Депрессивные регионы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 20:54, реферат

Описание работы

Впервые в истории Российской федерации проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоила правительство в 1992 г, однако комплексный подход, который помог бы данным территориям усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особенно остро.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.
1.1. Депрессивные регионы России. Основные понятия 4
1.2. Методические подходы к выделению депрессивных регионов России 4
1.3. Общие причины возникновения депрессивных регионов России 5
ГЛАВА 2.
2.1. Особенности депрессивных регионов России. 6
2.2. Историческое формирование депрессивных регионов России 7
2.3. Примеры проблем депрессивных регионов России 9
2.4. Финансирование депрессивных регионов России 10
ЗАКЛЮЧНЕИЕ 12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

Депрессивные регионы России готовая работа.docx

— 47.29 Кб (Скачать)
  • Транспортно-инфраструктурный - очевидный разброс в обеспеченности соответствующими услугами на региональном и местном уровнях, в меридианном и широтном направлениях (особенно к востоку от Урала).
  • Социальный - аномально высокие различия в условиях, уровне и качестве жизни, в ресурсных возможностях обеспечения единых социальных стандартов; формирование локальных зон безработицы, бедности, высокой миграционной нагрузки, и т.п.; ресурсные ограничения внутри и межрегиональных социальных коммуникаций.
  • Национально-этнический - уникальное многообразие национально-этнических групп и наличие соответствующих зон проживания (компактного для отдельных групп, компактного совместного приоритетно-национального, и т.д.).

     Эти различия еще  больше углубляют и усложняют  последствия исторических, политических и естественных причин возникновения  депрессивных регионов Российской Федерации.

     Само  понятие «депрессивного региона», как  региона, выделяющегося спадом производства и ростом безработицы, не вполне точно  описывает сложившуюся в России ситуацию, поскольку падение производства произошло не только без снижения цен, но еще и с галопирующей инфляцией. При этом рост безработицы совершенно не соответствовал темпам экономического спада. Необходимо учитывать и то, что экономический спад в Российской Федерации был вызван принципиально  иными явлениями, чем те, которые  вызывают депрессию. Таким образом, если использовать традиционное понимание  депрессии, то "депрессивных регионов" в России быть не может, поскольку  отсутствует сам процесс депрессии. Для описания современной российской ситуации можно использовать и понятие стагфляции (stagflation) - "экономической ситуации, характеризуемой сочетанием тенденций застоя или спада производства с инфляцией".

     Необходимость социально-экономических программ для вывода депрессивных районов России из кризиса очевидна. В странах Европы подобные программы сочетают государственное регулирование с рыночными механизмами. Вместе с тем опыт Запада не может быть полностью перенесен в Россию – с её своеобразным характером ведения хозяйства, устройством промышленности и системы управления. Из этого следует необходимость тщательного исследования соответствующего мирового опыта и предложения возможных путей преодоления депрессионного состояния отдельных территорий России.

2.2 Историческое формирование депрессивных регионов России

 

     Начало  активной региональной политики в СССР приходится на конец 20-х начало 30-х годов. Межрегиональные диспропорции в экономике России имеют своим источником структурную политику развития народного хозяйства в СССР. Умеренное развитие производства в традиционных районах и сдвиг производительных сил на восток и юг, то есть в Среднюю Азию и Закавказье, в освоенные в экономическом отношении районы, осуществлялись при умеренном финансировании перерабатывающих отраслей, за счет эксплуатации дешевой рабочей силы. Сущность первой модели регионального развития, доминировавшей в эти годы, сводилась к слабым попыткам государства облегчить положение отдельных регионов, оказавшихся в глубоком экономическом и социальном кризисе. В этот же период известные специалисты в области размещения промышленности, опираясь на общие закономерности территориального развития, в частности теорию размещения Вебера, а также исходя из концепции сбалансированного развития сельского хозяйства, производства средств производства и товаров народного потребления, признали нерациональным создавать предприятия в отсталых национальных районах. Считалось, что вложение средств в отсталые национальные районы есть непроизводительная растрата капитала и целесообразнее сосредоточить промышленность в центральных районах Европейской России.

     В соответствии основным законом социализма целью общественного развития считалось  полное и всестороннее развитие общества и каждого его члена. На практике в соответствии с уровнем развития производительных сил, этот закон мог  реализовываться только через уравнительное  распределение благ. В качестве теоретической  абстракции данный закон нашел отражение  в теории регионального развития в виде выравнивания уровней развития. Специфика региональной политики заключалась  в закреплении всесоюзных доноров  для интенсивного развития отсталых регионов.

     В СССР основные инвестиции на социальное развитие осуществлялись из централизованных государственных источников. Тем  самым возможности различных  регионов уравнивались. Зачастую покрытие социальных расходов осуществлялось также  средствами предприятий, которые выделялись через соответствующие министерства. Однако, в условиях, когда существовало неравномерное развитие различных  регионов, естественно, возможности предприятий в разных регионах были различными. В силу данного обстоятельства в индустриально-развитых регионах социальная сфера финансировалась на более высоком уровне, чем в тех регионах, которые отстали в своем развитии, как, например, в регионах аграрных.

     Депрессивные  тенденции были направлены с запада на восток и проявлялись «в снижении темпов экономического роста по отношению к среднесоюзным и среднероссийским, увеличении изношенности оборудования, оттоке населения, преимущественно наиболее квалифицированной его части, падении эффективности производства и, как следствие, ухудшение финансовой ситуации».

     Однако  рост капиталовложений но данным направлениям, с экономической точки зрения, был не эффективен, так как данные капитальные вложения не окупались и не могли окупаться ввиду удаленности от индустриальных центров и слабой изученности территорий национальных окраин, более низкой производительности труда на новых предприятиях, чем в индустриально-развитых районах СССР и мировой практике, неблагоприятной динамике занятости во вновь осваиваемых районах. Таким образом, практика диспропорционального развития регионов и появления в народнохозяйственной структуре регионов-доноров, за счет которых развивались отсталые регионы, была заложена еще в довоенный период. В результате такой региональной политики ряд старопромышленных, центральных и западных районов России охватили депрессивные тенденции. Это выразилось в снижении темпов экономического роста по отношении) к среднесоюзным и среднероссийским, увеличении износа оборудования, оттоке населения, преимущественного квалифицированного, падении эффективности производства, ухудшении финансовой ситуации в Северо-Западном, Центральном, Донецко-Приднестровском регионах. В 60-70-х годах депрессия имело место в Уральском и Поволжском регионах. При этом в решении народнохозяйственных задач преобладали гигантомания при явном недостатке внимания к малым и средним предприятиям, отставание легкой и пищевой промышленности, жилищного строительства и сферы услуг. Низкий уровень производительности общественного труда в промышленности, в сельском хозяйстве, высокая тепло-, материало-, энергоемкость продукции, ее низкое качество, преобладание сырьевого экспорта и другие причины вызвали кризис, подорвали экономический потенциал России и ее позиции в мировом хозяйстве. В 80-х годах, при определенном влиянии теории поляризованного развития, в условиях снижения темпов роста и эффективности производства совершенствование регионального развития связывалось с разработкой регионального аспекта теории программно-целевого планирования и управления.

     В 1994-1995 гг. появились признаки перехода к более осознанной и активной федеральной региональной политике, направленной на поддержку проблемных территорий различных типов (депрессивные регионы, слаборазвитые регионы, зоны экологического бедствия и т.д.), формирование полюсов роста, становление российского  федерализма и местного самоуправления, реформирование межбюджетных отношений  и механизмов территориального перераспределения  бюджетных ресурсов и т.д. В ходе современных рыночных трансформаций российской экономики межрегиональные диспропорции получили новый импульс в своем развитии.

 

2.3 Примеры проблем депрессивных регионов России

 

     В первую очередь к депрессивным регионам России относятся регионы с угольной промышленностью, тяжелым машиностроением, добывающими отраслями промышленности и территории ВПК, что составляет около 2/3 страны. Хотя правительство отрицает, что столь большие территории могут находиться в критической ситуации, они явно находятся как минимум в зоне риска.

     Таким образом, к депрессивным районам России относятся большая часть Уральского, Сибирского, Восточносибирского, Дальневосточного и Центрального регионов. Неблагоприятная экономическая ситуация в удаленных от центра районах еще больше обостряется демографическими проблемами: эмиграцией молодого трудоспособного населения в центр страны, малой рождаемостью и отсутствием жилья.

     Рождаемость превышает смертность (т.е. положительный  естественный прирост) наблюдается  лишь в 20 субъектах Российской Федерации, против 16 субъектов за 2005 год. Вследствие естественной убыли за 2006 года население  Российской Федерации уменьшилось  на 689,5 тыс. человек и составило 142,1 млн. человек. Численность экономически активного населения к концу декабря 2006 года составило, по оценке Росстата, 74,3 млн. человек, или около 52% от общей численности населения страны.

     Также низки показатели уровня жизни населения. 

Субъект РФ   Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по сравнению со средним по стране Уровень розничного товарооборота Уровень безработицы
Респ.

 Марий  Эл

1,75 0,49 1,47
Респ. Мордовия 1,4 0,54 2,1
Респ.

Чувашия

1,11 0,61 2,3
Кировская обл. 1,31 0,82 2,3
Новгородская  обл. 0,89 0,72 0,88
Белгородская  обл. 0,81 0,76 0,3
Воронежская обл. 0,94 0,59 0,62
Курская обл. 0,82 0,68 0,47
Липецкая  обл. 0,76 0,79 0,38
Тамбовская  обл. 0,89 0,69 2,06
 

     (по  материалам статьи доктора экономических  наук М. Голубицкой «Социально-экономическое  положение регионов России»,

     «Обозреватель», http://www.nasled.ru/pressa/obozrev/N03_00/03_11.HTM В 2007 году было принято решение об учреждении особых экономических зон (ОЭЗ) в депрессивных районах страны, что должно было, по мнению правительства, привести к подъему в промышленности и производстве.

     Однако  практически все федеральные  программы, посвященные развитию восточных  частей России, не только не были реализованы  полностью, но и частью даже не дали вообще никакого результата. Основными  причинами неэффективности программ явились недостаточно хорошее знание региональной экономики и недостаточная осведомленность в реалиях того или иного региона.

     Каждый  регион восточной части России получил определенный экономико-географический образ, который сложился в ходе предыдущего экономического развития. Исходя из ставшего традиционным виденьям и ведется планирование развития восточных регионов России. Однако такой взгляд на ситуацию не учитывает другие отрасли промышленности, имеющиеся и намечающиеся перспективы развития региона.

     Например, считается, что основой промышленности Красноярского края является гидроэнергетика и алюминиевая промышленность. Однако, в электроэнергетике региона большой вес изначально занимала тепловая энергетика (22,3% выработки электроэнергии в 1990 году), а к концу 90-х годов ее доля резко выросла и достигла 42%. Значит, предлагаемая и широко рекламируемая программа развития не соответствует действительности. То же самое относится и к промышленности. В структуре промышленности Красноярского края цветная металлургия занимает 57%. Но и другие отрасли, вместе взятые, также занимают заметное место – суммарно 26%. В этот список входят: нефтепереработка, химическая промышленность, машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, пищевая промышленность.

     Уже сейчас Красноярский край производит около миллиона тонн алюминия, но экономическое благосостояние края и России в целом от этого почти не увеличивается. Для развития промышленности Красноярского края необходимо поставить акцент на перспективных отраслях, например, на транспортном машиностроении. Этот пример показывает общий метод изменения образа восточных регионов.

     Перемещение акцентов с сырьевых отраслей на высокотехнологичные может явиться первой частью изменения отношения к восточным регионам России, переоценкой их ныне занижаемого экономического потенциала.

Информация о работе Депрессивные регионы России