Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:52, реферат
Экономическая география – составная часть социально-экономической географии. Как отрасль фундаментальной науки она изучает территориальную организацию общественного производства, особенности формирования территориально-экономической структуры хозяйства различных стран и отдельных регионов. Экономическая география подразделяется на общую, отраслевую (промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства и др.), региональную экономическую географию и географию мирового хозяйства.
Реферат
на тему: «Государственное
и административно-
Экономическая
география – составная часть
социально-экономической
Отраслевая экономическая география изучает пространственное распределение (размещение) промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта и др., региональная – территориальное разделение общественного труда в различных областях и районах с учетом экономических законов, влияние природных условий, культурного прошлого и исторически сложившихся производственных навыков населения.
Экономическая география дает научное обоснование хозяйственной политики в области размещения производительных сил и территориальной организации народного хозяйства. Эта отрасль науки непосредственно связана с физической географией, но между ними существует принципиальное различие. Физическая география – наука естественная, ее объект – законы природы, а объектом экономической географии являются законы общественного развития.
Экономическая география связана с другими науками. Она использует их методы и выводы для своего развития и одновременно обогащает их своими исследованиями. К таким наукам прежде всего относятся: экономическая теория, статистика, геология, экология, медицина и др. Основной метод экономической географии – диалектика. На ней основывается общий подход и базируются конкретные научные исследования.
Специфический
метод в экономической
Отраслевые
и территориальные балансы
Природная
среда – необходимое условие
общественного развития. Природный
фактор оказывает существенное влияние
на размещение отраслей по территории
страны, особенно это заметно в сельском
хозяйстве и добывающей промышленности.
Воздействие общества на окружающую среду
определяется уровнем развития науки
и техники. Современные технологии позволяют
разрабатывать полезные ископаемые и
осуществлять промышленное, транспортное
и жилищное строительство в экстремальных
природных условиях.1
Российская
федерация – демократическое, федеративное
государство с республиканской
формой правления. Глава государства
– президент. Система государственной
власти – законодательные, исполнительные
и судебные органы осуществляют свои полномочия
самостоятельно, по принципу разделения
властей. Высшая законодательная власть
представлена парламентом, состоящим
из двух палат – Государственной Думы
и Совета Федерации. Высшая исполнительная
власть представлена правительством,
главу которого назначает президент и
утверждает Государственная Дума. Высшие
органы судебной власти – Конституционный
Суд (рассматривает дела, связанные с соблюдением
Конституции РФ), Верховный суд (высшая
правовая инстанция по гражданским, уголовным
и административным делам), Высший Арбитражный
Суд (рассматривает дела по экономическим,
имущественным спорам и пр.).
Российская Федерация (РФ) – Россия – самое крупное по размерам территории государство мира. По географическому положению Россия – евразийская страна, т.к. часть ее территории расположена в Европе, а часть – в Азии (Сибирь и Дальний Восток).
Россия занимает площадь 17,1 млн. кв. км., что почти в два раза больше, чем КНР или США. По населению – около 146 млн. человек – находится на седьмом месте в мире после КНР, Индии, США, Индонезии, Бразилии и Пакистана.
Крайняя северная точка страны – мыс Флигели на о. Рудольфа в составе архипелага Земля Франца-Иосифа (81 51 c. ш.), а на материке – мыс Челюскин (77 43 с. ш.), крайняя южная – на границе с Азербайджаном (41 10 с. ш.), крайняя западная - на границе с Польшей у Гданьского залива на территории анклава, образованного Калининградской область РФ (19 38 в. д.), крайняя восточная – о. Ратманова в Беринговом проливе (169 02 з. д.), а на материке – мыс Дежнева на Чукотке (169 40 з .д.). Большая часть территории России расположена между 50-й параллелью и Северным полярным кругом, т.е. находится в средних и высоких широтах. В этом отношении аналогом среди зарубежных стран может служить только Канада. Территория России расположена в пределах одиннадцати часовых поясов.2
Пределы территории России очерчены в основном морскими рубежами – из общей протяженности ее границ (58,6 тыс. км.) более 2/3 морские (44,3 тыс. км.) и лишь 1/3 сухопутные (14,3 тыс. км.).
Морские границы проходят на расстоянии 12 миль (22,2 км.) от побережья, далее идет 200-мильная (370 км.) экономическая зона.
Наибольшую протяженность морские границы России имеют на Северном Ледовитом океане, где они отделяют российский сектор Арктики (по меридианам, проходящим через крайние точки – западную и восточную – точки страны) с расположенными в нем островами (Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля) от канадского, норвежского и американского (США) секторов.
На востоке граница России проходит по морям Тихого океана: на северо-востоке по Берингову проливу она является разделительной линией между Россией и США, а на юго-востоке по проливы Лаперуза (между островами Сахалин и Хоккайдо) и Кунаширский (между островами Кунашир и Хоккайдо) – между Россией и Японией.
Границы,
проходящие по акваториям Балтийского,
Черного и Азовского и
На западе и юге государственная граница страны проходит в основном по суше. Сухопутная граница разъединяет Россию с 14 странами: на северо-западе – с Норвегией и Финляндией, на западе – с Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей и Белоруссией, на юго-западе – с Украиной, на юге – с Грузией, Азербайджаном и Казахстаном, на юго-востоке – с Китаем, Монголией и КНДР. Самая большая по протяженности сухопутная граница – с Казахстаном (7200 км.), затем с Китаем (4350 км.) и Монголией (3400 км.), самая короткая - с КНДР (17 км.). Сухопутные границы проходят по естественным рубежам – равнинам, горам, рекам и пр. Большая их часть (Русская или Восточно-Европейская равнина – на границе со странами Балтии, Белоруссией, Украиной; Прикаспийская и Западно-Сибирская низменность – на границе с Казахстаном; реки Уссури, Амур, Аргунь и озеро Ханка – на границе с Китаем и др.) не создает преград для перемещения людей и грузов, напротив, даже благоприятствуют этому. Небольшие трудности в этом плане возникают у России с Грузией, Азербайджаном и Монголией, границы с которыми в основном проходят по горной местности. На этом участке границы проложены автомагистрали (Военно-Грузинская дорога от Владикавказа через Крестовый перевал до Тбилиси; Чуйский и Кяхтинский тракты, связывающий Россию с Монголией, и др.) железнодорожные линии (Махачкала - Баку, Заудинский – Наушки и Борзя – Соловьевск для перевозки грузов в Монголию и обратно и др.).
Сухопутные границы России отличаются и по правовому статусу. Границы с Норвегией, Финляндией, Польшей, Монголией, Китаем и КНДР закреплены международными договорами, в стадии оформления находится установление государственных границ с Эстонией, Латвией и Литвой. Границы со странами СНГ – Украиной, Грузией, Азербайджаном и Казахстаном не оформлены международными договорами и на их рубежах установлен только погранично-таможенный контроль. Границы с Белоруссией – партнером России по союзному государству – фактически отсутствуют и свободны для перемещения людей, торговых потоков, грузов.3
Россия по многим параметрам – территории, населению, природно-ресурсному, производственному, научно-техническому и интеллектуальному потенциалу, участию в решении глобальных проблем современности, связанных прежде всего с освоением космического пространства, содействию в поддержании мира и безопасности и др. – великая держава. В то же время ее экономика сейчас находится в глубоком кризисном состоянии, которое можно рассматривать как неизбежный результат коренной ломки прежнего жизненного уклада в процессе перехода к рыночным отношениям.
Россия представляет собой единое экономическое пространство, в пределах которого обеспечивается свободное перемещение людей, товаров, услуг и капиталов, осуществляются межрайонные и внутрирайонные связи, охватывающие как материальное производство, так и непроизводственную сферу. Это пространство консолидирует единые транспортная, энергетическая и информационная система, единая система газоснабжения, различные сети и коммуникации, другие инфраструктурные объекты.
Среди географических особенностей России, влияющих на хозяйственную деятельность, расселение и формирование среды обитания в целом, обращают на себя внимание прежде всего:
Величина территории – важная
экономико-географическая
Благодаря
обширности территории обеспечиваются
все необходимые условия
Сами по себе крупные размеры территории предопределяют разнообразие региональных условий и ресурсов для хозяйственной деятельности. По масштабам природно-ресурсного потенциала Россия практически не имеет аналогов.
В то же время большая часть территории страны расположена в умеренном и холодном агроклиматических поясах, где сумма температур за период с температурой свыше +10 С колеблется от 4000 на юге, до 400 на севере. Немалые площади лежат за Северным полярным кругом, где возможно только овощеводство в закрытом грунте или очаговое земледелие, с малотребовательными к теплу культурами. Основная земледельчески освоенная территория находится в умеренном поясе, с суммами температур выше +10 С – 1000 – 4000 .Только 2/5 общей площади страны пригодны для постоянного обитания без специальных мер защиты населения от неблагоприятного воздействия суровых природных условий.
При общей
суровости природы и
Необходимость преодолевать огромные расстояния выдвигает серьезные проблемы перед транспортом, которые усугубляются суровыми климатическими условиями на значительной части территории. В отношении транспортной доступности условия весьма дифференцированы. Например, для многих районов Крайнего Севера единственно надежный вид транспорта – авиационный.
Основное направление транспортных связей – широтное, между европейской частью и восточными районами. Оно обеспечивается полимагистралями, включающими железные и автомобильные дороги, трубопроводы и высоковольтные линии. В частности, железнодорожные магистрали с их самыми массовыми перевозками грузов и пассажиров представлены Транссибом, имеющим на участке от Тайшета до Приморья «дублера» в виде БАМа (Байкало-Амурской магистрали), а также Средсибом и Южсибом, частично проходящими по территории Казахстана. Но фактически транспортное обеспечение межрайонных связей в направлении запад-восток и обратно – узкое место в территориальной организации хозяйства страны.
Информация о работе Государственное и административно-территориальное устройство России