Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:46, контрольная работа

Описание работы

В переводе с английского бюджет означает мешок. Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с соответствующим законопроектом. Это называлось открытием бюджета, позже название портфеля перенесено на сам документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который заключал в себе утверждаемый парламентом план доходов и расходов государства. Бюджет в его современных формах не восходит далее первых десятилетий XIX в.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………..3
2.Межбюджетные отношения в РФ…………………………………………….4
3.Разработка российской модели финансового взаимодействия центра и регионов. Проблемы финансового взаимодействия центра и регионов….......6
5.Опыт создания отечественной системы финансового взаимодействия центра и регионов………………………………………………………………..7
6.Заключение……………………………………………………………………..9
7.Список использованных источников…………………………………………10

Работа содержит 1 файл

региональная экономика(3).docx

— 24.13 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  образовательное бюджетное 

учреждение высшего

Профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ»

 

Институт региональной экономики  и управления

 

                                                   Контрольная работа 

по дисциплине «Региональная экономика и управление»

На тему «Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения»

 

 

 

                                                                           Выполнила студентка 4 курса  
                                                                           Специальность:08.05.04.65(0610)  
                                                                           Сараева Анна Сергеевна 

 

 

 

 

 

                                                 Санкт-Петербург

                                                           2012

 

Содержание:

 

1.Введение………………………………………………………………………..3

2.Межбюджетные отношения  в РФ…………………………………………….4

3.Разработка российской  модели финансового взаимодействия  центра и регионов. Проблемы финансового взаимодействия центра и регионов….......6

5.Опыт  создания отечественной системы  финансового взаимодействия центра  и регионов………………………………………………………………..7

6.Заключение……………………………………………………………………..9

7.Список использованных  источников…………………………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В переводе с английского  бюджет означает мешок. Когда палата общин в Англии в XVI-XVII вв. утверждала субсидию королю, то перед окончанием заседания канцлер казначейства (министр финансов) открывал портфель, в котором хранилась бумага с  соответствующим законопроектом. Это  называлось открытием бюджета, позже  название портфеля перенесено на сам  документ. С конца XVII в. бюджетом стал называться и тот документ, который  заключал в себе утверждаемый парламентом  план доходов и расходов государства. Бюджет в его современных формах не восходит далее первых десятилетий XIX в.

В любой стране государственный  бюджет — ведущее звено финансовой системы. Он объединяет главные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных  расходов) в их действии, т. е. через  бюджет осуществляются постоянная мобилизация  ресурсов и их расходование.

Бюджетные отношения представляют собой финансовые отношения государства  на федеральном, региональном (субъектов  федерации) и местном уровнях  с государственными, акционерными и  иными предприятиями и организациями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного  фонда денежных ресурсов.

Бюджетная система призвана играть важную роль в реализации финансовой политики государства, цели которой  обуславливаются его экономической  политикой. При этом значение государственного финансового регулирования через  бюджетную систему трудно переоценить, хотя нельзя не учитывать происходящие в настоящее время изменения  в практике перераспределения финансовых ресурсов.

Межбюджетные  отношения РФ

Бюджет является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

В ст. 6 Бюджетного кодекса РФ устанавливается, что бюджет представляет собой форму  образования и расходования денежных средств для обеспечения функций  органов государственной власти и местного самоуправления в виде баланса доходов и расходов) законодательными (представительным) органами. Бюджетная система нашего государства представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.

Звеньями этой системы являются: центральный федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ — республиканские  бюджеты республик в составе  РФ, краевые и областные бюджеты  краев и областей, городские бюджеты  городов Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты местных административно-территориальных  образований — районные бюджеты  районов, городские бюджеты городов (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), районные бюджеты районов в городах, бюджеты поселков и сельских населенных пунктов. Здесь необходимо определить понятие «консолидированный бюджет»  — это свод бюджетов всех уровней  на соответствующей территории, используемый при прогнозировании, расчетах, анализе.

До 1991 г. бюджетная система страны была единой.

В последние годы в условиях создания Российского государства развития рыночных отношений, многообразие форм собственности, усиления самостоятельности  регионов произошли принципиальные изменения и в бюджетном устройстве. В соответствии с действующим законодательством стали самостоятельными:  республиканский бюджет РФ (он получил название федерального бюджета), республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.

Сегодня бюджетная система России состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе РФ, 9 краевых и 46 областных бюджетов, 4 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных бюджетов, к которым относятся городские, районные, поселковые и сельские бюджеты. Единство бюджетной системы в новых условиях реализуется через единую социально-экономическую политику и правовую базу, использование единых бюджетных классификаций и форм бюджетной документации, взаимодействие бюджетов всех уровней и согласование принципов бюджетного процесса.

Содержание бюджета как экономической  категории сводится к тому, что  государственный бюджет выражает денежные отношения, связанные с образованием и использованием централизованного  фонда денежных ресурсов страны.

Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства  на текущий год, имеющий силу закона. Бюджет утверждается законодательным  органом власти — Государственной  Думой.

Разработка российской модели финансового  взаимодействия центра и регионов. Проблемы финансового взаимодействия центра и регионов

Взаимоотношение центра и регионов по поводу распределения доходов  и расходов всегда было одним из важнейших вопросов государственной  политики в области бюджетно-налоговых  отношений. В Бюджетном кодексе  РФ межбюджетные отношения определяются как "отношения между органами государственной власти субъектов  РФ и органами местного самоуправления". В последнее время проблемы межбюджетных отношений очень широко обсуждаются. К основным проблемам межбюджетных отношений можно отнести следующие: высокая централизация бюджетно-налоговых полномочий; нечеткое разграничение расходных и доходных полномочий и, как следствие, несоответствие доходов регионов их расходным обязательствам; высокая степень бюджетного регулирования вышестоящими бюджетами, нижестоящих, что ослабляет самостоятельность территориальных бюджетов.

В границах, любого федеративного  устройства соотношение между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  федерации может быть различным. Возможны два принципиальных варианту распределения полномочий власти. Первый вариант – это централизованное управление экономикой государства, второй – децентрализация в управлении экономикой. При централизации возникает  формирование единого государственного бюджета с включением в него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями федеральных органов в распределении  бюджетных средств. И наоборот, децентрализация  предполагает большую свободу региональных образований в управлении их финансами  и, следовательно, возможность самостоятельного существования их бюджетов.

Опыт создания отечественной  системы финансового взаимодействия центра и регионов

Федерализм государственного устройства России изменил существовавшую ранее  в унитарном государстве систему  взаимоотношений между центральными, территориальными и местными органами власти, радикально повлиял на финансово-бюджетную  систему страны, коренным образом  изменил принципы ее построения и  основы формирования доходов и расходов по звеньям системы.

Для решения проблемы выравнивания межрегиональных диспропорций был  сформирован Фонд финансовой поддержки  субъектов (ФФПС). Источником его формирования стали 22% отчислений от НДС в части доли, поступающей в федеральный бюджет. Расчет трансфертов из фонда для каждого региона впервые стал проводиться по унифицированной формуле, учитывающей следующие параметры:

налоговые потенциалу территорий (определялись по фактическим доходам в базовом  году);

финансовые потребности территорий (определялись по текущим расходам в базовом году и корректировались на условия крупного экономического района и численность населения  каждого субъекта федерации). Механизм осуществления финансовой помощи отдельным  регионам основывается на учете фактически сложившейся в базовом году разницы  между среднедушевым бюджетным  доходом всех регионов России и душевыми доходами региональных бюджетов.

Регионы, которым оказывалась финансовая помощь, были подразделены на две категории:

•     «регионы, нуждающиеся в поддержке»;

•     «регионы, особо, нуждающиеся в поддержке».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Таким образом, межбюджетные отношения  – это отношения органов государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Федерации и органами местного самоуправления, связанные с формированием и  исполнением соответствующих бюджетов.

Система межбюджетных взаимоотношений  включает отношения не только между  федеральным бюджетом и бюджетами  субъектов Федерации, но и внутри субъектов Федерации – между  региональными и местными бюджетами.

Общие принципы организации межбюджетных взаимоотношений в субъектах  Федерации установлены в Федеральном  законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.97 г. №126-ФЗ

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты

1.            Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от  1 июля 2005 г.) // Российская газета от 12 июля 2005 г. N 153-154

2.            О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. N 126-ФЗ (с изменениями от  28 декабря 2004 г.) // "Российская газета"  30 декабря 2004 г.

3.            О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов: Постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. N 641 (с изменениями от 25 ноября 1995 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 10 июля 1995 г., N 28, ст. 2676

4.            О бюджетной классификации Российской Федерации: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ  (с изменениями от  23 декабря 2004 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 3

5.            О распределении дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2004 г. N 670 // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 ноября 2004 г. N 48

6.            Концепция и методика формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на 2006 год и на среднесрочную перспективу: Письмо Минфина РФ от 20 июня 2005 г. N 06-06-01 // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ №22, 2005

 

Литература

7.            Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт,2009.

8.            Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие /Врублевская О.В. и др. – М.: Перспектива, 2008.

9.            Государственные финансы /Под ред. В.М. Федосова. – Киев: Лыбидь, 2001.

10.       Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1,2009.

11.       Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 2005, № 5.

12.       Перфильев С.В., Терехин В.И. Анализ территориального неравенства и бюджетное регулирование территорий – М., Экономика, 2000

13.       Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и финансов. // Вопросы экономики, 2005, № 7.

14.       Социально-экономическое положение России - М., Госкомстат, 2004.

15.       Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2000.

16.       Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика,2008.

 


Информация о работе Финансовые ресурсы регионов и межбюджетные отношения