Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:03, курсовая работа
В 1791 г. придворный механик Екатерины II Иван Петрович Кулибин создал трехколесную « самокатку », которую приводил в движение слуга, находясь сзади «на запятках».
Тяжёлое
машиностроение
Тяжёлое машиностроене-совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей. В состав тяжёлогомашиностроения входят металлургическое, горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение.Тяжёлое машиностроение. — основа тяжёлой промышленности и строительства. Значительная часть заводов Тяжёлого машиностроения имеет в своём составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы тяжёлого машиностроения, как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства.
В дореволюционной
России тяжёлое машиностроение
было развито слабо. Продукцию
тяжёлого машиностроения выпускали
немногие машиностроительные
Факторы размещения
Размещение машиностроительных предприятий осуществляется научно обосновано. При выборе мест размещения конкретных предприятий учитываются различные факторы и условия. Машиностроение относится к отраслям так называемого «свободного размещения», поскольку оно незначительно зависит от таких факторов, как природная среда, наличие полезных ископаемых, воды и т. д. Здесь следует учитывать только наличие равнинных мест (желательно не пригодных к развитию сельского хозяйства) для размещения самого предприятия и строительства подъездных путей к нему.
Определяющую роль при размещении конкретных машиностроительных предприятий играют сырьевой, потребительский и трудо-ресурсного факторы.
В частности, сырьевой фактор является одним из ведущих, поскольку производство всех видов машиностроения тесно связано с использованием металла. На 1 т готовой продукции расходуется до 1,5 т основных материалов и сырья. В общих затратах на производство машин сырье и основные материалы составляют до 50%, а иногда и больше. Но далеко не все отрасли машиностроения ориентируются на сырье. Это объясняется тем, что:
1)источники сырья часто не совпадает с размещением машиностроительных предприятий;
2)во многих случаях транспортировка сырья обходится дешевле, чем транспортировка готового металла.
В целом сырьевой фактор определяющее влияние оказывает на размещение наиболее металлоемких отраслей, в частности производства грузовых вагонов и цистерн, тепловозов, тракторов, продукции тяжелого машиностроения.
Существенное влияние на размещение предприятий, производящих крупногабаритные, объемные, часто с большим весом машины, производит потребительский фактор. Это производство сельскохозяйственных машин, оборудования для легкой, пищевой, химической промышленности, а также металлургического комплекса, нефте-, газодобывающей и угольной промышленности. Исключительно на потребителя ориентируются морское и речное судостроение, которое размещается в морских и речных портах.
Большинство
отраслей машиностроения отличается высокой
трудоемкостью, высоким уровнем
квалификации рабочих и инженерно-
Влияние
названных факторов необходимо рассматривать
в их совокупности, потому что некоторые
отрасли машиностроения одновременно
ориентируются и на сырье, и на
потребителя, и на трудовые ресурсы.
Это связано с тем, что производство
современных машин требует не
только наличия металла, но и высокой
квалификации работающих и наличия
платежеспособного потребителя. Развитая
транспортная система региона.
Сырьевые
ресурсы отрасли
Основным конструкционным материалом в машиностроение является черный металл и, следовательно, главный сырьевой поставщик – черная металлургия. В то же время, в современном машиностроении черные металлы все в большей степени заменяются цветными, прежде всего – легкими (алюминий), а также – композитами и пластмассой.
Однако в машиностроение, которое является наиболее сложной отраслью, определяющей уровень развития НТП, все не так однозначно, как в других отраслях промышленности. Здесь основную роль играют трудоемкие, наукоемкие, нематериалоемкие производства (за исключением ряда подотраслей тяжелого машиностроения, производства металлических изделий и конструкций, заготовок и др.). Поэтому, прежде всего, следует говорить об основном ресурсе – достаточно большом количестве высококвалифицированной рабочей силы. Большое значение имеют и потребители, которыми являются не только население, но и другие предприятия и даже отрасли.
Непосредственно к машиностроению относятся следующие проблемы: уменьшения потребления металла за счет повышения его качества и снижения веса изделий, сокращения отходов и потерь металла при его обработке – за счет производства большей доли проката.
Мировое машиностроение в конце 80-х годов
В эпоху НТР машиностроение возникло и стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности в мире. И тем не менее различия между отдельными странами остаются еще очень большими, о чем свидетельствуют данные таблицы 1, показывающие «кто есть кто» в мировом (зарубежном) машиностроение.
Из первой колонки таблицы вытекает, что лидируют в мировом машиностроении три страны – США, Япония и ФРГ. Они же имеют наиболее полную номенклатуру машиностроительного производства, включающую все или почти все его подотрасли. (Из стран СНГ в лидирующую группу входит Россия). Кроме этих стран в состав «первой десятки» входят также Франция, Великобритания, Италия и Испания, обладающие весьма широкой номенклатурой машиностроения, Китай, Канада и бесспорный лидер развивающегося мира в этой отрасли – Бразилия.
Производство
машиностроительной продукции в
мире в конце 80-х годов
Примечание: Без стран СНГ и Восточной Европы
В составе «второй десятки» преобладают менее крупные страны Западной Европы с характерной для них гораздо более узкой специализацией. В нее входит также Австралия, а из развивающихся стран – Индия, Мексика и Республика Корея, далее других продвинувшиеся по пути индустриализации. ( Из стран Восточной Европы на этом уровне находятся Польша и Чехословакия). Наконец в «третьей десятке» экономически развитые страны и развивающиеся страны представлены поровну.
Данные второй колонки таблицы существенно дополняют абсолютные показатели ее первой колонки. Хотя на их основе возможна своя группировка стран, ограничимся лишь констатацией того, что в большинстве развивающихся стран доля машиностроения в стоимости продукции всей обрабатывающей промышленности не превышает пока 20 %. Данные третьей колонки косвенно отражают степень втянутости машиностроения в международное географическое разделение труда. Наиболее высока она в Японии, США, ФРГ, Швеции, Канаде, а незначительна в Австралии, Новой Зеландии, Турции, ЮАР, Нигерии.
Ведущее место среди них по масштабам производства (30% мирового) занимает регион Северной Америки, включающий США, Канаду, Мексику. Он особенно выделяется по крупным ЭВМ, самолетам, ракетно-космической технике, причем в США почти половина всей машиностроительной продукции направляется на экспорт.
Регион зарубежной Европы по размерам производства примерно равен региону Северной Америке и фактически делит с ним первое-второе места. В качестве бесспорного лидера здесь выступает ФРГ, затем следует Франция, Великобритания, Италия, Испания, специализирующиеся прежде всего на массовых видах машиностроения, включая станкостроение, автомобилестроение и т. п. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в ФРГ. Но по экспорту машин и оборудования из расчета на душу населения первое место не только в регионе, но и в мире занимает Швейцария.
На третий регион,
включающий страны Восточной и Юго-Восточной
Азии приходится более 1/5 мирового машиностроения.
Лидирует в нем Япония, которая
по темпам роста этой отрасли опередила
и США и зарубежную Европу. Еще
в середине 50-х годов по стоимости
машиностроительной продукции Япония
находилась на уровне Италии, но к середине
60-х годов достигла уровня ФРГ
и Великобритании, а в середине
70-х годов намного его
Таков в общих чертах региональный подход к теме. Но углубления заслуживает и характеристика некоторых отдельных отраслей машиностроения.
Это относится к станкостроению, как ведущей отрасли общего машиностроения. Данные таблицы 2 позволяют подсчитать, что на пять ведущих стран производителей (Япония, ФРГ, СССР, США, Италия) по стоимости приходилось 2/3 выпуска станков в мире. Добавим, что они же обеспечивали почти 60% их экспорта и 45% импорта. Первое место по размерам экспорта занимала ФРГ, второе – Япония.
Это относится
к автомобилестроению и судостроению,
как ведущим отраслям транспортного
машиностроения. Однако пути их развития
в последнее время стали
Автомобилестроение
за последние десятилетия
Подводя итог, можно утверждать, что к началу 90-х годов в мире сложилось три главных региона автомобильной промышленности: Западная Европа (33%) и Япония (30%). Существенное различие между ними заключается в том, что в США автомобильная промышленность работает почти исключительно на внутренний рынок, тогда как в Западной Европе и особенно в Японии – на внешний.
Мировое станкостроение в конце 80-х годов
В судостроительной промышленности мира бум пришелся на 60-е и первую половину 70-х годов. Своего пика он достиг в 1975 году, когда на воду были спущены суда суммарным водоизмещением в 35 млн. бр.-рег. т. (Для сравнения: в 1950 г. – 3,5 млн., в 1960 г. – 8 млн.). Но затем эта отрасль вступила в полосу длительного спада и даже кризиса, вызванного прежде всего мировым энергетическим кризисом и резким сокращением морских перевозок нефти. У в 1980 году спуск на воду морских судов составил 13 млн. бр.-рег. т., т. е. всего за пять лет он сократился почти в три раза! К концу 80-х годов он уменьшился до 11 млн. бр.-рег. т. Производственные мощности мирового судостроения в наши дни используются лишь на 40%.
Одновременно
произошли кардинальные сдвиги и
в географии мирового судостроения.
До второй мировой войны главным
ареалом развития этой отрасли была
Западная Европа, в которой особенно
выделялась Великобритания, державшая
мировое первенство в этой области
с начала XIX века. Перед второй мировой
войной она одна спускала на воду половину
всего мирового тоннажа морских
судов. Крупным судостроением