Финансовая поддержка регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание работы

В России сложилась высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов — субъектов Федерации, усилившаяся в ходе реформы. При невозможности решения острых территориальных проблем только рыночным саморегулированием это вызывает необходимость масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям, которая является важным направлением регулирования экономики.

Содержание

Стр.
1.
Теоретическая часть
Финансовая поддержка региона
3
2.
Расчетная часть
Задача 1
8

Задача 2
9

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

крДокумент Microsoft Word.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ 

ГОУ ВПО

Уфимская государственная  академия экономики и сервиса

 

 

 

 

Кафедра «Региональная

экономика и управление»

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине “Региональная экономика и управление”

Вариант 2

 

 

 

 

 

Выполнила

 

 

 

 

 

 

Уфа-2008

 

Содержание

 

   

Стр.

1.

Теоретическая часть

Финансовая поддержка  региона

3

2.

Расчетная часть

Задача 1

8

 

Задача 2

9

 

Список использованной литературы

11


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретическая часть

 

Финансовая  поддержка региона

 

В России сложилась высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов — субъектов Федерации, усилившаяся в ходе реформы. При невозможности решения острых территориальных проблем только рыночным саморегулированием это вызывает необходимость масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям, которая является важным направлением регулирования экономики. Богатый опыт подъема отсталых и депрессивных районов был накоплен как в СССР, так и на Западе. Современная Россия стоит перед аналогичной проблемой.

В настоящее время  государственная финансовая поддержка  регионов осуществляется главным образом  из федерального бюджета в трех формах:

  • перечисление Минфином РФ в региональные бюджеты трансфертов Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Федерации (ФФПР), субвенций на целевые мероприятия, дотаций на покрытие текущих расходов (включая финансирование программ регионов) и др.;
  • прямые расходы министерств и ведомств, финансирование федеральных отраслевых программ на территориях (не считая расходов на оборону, международную деятельность и т.д.);
  • средства, переданные регионам на возвратной основе (государственная финансовая поддержка завоза продукции в районы Крайнего Севера и т.п.).

Финансовая помощь федерального Центра регионам образует одну сторону межбюджетных отношений, другая сторона — поступления из регионов в федеральный бюджет собираемых Госналогслужбой РФ налогов и сборов и ГТК РФ — таможенной пошлины. Обе стороны составляют важную сферу федеративных отношений (бюджетного федерализма), связанных с защитой и обеспечением интересов Российской Федерации в целом, децентрализацией власти и расширением полномочий властных органов регионов, сочетанием государственной поддержки отдельных регионов со стимулированием в них экономической активности.

Существующая с 1994 г. система  межбюджетных отношений играет важную роль в мобилизации и целевом  использовании средств для поддержки  регионального развития. Она обозначила переход от индивидуального согласования финансовой помощи субъектам Федерации к единым правилам ее распределения на законодательно-нормативной основе.

Однако эта система  сохранила ряд серьезных недостатков. Главные из них — многоканальность финансовой помощи каждому нуждающемуся региону и отсутствие комплексного подхода к выравниванию региональных уровней, что ведет к распылению и малой отдаче государственных средств, затрудняет контроль Центра за их расходованием. По данным Минэкономики РФ, более чем по 30 субъектам Федерации наблюдались факты четырехкратной компенсации расходов отдельных объектов из различных источников федерального бюджета, а двукратная компенсация осуществляется практически во всех регионах.

Отсутствует заинтересованность региональных органов и местного самоуправления в расширении налоговой базы собственных бюджетных доходов и сокращении расходов. Не сформировалась нормативная основа для обоснования потребности в расходах территориальных бюджетов. Основное внимание концентрируется на бюджетном регулировании через ФФПР, т.е. компенсации текущих социальных расходов, тогда как глубинные факторы выравнивания региональных уровней, связанные с капиталовложениями в реальный сектор экономики, остаются должным образом не задействованы. Это приводит к перманентному социальному иждивенчеству территорий и подрыву инвестиционной сферы в стране.

Не скоординированные  формы финансовой поддержки, отсутствие ее единого баланса приводят к принятию решений, базирующихся в большей мере на заявках субъектов Федерации и пробивной силе их руководителей.

В результате недостаток финансирования ставит на грань выживания одни регионы (особенно восточные и северные), тогда как избыточная поддержка другим регионам создает им возможность делать непредусмотренные законом расходы (в жилищно-коммунальном хозяйстве, на регулирование цен и т.д.). За счет федеральных налогоплательщиков удовлетворяются претенциозные амбиции администраций даже в самых бедных регионах (строительство дорогих дворцов, сооружений, новых административных центров).

Резкое несовпадение градаций регионов по уровню экономического развития и межбюджетным отношениям, предоставление по договорам Центра с регионами отдельным из них привилегированных условий поддержки, многомесячная задержка бюджетникам заработной платы и выплата ее без процентов и компенсаций (из-за недофинансирования в бюджетах разных уровней) и т.д. — грубейшие нарушения Конституции.

  • Убедительным доказательством несовершенства сложившейся системы межбюджетных отношений, финансовой поддержки регионов является огромное количество дотационных, в том числе высокодотационных, регионов.

Финансовую поддержку регионов осуществляется через четыре федеральных бюджетных фонда:

1. Федеральный фонд финансовой  поддержки субъектов Федерации,  как и ныне, предназначается для  выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, и в перспективе финансовая помощь из него распределяется на основе нормативов финансовых затрат на государственные услуги, обеспечивающие минимальные государственные социальные стандарты и социальные нормативы местного значения (нормативы отчислений от налоговых поступлений в федеральный бюджет устанавливаются на 3 года). Право получения трансфертов закрепляется за регионами, среднедушевые налоговые доходы которых не достигают установленного минимального уровня.

2. Фонд регионального  развития (ФРР) — совокупность  социально-инвестиционных частей  федеральных целевых программ, региональных  программ, программ и проектов отраслевого финансирования и др. Из него, в основном на безвозвратной основе, будет предоставляться финансовая помощь регионам на создание минимально необходимой (по нормам) социальной инфраструктуры согласно разработанному и согласованному плану инвестиционной деятельности данного рода. Выделение средств осуществляется по заявкам региональных органов исполнительной власти в пределах максимальной доли данного региона в ФРР, при этом доля федерального бюджета не может превышать 50% общих капиталовложений.

3. В рамках Бюджета  развития РФ, в основном на  возвратной основе, осуществляется избирательная поддержка регионов по производственно-инвестиционному направлению. При распределении средств Бюджета развития, в целях выравнивания уровней экономического развития территорий, приоритет отдается экономически эффективным проектам и программам, отбираемым путем конкурса и обеспечивающим повышение производственного и налогового потенциала дотационных регионов. При этом в качестве важного критерия выделения инвестиций служит обязательство — согласие региона на сокращение в будущем передаваемых ему трансфертов на текущее социальное финансирование.

4. Фонд развития региональных  финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источники - кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях — крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).

При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации — индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными.

Государственную поддержку  регионов следует нацелить на повышение  ее результативности, с усилением  ответственности территорий — получателей финансовой помощи.

Целесообразно планировать  два вида федеральной поддержки:

1. Оказание оперативной  помощи регионам, находящимся в  экстремальных природных условиях (Крайний Север) и пострадавшим  от стихийных природных и техногенных катастроф.

2. Предоставление текущей,  средне- и долгосрочной финансовой  помощи остропроблемным регионам, придав им статус регионов  особой государственной поддержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расчетная часть

Задача №1

Определить коэффициент  отраслевой концентрации трех отраслей регионе, если общая численность занятых в народном хозяйстве региона  - 1,5 млн.чел.; численность занятых в народном хозяйстве страны – 100 млн.чел.

 

Занятые по региону, тыс.чел.

Занятые по стране, млн.чел.

1 отрасль

20

1

2 отрасль

10

0,5

3 отрасль

35

2,2


 

Коэффициент отраслевой концентрации рассчитывается следующим  образом:

Для всех j, для которых , где

j – индекс отрасли,

Pj, Cj – численность занятых в j-ой отрасли, соответственно в регионе и стране в целом;

P, C – общая численность занятых в народном хозяйстве, соответственно, в регионе и стране в целом.

Коэффициенты находится в пределах от 0 до 1.

 

Котр.х.=0,003+0,002+0,001=0,006.

 

 

Задача №2

Определить размер дефицита бюджета региона на основании следующих данных (млн.руб.).

Изобразить графическую  структуру доходов бюджета:

Социально-культурная сфера

1217

Государственное управление

169

Правоохранительная деятельность

118

Народное хозяйство

818

Обслуживание государственного долга

54

Акцизы

1019

Дотации местным бюджетам

1516

НДС

1321

Средства от приватизации

25

Подоходный налог

137

Наука

23

Налог на прибыль

1712

Капитальные вложения

685

Налог на имущества предприятий

209


 

Предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Информация о работе Финансовая поддержка регионов