Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 15:33, реферат
Сегодня мы наблюдаем положительную тенденцию к повышению качества потребительской продукции. Усилился государственный контроль, корректируется нормативно-правовая база. Да и сам производитель все больше начинает акцентировать внимание на качестве выпускаемой продукции, ее безопасности, ведь в настоящее время именно на это потребитель смотрит в первую очередь.
Введение — экологическая сертификация продукции
Что такое экологическая маркировка?
Выгода экологического сертификата для компаний
Критерии и требования
Этапы экологической сертификации
Международные знаки экологической маркировки
Нужна ли экомаркировка в России? (по результатам социального опроса)
Российская экомаркировка международного уровня "Листок жизни"
Другие Системы добровольной экологической сертификации в Москве и Московской области
Перспективы российского рынка экопродуктов. Угрозы и возможности.
Источники информации
«Листок жизни» — экомаркировка международного уровня.
Cертификат РОСС RU. И457.04ЧГ00 | Член Global Ecolabelling Network | Ассоциированный член International Federation of Organic Agriculture Movements |
«Листок Жизни» может получить любая продукция, успешно прошедшая добровольную экологическую сертификацию.
Процедура добровольной сертификации описана федеральным законом «О техническом регулировании». Процедура сертификации на присвоение экомаркировки «Листок Жизни» соответствует всем требованиям закона и является качественным дополнением существующих законодательных норм в области обязательной сертификации продукции. Сегодня добровольная сертификация одобрена на уровне Администрации Санкт-Петербурга, и в ближайшем будущем экомаркированная продукция будет иметь преимущество при реализации закупок в рамках системы Государственного заказа.
Сертифицироваться может как пищевая, так и непищевая потребительская продукция из любой товарной группы.
Широкий диапазон сертифицируемой продукции объясняется наработанной методической базой, адаптируемой к тому или иному виду продукции в течение двух месяцев (в случае если аналогичная продукция ранее не проходила экспертизу на присвоение «Листка Жизни»). Кроме того, СПбЭС имеет возможность аттестовать продукцию в нескольких экспертных лабораториях на выбор (в зависимости от вида продукции): Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате, Центре испытаний и сертификации «ТЕСТ — С.-Петербург» или Центре контроля качества товаров (продукции), работ и услуг.
«Листок Жизни» — одна из немногих российских экомаркировок, гарантирующая общую экологическую безопасность продукции и включающая экспертизу всего своего жизненного цикла производства продукции (от добычи сырья до упаковки).
Предприятие, претендующее на получение экомаркировки «Листок Жизни», должно соответствовать следующим требованиям:
В случае
если на каком-либо этапе работы с
предприятием выявляется несоответствие
выдвинутым требованиям, предприятие
не сможет претендовать на получение экомаркировки
«Листок Жизни». Начало либо продолжение
сертификации возможны только в случае
быстрого устранения несоответствий.
До и во время экспертизы предприятие
может получать бесплатную консультативную
помощь.
Порядок проведения экспертизы
Прохождение
экспертизы может начать предприятие,
которое имеет собственную
Экспертизу можно разделить на следующие тематические блоки:
В разработке
методической базы по определению критериев
экологической безопасности оценки
продукции и жизненного цикла
ее производства принимали участие
Санкт-Петербургский
Процедуре
экомаркирования может
Многоступенчатая экспертиза начинается с добровольной заявки предприятия.
На схеме 1 представлены все основные этапы проведения экспертизы на присвоение экомаркировки «Листок Жизни». Однако некоторые из них требуют комментариев.
Независимая научная база включает: представителей научных кругов, не заинтересованных в каком-либо заранее желаемом результате экспертизы; коллектив ведущих специалистов по научно-исследовательскому проектированию в данной области производства.
Независимая
экспертная база может быть представлена,
например, Санкт-Петербургской торгово-
Общественный консультативный совет включает представителей Санкт-Петербургского Экологического союза, независимой экспертной базы, представителей научных кругов, общественности, не заинтересованных в каком-либо заранее желаемом результате экспертизы. Именно здесь рассматривается заключение независимой экспертной базы, т. н. техническое заключение, заслушиваются мнения всех сторон и выносится окончательное решение.
Упрощенный порядок прохождения экспертизы можно изобразить следующим образом.
1-й этап. По заявке предприятия проводится предварительная экспертиза экологического качества продукции (общественная экологическая оценка).
2-й этап. Углубленная экспертиза на основе экспертной базы Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты или Центра испытаний и сертификации «ТЕСТ — Санкт-Петербург».
3-й этап. Рассмотрение результатов экспертизы на Общественном консультативном совете.
4-й этап. Выдача сертификата на право пользования экомаркировкой.
В итоге предприятие-изготовитель получает право размещения товарного знака на продукции, которая прошла экспертизу, а также право использовать знак в рекламной кампании продукции.
Стоимость экспертизы определяется на договорной основе и зависит от объема производства, масштаба и характера воздействия производства на окружающую среду. Полная стоимость сертификации определяется после первого этапа экспертизы — общественной экологической оценки. Первый этап экспертизы проводится бесплатно для предприятия и определяет готовность предприятия к прохождению сертификации.
Проведение экспертизы может быть экономически доступно как крупным, так и сравнительно небольшим предприятиям, заинтересованным в повышении экологического имиджа компании и выпускающим высококачественную экологически безопасную продукцию.
Срок действия знака — 2 года. По истечении этого периода требуется подтверждение того, что продукция соответствует критериям процедуры экомаркирования.
В конце
2005-го года Санкт-Петербургским
Разрабатывается
и городская система
На территории России отсутствует единое для всей страны понятие экологических продуктов. Длящиеся в течение нескольких лет споры и прения относительно того, как определить экологические продукты дошли до того, что фактически перешли в область демагогии и полностью дистанцировались от потребительских предпочтений. На сегодняшний момент рынку предлагается не менее 10 вариантов названий данной категории продукции: экологически чистый продукт, экологически безопасный, экологический, экологичный, натуральный, organic, eco, bio и т.д. Подобная ситуация может привести к тому, что потребитель перестанет выделять данную категорию среди общей массы продуктов питания. Одно из самых распространенных наименований — «экологически чистый продукт» — запрещено к употреблению в качестве маркировки продукции в соответствии с ГОСТом Р 51074-2003. Таким образом, производитель вынужден маркировать продукцию в соответствии со своим видением рынка. Опрос производителей, проведенный агентством CVS Consulting, подтвердил это.
В России отсутствуют единые для всей территории критерии, отличающие экологические продукты от обычной продукции. Создание и развитие рынка экологических продуктов в России невозможно без разработки подробного перечня критериев, выделяющих экологический продукт на рынке. Данные критерии должны не только стать основой для работы производителей с поставщиками, дистрибуторами, предприятиями розничной торговли. Наличие единых критериев наравне с определением понятия экологических продуктов позволит спозиционировать их перед потребителем, обратить его внимание на основные потребительские качества продукции, разработать грамотную стратегию продвижения.
Отсутствует четкое понимание производителями и продавцами места экологических продуктов на рынке. По заявлениям ряда чиновников, в компетентности которых можно усомниться, в России «около 80% продукции пищевой отрасли являются экологически чистыми». Подобные высказывания не только безосновательны и непрофессиональны, но и тормозят развитие рынка, направляя многих производителей по ложному пути. Во-первых, экологичность продукции должна быть подтверждена соответствующими сертификатами, как и регионы, в которых эта продукция была выращена и переработана. К сожалению, на сегодняшний момент подобные сертификаты имеет весьма незначительное количество компаний. Во-вторых, экологическое производство в современных условиях не может быть массовым. Это в свою очередь должно ориентировать производителей нацеливать свою продукцию не на mass market, а на премиальный сегмент. Таким образом, целевым потребителем экологических продуктов являются жители крупных городов с достатком выше среднего, преимущественно имеющие высшее образование, успешные в карьере, стремящиеся к здоровому образу жизни, в том числе, к здоровому питанию. Экологические продукты не могут стоить столько же, сколько и обычные продукты питания.
В России на сегодняшний момент действуют несколько ассоциаций, фондов и других организаций, объединяющих производителей экологических продуктов.
плюсы | минусы |
Неблагоприятная экологическая обстановка в крупных российских мегаполисах. | Отсутствие единого понятия экопродукта и критериев его отличия от иной продукции. |
Мода и растущий платежеспособный спрос на здоровый образ жизни и здоровое питание. | Отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей производство и оборот экопродуктов, а также экологическое природопользование возможности угрозы. |
возможности | угрозы |
Рост благосостояния населения в крупных городах России. | Отсутствие четкого понимания производителями и продавцами места экопродуктов на рынке. |
Готовность бизнеса инвестировать, производить и продавать экологические продукты питания. | Вялая работа с потребителем. |