Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, контрольная работа
В России сложилась высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов — субъектов Федерации, усилившаяся в ходе реформы. При невозможности решения острых территориальных проблем только рыночным саморегулированием это вызывает необходимость масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям, которая является важным направлением регулирования экономики.
Стр.
1.
Теоретическая часть
Финансовая поддержка региона
3
2.
Расчетная часть
Задача 1
8
Задача 2
9
Список использованной литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО
Уфимская государственная академия экономики и сервиса
Кафедра «Региональная
экономика и управление»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
“Региональная экономика и
Вариант 2
Выполнила
Уфа-2008
Содержание
Стр. | ||
1. |
Теоретическая часть Финансовая поддержка региона |
3 |
2. |
Расчетная часть Задача 1 |
8 |
Задача 2 |
9 | |
Список использованной литературы |
11 |
Финансовая поддержка региона
В России сложилась высокая дифференциация уровней социально-экономического развития и ресурсного потенциала регионов — субъектов Федерации, усилившаяся в ходе реформы. При невозможности решения острых территориальных проблем только рыночным саморегулированием это вызывает необходимость масштабной финансовой помощи государства нуждающимся территориям, которая является важным направлением регулирования экономики. Богатый опыт подъема отсталых и депрессивных районов был накоплен как в СССР, так и на Западе. Современная Россия стоит перед аналогичной проблемой.
В настоящее время государственная финансовая поддержка регионов осуществляется главным образом из федерального бюджета в трех формах:
Финансовая помощь федерального Центра регионам образует одну сторону межбюджетных отношений, другая сторона — поступления из регионов в федеральный бюджет собираемых Госналогслужбой РФ налогов и сборов и ГТК РФ — таможенной пошлины. Обе стороны составляют важную сферу федеративных отношений (бюджетного федерализма), связанных с защитой и обеспечением интересов Российской Федерации в целом, децентрализацией власти и расширением полномочий властных органов регионов, сочетанием государственной поддержки отдельных регионов со стимулированием в них экономической активности.
Существующая с 1994 г. система
межбюджетных отношений играет важную
роль в мобилизации и целевом
использовании средств для
Однако эта система
сохранила ряд серьезных
Отсутствует заинтересованность региональных органов и местного самоуправления в расширении налоговой базы собственных бюджетных доходов и сокращении расходов. Не сформировалась нормативная основа для обоснования потребности в расходах территориальных бюджетов. Основное внимание концентрируется на бюджетном регулировании через ФФПР, т.е. компенсации текущих социальных расходов, тогда как глубинные факторы выравнивания региональных уровней, связанные с капиталовложениями в реальный сектор экономики, остаются должным образом не задействованы. Это приводит к перманентному социальному иждивенчеству территорий и подрыву инвестиционной сферы в стране.
Не скоординированные формы финансовой поддержки, отсутствие ее единого баланса приводят к принятию решений, базирующихся в большей мере на заявках субъектов Федерации и пробивной силе их руководителей.
В результате недостаток финансирования ставит на грань выживания одни регионы (особенно восточные и северные), тогда как избыточная поддержка другим регионам создает им возможность делать непредусмотренные законом расходы (в жилищно-коммунальном хозяйстве, на регулирование цен и т.д.). За счет федеральных налогоплательщиков удовлетворяются претенциозные амбиции администраций даже в самых бедных регионах (строительство дорогих дворцов, сооружений, новых административных центров).
Резкое несовпадение градаций регионов по уровню экономического развития и межбюджетным отношениям, предоставление по договорам Центра с регионами отдельным из них привилегированных условий поддержки, многомесячная задержка бюджетникам заработной платы и выплата ее без процентов и компенсаций (из-за недофинансирования в бюджетах разных уровней) и т.д. — грубейшие нарушения Конституции.
Финансовую поддержку регионов осуществляется через четыре федеральных бюджетных фонда:
1. Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов Федерации,
2. Фонд регионального
развития (ФРР) — совокупность
социально-инвестиционных
3. В рамках Бюджета
развития РФ, в основном на
возвратной основе, осуществляется избирательная поддержка
регионов по производственно-
4. Фонд развития региональных финансов (ФРРФ) создается для активизации процессов финансового оздоровления бюджетов субъектов Федерации, содействия реформированию бюджетной сферы и бюджетного процесса, стимулирования экономических реформ. Его источники - кредиты международных финансовых организаций, а также другие средства, определяемые Правительством РФ. Средства на возвратной основе должны выделяться регионам, а в отдельных случаях — крупным городам. В первую очередь это бездотационные и низкодотационные территории, регионы, создающие благоприятные условия для экономического развития, скорого достижения финансовой самостоятельности и повышения кредитоспособности (т.е. данный фонд, скорее, не «поддерживающий», а «премиальный»).
При распределении финансовой помощи субъектам Федерации должно учитываться: отношение нормативной бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней (минимальной) обоснованной потребности по субъектам Федерации — индекс бюджетных расходов, показывающий, насколько больше (меньше) нужно затратить бюджетных средств в данном регионе по сравнению со средними или минимальными.
Государственную поддержку регионов следует нацелить на повышение ее результативности, с усилением ответственности территорий — получателей финансовой помощи.
Целесообразно планировать два вида федеральной поддержки:
1. Оказание оперативной
помощи регионам, находящимся в
экстремальных природных
2. Предоставление текущей,
средне- и долгосрочной финансовой
помощи остропроблемным
Задача №1
Определить коэффициент отраслевой концентрации трех отраслей регионе, если общая численность занятых в народном хозяйстве региона - 1,5 млн.чел.; численность занятых в народном хозяйстве страны – 100 млн.чел.
Занятые по региону, тыс.чел. |
Занятые по стране, млн.чел. | |
1 отрасль |
20 |
1 |
2 отрасль |
10 |
0,5 |
3 отрасль |
35 |
2,2 |
Коэффициент отраслевой концентрации рассчитывается следующим образом:
Для всех j, для которых , где
j – индекс отрасли,
Pj, Cj – численность занятых в j-ой отрасли, соответственно в регионе и стране в целом;
P, C – общая численность занятых в народном хозяйстве, соответственно, в регионе и стране в целом.
Коэффициенты находится в пределах от 0 до 1.
Котр.х.=0,003+0,002+0,001=0,
Задача №2
Определить размер дефицита бюджета региона на основании следующих данных (млн.руб.).
Изобразить графическую структуру доходов бюджета:
Социально-культурная сфера |
1217 | |
Государственное управление |
169 | |
Правоохранительная |
118 | |
Народное хозяйство |
818 | |
Обслуживание государственного долга |
54 | |
Акцизы |
1019 | |
Дотации местным бюджетам |
1516 | |
НДС |
1321 | |
Средства от приватизации |
25 | |
Подоходный налог |
137 | |
Наука |
23 | |
Налог на прибыль |
1712 | |
Капитальные вложения |
685 | |
Налог на имущества предприятий |
209 |
Предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета.