Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 15:58, доклад
До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 государств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометаллизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихсдоры, луидоры, пистоли и дукаты) базировались на параллельной и двойной системах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в обращении находились также банкноты и бумажные деньги.
Первый банк потребительского кредита
возник в Германии в 1926 г., накануне второй
мировой войны их было уже 50, ныне—152, и
они быстро развиваются. Важнейшими причинами
роста служат трудности реализации продукции,
прибыльность данной сферы деятельности,
изменения структуры потребления и недостаточный
платежеспособный спрос населения.
Из общего числа банков потребительского
кредита в ФРГ выделяются два ведущих
банка, на долю которых (включая их дочерние
банки) приходится более 1/3 всех их активов:
банк «Гефа» (Общество по финансированию
сбыта) в Вуппертале и «Кунден-кредитбанк»
в Дюссельдорфе.
В отличие от коммерческих банков, кредиты
которых способствуют главным образом
расширению производства товаров и предоставляются
поэтому функционирующим капиталистам,
банки потребительского кредита призваны
помогать реализации произведенной продукции.
Их кредит предоставляется, как правило,
потребителям. К концу 1975 г. потребительский
кредит всей кредитной системы составил
43 млрд. марок, в том числе 37,7% выдано банками
потребительского кредита.
Эти кредитные учреждения возникли, как
и акционерные банки, в XIX в. Процесс индустриализации
страны вызвал огромный спрос на кредит,
в котором особо острый недостаток ощущали
мелкие и средние предприятия из-за меньшего
доступа к рынку капиталов и банковскому
кредиту. Отсюда и попытки создать собственные
кредитные учреждения в форме кредитных
товариществ. Кредитные товарищества
возникали как в городах, так и в сельской
местности. Кредитная кооперация представлена
городскими и сельскими кредитными товариществами.
Всего на конец 1975 г. было 5196 кредитных
товариществ. Основной вид их операций
— краткосрочное кредитование торговцев,
мелких промышленников, ремесленников
и зажиточных слоев деревни. Наряду с головным
центральным учреждением (Немецкая касса
кредитных товариществ) кредитные товарищества
имеют 18 центральных региональных касс,
в том числе 5 для городских кредитных
товариществ и 13 — для сельскохозяйственных
кредитных товариществ.
Страховые учреждения ФРГ располагают
огромными средствами, значительная часть
которых предоставляется в кредит. В ФРГ
действуют в общей сложности около 10 тыс.
страховых учреждений, однако более 9 тыс.
из них незначительны и балансы их не публикуются.
В конце 1975 г. на 330 страховых компаний,
дающих сведения Бундесбанку, приходилось
свыше 90% активов всех страховых компаний.
110 из 330 являлись обществами но страхованию
жизни с активами в 98,0 млрд. марок; 127 —
обществами по страхованию имущества
от несчастных случаев с активами в 27,9
млрд. марок.; 24 компании с активами в 9,2
млрд. марок занимаются перестрахованием.
Кроме того, действуют 41 пенсионная касса,
28 обществ по страхованию болезней и т.
п.
После второй мировой войны произошли
существенные изменения в структуре вложений
активов страховых компаний. На первое
место в начале 50-х годов выдвигаются долгосрочные
займы промышленности (удельный вес их
до войны был незначительным), ас конца
50-х годов на второе место выходят кредиты
под ценные бумаги. Классическая форма
вложений страховых учреждений — ипотечный
кредит — отошла на третье место.
В Германии вплоть до конца второй, мировой
войны это звено кредитной системы фактически
отсутствовало. Начало деятельности инвестиционных
компаний в ФРГ относится лишь к середине
50-х годов. В настоящее время существуют
более десятка инвестиционных обществ
с активами в 24,5 млрд. марок (на конец августа
1976 г.). Сущность операций инвестиционных
обществ заключается в том, что они реализуют
свои сертификаты (или акции) и на привлеченные
таким образом капиталы приобретают акции
промышленных и других предприятий. Кроме
средств, полученных от реализации сертификатов,
инвестиционные общества обязаны по закону
1957 г. иметь основной капитал не менее
0,5 млн. марок.
Инвестиционные общества являются важным
дополнительным орудием централизации
капитала в руках банковских монополий.
Путем продажи сертификатов и «народных
акций» монополистический капитал пытается
привлечь сбережения широких слоев населения
и использовать их в своих интересах. Акции
промышленных и торговых компаний, приобретаемые
инвестиционными обществами, попадают
к гроссбанкам и позволяют им формировать
контрольные пакеты без затрат собственных
средств.
Непосредственным проводником государственной
денежно-кредитной политики является
Немецкий федеральный банк. Он осуществляет
ее в трех основных формах: манипулирование
учетной ставкой; операции на открытом
рынке; регулирование норм обязательных
резервов кредитных учреждений.
Операции по переучету вначале не играли
в Западной Германии значительную роль.
Закон о кредитной системе 1962 г. усилил
действенность учетной политики с помощью
увязки уровня процентных ставок коммерческих
банков (по активам и пассивам) с процентом
центрального эмиссионного банка.
Для усиления воздействия дисконтной
политики на ликвидность кредитных учреждений,
а через нее на ход экономического развития
Немецкий федеральный банк применяет
также систему изменения лимитов переучета
векселей. Однако эта мера используется
слабо в западногерманской практике. До
1965 г. Немецкий федеральный банк проводил
рестрикционную политику только в периоды
подъема. Начиная с 1965—1966 гг. рестрикционные
меры были направлены главным образом
на борьбу с усилившейся инфляцией.
Операции на открытом рынке связаны с
краткосрочными казначейскими векселями,
среднесрочными беспроцентными казначейскими
свидетельствами (до двух лет), а также
импортно-складскими свидетельствами.
Немецкий федеральный банк, покупая или
продавая государственные долговые обязательства,
воздействует на ликвидность кредитных
институтов в угодном для себя направлении.
Эта форма косвенного воздействия на экономическое
развитие тесно связана с учетной политикой
и проводится либо одновременно, либо
опережая ее. Операции на открытом рынке
более приспособлены к краткосрочным
конъюнктурным колебаниям, чем учетная
политика, поскольку проценты по государственным
бумагам быстрее воздействуют на ликвидность
банков, чем изменения процента.
Наиболее действенной формой денежно-кредитной
политики ФРГ является регулирование
норм обязательных резервов для кредитных
учреждений. Эти меры были предусмотрены
в законе 1934 г., но практического применения
в Германии не имели. В ФРГ им было отведено
видное место после второй мировой войны.
Изменение норм обязательных резервов
в отличие от других мер императивно затрагивает
кредитную деятельность коммерческих
банков, ухудшая или улучшая их ликвидность.
Сумма минимальных резервов была определена
на конец 1975 г. в 39,8 млрд. марок, или 7,9% всех
вкладов кредитных институтов (501,7 млрд.
марок). Основные формы денежно-кредитной
политики Немецкого федерального банка,
как правило, применяются одновременно
и в одном направлении. Например, во время
рестрикционной политики учетная ставка
растет, государственные долговые обязательства
продаются по меньшим ставкам, нормы обязательных
резервов увеличиваются.
Синхронное действие всех форм денежно-кредитного
регулирования оказывает определенное
влияние на ход экономического1 развития,
однако не может устранить его цикличности,
обусловленной противоречиями капиталистического
процесса воспроизводства. Кроме внутренних
факторов, на кредитно-денежную политику
большое влияние оказывают внешние факторы.
Зачастую цели внутренней и внешней политики
требуют диаметрально противоположных
мер денежно-кредитного регулирования,
что еще больше обостряет капиталистические
противоречия.
Финансовая система
Германии
ФРГ входит в число ведущих держав
мира. Обладая значительным экономическим
и научно-техническим
потенциалом, она занимает третье место,
после США и Японии, по объёму промышленного
производства (в
1987 г. - 12.1%) , является главным экспортёром
товаров и услуг (в 1987 г. 13.6%, США - 11.6%) . В
последние
годы Германия значительно увеличила
своё участие в международной миграции
капиталов и превратилась в
одного из крупнейших импортёров и экспортёров
капитала. По уровню производительности
труда в
обрабатывающей промышленности, национального
дохода на душу населения ФРГ опережает
США и другие
ведущие страны мира.
Государственные финансы и кредитно-денежная
система являются важнейшими элементами
сферы
обращения экономики капиталистических
стран.
Система государственных финансов включает
в себя бюджет центрального правительства;
бюджеты
местных органов власти; специальные фонды,
примыкающие к бюджетам; финансовые ресурсы
государственных
предприятий.
Бюджетное перераспределение финансовых
ресурсов является важным инструментом
влияния
государства на формирование всей структуры
финансовых потоков в экономике.
Доля в валовом внутреннем продукте ФРГ
расходов государственного бюджета, местных
бюджетов и
специальных правительственных фондов
в 1970 г. составляла 37.6%, в 1980 г. эта цифра
равнялась 46.1%, в 1984
- 48%, в 1987г. - 48.3%, т.е. шел ускоренный рост
доли государственных расходов к валовому
внутреннему
продукту.
В 80-е годы правительство ФРГ в качестве
своей задачи провозгласило стремление
к снижению уровня
государственного в экономику. Был проведен
пересмотр структуры расходов и налогов.
При этом были урезаны
расходы на социальные программы и увеличены
расходы на военные нужды.
Удельный вес прямых затрат правительства
на военные нужды в общей величине государственных
бюджетных расходов в ФРГ в 1986 г. составил
19.2%.
Расходы бюджета на социальное обеспечение
населения осуществляется в рамках как
программ
социального страхования, так и социального
вспомоществования.
По первому виду программ средства формируются
за счёт целевых налогов - социальных взносов,
выплачиваемых лицами наёмного труда
и работодателями. Таким образом, в рамках
бюджета формируются
специальные фонды социального страхования.
За их счёт финансируются выплата пенсий
по старости,
медицинское страхование, пособие по безработице.
Социальное вспомоществование представляет
собой программы помощи малоимущим слоям
населения.
Они финансируются за счёт общего объёма
налогов.
Основным видом дохода государственного
бюджета являются налоги (до 90%) . Усилилось
обложение как
косвенными, так и прямыми налогами.
В последние годы приостановилась тенденция
к сокращению доли косвенныхналогов в
общем объёме
налоговых доходов бюджета. Она составляет
30-35% всех налоговых сборов ФРГ. В 80-е годы
резко возрос -
взносы на социальное страхование. Доля
этого налога в налогообложении ФРГ достигает
до 35-36%.
В ФРГ налоги используются как средство
воздействия на накопление частного капитала
во имя
стимулирования темпов экономического
роста.
Налоговое регламентирование условий
накопления общественного капитала является
в настоящее время
одним из основных инструментов государственного
регулирования экономики. К числу главных
методов
налогового регулирования относятся:
1) понижение или повышение общего уровня
налогообложения (ставки
прямого индивидуального подоходного
налога, налога на прибыль корпораций,
косвенных налогов) ; 2) система
ускоренной амортизации капитала предприятий;
3) налоговые скидки на инвестиции ("налоговый
кредит") ; 4)
разнообразные специальные налоговые
льготы, поощряющие деловую активность
в отдельных сферах или
регионах.
Неспособность правительства покрывать
свои расходы за счёт налогов привела
к превращению
бюджетных дефицитов в хроническое явление.
Рост дефицита государственного бюджета
приводит к возрастанию государственного
долга, так как
дефицит покрывается за счёт выпуска государственных
займов. Это приводит к ухудшению денежного
обращения, усиливает инфляцию.
Отношение дефицита (-) или положительного
сальдо (+) государственного бюджета в
консолидированной
форме к ВВП ФРГ % 1980г. 1982г. 1985г. 1987г. 1988г.:
-3.5 -3.9 -1.5 -1.5 -2.0
Государственный долг второй половины
80-х годов в ФРГ составил 41.1% ВВП страны.
Финансовый капитал страны представлен
группами сросшихся между собой промышленных,
финансовых
и прочих монополий, охватывающих всё
национальное хозяйство. Особенностью
ФРГ является меньшее число
финансовых групп не только по сравнению
с США, но и с теми развитыми капиталистическими
странами,
экономика которых по своим масштабам
сопоставима с западногерманской: в Японии,
Франции,
Великобритании количество таких групп
составляет 15-20, а в ФРГ не достигает и
10 (не считая региональных
групп, не имеющих общеэкономического
значения) . Это объясняется громадной
концентрацией банковского
капитала в руках трёх гроссбанков-"Дойче
банк", "Дрезден банк", "Коммерцбанк":
они контролируют около 80%
акционерного капитала страны. Три главные
финансовые группы сформировались вокруг
этих гроссбанков. Их
структуры частично переплетаются. Особенностью
германских финансовых групп является
то, что они, по
сравнению с финансовыми группами других
стран, имеют менее чёткие границы, можно
назвать лишь
совокупность концернов, составляющих
ядро той или иной группы. Между отдельными
группами так же
существуют многообразные связи, продолжающие
умножаться: по данным комиссии по делам
монополий ФРГ,
из 709 слияний в 1985г. 88 представляли собой
взаимное приобретение участий 100 крупнейшими
монополиями
ФРГ. К переплетению капитала добавляется
и "личная уния": в каждом втором наблюдательном
и
консультативном совете 100 крупнейших
монополий занимают посты представители
гроссбанков и страховых
компаний. Вместе с тем возникли и новые
каналы и формы поддержки головными банками
монополий своих
финансовых групп: совместные капиталовложения
в новых отраслях, позволяющие ускорить
выход на
перспективные рынки сбыта; исследования
и разработки, частично финансируемые
банками и т.п.
Особенность эволюции финансовых групп
в 80-е годы состоит в универсализации их
деятельности,
частичной перегруппировке сил и усилении
международного характера их операций.
Важной особенностью финансового капитала
ФРГ является существенная роль союзов
предпринимателей
в механизме сращивания банков с промышленными
монополиями, а так же в определении общей
стратегии
крупного бизнеса, что объясняется историческими
особенностями развития экономики страны
и
необходимостью объединения усилий германских
монополий в борьбе с конкурентами на
внешних рынках. Во
главе союзов предпринимателей, как правило,
стоят представители крупнейших банков
и концернов.
Важно отметить, что усиление процессов
концентрации и централизации капитала
ФРГ происходит при
поддержке государства, которое само выступает
как крупнейший предприниматель, которому
полностью или
частично принадлежат мощные концерны.
В 1980-82гг. экономика ФРГ испытала циклический
кризис перепроизводства. В качестве центральной
задачи экономической политики ФРГ была
определена борьба с безработицей. По
мнению администрации,
главным средством борьбы с безработицей
являлись капиталовложения. Однако для
этого нужно создать
предпринимателям необходимые условия
для роста их прибыли. Правительством
Г. Коля была разработана
программа "неотложных мер", нацеленных
на стимулирование капиталовложений главным
образом путем
предоставления налоговых льгот. Бундестаг
одобрил общую концепцию налоговой реформы.
Существенной
частью реализации указанной программы
стало снижение прямых налогов и увеличение
косвенных. С 1 июля
1983 г. была повышена с 13 до 14% ставка налога
на добавленную стоимость - главного косвенного
налога ФРГ,
готовы проекты введения новых потребительских
налогов (на бензин, табак) . Объявлено
о постепенном
снижении, вплоть до отмены, промыслового
и имущественного налогов.
Начиная с послевоенного периода ФРГ стала
объектом активного приложения, прежде
всего
иностранных инвестиций. Высокие темпы
развития экономики и в то же время недостаточность
источников
внутреннего накопления для быстрого
обновления капитала, быстро растущий
внутренний рынок, наличие
квалифицированной и относительно дешевой
рабочей силы, заниженный курс марки привлекали
иностранных
инвесторов. Эти же причины сдерживали
одновременно широкий экспорт капитала
тз страны. Поэтому в
течении длительного периода ежегодный
приток иностранного капитала превышал
германские вложения за
границей.
Однако с середины 70-х годов ФРГ резко
увеличила объем зарубежного инвестирования,
вывоз капитала
стал преобладать над ввозом, и с 1980 г.
кумулятивный объем экспортируемого капитала
вывел страну в его
нетто-экспортеры. Причиной скачкообразного
повышения темпов роста прямых инвестиций
германских
монополий за рубежом является длительное
ухудшение внутренних условий воспроизводства.
В сложившейся
обстановке компании ФРГ переориентировали
свою стратегию на расширение зарубежного
производства и
сбыта.
Рынок государственных ценных бумаг Германии
- четвертый крупнейший международный
рынок
правительственных обязательств после
США, Японии и Великобритании. Отличительной
его особенностью
является то, что он по своему объему не
превалирует над рынком остальных типов
долговых фондовых
инструментов, но значительно превышает
рынок акций. В общем объеме облигаций,
размещенных на
территории ФРГ, в последние годы доля
государственных облигаций не превышала
40%, в то время как
удельный вес облигаций, выпушенных частными
банками, составлял более 60%. Следует отметить,
что
благодаря активной политике правительства
по размещению ценных бумаг, значение
сектора государственных
облигаций постоянно возрастает. С 1983
по 1989 г. объем размещенных государственных
облигаций возрос
более чем в два раза - со 191.1 млрд. до 468.9
млрд. немецких марок, что обусловило повышение
его удельного
веса с 24.6 до 38.1%.
Другой важной чертой рынка государственных
облигаций в ФРГ является наличие единого
статуса и
универсальных правил совершения операций
с разными видами правительственных долговых
инструментов. В
качестве эмитентов государственных ценных
бумаг выступают: федеральное правительство;
специальные его
службы (железные дороги и почта) ; правительства
земель; местные органы власти (общины
коммуны) . Все эти
органы осуществляют займы от своего имени.
Основным заемщиком на рынке государственных
облигаций
является федеральное правительство.
Для финансирования государственного
долга федеральное правительство выпускает
следующие виды
ценных бумаг: облигации ФРГ; федеральные
облигации; долговые сертификаты; федеральные
кассовые
облигации; сберегательные сертификаты;
казначейские финансовые обязательства;
беспроцентные казначейские
сертификаты.
Облигации ФРГ являются наиболее ликвидными
и качественными среди всех долговых инструментов,
выпускаемых с номиналом, выраженным в
немецких марках. Первый выпуск этих облигаций
был осуществлен в
1952 г.
Высокое качество облигаций ФРГ как долгового
инструмента и то обстоятельство, что
выплачиваемые по
ним проценты не облагаются налогом, делает
их привлекательными для многих инвесторов:
немецких и
зарубежных банков, страховых компаний,
инвестиционных фондов, частных лиц, иностранных
правительств и
учреждений. Эти облигации обычно выпускаются
на 10 лет, хотя в продаже имеются облигации,
период
обращения которых составляет от 5 до 30
лет. Минимальный номинал облигации ФРГ
составляет 100 марок, а их
выпуск происходит несколько раз в год
сериями объемом от 4 до 6 млрд. марок.
С 1972 г. облигации ФРГ выпускаются в безналичной
форме, а их движение отражается посредством
записей в Федеральном долговом регистре.
Управление долговым регистром в разрезе
каждого выпуска
осуществляется Федеральной долговой
администрацией.
Федеральные облигации представляют собой
обязательства, выпускаемые сроком на
5 лет. Они не
печатаются на бумаге, а существуют в форме
записей в Федеральном долговом регистре.
Минимальный
номинальный размер этого инструмента
составляет 100 немецких марок. Федеральные
облигации выпускаются
на постоянных условиях, и цена на них
изменяется только в том случае, если этого
требует рыночная ситуация.
Когда конъюнктура претерпевает значительные
изменения, выпуск закрывается и вместо
него открывается
новый с другим купоном. Федеральные облигации
предназначены, главным образом, для размещения
среди
населения. Они котируются на фондовых
биржах и интенсивно обращаются во внебиржевом
обороте. Учет
внебиржевого оборота не ведется, но по
оценкам он составляет около 70 % всего
объема сделок с федеральными
облигациями. Эти облигации также интенсивно
обращаются на международном фондовом
рынке, который
формируют примерно 20 крупных дилеров
в ФРГ и 15 - в Великобритании. Обычный объем
сделки по
федеральным облигациям составляет 5 млн.
марок, при этом поручения на куплю-продажу
облигаций
стоимостью до 50 млн. марок могут приниматься
без особых проблем.
Примером индивидуально размещаемых на
рынке ценных бумаг могут служить так
называемые долговые
сертификаты. По форме и условиям реализации
эти инструменты схожи с контрактами на
получение кредита,
однако, они имеют самостоятельную стоимость
и могут с определенными ограничениями
обращаться на
фондовом рынке, что позволяет относить
их к ценным бумагам. В ФРГ основными эмитентами
долговых
сертификатов выступают государственные
федеральные органы, почтовая и железнодорожная
службы,
правительства земель, местные органы
власти. Долговые сертификаты выпускаются
на срок от 1 до 15 лет (чаще
всего на 5 - 10 лет) . По ним ежегодно уплачивается
фиксированный процент. Наименьшая сумма,
на которую
выпускается данный вид ценных бумаг,
составляет 1 млн. марок, а максимальная
сумма эмиссии превышает 100
млн. марок. Долговой сертификат или права
на его часть несколько раз могут проданы
другим субъектам,
которые в этом случае принимают на себя
полностью или частично функции кредиторов.
Заемщик обычно
устанавливает минимальный размер сумм,
на которые долговой сертификат может
быть разделен после его
выпуска. Сам сертификат обычно хранится
в сейфах банка, предоставившего кредит,
а субъекту, который делит с
банком часть долга, выдается его копия.
Когда федеральное правительство, правительства
земель желают получить кредит под выпуск
долговых
сертификатов, они оглашают период, на
который им требуются деньги, и процент,
который считают
приемлемым уплатить за пользование ими.
После этого они обращаются с просьбой
к банкам внести
предложение о кредите, размер которого
обычно не должен быть меньше 10 млн. марок.
Банки под долговые
сертификаты сами денег не дают, а ищут
кредитора на стороне, выступая лишь в
роли посредника между этим
кредитором и заемщиком. За посредничество
банки взимают комиссионные.
Продажа кредитором своих прав на одолженные
средства сопровождается переоформлением
долгового
сертификата и его перерегистрацией, с
тем, чтобы в каждый момент получатель
процентов и выданного кредита
был известен. Многократное переоформление
долговых сертификатов не практикуется.
Этот вид ценных бумаг,
хотя и на котируется на бирже, активно
продается и покупается во внебиржевом
обороте. Объем средств,
привлекаемых с помощью долговых сертификатов,
по своему объему сопоставим с объемом
ресурсов
мобилизуемых через размещение облигаций.
Долговые сертификаты позволяют финансировать
бюджетный
дефицит с относительно меньшими издержками,
чем при выпуске облигаций.
Федеральные кассовые облигации являются
среднесрочными долговыми инструментами,
выпускаемыми
на срок от 3 до 7 лет. Эти облигации существуют
лишь в форме записей в Федеральной долговой
книге.
Минимальный номинал их составляет 5 тес.
немецких марок. Размер выпуска колеблется
от 150 млн. до 3 млрд.
марок. Биржевой оборот федеральных кассовых
облигаций незначителен. В то же время
внебиржевая торговля
ими ведется достаточно активно.
Сберегательные облигации ФРГ выпускаются
двух типов, каждый из которых обозначается
буквами "А" и
"Б". Сберегательные облигации типа
"А" находятся в обращении 6 лет, а
облигации типа "Б" - 7 лет. По
сберегательным облигациям типа "А"
проценты начисляются и выплачиваются
ежегодно, а по облигациям типа
"Б" их получают один раз при погашении.
Покупателями сберегательных сертификатов
могут выступать только частные лица,
а также
общественные, религиозные и благотворительные
организации. Сберегательные облигации
относятся к
нерыночным ценным бумагам. Условия их
реализации не изменены, а продажа осуществляется
через сеть
кредитных учреждений. Минимальная номинальная
стоимость сберегательных облигаций составляет
100 и 50
немецких марок соответственно.
Казначейские финансовые обязательства
представляют собой дисконтный инструмент,
выпускаемый на
один год (тип 1) или на два года (тип 2) .
Подобно сберегательным облигациям, они
ориентированны на
небольших вкладчиков. Любой субъект,
за исключением кредитных учреждений
и иностранных физических и
юридических лиц, имеет возможность приобрести
этот вид ценных бумаг. Казначейские обязательства
не могут
быть возвращены или перепроданы после
их покупки. Гражданам разрешается ежедневно
приобретать
казначейские обязательства на сумму,
не превышающую 500 тыс. марок.
Беспроцентные казначейские сертификаты
выпускаются на срок от 6 месяцев до 2 лет
и бывают 2 видов.
Первый вид выступает как инструмент открытой
рыночной политики Федерального банка,
проводимой с тем,
чтобы регулировать ликвидность банковской
системы. Этот тип казначейских бумаг
может быть продан
Федеральному банку обратно в любое время.
Другой тип беспроцентных казначейских
сертификатов рассчитан
на широкий круг инвесторов и выпускается
в целях удовлетворения потребностей
федерального правительства в
заёмных средствах. При их распространении
Федеральный банк выступает лишь в роли
торгующего посредника.
Данная разновидность казначейских сертификатов
не может быть возвращена Федеральному
банку обратно
после их приобретения. Федеральное правительство
обычно прибегает к выпуску беспроцентных
казначейских
сертификатов в условиях низкой рыночной
активности. Их покупателями могут выступать
зарубежные субъекты.
Облигации федеральной железнодорожной
федеральной почтовой служб, а также долговые
обязательства
правительств земель ФРГ выпускаются
в относительно небольших количествах.
Объём эмиссии облигаций
почты и железных дорог составляет обычно
от 1 до 2 млрд. немецких марок. Эти ценные
бумаги предназначены
для размещения среди широкого круга инвесторов,
котируются на фондовых биржах и считаются
одной из самых
ликвидных форм вложения средств, так
как приравнены по своему статусу и объёму
прав к облигациям ФРГ.
Выпуск государственных облигаций координируется
Экономическим советом государственных
властей в
который входят: министр экономики, министр
финансов, представители земель ФРГ и
4 представителя местных
органов власти. Представитель Федерального
банка принимает участие в работе совета
с правом совещательного
голоса. Совет принимает решения о целесообразности
выпуска облигаций теми или иными органами
власти с
учётом текущего состояния рыночной конъюнктуры,
с тем чтобы избежать перегрузки рынка.
Федеральные облигации выпускаются Облигационным
консорциумом, состоящим примерно из 100
немецких и иностранных банков, активно
осуществляющих операции на рынке ФРГ.
Федеральный банк играет в
консорциуме ведущую роль, покупая около
20% облигаций каждого выпуска, с тем, чтобы
иметь возможность
осуществлять интервенцию на фондовых
биржах.
Иностранным банкам впервые было разрешено
принять участие в работе концорциума
в 1986 г. с учётом
исключительной важной роли, которую они
играли в размещении новых выпусков. Им
была предоставлена
квота в размере 20% каждого выпуска.
Каждый банк должен при размещении займа
покупать облигации, соответствующие
его квоте в
консорциуме независимо от условий выпуска.
Федеральные облигации официально котируются
на всех биржах ФРГ.
Цены на часть из них фиксируются один
раз в день, цены на другую часть, которая
активно торгуется,
могут постоянно изменяться. Доля государственных
долговых обязательств в общем торговом
обороте ценных
бумаг в ФРГ подвержена резким колебаниям
в соответствии с изменениями рыночной
конъюнктуры. За
последние 10 лет эта доля составляла от
7.8 до 46.1%.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Экономика зарубежных стран: капиталистические
и развивающиеся страны. Учебное пособие
для экон.
спец. вузов. Ред. кол.: В. П. Колесов и др.
Москва, Высш. шк., 1990.
2. Алексеев М. Ю. Рынок ценных бумаг. - Москва:
Финансы и статистика, 1992.
3. Хойер В. Как делать бизнес в Европе.
- Москва: Прогресс, 1990.
4. Большая Советская Энциклопедия. Т. 27.
Германия: история возникновения. Деньги, фотографии банкнот, купюр Германии
Опубликовал: Admin 12.02.2011 г. | 11:09 Просмотры 554
Денежная единица Федеративной Республики Германии – евро, равный 100 евроцентам. Предшественником марок на севере Германии до 1871 года был талер Северогерманского монетного союза, а в южной части – гульден Южногерманского монетного союза.
С 4 декабря 1871 г. во всей Германской империи введена единая валюта— золотая марка. Параллельно с золотыми марками в обороте были и серебряные марки севера и юга Германии. С 9 июля 1873 г. введен единый золотомонетный стандарт.
Контроль за оборотом марок и эмиссию осуществляли Рейхсбанк и четыре государственных банка. С 4 августа 1914 г., после начала первой мировой войны, прекратился размен банкнот на золото, что привело к инфляции, продолжавшейся до 1923г. Согласно с законом о реорганизации Рейхсбанка в октябре 1924 г. банку предоставляется право выпуска банкнот в рейхсмарках. В западной Германии(ФРГ) 21 июня 1948 г. осуществлена денежная реформа, вследствие которой выпущена немецкая марка.
23 июня 1948 г. в
Восточной Германии (с 7 октября
1949 г. — Германская
В 1990 году после воссоединения Германии (ФРГ и ГДР) денежной единицей остались немецкие марки ФРГ.
Действующими денежными знаками Германии до 1 января 2002 года были немецкие марки , равные 100 пфеннигам.
Немецкая марка
25.03.2011, 08:20 | |
В
Средние века в различных частях
Священной Римской империи глубокое прошлое. Судя по англосаксон- ским источникам, марка употреблялась как мера веса уже в IX-X веках. А в XI веке марка использовалась как мерная единица в Германии и Скандинавии. Перевод немецкого слова «mark» бук- вально означает «граница», однако при- чины использования этого слова для обозначения веса точно неизвестны. Пер- воначально марка соответствовала восьми унциям и использовалась для измерения веса драгоценных металлов, в основном серебра. Впоследствии на территории Германии появилось множество разных по весу марок – практически каждое кня- жество имело свою, что сильно осложняло расчеты. Но одна из марок, кельнская, ока- залась самой живучей и к XV веку практи- чески вытеснила все остальные марки. Вес кельнской марки соответствовал 233,856 грамма. Со временем словом «марка» стали пользоваться для обозначения не только меры веса, но и денежной единицы (счет- ная марка). Изначально одна счетная марка содержала серебра ровно на одну весовую марку. Но экономные правители постепен- но уменьшали содержание серебра, заме- няя его более дешевым металлом. Широкое распространение марка как денежная единица получила в XVI веке. В ту пору серебряные марки-монеты ста- ли чеканить не только в Германии, но и в Скандинавии. До 70-х гг. XIX в. в Германии не было единой денежной системы, свыше 20 госу- дарств и княжеств имели различные виды денежных систем. Основаны они были в первую очередь на серебряном монометал- лизме, лишь в Бремене был золотой талер. Остальные денежные единицы (фридрихс- доры, луидоры, пистоли и дукаты) базиро- вались на параллельной и двойной систе- мах биметаллизма, т.е. в обращении были золотые и серебряные монеты, а стоимость между золотом и серебром устанавливал рынок или государство. Кроме того, в об- ращении находились также банкноты и бу- мажные деньги. имперская марка Политическое объединение немецких земель и образование в 1871-1873 гг. Гер- манской империи привело к созданию единой денежной системы, основанной на золотом монометаллизме: была введе- на новая денежная единица – рейхсмарка, золотое содержание которой составляло 0,358423 грамма С началом Первой мировой войны зо- лотомонетный стандарт был отменен и размен банкнот Рейхсбанка на золото прекратился, а в 1924 г., взамен преды- дущей системе, на территории Германии был введен золотодевизный стандарт, что означало установление валютной зависи- мости Германии от стран-победительниц: новая рейхсмарка обеспечивалась золотом и иностранной валютой. Но и эта система просуществовала недолго. В период ми- рового денежно-кредитного кризиса 1929- 1933 гг. золотодевизный стандарт в Герма- нии, как следствие, отменили и установили систему неразменных денег. рождение новой немецкой марки После Второй мировой войны в эконо- мике Германии царил хаос. Территория, как и Берлин, была разделена на четыре оккупационные зоны. Одной из причин экономической разрухи, охватившей Гер- манию в 1945-1948 годах, был коллапс денежно-финансовой системы страны. Хотя формально инфляция не достига- ла столь фантастических масштабов, как это было в начале 20-х годов (и когда счет перешел на миллиарды марок), реально что-либо купить за деньги было невозмож- но. Килограмм кофе стоил 1500 старых ма- рок, сигарета – 6, а среднемесячный доход составлял 200 марок. В итоге, выражаясь современным русским языком, процветал «бартер». А функцию денежного суррогата выполнял наиболее востребованный штуч- ный товар – сигареты. Поэтому одним из важнейших шагов по выходу из экономического кризиса было проведение денежной реформы. 20 июня 1948 года наступил день «X». Вместо ста- рых «имперских» марок вводились новые – «немецкие». Обмен был ограничен – это должно было уменьшить накопления спе- кулянтов. Новые марки выпускались в оборот на территории, контролировавшей- ся США, Великобританией и Францией. Новые деньги не несли обозначения ка- кого-либо государства: они выпускались от имени «Банка немецких земель», впос- ледствии преобразованного в Немецкий федеральный банк – Дойче Бундесбанк. С Востока не замедлили с ответными мерами – иначе хлынувший бы с Запада поток став- ших ненужными старых марок похоронил здесь остатки экономического механизма. Четыре дня спустя в советской оккупаци- онной зоне была введена «своя» немецкая марка. Восточногерманс- кие монеты, хотя и изго- тавливались из дешевого алюминия, гордо несли обозначение всего пока еще неразделенного госу- дарства – «Германия». Вслед за экономичес- ким последовало полити- ческое размежевание (это характерно для государств с рыночной экономикой, распад СССР происходил в обратном порядке). В мае 1949 года была провозглашена Федеративная Респуб- лика Германия, а в октябре – Германская Демократическая Республика. Западные марки и пфенниги получили обозначение нового государства – ФРГ, и в соответс- твии с требованиями Бретон-Вудской сис- темы был установлен золото-долларовый стандарт, курс немецкой марки к доллару составил 3,33 марки за доллар США. А вот на Востоке не спешили признавать реалии, чеканка монет собственно ГДР была нача- та лишь в 1956 году. В 1964 году денежная единица ГДР была переименована, и оста- лась одна единственная «немецкая марка» – на Западе. Денежная реформа сразу же привела к серьезным изменениям. В политической сфере последовал острый международный кризис. Сейчас мало кто вспоминает, что поводом для блокады Западного Берлина в 1948 году стало введение в оборот на его территории немецкой марки западного об- разца, с чем СССР был категорически не согласен. С Запада по воздушному мосту было налажено продовольственное снаб- жение блокированного города, населению которого грозила голодная смерть, а не- давние союзники – США, Великобрита- ния и Франция с одной стороны, и СССР – с другой, впервые в послевоенный пери- од оказались на грани войны. на пути к стабильности В немецкой экономике изменения но- сили столь же резкий, но положительный характер. Как вспоминают очевидцы, прак- тически на следующий день после введения немецкой марки, прилавки магазинов за- полнились товарами. Но купить их можно было, естественно, только за новые деньги. Немецкая денежная реформа 1948 года во многом сравнима с введением червонца в России в начале 20-х годов. В обоих случа- ях появление твердой национальной валю- ты, которой доверяло население, привело к почти мгновенному расцвету экономики. И в России, и в Германии позитивные из- менения были особенно заметны и «нео- жиданны» на фоне предшествовавшего им тотального развала экономики, а главный вклад внесли небольшие предприятия и самозанятое население. Таким образом был выработан и апробирован рецепт бы- строго улучшения экономической ситуа- ции с задействованием преимущественно «внутренних» резервов: стабильная нацио- нальная валюта плюс свобода для мелкого бизнеса. Дав толчок экономическому развитию страны, новая немецкая марка сама вос- пользовалась его плодами. В 1958 году она приобрела статус свободно конвертируе- мой валюты. Это заставило решать вопрос о соотношении стабильности внутренних цен и обменного курса. В начале 60-х го- дов курс марки был занижен. В 1961 году Людвиг Эрхард выступил за приоритет- ную поддержку стабильности внутренних цен, даже если это негативно сказывается на валютном курсе. Произошедшее тогда повышение валютного курса объективно противоречило интересам предприятий- экспортеров, ведь тем самым понижалась конкурентоспособность их изделий на ми- ровом рынке. Однако новая финансовая политика, которой придерживалась Гер- мания, в конце концов оправдала себя: ста- бильные внутренние цены, создавая бла- гоприятную экономическую атмосферу, оказались обязательной предпосылкой для сильной, а значит, и конкурентоспособной экономики. А заниженный курс нацио- нальной валюты является скорее допин- гом, способным оказывать положительное влияние лишь в краткосрочной перспекти- ве. После развала Бреттон-Вудской валют- ной системы в начале 70-х и упразднения жесткого соотношения валютных курсов на мировом рынке, марка получила боль- ший простор для маневра. Во время нефтяного кризиса 1973- 74 годов марка не только выстояла, но и усилила свои позиции, окончательно превратившись во вторую по значимости мировую валюту после американского дол- лара. Характерно развитие обменного кур- са марки к доллару. В середине 1973 года доллар стоил 2,67 марки, весной 1978 года был преодолен «психологический» рубеж – 2 марки за доллар, а на протяжении пос- ледних 10 лет курс колеблется в пределах 1,4 – 1,8 марки за доллар. Для сравнения – британский фунт проделал обратный путь с 0,38 фунта за доллар в 1973 году до отметки 0,68 к моменту введения евро. Если в 1973 году лишь 2 процента миро- вых валютных резервов были помещены в немецкие марки, то к 1987 году эта цифра выросла до 14 процентов. Пожалуй, самое серьезное испытание на долю марки выпало во время объеди- нения Германии. Немецкая марка давно стала символом свободы и экономического благополучия для жителей ГДР, ведь об- ладание ею обеспечивало доступ к много- численным материальным ценностям За- падного мира. Поэтому вопрос о порядке обмена марок ГДР на немецкие решался под давлением разных групп интересов. В итоге был выбран не самый благоприят- ный для экономики Восточной Германии вариант, в частности, текущие выплаты по заработной плате пересчитывались в соот- ношении 1:1. По сути это означало резкое повышение зарплаты без сопровождающе- го его роста производительности труда. По мнению некоторых экспертов именно это решение сыграло роковую роль в судьбе восточногерманской промышленности, которая так и не смогла справиться с кри- зисом, наступившим после объединения обеих стран. немного о монетах и банкнотах В 1975 году из обращения были вы- ведены серебряные 5-марочные монеты – последний символ обеспечения нацио- нальной валюты драгоценными металла- ми. Конечно, и до этого марка реально обе- спечивалась не запасами золота и серебра в подвалах Бундесбанка, а хорошим состоя- нием немецкой экономики. В ходе «мирного сосуществования» двух немецких государств изображения на монетах имели особое, часто полити- ческое, значение. И в ГДР, и в ФРГ вы- пускалось большое количество памятных монет, посвященных разного рода юбиле- ям. Как это ни странно, но многие лица на них совпадают. Так, на Западе и на Вос- токе были выпущены памятные монеты в честь Лейбница, Вильгельма Гумбольдта (в ФРГ также и в честь его брата Алексан- дра), изобретателя книгопечатания Гутен- берга, Бетховена, Дюрера, Канта, Швейце- ра, Гаусса, Лютера и даже... Карла Маркса. В самый разгар противостояния со стра-нами «социалистического лагеря» в ФРГ выпустили в 1983 году памятную монету достоинством 5 марок в честь 100-летне- го юбилея со дня смерти Карла Маркса. Впрочем, большинство сюжетов было все- таки различно. Например, оба немецких государства отмечали выпуском монет юбилеи своего собственного существо- вания. И если ГДР посвящала очередной выпуск Национальной народной армии или Варшавскому договору, то ФРГ – сво- ей Конституции (Основному закону) или Римским договорам, когда был заложен фундамент объединения Западной Европы, а то и Тевтонскому ордену. На рубеже XX–XXI веков в обороте в Германии находились купюры достоинс- твом 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 и 1000 ма- рок; монеты – 1, 2, 5, 10, 50, пфеннигов, 1, 2, 5, 10 марок. Свыше двух третей бу- мажных денег приходится на 100– и 1000- марочные купюры. Последние, по слухам, в силу своей компактности пользуются особой популярностью в теневом налич- ном обороте. А вот фальшивомонетчики марку не лю- били. Сложную технологию изготовления немецкой валюты воспроизвести непросто. Например, в 1997 году в денежном оборо- те было обнаружено фальшивых купюр на сумму всего лишь 3,933 млн марок. Прерванный полет Несмотря на многочисленные достиже- ния, марка пала жертвой другого символа успешного будущего – европейской инте- грации. 50-летний юбилей немецкой мар- ки, прошедший летом 1998 года, в Герма- нии отмечали со смешанными чувствами. С одной стороны – гордость за достигну- тые результаты экономического развития, с другой – грусть по поводу расставания с национальной валютой. На смену мар- ке и ряду других европейских денежных единиц спешил евро. Если некоторым европейским странам особенно нечего было терять – их собственные валюты от- носились к категории «слабых», то немцы прощались с маркой на вершине ее успе- ха. Первый звонок прозвучал в 1981 году, когда появилась европейская расчетная единица ЭКЮ, потерявшая, впрочем, за время своего существования около одной четверти стоимости по сравнению с мар- кой. Одно это показывало, как сложно бу- дет удержать общеевропейскую валюту на уровне стабильности, которым отличалась марка. Введение евро в наличный оборот в 2002 году обозначило конец немецкой мар- ки – одной из немногих денежных единиц в экономической истории, которая исчезла, так и не исчерпав всего потенциала своего развития. |
Федеративная Республика Германии является страной-участницей Евросоюза. Денежная единица - евро - равный 100 евроцентам.
До 1 января 2002 года
наличными денежными знаками
Германии были немецкие марки - равные
100 пфеннигам. Номинальный ряд национальной
валюты Германии был представлен
банкнотами достоинством 5, 10, 20, 50, 100, 200,
500, 1000 немецких марок.
До 1871 г. в северной
части Германии в обращении находился
талер Северогерманского
Эмиссию банкнот
в марках осуществляли Рейхсбанк
и четыре государственных банка.
С 4 августа 1914 г., сразу после начала
первой мировой войны, размен банкнот
на золото был прекращен. Последовавшая
за этим инфляция, продолжавшаяся до 1923
г., привела к почти полному
обесценению марки. Законом от 15
октября 1923 г. был создан Резервный
банк, которому было предоставлено
право выпуска банкнот в
21 июня 1948 г. в западных зонах Германии(ФРГ), оккупированных США, Великобританией и Францией, была проведена денежная реформа и выпущена немецкая марка, заменившая общегерманские денежные знаки — рейхсмарки, рентные марки и марки Союзного военного командования. После проведения сепаратной денежной реформы в западных зонах оккупации Германии советское военное командование было вынуждено провести 23 июня 1948 г. денежную реформу и в Восточной Германии (с 7 октября 1949 г. — Германская Демократическая Республика). В ходе этой реформы были выпущены марки, на которые обменивались рейхсмарки, рентные марки и марки Союзного военного командования.
Информация о работе История развития денежной системы Германии