Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:21, доклад
Перу расположено в западной части Южной Америки, граничит на северо-западне с Эквадором, на севере с Боливией, на востоке граничит с Бразилией, и на юго-восточной границе с Боливией и Чили. В стране накоплен большой промышленный и научно-технический потенциал, существует богатая природная база, трудовые ресурсы. Все это создает предпосылки для успешного экономического развития страны.
Особенности современного хозяйственного комплекса Перу
Именно в секторах промышленности, сконцентрированных на разработке главного богатства страны – минеральных, энергетических и биологических ресурсов, сосредоточены значительные объемы инвестиций и современные технологии. Горнодобывающая, энергетическая, рыбная и текстильная промышленность представляют собой основной канал интеграции национального хозяйства в глобализующийся мировой рынок и через задействованные в них предприятия обеспечивают осуществление внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами.
Формирование специфического перуанского набора целей экономического движения вперед имеет свое историческое развитие и национальные особенности в условиях периферийной, но богатой ресурсами, рыночной экономики.
Эволюция последних
наработок стратегии развития в
Перу основывалась на общей теоретической
платформе, применяемой в латиноамериканском
регионе, и в XX веке прошла через этапы
импортозамещающей индустриализации,
государственного регулирования и поворота
к неолиберальным ценностям, которые,
однако, уже не в полной мере отвечают
потребностям нового времени и даже дискредитировали
себя в латиноамериканских условиях.
Перу изначально делало ставку на доминирующее развитие первичного сектора экономики, главным образом, в горнодобывающей, энергетической и рыбной промышленности, производящей экспортную продукцию. Здесь можно отметить, прежде всего, модернизацию и внедрение передовых технологий горнорудной промышленности, а также масштабную экспансию производста по выпуску рыбной муки во время так называемого рыбомучного бума в 60-х и 70-х годах прошлого столетия.
Мировой энергетический
и сырьевой кризис середины 70-х годов
еще большее «натурализовал»
перуанский экспорт (в отличие от
других стран региона) и способствовал
дополнительному притоку
В связи с
вышеуказанными особенностями катастрофы
«потерянного» десятилетия хотя
и не обошли Перу (наблюдалось расстройство
денежно-кредитной сферы в форме гиперинфляции,
банкротство местных промышленных предприятий,
рост неформальной занятости), тем не менее,
привели лишь к ее относительной «деиндустиализации»
и увеличению импорта промышленной продукции.
Обладая мощной
ресурсной базой и имея возможности привлекать
для ее разработки необходимый капитал,
Перу в меньшей степени, чем другие страны
региона делала ставку на реальную интеграцию,
что объясняет ее периодически повторяющуюся
«диссидентскую» позицию в рамках Андского
сообщества наций (АСН).
Другой особенностью создания перуанской модели стало то, что здесь практически не был задействован такой инструмент, без которого не обошлись другие страны, как проведение налоговой реформы, однако необходимость ее осуществления сохраняется. После масштабной приватизации 90-х годов прошлого столетия в собственности государства до сих пор остается значительное количество компаний.
В начале 90-х годов пришедший к власти режим А.Фухимори взял за основу экономической политики неолиберализм, подкрепив его твердой авторитарной властью. Проводя политику трех либерализаций: внешней торговли, финансовой сферы и режима иностранных инвестиций, он одновременно жестко осуществлял макроэкономическое регулирование и стабилизационные меры.
Таким образом, здесь в потенциально богатой, но реально бедной стране всегда принимали во внимание социальную составляющую процесса управления экономикой и обществом. Национальная буржуазия, отстаивая собственные интересы, нередко защищала более широкие слои населения. Именно эти круги демонстрировали восприимчивость к идеям «латиноамериканского» или третьего пути, наиболее ярко выраженного в экономической программе Экономической комиссии ООН для стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Данная концепция, основанная на игре рыночных сил, делает упор на перестройку и технологическое обновление производства, прежде всего, ориентированного на экспорт, через привлечение инвестиций (так называемая «реиндустриализация) при обеспечении принципа социальной справедливости.
По этой причине
особенностью перуанской экономики
является симбиоз неолиберализма и
государственного регулирования, эклектическое
смешение идеологий, которое может
быть определено как государственно-рыночный
социально ориентированный
Имеет место сугубо прагматический подход, где реальные меры вырабатываются в зависимости от имеющихся в наличии материально-финансовых возможностей, как внутренних, так и потенциально доступных для получения из-за рубежа. Весь набор существующих экономических механизмов, взятых из различных концепций и теорий, применяется для оптимального решения приоритетных задач текущего момента при всех правительствах конца XX – начала XXI веков. Указанная «перуанская модель» является генеральной линией экономического развития Перу и на современном этапе. Хотя при этом иногда наблюдаются отклонения в виде попыток этатизации экономики при режиме В.Альварадо (в 70-х годах прошлого века) или предвыборной программы О.Умалы (2006 г.) с элементами национализации иностранного капитала и господдержки национальной буржуазии.
Поскольку правящая элита страны за последние десятилетия на практике пришла к выводу, что применение заимствованных теоретических схем без учета местной специфики не состоятельно, то наблюдается некоторый отход от «слепого» копирования чужых догм к изучению особенностей конкретной экономической ситуации. На этой базе пытаются найти, руководствуясь, прежде всего, здравым смыслом и отталкиваясь от осязаемых результатов, те эмпирически здоровые формы организации экономической и социальной жизни, которые реально помогли бы преодолеть имеющиеся проблемы. Главной них, безусловно, является нищета громадных масс населения, обусловленная исторически сложившимися структурными диспропорциями в народном хозяйстве.
Каждый год перуанские власти, ответственные за социально-экономическое развитие страны, производят уточнение рамочного макроэкономического плана на ряд предстоящих лет. Eго конкретизация на период до 2010 г. Имела приоритетами достижение следующих целей: укрепление макроэкономической стабильности и эффективности государственных расходов, новый запуск политики приватизации в форме концессий для расширения инвестиционного процесса, общее повышение производительности труда, сокращение внешнего долга.
Перу является
одной из немногих стран, содержащих
в своих недрах практически всю таблицу
Менделеева. Именно поэтому на добывающую
и перерабатывающую горнорудное сырье
промышленность приходится почти 70% всего
промышленного производства и более 50%
национального экспорта. Страна обладает
внушительным потенциалом гидроресурсов,
имеются значительные запасы нефти и газа.
Производственная активность в области
рыболовства основывается на эксплуатации
уникальных биоресурсов 200-мильной экономической
зоны, видовое разнообразие и масса которых
обусловлено прохождением холодного североперуанского
течения. Базой развития текстильной отрасли
служит переработка шерсти животных семейства
верблюдовых: ламы, альпаки и викуньи,
а также высококачественных сортов длинноволокнистого
хлопчатника.
Сельское хозяйство
страны испытывает хронический кризис,
вызванный незавершенностью аграрной
реформы. Мелкоземельность крестьянских
хозяйств, частная монополизация оросительных
систем при отсутствии достаточного количества
общественных ведут к высоким издержкам
и низкой конкурентоспособности при сохранении
ограниченного количества экспортных
культур.
Все вышеуказанные
направления производственной деятельности
имеют одну общую черту – направленность
на выпуск товаров для экспорта,
что служит основой положительной
динамики их развития. Именно они призваны
стать локомотивом экономического движения
вперед и, как следствие, инструментом
решения социальных проблем, прежде всего
снижения уровня бедности и нищеты через
развитие производительных сил и расширение
занятости.
Ввиду невысокого
уровня дохода в Перу отсутствует необходимое
для устойчивого развития накопление
капиталов, а ее внутренний рынок имеет
ограниченную емкостью. Единственной
основой для стабильного роста экономики
и краеугольным камнем национальной стратегии
интеграции в глобализированное мировое
пространство является привлечение зарубежных
инвестиции и производство товаров на
экспорт, а главной целью и задачей внешнеэкономической
политики страны становится обеспечение
благоприятных условий для их притока
и продвижения.
На базе отмеченных хозяйственных реалий, обусловленных как историческими, так и природно-географическими факторами, идет осмысление и выработка соответствующей государственной политики в экономической области. Понимание подходов и механизмов ее формирования, а также форм реализации представляется крайне важным с точки зрения налаживания взаимовыгодного торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества в новых геополитических условиях. На пути к выявлению причин существующего положения и определению рецептов по его изменению важную роль должно сыграть изучение сформированного на данный момент среза хозяйственной жизни на уровне отраслей, регионов, приоритетных хозяйственных групп. Представляется, что именно на основе анализа реальных экономических категорий, начиная с рассмотрения ресурсной базы, методов ее освоения, размещения производства, применяемых технологий и заканчивая схемами товарооборота (включая экспортно-импортные операции), финансирования хозяйственной деятельности и бюджетного перераспределения возникающих финансовых потоков, возникает возможность наметить подходы к решению стоящих перед обществом проблем. И в этом отношении перуанский опыт интересен и заслуживает внимания.
ВВП (по паритету покупательной способности):
$253 миллиарда (оценка 2009)
Место страны в мире: 45
$250,8 миллиарда (оценка 2008)
$228,4 миллиардов (оценка 2007)
ВВП (по официальному обменному курсу):
$128,9 миллиардов (оценка 2009)
ВВП - реальный темп роста:
0.9 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 100
9.8 % (оценка 2008)
8.9 % (оценка 2007)
ВВП - на душу (по ППС):
8 600$ (оценка 2009)
Место страны в мире: 115
8 600$ (оценка 2008)
7 900$ (оценка 2007)
ВВП - состав секторов:
сельское хозяйство: 8.2 %
промышленность: 25.1 %
услуги: 54.5 % (оценка
2009)
Рабочая сила:
10.26 миллионов (оценка 2009)
Место страны в
мире: 48
Рабочая сила - по
составу секторов:
сельское хозяйство: 0.7 %
промышленность: 23.8 %
услуги: 75.5 % (2005)
Уровень
безработицы:
9 % (оценка 2009)
Место страны в мире: 101
8.1 % (оценка 2008)
примечание: для
Лимы широко распространена неполная
занятость
Население ниже
черты бедности:
44.5 % (2006)
Бюджет:
доходы: $33,55 миллиарда
расходы: $37,97 миллиардов
(оценка 2009)
Государственный
долг:
26.1 % ВВП (оценка 2009)
Место страны в мире: 94
24 % ВВП (оценка
2008)
Рост
инфляции (розничные цены):