужесточены требования, предъявляемые  к транспортным перевозкам по воздуху, воде, железным и автомобильным дорогам. Предприняты особые меры по выведению  транспортных узлов с повышенной опасностью за пределы густонаселенных  зон. Такой подход используется в отношении сортировочных станций, туннелей и морских причалов. Контроль за осуществлением требований безопасности выполняет Инспекция по транспорту и водному хозяйству.

     Обязательным  стало использование на грузовиках зеркал без мертвого угла. Такое  зеркало позволяет водителю лучше  видеть велосипедистов и пешеходов. Разработана система предупреждения водителей, срабатывающая в ситуации, когда водитель близок к засыпанию. Создана специальная технология эффективной загрузки грузовых машин, обеспечивающая снижение вероятности их опрокидывания.

     Нидерланды  располагают наряду с международным  аэропортом Схипхол еще несколькими аэропортами: Зестинховен под Роттердамом и Бейк под Маастрихтом. Воздушный транспорт продолжает расти. Важную экономическую роль в качестве главного аэропорта играет Схипхол. Возможное расширение и развитие Схипхола является в Нидерландах постоянным предметом общественных дискуссий. Столкновение интересов экономических с интересами окрестного населения и экологических организаций, оказывает большое влияние на планы развития аэропорта. Все большую роль в воздушном транспорте играют местные аэропорты.

     После террористических актов в США 11 сентября 2001 года приняты дополнительные меры по повышению безопасности. Это касается как оборудования аэропортов, так  и диспетчерских центров и  самих самолетов. Также и здесь  важную роль в вопросах контроля и  соблюдения мер безопасности играет Инспекция по транспорту и водному  хозяйству.

     Энергетика 

     Самый важный энергоноситель – природный  газ, месторождение которого было открыто  в 1959 близ Слохтерена в провинции Гронинген. Это месторождение оценивают как третье по размерам в мире. Газовые месторождения разрабатываются Нидерландской нефтяной компанией, созданной концернами «Ройял датч шелл» и «Эксон». Другие месторождения природного газа были обнаружены на дне Северного моря.

     Нидерланды  вносят весомый вклад в энергетическое обеспечение Европы. Потребителями голландского газа являются Германия, Бельгия, Швеция, Франция, Италия и Швейцария (45,9 млрд. куб. м.). В Голландии расположены крупные нефтеперерабатывающие мощности "Шелл", "Эссо", "Бритиш петролеум", "Тексако", "Тоталь". Запасы природного газа составляют 2500 млрд. куб. м. (4 место в мире). Он экспортируется в ФРГ, Бельгию, Францию, Италию, Швейцарию (31млрд. куб. м.). За счет экспорта газа Нидерланды покрывают расходы по импорту других видов топлива. Доходы от продажи газа составляют 20% всех бюджетных поступлений, около 60% всей электроэнергии в стране производится на базе природного газа.

     В страну ввозится уголь (10,2 млн. т.), импортируется  электроэнергия (8,5% от всего потребления). Запасы нефти – 97 млн. т. Только 20% потребностей в ней покрывается за счет внутренних ресурсов, остальное ввозится из Великобритании, Ирана, Ливии, Нигерии, Алжира, Саудовской Аравии и СНГ.

     Торговля

     На  торговлю приходится 15,4% ВВП и 18% занятых. Соотношение долей розничной  и оптовой торговли в ВВП — 1:2. Причина в том, что в оптовую  торговлю, по статистике, включаются крупные  реэкспортные операции (особенно в  области торговли нефтью и нефтепродуктами). В занятости, напротив, превалирует  розничная торговля (соответственно 10,6%). Она характеризуется быстрым  ростом крупных торговых площадей с  сер. 1980-х гг., хотя и поныне около 20% оборота приходится на мелкие торговые точки, преимущественно продовольственные.

     Основным  природным фактором, благоприятствующим внешней торговле, является положение  Нидерландов. Страна имеет естественный выход в море, поскольку ей принадлежат устья Рейна и Мааса, текущих из промышленно развитых районов Европы, включая, например, Рурский бассейн. В пределах самих Нидерландов многочисленные естественные водные пути сообщения обеспечивают недорогую связь между всеми районами страны.

     Также развитию торговли способствовало сооружение портов и каналов. Водные артерии  страны пришлось соединять каналами для обеспечения непосредственной связи Рейна с Амстердамом, а  также с северными провинциями. 
 

     Финансовая  система

     Важный  элемент сферы услуг - банки и  другие кредитно-финансовые компании. В настоящее время в Нидерландах  действует 12 банков. Практически все  они универсальные. На два крупнейших приходится почти 90% активов и примерно 79% выданных кредитов. Высокая концентрация присуща и другим отраслям кредитно-финансовой сферы, в частности, страховому бизнесу: две ведущие страховые компании сосредоточивают не менее 75% активов отрасли.

     С 1 января 2002 года евро является расчетной  валютой в Нидерландах и одиннадцати  других странах еврозоны (Австрии, Бельгии, Германии, Греции, Ирландии, Испании, Италии, Люксембурге, Португалии, Финляндии  и Франции). С этого момента  официальным платежным средством  в этих странах стали семь банковских еврокупюр стоимостью 5, 10, 20, 50, 100, 200 и 500 евро и евромонеты достоинством 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 и 200 евроцентов. Купюры имеют во всех странах одинаковый вид и легко различаются по своим внешним параметрам, в том числе и слепыми и лицами со слабым зрением благодаря нанесенному на купюры специальному ощупываемому рельефу. Евромонеты имеют одну “европейскую” сторону, одинаковую во всех странах, и другую “национальную” сторону, изображение на которой в разных странах разное.

     Европейским Центральным Банком (ЕЦБ) определяется валютная политика. Главной задачей  ЕЦБ является обеспечение стабильности цен в странах, использующих евро (в еврозоне), благодаря чему поддерживается покупательная способность европейского потребителя. ЕЦБ совместно с  национальными центральными банками  формирует Европейскую систему  центральных банков (ЕСЦБ), которые  осуществляют совместную валютную политику. Значительная доля операционных функций  в рамках Европейской системы  центральных банков выполняется  децентрализовано. Речь идет при этом, среди прочего, об осуществлении  части валютной политики, платежном  обороте и обращении банкнотов. Национальный банк Нидерландов называется Нидерландский Банк (НБ). Президент  Нидерландского Банка является членом Совета правления ЕЦБ. 

     Туризм

     Нидерланды  пользуются большой популярностью среди туристов. В 2010 году страну посетило около 9,5 миллионов туристов из разных частей света. Более четверти иностранных туристов приезжает из Германии. Среди туристов хорошо представлены также Великобритания, Соединенные Штаты Америки и Канада, Бельгия и Франция. Иностранные туристы тратят в Голландии порядка 7,5 миллиардов евро в год. Это превышает доходы от экспорта цветов и других растений. В свою очередь, нидерландские туристы тратят около 13,4 миллиардов евро за рубежом.

 
    1. Нидерланды в системе внешнеэкономических связей

     

Более половины нидерландского национального валового продукта приходится на долю международной  торговли. Более половины нидерландского импорта и экспорта составляют пищевые  продукты, продукция химической промышленности и машины. В этой последней категории важнейшую часть составляют компьютеры и их компоненты. Существенная доля ввозимой продукции, такой как компьютеры, предназначена для других стран. Эти товары вывозятся из страны без какой-либо обработки или же после минимальной  обработки. Такого рода операции характерны для Нидерландов как дистрибутивного центра.

     

Важнейшими регионами  сбыта для Нидерландов являются Германия, Франция, Бельгия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки, куда поступает две трети всего нидерландского экспорта.

     

По итогам внешней торговли Нидерландов в 2009г. товарооборот вырос на 9%, достигнув 530 млрд. евро. При этом голландский экспорт составил 281 млрд. евро, а импорт – 249 млрд. евро. Сальдо торгового баланса в 2009 г. составило 32 млрд. евро, что значительно больше, чем в предшествующие годы, когда его средний размер находился на уровне 27 млрд. евро. Основную часть сальдо торгового баланса обеспечила торговля химической продукцией (15,0 млрд. евро), а также торговля товарами пищевой промышленности (13,7 млрд. евро).

     

Остается неизменной в течение последних лет товарная структура экспорта Нидерландов. Четыре пятых голландского экспорта составляет продукция материального производства. Экспортируется промышленное и транспортное оборудование, а также продукция  химической промышленности и сельского  хозяйства. Почти треть общего объема голландского экспорта приходилась  на машины и транспортное оборудование. Крупную долю экспорта формируют  химические товары, за ними следуют  продукты питания, металлы и энергоносители. На машины и транспортное оборудование приходилась почти треть общего объема голландского экспорта. Другую крупную долю экспорта формируют  химические товары, а за ними следуют продукты питания, металлы и энергоносители.

     

По сравнению  с предшествующим годом в 2010 г. более всего на 30,3% возрос стоимостный объем экспорта минерального топлива и смазочных материалов, главным образом, за счет значительного роста мировых цен на энергоносители. Более значительной становится ресурсная составляющая голландского экспорта становится. Так, в стоимостном выражении экспорт цветных металлов увеличился на 65%, руды на 43%, газа на 41%, нефтепродуктов на 30%.

Информация о работе Экономика Нидерландов