Дальневосточный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:59, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 5
1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района 5
2. Природно-ресурсный потенциал 6
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка 9
ГЛАВА 2: Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.1 Территориальная организация и структура
производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.2 Агропромышленный комплекс 23
2.3 Транспорт и экономические связи 24
2.4 Экологическая оценка размещения производственных
сил и перспективы развития свободных экономических зон
Дальнего Востока 28
ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42

Работа содержит 1 файл

dalne vosto4niy.docx

— 85.08 Кб (Скачать)

  Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, бо гата пушным и другим промысловым  зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в се верных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Органи зованы звероводческие фермы  по разведению соболей, песцов, се ребристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.

  Из отраслей пищевой промышленности (кроме рыбной) на Дальнем Востоке сохраняет  большое значение муко мольная, развивающаяся  в Амурской области, Хабаровском  и При морском краях. Здесь  же размещаются предприятия маслодель  ной, сыродельной, молочной, мясной, кондитерской, сахарной (Ус сурийск) и других отраслей. Однако пищевая промышленность района еще далеко не обеспечивает потребности  его населения. Значительная часть  продукции пищевой индустрии  завозится из Сибири и европейской  части России. Создана крупная  маслобой ная промышленность по переработке  соевых бобов в Уссурийске и Хабаровске, часть ее продукции вывозится  за пределы района. Рас ширяются и строятся разнообразные пищевые  предприятия. Среди них больше всего  мясокомбинатов, которые на севере района будут использовать возросшее  поголовье оленей, на юге — мясной скот; расширяется также сеть городских  молочных заводов.

  2.3 Транспорт  и экономические связи

  Хозяйственное развитие района в огромной степени  зависит от ускоренного развития транспорта, так как редкая заселенность требует активного функционирования внутрирайонных связей, основанных на тесном взаимодействии различных видов  транспорта.

  В Дальневосточном  районе функционируют все сущест вующие виды транспорта, но основную роль играет желез нодорожный. На его  долю приходится до 80% перевозимых грузов.

  Начало активного  транспортного освоения южной части  района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магист рали. Она  играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая пере возки грузов из стран Тихоокеанского побережья  в европейские страны. За последнее  время Транссибирская магистраль обросла  боковыми линиями, иногда являющимися  подъездными ветка ми к лесозаготовительным  базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской  Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.

  Железнодорожное освоение средней зоны Дальнего Востока  связано с Байкало-Амурской магистралью (БАМ). С построй кой этой магистрали Россия получила второй выход на Тихоокеанское побережье и возможность освоения различных видов полезных ископаемых в зоне тяготения БАМа. Кроме широт ной магистрали БАМ включает и дорогу от Транссибирской магистрали через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск — "Малый БАМ", а также ряд линий, соединяющих Байкало-Амурскую магистраль с Транссибирской. Строи тельство БАМа привело к созданию ряда комплексов на трассе и особенно важного для района Дальнего Востока — Южно-Якутского территориально-производственного комплекса.

  В значительном объеме межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Дальневосточного района осуществляются морским транспортом. Плавание в суровых арктических  морях обеспечивается с помощью  ледоколов. К Северному морскому пути примыкает река Лена, образующая транспортную пере мычку между железнодорожной  магистралью и морским путем  вдоль берегов Северного Ледовитого океана. Совершенно иной режим работы морского транспорта Тихоокеанских  морей. Прак тически круглый год  осуществляются внутрирайонные и междуна  родные перевозки по Японскому и  Берингову морям. Главными грузами  в перевозках по Дальневосточному району являются лес, уголь, строительные материалы, нефть, рыба и продовольственные товары. Крупнейшие порты этих морей Тикси, Ванино, Петро павловск-Камчатский, Нагаево (Магадан), Владивосток, Находка, Советская Гавань.

  Автомобильными  дорогами район обеспечен слабо. Но в районах, оторванных от других транспортных путей, значение автотранспорта велико. Для дальних перевозок  есть несколько крупных автомагистралей, например, с юга в Республику Саха ведет дорога Невер — Алдан  — Якутск. Самая северная дорога проходит от Якутска до Магадана. Большое  транспортное значение имеет дорога Хабаровск — Биробиджан, Колымский тракт. Помимо автомагистралей на севере района есть множество автозимников и дорог местного значения. Более развита сеть автомобильных дорог в южных районах Дальнего Востока.

  Огромно для  Дальнего Востока значение воздушного транс порта как для связей с другими районами России, так  и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труд нодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохра няется олений транспорт.

  Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, предусмотренные Федеральной  целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание строительства  БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба  и создание единой желез нодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских  портов, формиро вание опорной  автодорожной сети (в том числе  завершение автодороги Чи та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый  порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск.

  Анализируя  потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необ ходимо отметить, что район больше получает грузов, чем выво зит. Основной объем перевозок приходится на железные до роги. Доля транспортных расходов в  себестоимости дальнево сточной  продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая  часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают  рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в послед ние годы возрос уровень комплексности развития района, поя вились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.

  Удельный  вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится  к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов (22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит  на внешний рынок только 4,6 % своей  промышленной продукции, тогда как  в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.

  Итоги внешнеэкономической  деятельности за 1995 год в регионах Дальнего Востока подтвердили рост экспортной активности. В значительной степени этому способствовали увеличение объемов производства рыбной продукции (основного экспортного товара), усиление экспортной направленности горно-рудной, лесной, нефтяной и нефтеперерабатывающей  промышленности. Объем дальневосточного экспорта составил около 950 млн. американских долларов, что на 21 процент больше, чем за соответствующий период прошлого года. Первое место в экспорте устойчиво  занимает Приморский край (268,4 млн.долл., рост на 20 %), второе - Хабаровский край (220,7 млн.долл., рост на 25 %).

  В настоящее  время основным внешнеэкономическим  партне ром на Дальнем Востоке  является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре сурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производ ству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.

  Благодаря этим и другим соглашениям ускорилось вовлечение в хозяйственный оборот всех этих природных ресурсов, удалось  со здать новые экспортные базы в  этом удаленном от основных раз витых  районов и центров регионе, усилить  его транспортную осна щенность. При  помощи японских кредитов, например, освоены  угольные месторождения Южной Якутии (Нерюнгри), построена железная дорога БАМ — Тында — Беркакит, в  порту Ванино соору жены специальные  причалы по перегрузке угля, леса, контейне ров. В погашение предоставленных  кредитов Япония получает лес, технологическую  щепу, якутские угли. Рассматриваются  вопросы разработки шельфовых залежей  нефти и газа Сахалина с участием иностранных фирм. Одна из таких  японских фирм "Содэко" в соот ветствии с соглашением с бывшим Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет  геолого-поисковые работы на нефть  и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое  обоснование разработки неко торых  разведанных месторождений этой фирмой в настоящее вре мя прорабатывается  с учетом экологических проблем, интересов жителей острова и  всей России. Есть проекты освоения на такой же основе других ресурсов региона. Так, например, для разработки комплексного рудного месторождения  Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском  крае, содержащего золото, серебро, марганец, должно быть создано совместное предприятие с равными российскими  и иностранными долями в уставном капитале. В тендере на право освоения Хаканджинского золоторудного месторождения, несом ненно, примут участие японские фирмы.

  По многим направлениям ширятся внешнеэкономические  свя зи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет пригранич ная  торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, на пример, в товарообороте Приморского  края доля КНР состав ляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай  составил 100 млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай  минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и  продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции  Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыб  ных запасов пограничных рек  Уссури и Амура. В настоящее время  в Китае проявляется известный  интерес к российским месторожде ниям железной руды. Это объясняется  не только тем, что россий ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе  потребности черной металлургии  не мо гут быть удовлетворены в  результате собственной добычи. Поэто  му весьма вероятно участие китайского капитала в разработке мес торождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к  китайским центрам производства чугу на и стали ближе, чем месторождения  сырья в Бразилии и даже в Индии.

  Сейчас внешнеэкономическая  деятельность дальневосточных регионов России является не только источником пополнения финансовых ресурсов, но и  важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую  си туацию региона в целом. За счет внешнеэкономической деятель ности  удается в значительной степени  компенсировать отрицательные последствия  отдаленности от основных промышленных центров страны, создавать дополнительные рабочие места, расширять рынки  сбыта продукции, обеспечивать насыщение  рынка товарами и бесперебойно снабжать население продуктами пита ния.

  В экономическом  плане поворот дальневосточной  экономики в сторону сопредельных стран иногда рассматривается как  единственная возможность выживания  отдельных предприятий. Но созидательный  потенциал внешне экономической  специализации в условиях Дальнего Востока не реализует ся. Весьма вероятно, что его значение чрезмерно  преувеличено и для страны в целом. Тогда политика "открытых дверей" нуждается в серьезных коррек тивах, основанных на отечественной  оценке прогрессивности внешнеэко  номических связей не вообще, а для  данного этапа развития страны и  с уче том конкретных форм осуществления  такой деятельности.

  2.4 Экологическая  оценка размещения производственных  сил и перспективы развития  свободных экономических зон  Дальнего Востока

  В районе Дальнего Востока обострены экологические  про блемы. В связи с очаговым характером расселения и нагрузкой  на окружающую среду создается ситуация, которая приводит к локальным  нарушениям природной среды. В связи  с обширной площадью вечной мерзлоты экосистемы Дальнего Востока, осо бенно  в Северной его части, очень хрупки. Хозяйственная дея тельность, транспорт  ведут к уничтожению оленьих  пастбищ, уменьшают их продуктивность, что влияет на жизнеобитание народов  Севера. В приморских районах экологическую  обста новку ухудшают сбросы загрязненных вод, морской транспорт и хищническая  добыча рыбы и морепродуктов. В настоящее  время Дальневосточное отделение  Академии наук России разработало долговременную программу охраны природы и рационального  использования природных ресурсов.

  Помимо выше перечисленных к экологическим  проблемам Дальнего Востока можно  отнести лесные пожары, последствия  тайфунов и зем летрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объек тах, умышленный сброс в  реки и моря, а также в атмосферу  вредных отходов производства.

  Для решения  проблем в регионе создано  НПО "Экопрос", разрабатывающее  и внедряющее, в частности, концепцию  инженерно-экологического обеспечения  безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений  нефти и газа.

  Дальневосточный экономический район имеет большие  перспективы для активизации  деловых связей с государствами  Азиатско-Тихоокеанского региона, в  том числе с такими странами, как  Япония, США, Австралия, Новая Зелан  дия, Китай. Он обладает благоприятными условиями для формиро вания  на своей территории совместных предприятий  различ ного типа и свободных экономических  зон. Наиболее крупные из них —  СЭЗ "Находка" и "Сахалин".

  Целью создания СЭЗ "Находка" является расширение торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубеж ными странами для обеспечения социально-экономического раз вития Дальнего Востока, комплексного освоения его природных богатств, увеличения экспортных возможностей района и страны в целом, а также для  развития трансконтинентального транзита.

  Территория  СЭЗ "Находка" располагается в  административ ных границах г. Находки  и Партизанского района Приморского  края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупней ших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также глав ный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь транскон тинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упро щенный порядок осуществления экспортно-импортных опера ций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести циями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме това ров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет об разующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет.

Информация о работе Дальневосточный экономический район