Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 07:31, контрольная работа
В данной работе рассмотрено образование, формирование и развитие экономических районов России.
Введение
1. Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России
2. Основные принципы районирования
3. Современное экономическое районирование и формы территориальной организации хозяйства России
4. Территориальное деление Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Несоответствие экономического районирования реальности сегодняшнего времени отмечалось многими экспертами. На практике тенденция к пересмотру границ появилась при создании ассоциаций экономического взаимодействия. Именно для данных ассоциаций, готовились комплексные программы социально-экономического развития.
Федеральные округа Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.
Федеральные округа не являются субъектами
или иной конституционной частью административно-
В момент их учреждения в 2000 было создано 7 федеральных округов. Первым изменением их количества (увеличением до восьми) и состава стало выделение Северо-Кавказского федерального округа из Южного федерального округа на основании указа президента Д.А.Медведева 19 января 2010. Единственным изменением в названиях округов было предшествующее переименование Северо-Кавказского округа в Южный 21 июня 2000. Список федеральных округов представлен в таблице 2.
В июне 2011 года Президент Медведев предложил создание Столичного федерального округа (границей которого предполагается ЦКАД).
Почти все округа
состоят преимущественно или
только из административно-
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Таблица 2
Список федеральных округов8
Название округа |
Площадь |
Население |
Субъектов РФ |
Административный центр | |
1 |
Центральный федеральный округ |
52,800 |
37 121 812 |
18 |
Москва |
2 |
Южный федеральный округ |
416,840 |
14 686 261 |
6 |
Ростов-на-Дону |
3 |
Северо-Западный федеральный округ |
1,677,900 |
13 462 259 |
11 |
Санкт-Петербург |
4 |
Дальневосточный федеральный округ |
6,215,900 |
6 460 094 |
9 |
Хабаровск |
5 |
Сибирский федеральный округ |
5,114,800 |
19 545 470 |
12 |
Новосибирск |
6 |
Уральский федеральный округ |
1,788,900 |
12 254 976 |
6 |
Екатеринбург |
7 |
Приволжский федеральный округ |
1,038,000 |
30 157 844 |
14 |
Нижний Новгород |
8 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
159,860 |
8 215 263 |
7 |
Пятигорск |
Северо-Кавказский федеральный округ — федеральный округ Российской Федерации, выделенный из состава Южного федерального округа указом президента России Д. А. Медведева от 19 января 2010 года. Расположен на юге европейской части России, в центральной и восточной части Северного Кавказа.
С 13 мая по 21 июня 2000 года название Северо-Кавказский федеральный округ носил Южный федеральный округ.
Образование данного округа стало первым изменением числа федеральных округов с момента их учреждения в 2000 году президентом России В. В. Путиным.
Площадь территории округа составляет около одного процента от площади территории Российской Федерации. Это самый маленький федеральный округ России и единственный, в котором этнические русские составляют меньшинство населения.
Центр округа — город Пятигорск, единственный из центров округов, который не является ни административным центром субъекта, входящего в округ, ни крупнейшим городом округа (однако входит в крупную Кавказско-Минераловодскую агломерацию). С апреля 2010 года резиденция заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента в Северо-Кавказском федеральном округе А. Г. Хлопонина временно расположена в Ессентуках.9
Почти все округа
состоят преимущественно или
только из административно-
В округах определены города-центры, в которых размещаются их руководяще-координирующие органы в виде полномочного представителя президента, его аппарата и управлений федеральных ведомств. Северо-Кавказский округ является единственным, в котором центр не является крупнейшим городом округа, а также административным центром или крупнейшим городом одного из входящих субъектов.
Полпред Президента РФ в федеральном округе является представителем Президента РФ и работником администрации Президента.
Руководство округов главенствует над входящими субъектами, не имея конституционных полномочий, но имея соответствующие ведомственные.
Подводя итоги роли и значения федеральных округов в преобразовании системы территориального управления, необходимо, прежде всего, отметить, что создание федеральных округов стало реакцией на фактическое распадение России в конце 1990-х годов на ряд «региональных баронств», стремившихся к предельно расширительному толкованию предложенного в Конституции понятия «суверенитета» субъектов.
Федеральные округа выступают в территориальном строительстве России как элемент унитарности внутри федеративного государства, стягивающий систему территориального управления и предохраняющий ее от рецидивов «регионального баронства».
Создание федеративных округов позволило привести в относительное единство систему территориального управления, не только нормализовав нормативно-правовую базу, но и приведя в действие политические рычаги воздействия на регионы.
В итоге федеральные округа обеспечивают углубление и развитие как вертикальных, так и горизонтальных федеративных связей, позволяют решать стратегические вопросы территориального развития на уровне, адекватном масштабу и сложности округов, в контексте территориального администрирования обеспечивать баланс между общегосударственными интересами и самостоятельностью на местах. С управленческой точки зрения конечная цель существования федеральных округов видится в организации эффективного администрирования, оптимизации и окончательной перестройке большинства территориальных структур федеральных органов государственной, прежде всего исполнительной, власти по надсубъектному, межрегиональному принципу, что необходимо как для ограничения влияния местных властей на федеральные структуры, так и повышения действенности территориальных органов федеральных государственных органов, снижения дублирования и улучшения координации их деятельности.
Заключение
Районирование должно способствовать
формированию не только эффективной экономики,
территориально-
Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов. Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи. В то же время, территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках.
Современный этап организации территориального управления требует экономического районирования, учитывающего комплексный характер воздействия всех факторов.
Список литературы
1 Регионоведение/Под ред. Т.Г. Морозовой.-М.: ЮНИТИ, 2010.- С. 211.
2 Юсупов, К.Н. Региональная экономика.-М.: КноРус, 2009.- С. 178.
3 Там же.
4 Юсупов, К.Н. Региональная экономика.-М.: КноРус, 2009.- С. 180.
5 Региональная экономика/Под ред. В.И. Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2009.- С. 95.
6 Региональная экономика/Под ред. В.И. Видяпина.-М.: ИНФРА-М, 2009.- С. 95.
7 Общероссийский классификатор экономический
регионов ОК 024-95.- М.: Издательство стандартов,
2000//http://www.economy.gov.
8 http://ru.wikipedia.org/wiki
9 Белянин, И.В. Роль федеративных округов в формировании идей федерализма // Аспирант и соискатель.- 2005. - N 5. С. 19.