Демографическая политика государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть сущность демографической политики.
Задача работы – определить значение, цели и задачи демографической политики; выделить общие направления и региональные особенности.

Содержание

Введение. стр. 2
1 Демографическая политикагосударства : понятие,
структура, методы.
1.1. Понятие демографической политики стр. 3-9
1.2. Методы демографической политики стр. 10-11
2. Структура демографической политики стр. 12
2.1. Цели демографической политики стр.12-14
2.2 Реализация средств демографической политики стр. 14-16
3. Демографическая политика России на современном этапе, эффективность мер демографической политики стр. 17
3.1 Демографическая ситуация в
современной России стр. 17-23
3.2 Эффективность мер демографической
политики в России стр.23-30
Заключение стр. 31-32
Используемая литература стр. 33

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 67.61 Кб (Скачать)

сравняется. Будут расти  затраты на пенсионное обеспечение  и социальные расходы стареющего населения. Дефицит Пенсионного  фонда в 2010 г. может составить 900 млрд., а к 2015 г. – до 2 трлн. рублей, что превысит доходы фонда.

В-пятых, общие затраты  государства на реализацию мер демографической  политики в России составляют около 220 млрд. рублей, или 0,7% ВВП (опыт экономически развитых стран показывает, что на меры демографической политики нужно тратить не менее 2,0-2,5% ВВП). Затраты на систему здравоохранения в России составляют 6,2% ВВП (в экономически развитых странах – 9,0-15,0% ВВП) Помимо общего объема расходов важна и эффективность расходования средств, которая в России остается пока низкой. Зачастую средства направляются не на приоритетные направления, которые могут дать максимальный демографический эффект, а по инерции «распыляются» на малоэффективные меры. Например, на ежемесячное пособие женщинам по уходу за ребенком до полутора лет выделяется в 2009 г. было потрачено 74,7 млрд. рублей. При этом 2009 г. минимальный размер пособия с учетом индексации составлял всего 1873 рубля по уходу за первым ребенком и 3746 рубля по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Если женщина выходит на работу, то она теряет право на получение этого пособия. При этом величина прожиточного минимума для детей в России была установлена на уровне 4857 рублей. Понятно, что на эти средства содержать ребенка невозможно. Неэффективность этих выплат очевидна. Они не могут рассматриваться ни как мера стимулирования рождаемости, ни как мера поддержки семьи.

В 2008 г. размер расходы государства  на материнский (семейный) капитал, выделяемый при рождении второго и последующих  детей, составят около 55 млрд. рублей. Однако, эти средства можно использовать только через три года после рождения ребенка, причем нельзя использовать на лечение и отдых. Зачастую лечение или операция требуются самому ребенку, причем в самые первые месяцы и годы его жизни. Наконец, на компенсацию

платы за детские сады выделяется в 2008-2010 гг. 8 млрд. рублей, однако мест в  детских садах катастрофически  не хватает. Многие родители просто не смогут воспользоваться правом на получения  этих выплат, поскольку не могут  устроить детей в детский сад, их катастрофически не хватает –  многие в период демографического спада  была распроданы и приватизированы, теперь эти здания используются для других целей.

Для того, чтобы противостоять тем трудностям, с которыми столкнется страна в ближайшие 15 лет, необходимо своевременно разработать и начать осуществление ряда упреждающих мер. Нужно подготовить пакет мер, вводимых в течение 3-4 лет в определенной очередности по регионам в зависимости от уровня их демографического неблагополучия, причем объем вводимых льгот должен нарастать для каждой группы регионов тоже в течение нескольких лет. Разработка новых мер демографической политики должна вестись по ряду направлений, среди которых - усиление стимулирования рождения вторых и третьих детей, снижение возраста вступления в брак и более ранние рождения первого ребенка и др. Все эти и другие меры должны пройти тщательную профессиональную проработку.

В-седьмых, некоторое время  назад в России умышленно или  по незнанию была нарушена система  сбора демографических данных. Например, согласно закону «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ из актов записи гражданского состояния  был исключен такой ряд важных сведений, таких как очередность рождения ребенка, национальность родителей и пр. В том числе это не позволяет определить влияние очередности рожденных детей на изменение показателей рождаемости и, следовательно, влияние реализуемых мер демографической политики. Только в 37 регионах России статистические службы продолжают собирать эти сведения неофициально, что позволяет давать хотя бы примерные оценки эффективности мер демографической политики. Также указанным выше законом из национальной статистики исключены сведения о социальном статусе, отрасли занятости умершего, что не позволяет оценить

эффективность мер по сокращению смертности в разрезе социальных групп населения. Кроме того, качество сбора данных о смертности нарушено на локальном уровне с точки зрения фиксации причин смерти. Как показывают исследования, за резким ростом количества смертей от «неустановленных причин смерти» в России скрывается множество фактов смерти от криминальных причин, внешних (предотвратимых) причин из-за неэффективной работы органов здравоохранения. Кроме того, из статистической разработки по непонятным причинам были исключены сведения о национальности мигрантов, региональные базы данных о мигрантах до сих пор не объединены в единую систему, что не дает реального представления о численности и распределении иностранных мигрантов по территории России. В этой ситуации трудно дать объективную оценку демографическим процессам, эффективности реализации демографической политики, обозначить правильные приоритеты ее развития на перспективу. По причине отсутствия полноценной и точной информации некоторые меры демографической политики лишены научного обоснования.

В-шестых, в стране отсутствует  единая координация демографической  политики, она реализуется различными министерствами и ведомствами, финансируется из разных источников, по разным проектам и программам, которые не объединены концептуально и технологически. Например, сейчас демографическими вопросами в той или иной части и мере занимаются Министерство здравоохранения и социального развития, Федеральная миграционная служба, Министерство образования и науки, Министерство регионального развития, Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Демографические показатели не учитываются при оценке эффективности работы органов государственной власти на разных уровнях. Между тем, например такой показатель как «ожидаемая продолжительность жизни» мог бы быть объективным индикатором социально-экономического развития страны, субъекта федерации, муниципалитета. В ожидаемой продолжительности жизни аккумулируются многие компоненты, в том числе

социально-экономические  условия, уровень доходов, качество жизни, меры поддержки семьи и  пр.

В-седьмых, решение демографической  проблемы, как главной угрозы страны, должно стать, но пока не стало общенациональным делом. К сожалению, многие представители бизнеса и средств массовой информации пока не «прониклись» важностью демографической проблемы для общества. И, как следствие, посильно не участвуют в изменении ситуации. Между тем, бизнес мог бы более активно поддерживать работников с детьми, соблюдать трудовое законодательство в отношении женщин, имеющих детей и т.п.; средства массовой информации могли бы более активно «продвигать» образ семьи с несколькими детьми, семейные ценности и пр. Конечно, существуют отдельные положительные примеры, но пока не произошло «перелома» в массовом сознании.

В этой ситуации становится актуальной разработка моделей управления демографическими процессами. В процессе циклического развития демографических процессов имеется возможность наблюдать принципиально лишь одну траекторию, что связано с уникальностью демографических (и пути ее развития) как объекта исследования. Для анализа свойств демографического развития ее нельзя поставить в другие условия, можно только наблюдать последовательность различных состояний объекта исследования, причем в каждом состоянии имеется лишь единственное наблюдение, а именно тройка (динамика населения, рождаемость и смертность) (в случае, когда ограничиваются рассмотрением только этих факторов). Особое значение имеют гипотезы о циклическом развитии демографической динамики.

Можно предложить два пути преодоления отмеченных трудностей. Первый состоит в том, чтобы предварить статистическую оценку параметров демографических зависимостей этапом неформального анализа динамических рядов исходной информации и динамики некоторых характеристик демографического развития, полученных непосредственно по исходным данным с тем, чтобы проверить соответствие гипотез, лежащих в основе данного класса ДЗ, исходным данным. Второй путь состоит в построении нескольких демографических зависимостей одной и той же степени общности, но основанных на различных наборах основных предположений, что позволяет «взглянуть» на объект исследования с разных сторон.

 

Заключение.

 

Таким образом, мы рассмотрели  понятие «демографической политики» и определили как целенаправленную деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения.

В структуру демографической  политики входят ее цели и средства их реализации. В качестве приоритетных целей Концепция демографического развития РФ на период до 2015 г. выделяет следующие:

укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

стимулирование рождаемости  и укрепление семьи;

регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения.

Демографическая политика реализуется  через комплекс различных мер:

экономических;

административно-правовых;

воспитательных и пропагандистских мер.

Оценка эффективности  демографической политики может  строиться на следующих подходах:

выявлении собственно демографической  эффективности, при которой оцениваем степень достижения поставленных демографических целей (сокращение убыли населения, создание предпосылок для стабилизации численности населения, оптимизация возрастно-половой структуры, снижение смертности и рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости и укрепление семьи, рационализация внутренней внешней миграции и т.п.);

выявлении экономической эффективности (изменение в численности, структуре и территориальном распределении трудовых ресурсов, изменение иждивенческой нагрузки, сокращение безработицы, сокращение экономических потерь от заболеваемости и преждевременной смертности и т.п.);

выявлении социальной эффективности (повышение престижа семьи и детей в обществе, выравнивание условий для содержания и воспитания детей в семьях разных социальных групп и т.п.);

выявлении гендерной эффективности (гендерная симметричность реализуемых мер, соблюдение принципа равных прав возможностей для мужчин и женщин и т.п.

Таким образом, можно сделать  вывод, что демографическая политика является необходимым и важным элементом  общей политики, проводимой государством. От уровня развития ее показателей  зависит весь внешний облик страны. Поэтому так важно проводить продуманную и направленную на развитие государства демографическую политику.

 

Используемая литература:

  1. Медков В.М. Демография: учебник.- М.: Инфра-М, 2005.- 576 с. 2
  2. Борисов В.А. Демография: учебник для вузов. М., 2003 г., с. 435
  3. Рунова Т.Г. Демография: Учебное пособие. 2-е изд., стереот. / Т.Г. Рунова - Р 86.- М.: МГИУ. - 2005.- 136с.
  4. Бутов В.И. Демография: Учебное пособие / В.И. Бутов Под ред. В.Г. Игнатова. Второе издане., перераб. и доп. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ». – 2005. – 576 с.
  5. http://coolreferat.com/Концепция_демографической_политики_до_2025_года.
  6. Сайт Федеральной Службы Государственной Статистики: www.gks.ru
  7. http://www.isprras.ru/pics/File/tochka_zrenia/Demmodel2011-2013.pdf.
  8. Зверева Н.В., Елизаров В.В., Веселкова Основы демографии. М.: Издательство ПРИОР, 2004.
  9. http://geo.1september.ru/articlef.php?ID=200103706 Демографическая политика,В.П. Максаковский

Информация о работе Демографическая политика государства