Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 19:43, реферат
Франция - одно из старейших государств Европы, современная ее территория в основных своих чертах сформировалась в XV веке. Республиканская форма правления окончательно утвердилась с 1870 года. В настоящее время Франция - буржуазная республика, образующая Французское сообщество, куда входят, кроме метрополии, и колониальные территории.
ЭКОНОМИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ ФРАНЦИИ____________________________________ стр. 2
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ФРАНЦИИ___________________________________ стр. 6
ФРАНЦИЯ В СИСТЕМЕ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА _____________ стр. 11
ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ____ стр. 12
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ _____________________________ стр. 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________
3.
Франция в системе мирового
хозяйства.
Франция
прочно интегрирована в мировое
хозяйство. По объему экспорта и импорта
Франция занимает четвертое место
в мире после США, Германии и Японии. Она
является вторым в мире после США экспортером
услуг и продукции агропромышленного
комплекса. По данным статистики, сегодня
каждый пятый француз работает на экспорт.
В 1996 году внешнеторговые показатели достигли
рекордно высокого уровня. Экспорт и импорт
составили 1885,6 и 1681,2 млрд. франков соответственно.
Положительное сальдо достигло 204,4 млрд.
франков.
Внешнеторговый оборот Франции, млрд. франков
Показатели | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 |
Экспорт | 1467,9 | 1538,0 | 1588,1 | 1556,3 | 1684,1 | 1802,9 | 1885,6 |
Импорт | 1469,8 | 1514,4 | 1493,5 | 1404,7 | 1523,0 | 1621,4 | 1681,2 |
Сальдо | -1,8 | 23,6 | 94,6 | 151,6 | 161,0 | 181,5 | 204,4 |
Процент покрытия, (экспорт/импорт*100) | 99,9 | 101,6 | 106,3 | 110,8 | 110,6 | 111,2 | 112,2 |
Темпы прироста экспорта, % | - | 4,8 | 3,3 | -2,0 | 8,2 | 7,0 | 46 |
Темпы прироста импорта, % | - | 3,0 | -1,4 | -5,9 | 8,4 | 6,4 | 3,7 |
Чем
объясняются столь высокие
В
60-е годы внешняя торговля Франции охватывала
в основном развивающиеся страны, большей
частью бывшие французские колонии. Вследствие
этого экспортируемые товары были относительно
низкого качества, и поэтому в 70-е годы
Франция столкнулась с проблемой слабой
конкурентоспособности своих товаров
на мировых рынках. Создание общеевропейского
рынка заставило Францию переориентировать
свою торговлю на рынки развитых стран
и постепенно отказаться от экспорта,
поддерживаемого и субсидируемого государством
в направлении развивающихся стран с высоким
уровнем задолженности. Сегодня Франция
не испытывает трудностей в области платежного
баланса, который в течение долгого времени
оставался дефицитным. Этот успех тем
более значителен, что в 90-е годы заметно
возросла международная конкуренция и
усилилась роль развивающихся стран в
мировой торговле. Какие проблемы связаны
с дальнейшим развитием внешней торговли
Франции? Прежде всего, французская торговля
по-прежнему направлена в основном на
страны ЕС и недостаточно активно сотрудничает
с быстро развивающимися государствами
Азии и Латинской Америки. Негативные
фактором можно считать и относительно
низкий объем прямых инвестиций в другие
страны (в 1996 году они оценивались в 145
млрд. франков), и, как следствие, недостаточное
число французов, работающих за границей.
Недостатком французского экспорта можно
считать его концентрацию в руках небольшого
числа крупных предприятий. Так, 20% всего
экспорта приходится на 50 самых крупных
корпораций, а 1000 компаний обеспечивают
уже 70% всего объема. Малым и средним предприятиям
все еще не удается выйти на международный
рынок, их доля в экспорте очень невысока.
Какие перспективы ожидают внешнюю торговлю
Франции? «Международная конъюнктура,
по-видимому, имеет тенденцию к улучшению,
рост экспортного рынка должен составить
6-7% на протяжении 1997-1998 гг., и можно по-прежнему
ожидать превышение доходов над расходами
по текущим операциям», - отмечается в
отчете Организации экономического сотрудничества
и развития по Франции за 1997 год. Следует
упомянуть о том, что в настоящее время
для расширения экспорта французские
власти проводят не только политику крупных
контрактов, но и выступают с инициативой
оказания помощи предприятиям, желающим
выйти на международные рынки. Программа
«Французское партнерство», начатая весной
1996 г. по инициативе министерства иностранных
дел и министерства внешней торговли,
направлена на развитие сотрудничества
между крупными и мелкими предприятиями
путем предоставления им возможности
пользоваться французской дипломатической
сетью, второй в мире по своим размерам.
4. ОБЩИЕ
ТЕНДЕНЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ.
Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира — 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв. км.) и населения (57 млн. чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
В 80-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.
Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. — 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.
Во Франции активно протекают
процессы перестройки
хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании “Юнизор” и “Сасилор” сосредоточили 70% производства стали, “Компани женераль д'электрисите” (КЖЕ), “Томсон” — 50% производства электронного и электротехнического оборудования, “Рено” и “Пежо” — почти все производство автомобилей. “Пешине-Южин-Кюльман” (ПЮК) и “Иметаль” — почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.
Процессы концентрации и
Централизация капитала на
Банки активно участвуют в
деятельности промышленных
Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена
несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы “Нариба” , “Союз” , группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат) , а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.
Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние
предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.
Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала. Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы “Париба” и “Сосьете женераль” , индустриальные гиганты “Сен-Гобен” , “Компани женераль д'электрисите” , финансовая компания “Тивас” , военно-промышленная компания “Матра” , финансовая группа “Сюэз” .
Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.
Регулирующая роль государства
находит свое яркое выражение
в государственном