Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 12:02, доклад
1. Понятие «инфраструктура» подразумевает под собой комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство и обеспечивающих условия жизнедеятельности общества.
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).
Инфраструктура (от лат. infra — ниже, под и structura — строение, расположение), термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т. п.).
Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на коммуникационную систему и сферу обслуживания.
Инфраструктурный комплекс
Услуги могут быть самыми
Инфраструктурный комплекс
Доля инфраструктурного
Инфраструктурный комплекс
Коммуникационная система
Транспортный комплекс (ТК) России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами.
Транспортные узлы - это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейшим из которых является город Москва.
Транспорт — важная составная часть экономики России, «кровеносная система экономики» ТК – необходимое условие функционирования хозяйства так как связывает воедино все его части. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.
Транспорт является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.
Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.
Рационализация перевозок влияе
Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.
1.2. Место транспорта в структуре народного хозяйства.
Специфика транспорта как
Транспорт и связь объединяют
в так называемую коммуникацион
II. Структура транспортного комплекса.
Транспортная система России включает все современные виды транспорта: сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), водный (морской, речной) и авиационный.
По основным показателям
ВидТранспорта |
Протяженность транспортных путей, тыс. км. |
Доля перевезен-ных грузов в % |
Доля в грузообо-роте
в % |
Доля перевезенных пассажиров в% | Доля в пассажиро-обороте
в % |
Железнодорожный | 87 | 42,4 | 40,7 | 14,8 | 34 |
Автомобильный | 593 | 17 | 0,5 | 76 | 30 |
Трубопроводный | 217 | 35,5 | 55,4 | ||
Морской | - | 1 | 1,6 | 0,5 | 0,5 |
Внутренний водный | 100 | 4 | 1,7 | 0,5 | 0,7 |
Воздушный | - | 0,1 | 0,1 | 0,08 | 20 |
Из таблицы видно, что большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.
В перевозке грузов наиболее
дешевыми являются
III. Характеристика основных видов транспортного комплекса России.
3.1. Железнодорожный транспорт.
В нашей стране, занимающей первое место по размерам территории и сильно вытянутой с запада на восток, железнодорожный транспорт имеет наибольшее значение в транспортной системе.
По протяженности железных дорог Россия уступает США и Канаде, однако по протяженности электрифицированных ж/д (42 тыс. км), а также по грузообороту этого вида транспорта Россия лидирует в мире. Железные дороги в России призваны обеспечить транспортную связь Европейской части страны с районами Сибири и Дальнего Востока, однако решение этой задачи усложняется тем, что темпы развития народного хозяйства страны опережают темпы строительства дорог, и железные дороги не справляются с постоянно возрастающей нагрузкой. В результате перегруженности средняя скорость движения на железных дорогах России около 30 км/час.
Железнодорожный транспорт занимает ведущее место в грузообороте и пассажирообороте благодаря ряду своих достоинств. Он характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды. Он дает возможность осуществлять массовые перевозки грузов и пассажиров, что укрепляет его преимущества, повышает производительность труда и значительно снижает себестоимость перевозок. Кроме того, он позволяет экономить жидкое углеводородное топливо за счет широкой электрификации тяги. Железнодорожный транспорт особенно эффективен при перевозках на дальние расстояния, а с учетом огромной территории России он и в перспективе останется ведущим видом транспорта в массовых грузовых перевозках на дальние расстояния и в пассажирских перевозках на средние расстояния и пригородные сообщения.
Основными грузами железнодорожного транспорта являются: уголь, кокс, нефть и нефтепродукты, минеральные строительные материалы, руды, сельскохозяйственные грузы, лес, металлы, химические и минеральные удобрения, продукция машиностроения и др.
Основные черты географии российских железных дорог определилась еще в дореволюционный период и мало изменилась с того времени. Первая железная дорога в России – Санкт-Петербург – Павловск была построена в 1837г. и имела длину всего 22км. Строительство железных дорог велось по основным направлениям: на Саратов, Ярославль, Нижний Новгород, к портам на Волге, Каспии, Черном море, затем на Кавказ, в Сибирь и Среднюю Азию.
Современная железнодорожная
В восточной части страны
Байкало-Амурская магистраль (Тайшет – Братск – Усть-Кут – Чара – Тында – Комсомольск-на-Амуре – Советская гавань) была построена в 70-х – 80-х годах 20-го века для обеспечения выхода СССР к Тихому океану. Она была связана с Транссибом тремя ветками. БАМ имела важное военно-стратегическое и хозяйственное значение.
Печорская магистраль (Салехард – Воркута – Коноша) обусловлена развитием европейского Севера.
Южносибирская магистраль (Абакан – Новокузнецк – Барнаул – Павлодар – Целиноград – Магнитогорск) и Среднесибирская магистраль (Камень-на-Оби – Кустанай – Челябинск) обеспечивают связь Кузбасса и Урала. Их строительство было обусловлено недостаточной пропускной способностью трансконтинентальной железной дороги для активного освоения Сибири.
В меридиональном направлении в азиатской части действует участок Тюмень — Сургут — Уренгой.