Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 16:01, курсовая работа
В настоящее время в мире достаточно сложно найти государство, которое было бы полностью однородным по своему этническому составу. По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого 2—3 тысячи этнических общностей.
Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие этнического конфликта и его классификация типов………….4
Глава 2. Наиболее яркие проявления этнических проблем в современном мире……………………………………………………………………………….. ..10
2.1 Расизм……………………………………………………………...10
2.2 Этнический терроризм……………………………………………11
2.3 Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств…………………11
2.4 Этнические анклавы………………………………………………13
Этнические войны………………………………………………...13
2.6 Этнические чистки……………………………………………….15
2.7 Беженцы…………………………………………………………..15
Глава 3. Способы и меры разрешения этнических конфликтов………………...16
Заключение…………………………………………………………………...19
Список использованных источников и литературы……………………….20
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
КУРСОВАЯ РАБОТА
ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ
Руководитель
___________
подпись
«_____»__________2011 г.
Студент группы
подпись
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие этнического конфликта и его классификация типов………….4
Глава 2. Наиболее яркие проявления
этнических проблем в современном мире……………………………………………………………………
2.1 Расизм…………………………………………………………….
2.2 Этнический терроризм……………………………………………11
2.3 Ассимиляция и депопуляция этноменьшинств…………………11
2.4 Этнические анклавы………………………………………………13
2.6 Этнические чистки……………………………………………….15
2.7 Беженцы………………………………………………………….
Глава 3. Способы и меры разрешения этнических конфликтов………………...16
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………….20
Введение
В настоящее время в мире достаточно сложно найти государство, которое было бы полностью однородным по своему этническому составу. По самым скромным подсчетам, современное человечество унаследовало от прошлого 2—3 тысячи этнических общностей. Неравномерность всемирно-исторического процесса привела к огромным различиям между такого рода общностями, как по уровню развития, так и по численности. В современных условиях этнические процессы приобретают глобальные черты. Поэтому проблема этноса в наши дни весьма актуальна.
Цель курсовой работы – рассмотреть глобальные этнические конфликты.
Задачей курсовой работы является узнать о сути этнических противоречий, акцентировать внимание на основных проблемах, рассмотреть меры и способы разрешения этноконфликтов.
Работа состоит из 3 глав. В первой главе говорится о понятии этнического конфликта и классификация его типов, во второй – о современных этнических проблемах, в третьей - о способах разрешения этнических конфликтов.
При написании работы использовано 8 литературных источников, 4 ресурса сети Интернет.
Глава 1
Понятие этнического конфликта и классификация его типов
Для начала дадим определение самому понятию «этнос». Этнос - это устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. [2]
Можно сделать вывод, что этнический конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны, в которой, так или иначе, проявляется этническая идентичность сторон.
Неравномерность всемирно-исторического
процесса привела к огромным различиям
между такого рода общностями, как
по уровню развития, так и по численности.
На Земном шаре в настоящее время
около 200 государств, подавляющее большинство
из них полиэтнично. Однако этнические,
национальные процессы по-разному протекают
в различных странах и
Среди многообразия предпосылок, выступивших в качестве причин развития реальных этнических конфликтов и конфликтных ситуаций в мире, выделим следующие: социально-экономические, политические, культурно-языковые, этнодемографические, экологические, этнотерриториальные, исторические, конфессиональные, культурные, психологические. [1,4,10]
Социально-экономические
Социально-экономические
Как показывает историческая
практика, в большинстве полиэтнических
государств система разделения труда
между этническими группами складывается
естественным образом. А поскольку
различные сферы приложения труда
дают различные доходы, то между
ними возникает негласная
Политические
Возрождение этничности в любой стране сопровождается появлением новых политических лидеров меньшинства, которые добиваются большей политической власти в центре и автономии на местном уровне; они стремятся реализовать свои интересы и ценности, связанные с достижением или перераспределением политической власти, определением ее символов, а также группового политического статуса и приоритетов государственной политики, в которых этнические различия становятся принципом политической мобилизации.
Культурно-языковые
Культурно-языковые конфликты возникают на основе требований разрешить и оказать содействие усилиям по сохранению или возрождению языка и культуры этнического, меньшинства в частной или общественной жизни. Здесь также возможен компромисс за счет изменения культурно-языковой политики при сохранении исходного общества либо признания территориальной автономии этнических меньшинств.
Этнодемографические
Проблемой является сравнительно быстрое изменение соотношения численности контактирующих народов вследствие миграционных процессов и различий в уровне естественного прироста.
Этносы могут различаться
по типу воспроизводства, иметь различную
динамику демографических процессов,
отличаться уровнем социально-
Экологические
Проблемой является ухудшение качества окружающей среды и используемых природных ресурсов в результате их загрязнения либо истощения вследствие использования представителями иной этнической группы либо государством, ассоциируемым с другим народом.
Экологическая ситуация и наличие природных ресурсов весомо влияют на межэтнические отношения, провоцируя их обострение. В случае возникновения спора каждая из конфликтующих сторон стремится обосновать свое «естественное» право па использование земли и природных ресурсов. Однако «ресурсные» конфликты имеют тупиковый характер, поскольку дележ собственности и ресурсов приводит к противоречию интересов местных этнических элит с федеральным центром. Стремление к суверенизации и есть форма такого конфликта.
Этнотерриториальные
Несовпадение государственных или административных границ с границами расселения народов сильно влияет на взаимоотношение этносов.
Большинство современных
государств являются полиэтничными. Их
создание чаще всего сопровождалось
затяжными конфликтами и
Суть проблемы обычно состоит в том, что
в результате многочисленных миграций
населения, завоеваний и других геополитических
процессов территория расселения этноса
неоднократно менялась, как менялись границы
государств.
Исторические
Войны, былые отношения политического господства-подчинения, депортации и связанные с ними негативные аспекты исторической памяти, сохраняющей следы насильственных действий в области национальной политики, таких, как произвольное изменение национальных границ, искусственное расчленение этнических общностей, несправедливое национальное устройство, вынужденное переселение «рабочей силы», депортации народов и т.д. играют так же важную роль в сути этнических проблем.
Конфессиональные
Конфессиональный конфликт включает в себя различия в уровне современной религиозности населения, что усугубляет различие этническое. Особо выраженные формы проявляет в регионах, населенных народами, сложившимися в разных цивилизациях (Кавказ, Балканы).
Этноконфессиональный конфликт не исчерпывается одними лишь этническими и религиозными противоречиями. Если бы религиозные различия сами по себе были причиной конфликтов, то невозможно было бы объяснить примеры мирного существования представителей разных этносов и религий (например, протестантов и католиков в Германии). Для современных международных отношений как раз характерно то, что почти все конфликты, чем бы они ни были вызваны, со временем приобретают этноконфессиональную окраску.
В последнее время усиливается
религиозная мотивация
Культурные
Различия в обычаях, традициях, стереотипах, национальных символах, способах мышления и поведения и т.д. Каждое из этих различий при кризисном состоянии общества может стать поводом или причиной возникновения межэтнического конфликта. Важным элементом культуры является «душа» народа, которую еще называют национальным характером или психическим складом этноса.
В системе функционирования каждой здоровой этнической культуры заложены механизмы воспитания у ее представителей не только уважения к иным культурным ценностям, но в первую очередь чувства предпочтения родовых этнокультурных ценностей - важнейшего механизма сохранения этнической общности и центральной зоны ее культуры.
Психологические
Угроза насильственного
разрушения привычного образа жизни, материальной
и духовной культуры, эрозия системы
ценностей и традиционных норм по-разному
воспринимаются социальными группами
и индивидами в этносе. В целом
они вызывают в этнической общности
защитные реакции, так как отказ
от привычных ценностей
Кроме того, межэтническая
напряженность, как и социальная,
характеризуется таким
Глава 2. Наиболее яркие проявления этнических проблем в современном мире
2.1 Расизм[8]
Одна из крайних
форм этноцентризма - расизм, который можно
определить как совокупность понятий,
согласно которым какая-то одна раса как
в моральном и умственном, так и культурном
отношении превосходит какую-то другую
расу или другие расы и суперкачества
которой передаются наследственно от
одного поколения к другому. Расизм является
стимулятором борьбы за власть между нациями
и идеологической основой национальной
конкуренции. Он поддерживает убеждение
о том, что биологическое смешение разных
рас привело бы к наследственно-генетической
и социально-культурно-моральной дегенерации
"высшей" расы. Яркими примерами расизма
могут служить апартеид, т. е. полное отделение
рас или групп населения друг от друга
на основе расового признака, и антисемитизм
и шовинизм. Расовые предрассудки и стереотипы - выражение примитивного подхода к вопросу о специфике и соотношении разных типов людей и групп населения. Подобные стереотипы всегда использовались и в политических целях. Расизм - это, к сожалению, реальность сегодняшнего мира, не исключая и Европы. Приходится признать, что есть еще немало людей, которые не могут смириться с тем, что кто-то по-иному мыслит и представляет иную культуру. |
2.2 Этнический терроризм [9]
Этнические террористы обычно ставят своей целью формирование отдельного государства для своей этнической группы. Они называют это "национальным освобождением", про которое, по их мнению весь остальной мир забыл. Этот вид террористов часто завоевывает симпатии на международной арене. Эксперты говорят, что именно террористы-националисты могут в процессе своей вооруженной борьбы сократить уровень применяемого ими насилия или, по крайней мере, соотнести его с действиями своих врагов. Это делается в основном для того, чтобы не утратить поддержку своего этноса. Многие террористы-националисты утверждают, что они не террористы, а борцы за свободу своего народа.
Нередко такой терроризм
имеет еще и религиозную