Экономическая география и регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 00:37, контрольная работа

Описание работы

Экономическая география и регионалистика - направление в социально-экономической географии, которое изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей и общественного производства - с точки зрения эффективности производительности общественного труда и производства. Объекты исследования: территориальная структура народного хозяйства и такие ее сферы как экономический район, территориально-производственный комплекс, промышленный узел, "полюс" развития, свободная экономическая зона и другие формы размещения производства, а также формы расселения.

Работа содержит 1 файл

ЭГР00.doc

— 130.00 Кб (Скачать)

По доле населения, занятого исследованиями и  разработками, область занимает одно из лидирующих мест в Центральном  федеральном округе. Одновременно растут расходы на исследования и разработки, которые к концу 2005 года достигли 442 рублей в расчете на одного жителя области. Рост числа выданных патентов на разработки и изобретения свидетельствуют о растущем научно-техническом потенциале области, который необходимо переводить в плоскость производства.

Инновационный сектор области сегодня развивается  по пути создания инновационных технологических  центров и сети малых предприятий  в наукоемких отраслях. Приоритет пока отдается оборонно-промышленному комплексу. Существенные предпосылки для инновационного развития имеются в машиностроительном и химическом промышленном производствах.

Однако  доля предприятий, осуществляющих технологические  инновации,  остается несколько ниже, чем в среднем  по стране, что  свидетельствует о недостаточной  связи науки и производства.

Одной из причин этой ситуации является низкая доля малых предприятий в общем  объеме производства промышленной продукции.

В обрабатывающих производствах она составляет 8%, доля работников малых предприятий, занятых на обрабатывающих производствах, равна 20%, в то время, как малые предприятия обладают способностью быстрой адаптации к постоянно изменяющейся экономической конъюнктуре.

Несмотря  на то, что доля сельского хозяйства  в ВРП области  постепенно снижается, этот сектор экономики по-прежнему является ведущим направлением специализации региона. 

В 2009 году 13,1% всех инвестиций в основной капитал было направлено в сельское хозяйство области.

Площадь сельскохозяйственных угодий области  составляет 2746,3 тыс. га (около 80% территории). Область обеспечивает потребности населения в продуктах питания и осуществляет вывоз продовольствия за пределы области. На территории области действуют 414 сельхозпредприятий, 2,8 тысячи крестьянских фермерских хозяйств, около 275 тысяч личных подсобных хозяйств.

Если  до 2001 года производство и сельское хозяйство области развивались  близкими темпами, в последующий  период рост объема промышленного производства стал опережать рост объемов продукции  сельского хозяйства.

Указанная тенденция характерна для всех аграрных территорий страны, при ее нарастании недостаточно высокие темпы развития сельского хозяйства предопределят отставание доходов сельского населения от городского, что увеличит разрыв в уровне жизни населения и обострит проблему бедности.

Реализация национального приоритетного проекта по развитию агропромышленного комплекса, а также значительный ресурсный потенциал региона делают развитие данного направления в Тамбовской области обоснованным и перспективным.

В целом  рост сельского хозяйства в Российской Федерации, объем производства продукции которого с 2000 по 2009 год увеличился на 32,4%, способствует тому, что сельхозпроизводство может стать одной из функций страны в мировом разделении труда, что является позитивным внешним фактором для развития этой сферы экономики области.

В первую очередь, в качестве  специализации  выделяется производство зерна, сахарной свеклы и масличных культур.

Одной из задач государственной программы  по развитию сельского хозяйства  является рост объемов производства и экспорта зерна. В период до 2012 года планируется увеличить экспортные поставки этого вида продукции до 15 млн. тонн, что в полтора раза превышает уровень 2009 года.

Объем экспорта растительного масла в  целом по стране вырос в 2009 году по сравнению с 2002 годом в 5,5 раза.

Важной  целью политики государства в  сфере аграрного сектора является осуществление импортозамещения на внутреннем рынке сахара. Планируется  увеличить долю сахара, произведенного из сахарной свеклы, в общем объеме производства сахара-песка до 67% к 2012 году.

Экспортно-импортные  потоки сахара имеют неравномерную  динамику, однако в целом свидетельствуют  о тенденции снижения ввоза сахара на территорию страны, что говорит  о расширении внутреннего рынка  для этого вида продукции.

На долю Тамбовской области приходится почти 11% производства сахара (4-е место в Российской Федерации), 2,2% растительного масла (9-е место в Российской Федерации), 2% сбора зерна (16-е место в Российской Федерации, 4-е место в ЦФО).

Анализ  основных направлений сельскохозяйственного производства позволяет сделать вывод, что имеющиеся ресурсы могут использоваться более эффективно.

Несмотря  на рост производства растительного  масла, который в 2009 году достиг     62,2 тысячи тонн, урожайность подсолнечника остается ниже, чем в других регионах- производителях.

Инвестиционные  процессы в сахарной промышленности находятся в прямой зависимости  от конъюнктуры мирового рынка сахара. Из-за того, что существенная часть   потребляемого сахарными заводами сырья имеет импортное происхождение, цены на сахар на внутреннем рынке в очень большой степени зависят от мировых цен.

Высокая прибыльность производства сахара из сахара-сырца привела к резкому  увеличению его импорта и к  соответствующему сокращению в стране производства свекловичного сахара. Значительным ограничением роста производства сахара из импортного сырья является рост цен на сахар-сырец. В 2009 году его средняя цена выросла в 2,6 раза по сравнению с 2002 годом и составила 405 долларов США за тонну. Одновременно государством планируются дополнительные меры по ограничению ввоза импортного сырья  с целью стимулирования производства сахара из сахарной свеклы.

Существенным  ограничением роста указанного производства является низкая урожайность сахарной свеклы. В Российской Федерации в целом этот показатель является одним из самых низких среди стран-производителей (в 2005 году в РФ – 282 центнера с гектара, в Литве – 381, в Венгрии – 570, Белоруссии – 316, Финляндии – 378). Анализ динамики урожайности в Тамбовской области показывает ее рост, однако меры, которые были предприняты, направленные на внедрение технологий, обеспечивающих повышение урожайности и эффективности всего производства в целом этого вида сельскохозяйственной продукции, пока недостаточны.

Площадь посевов сахарной свеклы к уровню 1990 года в Тамбовской области, как и в целом по стране, сократилась  на 21% и составила 93,7 тысячи гектаров. Под сахарную свеклу занято в Российской Федерации 1,3% от всех посевов, в области – 7%.

Область является одним из лидеров по производству сахара, демонстрируя устойчивую динамику роста выпуска этого вида продукции.

Имеющаяся ресурсная база, а также реализация на федеральном уровне цели повышения  конкурентоспособности агропродовольственной  продукции, в том числе на рынке  зерна, предусмотренные в государственной программе, позволяют выделить развитие этого направления в число приоритетных для области.

Положение в животноводстве, где производится более 30 процентов объема валовой  продукции сельского хозяйства  области, продолжает оставаться сложным.

Эту сферу  сельхозпроизводства также затронул кризис девяностых годов, проявившийся, в том числе, в сокращении численности  поголовья крупного рогатого скота. Эта тенденция сохраняется и  в настоящее время. В то же время  темпы сокращения поголовья в области одни из самых низких в ЦФО. Сокращением поголовья крупного рогатого скота обусловлено сокращение производства молока в области, а также производства скота в   живом весе.

Поголовье свиней во всех категориях хозяйств также  сокращалось до 2005 года.  На конец 2009 года в области насчитывалось 207,1 тысяча голов свиней, что в 4,3 раза меньше уровня 1990 года, крупного рогатого скота – 171,2 тысячи голов (в 4,5 раза меньше, чем в 1990 году).

Изменяется  структура поголовья скота по категориям хозяйств. Если в 2000 году на сельскохозяйственные организации приходилось 50,9% поголовья крупного рогатого скота, 45,2% – свиней,  то к 2008 году, соответственно, 24,6% и 23,5%. Одновременно росла доля скота, содержащегося в хозяйствах граждан: крупного рогатого скота – с 48,2% до 72,3%, свиней – с 52,2% до 71,4%, в  крестьянских  (фермерских) хозяйствах:  крупного рогатого скота  – с 0,9% до 3,1%, свиней – с 1,7% до 6,2%. 

В целом, внутренний рынок продукции свиноводства активно расширяется, что будет  способствовать значительному увеличению конкуренции среди отечественных производителей.  

Одними  из основных целей государственной  агарной политики на 2008 – 2012 годы являются ускоренное животноводство и повышение  конкурентоспособности отечественной  животноводческой продукции на внутреннем рынке. На федеральном уровне планируется сокращение импорта мяса и мясных продуктов до 30%. В области возможно развитие мясного и молочного животноводства путем целенаправленных мер по созданию условий для восстановления предприятий животноводства на основе обновления и модернизации основных фондов, преодоления тенденции сокращения численности поголовья. Развитие этого направления предполагает осуществление областью мер по созданию условий и поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширения производства мясной продукции.

На долю населения приходится в области 82,7% производства скота и птицы, поэтому  развитие животноводства требует совершенствования  механизмов регулирования и поддержки  производителей, расширения доступа к кредитным ресурсам, а также создание условий для сбыта продукции.

Значимым  источником доходов для сельских жителей области является личные подсобные хозяйства, которые все больше приобретают товарный характер, т.е. ориентированы не только на обеспечение личных нужд, но и на рынок. Так, в 2009 году в личных хозяйствах граждан собрано 96,9% картофеля, 91,8% овощей, произведено 82,7% мяса, 76,6% молока.

К 2009 году в области насчитывалось 2817 фермерских хозяйств с общим земельным наделом 423,6 тыс. га. Для области характерно снижение численности фермерских хозяйств и увеличение занимаемой ими площади (в расчете на одно хозяйство), что связано с процессом укрупнения и отбора наиболее сильных хозяйств.

За 2009 год рентабельность сельскохозяйственной деятельности в предприятиях Тамбовской области значительно повысилась и достигла 25%, сумма прибыли до налогообложения составила 2 млрд. руб., доля прибыльных сельхозпредприятий возросла до 83%. В среднем по области получено прибыли на 1 гектар пашни по 1543 руб., на  1 работника в сельском хозяйстве – по 77,3 тыс. руб. 
 

Вопрос 8. Каковы приоритетные направления социально-экономического развития Российской Федерации на ближайшую перспективу? 

Итоги последних лет свидетельствуют о формировании тенденции к росту российской экономики. Валовой внутренний продукт вырос на 14%, объем промышленной продукции - на 18%, объем инвестиций в основные фонды - на 24%.

В перспективе  источником устойчивого экономического роста может стать только форсированное расширение инвестиций в основной капитал при неуклонно расширяющемся внутреннем потребительском спросе ("Программа социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу и действия Правительства по ее реализации").

Приоритетные сферы социально-экономической политики:

1. Проведение  социальной политики, направленной  на рост инвестиций в человеческий  капитал (в образование и здравоохранение).

2. Улучшение  делового климата, для чего  необходимо завершение создания  институциональных основ рыночной экономики.

3. Переход  к макроэкономической политике, направленной на поддержание  среднесрочной финансовой стабильности  и стимулирование структурных  изменений в реальном секторе. 

4. Качественное  усиление роли структурной политики, которая должна органично дополнять макроэкономическую политику и политику институциональных преобразований.

6. Повышение  устойчивости и эффективности  системы финансового посредничества  в экономике. 
Главной целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ, качественного медицинского и социального обслуживания и образования.

Процесс модернизации системы образования будет осуществляться с учетом складывающихся демографических тенденций. Будет продолжаться поиск социально приемлемого баланса платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования.  
 

Информация о работе Экономическая география и регионалистика