Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:42, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение географии транспортного машиностроения России. Ставятся такие задачи как определение структуры транспортного машиностроения, выявление основных факторов, влияющих на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения, определение основных центров и их значимости в экономике страны, а также изучение проблем и основных направлений развития транспортного машиностроения.
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Общая характеристика транспортного
машиностроения России…………………………………………………..
1.1.Определение и структура транспортного машиностроения……….
1.2. Основные факторы, влияющие на отраслевую и территориальную организацию транспортного машиностроения…….
1.3.Значение транспортного машиностроения в экономике России…..
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения…………………………………………………………..
2.1. Транспортное машиностроение России…………………………..
2.2. Территориальная и отраслевая организация транспортного машиностроения. Основные центры……………………………………..
2.3. Основные проблемы транспортного машиностроения России…..
Глава 3. Перспективные направления развития транспортного машиностроения России…………………………………………………..
3.1.Государственная политика в области транспортного машиностроения…………………………………………………………….
3.2. Перспективы развития транспортного машиностроения России.…
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованной литературы…………………………………….
Развитие специализации и кооперирования производства приводит к разделению существующих отраслей и к образованию новых отраслей, специализирующихся не только на изготовлении отдельных видов продукции и ее частей, но и на осуществлении определенных стадий технологического процесса.
Массовое
внедрение в производство научных
достижений, широкое распространение
современной
Также к факторам, оказывающим влияние на размещение предприятий транспортного машиностроения, можно отнести: наукоёмкость, металлоёмкость, трудоёмкость, близость потребителя.
Наукоёмкость. Трудно представить себе современное машиностроение без широкого внедрения научных разработок. Именно поэтому производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал - основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.
Металлоёмкость. Отрасли транспортного машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как например, железнодорожного, судостроительного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья.
Трудоёмкость. С точки зрения трудоёмкости транспортное машиностроение характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно - технические кадры. Например, чрезвычайно трудоёмкой можно назвать авиационную промышленность (Самара, Казань).
Близость потребителя. Продукцию некоторых отраслей транспортного машиностроения, таких как: судостроение, авиастроение, - очень трудно транспортировать , поэтому предприятия многих отраслей машиностроения размещается в районах потребления конечной продукции.
Значительное влияние на отраслевую структуру транспортного машиностроения оказывает рост материального благосостояния и культурного уровня народа. Под влиянием этих факторов образуются новые производства по изготовлению предметов культурно – бытового назначения.
В таблице 1 представлена территориальная специализация транспортного машиностроения Российской Федерации.
Таблица 1
Территориальная специализация транспортного машиностроения Российской Федерации
Федеральные округа | Специализация ТМ |
Центральный | авиакосмическая
промышленность,
железнодорожное |
Приволжский | авиакосмическая
промышленность,
речное судостроение |
Уральский | авиакосмическая
промышленность,
железнодорожное |
Северо-Западный | морское судостроение, судоремонт |
Южный | морское судостроение, судоремонт |
Сибирский | авиакосмическая
промышленность,
железнодорожное машиностроение |
Дальневосточный | морское судостроение,
судоремонт, авиационная промышленность |
Из таблицы 1 видно, что морское судостроение распространено в Северо-Западном, Южном и Дальневосточном федеральных округах. Его размещение отражает такие особенности отрасли, как специализацию и связанное с ней внутриотраслевое и межотраслевое кооперирование, обеспеченность трудовыми ресурсами. Также оно обусловлено близостью к морям, а, следовательно, к потребителю продукции морского судостроения. Размещение речного судостроения в Приволжском федеральном округе отражает роль отдельных водных путей в грузообороте страны.
Размещение железнодорожного машиностроения в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах связано с наличием в этих районах металлов, а также древесного сырья, трудовых ресурсов. Развитие крупномасштабного транспортного машиностроения (железнодорожного, авиастроения) обусловлено центральным положением района и наличием в нем густой сети путей сообщения.4
Авиастроение и ракетно-космическое строение распространено в районах с наибольшей обеспеченностью металлами, квалифицированными трудовыми ресурсами. Это Центральный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный федеральные округа.
Таким
образом, размещение предприятий транспортного
машиностроения находится в прямой зависимости
от характера выпускаемой продукции: широты
номенклатуры, массы изделий, масштабов
производства продукции. При этом на эффективность
размещения влияет ряд факторов: научно-технический
прогресс, специализация, кооперирование,
концентрация, комбинирование производства,
наличие трудовых ресурсов, близость к
источникам сырья и материалов, к потребителям,
объем транспортных работ, затраты на
транспортировку.
Транспортное машиностроение имеет огромное значение в экономике и социальной сфере Российской Федерации. Оно производит предметы потребления, в основном, длительного пользования.
Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т.д. Магистральные тепловозы производятся на одном из старейших машиностроительных заводов – Коломенском, маневровые промышленные тепловозы – в основном, в Центральном районе (Брянск, Калуга, Людиново, Муром) и на Урале. Грузовое вагоностроение сконцентрировано в Западной Сибири (Новоалтайск), в Восточной Сибири (Абакан). Пассажирские вагоны производят Тверской, Демиховский и Санкт-Петербургский заводы. Путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др. машины изготовляются пока в недостаточном количестве и ассортименте, их производство сосредоточено в городах европейской части России – в Калуге, Туле, Вятке, Саратове, Энгельсе, Армавире, Тихорецке.
В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что обусловило возникновение и развитие авиационной промышленности в крупных промышленных центрах. Современные пассажирские и грузовые самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже, Таганроге, Казани, Ульяновске, Самаре, Саратове, Омске, Новосибирске. В Москве, Ростове-на-Дону, Казани и Улан-Уде производят вертолеты.
Большинство предприятий
Транспортное машиностроение представляет собой комплекс отраслей, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. Машиностроение, частью которого является транспортное, - это ведущая базовая отрасль экономики и ее главный системообразующий элемент, определяющий состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка.
Доля в российском ВВП каждой из отдельных машиностроительных отраслей — около 1%. Исключение — автопром, доля в ВВП которого составляет 1,8%, а также транспортное машиностроение (1,2%).5
Средняя рентабельность продаж предприятий транспортного машиностроения в 2009 году составила 5,6%.6
Общий отраслевой объем инвестиций в 2009 году составил 3,3 млрд. рублей, что по сравнению с 2008 годом больше на 57%, однако этого явно не достаточно для реализации технологического и инновационного "прорыва" в транспортном машиностроении.
Доля инвестиций в НИОКР по отношению к выручке составила всего лишь 0,25%.
Таким
образом, транспортное машиностроение
является важной отраслью экономики, которая
обеспечивает другие сферы деятельности
средствами труда.
Глава 2. Экономико-географическая характеристика транспортного машиностроения.
2.1. Транспортное машиностроение России.
Основными
подотраслями транспортного машиностроения
являются железнодорожное, авиационное,
ракетно-космическое и
Железнодорожное машиностроение – это производство и реконструкция подвижного состава (тепловозы, электровозы, различные виды вагонов, платформ, локомотивы). Эта подотрасль транспортного машиностроения очень металлоёмкая и трудоёмкая. Основными поставщиками сырья выступают металлургический, химический комплексы, текстильная и лесная промышленность.
Российские предприятия железнодорожного машиностроения: Тверской вагоностроительный завод, Уралвагонзавод, Вагоностроительная компания Мордовии, Вагонмаш, Калининградский вагоностроительный завод, Торжокский вагоностроительный завод. Этими предприятиями в 2009 году было произведено 35 секций магистральных тепловозов, 232 магистральных электровозов, 1399 магистральных пассажирских вагонов, 23,4 тыс. магистральных грузовых вагонов.7
Ряд российских вагоностроительных предприятий ведут активное сотрудничество в совместном производстве и разработке оборудования для железнодорожной отрасли с рядом зарубежных компаний, среди которых Alstom, Siemens, Starfire Engineering&Technologies, Nippon Sharyo Ltd, American Railcar Industries и Amsted Rail.
Судостроение – это подотрасль транспортного машиностроения, производящая речной и морской транспорт. В качестве сырья оно, в основном, использует продукцию металлургического и лесного комплексов.
В России существует более 1000 предприятий, занятых в судостроении, судоремонте, производстве двигательного, гидроакустического, навигационного, вспомогательного, палубного и других видов оборудования, материалов и комплектующих для судов, а также осуществляющих научную деятельность в области кораблестроения и морской техники.
По другим оценкам, в России насчитывается около 4000 предприятий и организаций, которые в той или иной степени обеспечивают производство продукции и услуг в области создания техники для изучения континентального шельфа, а также хозяйственной и военной деятельности на внутренних морях и в международных водах.
В соответствии с указом президента РФ, подписанным в марте 2007 года, создана Объединённая судостроительная корпорация, основным полем деятельности которой рассматривается развитие гражданского судостроения. Объединённая судостроительная корпорация консолидировала 19 существующих крупных судостроительных и судоремонтных предприятия.
В 1995—2005 годах на российских судостроительных предприятиях размещалось 4 % объёма российских заказов судов. К 2007 году этот показатель повысился до 6 %, в 2008 году составил 8 %. В 2008 году объём продаж в российском судостроении составил 150 млрд рублей.8
Объем производства в российском судостроении за 11 месяцев 2009 года увеличился на 50 %. В 2010 год российское судостроение вошло с ростом в 62 % .
Авиационная промышленность – это отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники. Данная отрасль является потребителем продукции металлургического и химического комплексов.
Информация о работе География транспортного машиностроения России