Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 12:59, реферат
Целью данной курсовой работы является рассмотрение состояния и перспектив развития Дальневосточного экономического региона, при этом будут решены следующие задачи: анализ особенностей географического положения, природно-ресурсного потенциала, трудовых ресурсов, рассмотрение структуры и размещения производственных сил по территориям и комплексам и отраслям, анализ экономических связей, экологической обстановки и перспективы развития Дальнего Востока.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1: Экономико-географическая характеристика Дальневосточного экономического района 5
1. Особенности географического положения и его влияние на развитие района 5
2. Природно-ресурсный потенциал 6
3. Население, трудовые ресурсы и социальная обстановка 9
ГЛАВА 2: Структура и размещение производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.1 Территориальная организация и структура
производственных сил Дальневосточного экономического района 13
2.2 Агропромышленный комплекс 23
2.3 Транспорт и экономические связи 24
2.4 Экологическая оценка размещения производственных
сил и перспективы развития свободных экономических зон
Дальнего Востока 28
ГЛАВА 3: Основные перспективы развития Дальневосточного экономического района 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 42
Дальневосточная тайга, главным образом горные, районы, бо гата пушным и другим промысловым зверем. Охотничий промысел и звероводство особенно развиты в се верных районах, по всему Сихотэ-Алиню и на Сахалине. Органи зованы звероводческие фермы по разведению соболей, песцов, се ребристо-черных лисиц, кабарги и изюбра.
Из отраслей
пищевой промышленности (кроме рыбной)
на Дальнем Востоке сохраняет
большое значение муко мольная, развивающаяся
в Амурской области, Хабаровском
и При морском краях. Здесь
же размещаются предприятия
2.3 Транспорт и экономические связи
Хозяйственное
развитие района в огромной степени
зависит от ускоренного развития
транспорта, так как редкая заселенность
требует активного
В Дальневосточном районе функционируют все сущест вующие виды транспорта, но основную роль играет желез нодорожный. На его долю приходится до 80% перевозимых грузов.
Начало активного транспортного освоения южной части района связано с прокладкой в XIX в. Транссибирской магист рали. Она играет важнейшую транзитную роль, обеспечивая пере возки грузов из стран Тихоокеанского побережья в европейские страны. За последнее время Транссибирская магистраль обросла боковыми линиями, иногда являющимися подъездными ветка ми к лесозаготовительным базам, но в ряде случаев имеющими самостоятельное значение: до Советской Гавани (через Комсомольск-на-Амуре), до Находки и Посьета.
Железнодорожное
освоение средней зоны Дальнего Востока
связано с Байкало-Амурской магистралью
(БАМ). С построй кой этой магистрали
Россия получила второй выход на Тихоокеанское
побережье и возможность освоения различных
видов полезных ископаемых в зоне тяготения
БАМа. Кроме широт ной магистрали БАМ включает
и дорогу от Транссибирской магистрали
через Тынду, Беркакит, Томмот, Якутск
— "Малый БАМ", а также ряд линий,
соединяющих Байкало-Амурскую магистраль
с Транссибирской. Строи тельство БАМа
привело к созданию ряда комплексов на
трассе и особенно важного для района
Дальнего Востока — Южно-Якутского территориально-
В значительном
объеме межрайонные и внутрирайонные
перевозки грузов Дальневосточного
района осуществляются морским транспортом.
Плавание в суровых арктических
морях обеспечивается с помощью
ледоколов. К Северному морскому
пути примыкает река Лена, образующая
транспортную пере мычку между железнодорожной
магистралью и морским путем
вдоль берегов Северного
Автомобильными
дорогами район обеспечен слабо.
Но в районах, оторванных от других
транспортных путей, значение автотранспорта
велико. Для дальних перевозок
есть несколько крупных
Огромно для Дальнего Востока значение воздушного транс порта как для связей с другими районами России, так и для внутрирайонных перевозок (особенно для пассажироперевозок). Самолетами и вертолетами осуществляются связи с труд нодоступными районами. На огромных пространствах севера Дальнего Востока наряду с другими видами транспорта сохра няется олений транспорт.
Программные мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, предусмотренные Федеральной целевой программой экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг., включают окончание строительства БАМа и АЯМа (Амуро-Якутской магистрали), реконструкцию участков Транссиба и создание единой желез нодорожной сети Сахалина, строительство двух мостовых переходов через Амур, расширение перегрузочных мощностей 12 морских портов, формиро вание опорной автодорожной сети (в том числе завершение автодороги Чи та - Хабаровск), реконструкцию аэропортов и обновление авиапарка. Должно быть улучшено транспортное обслуживание северных территорий. Базовый порт Ленского бассейна после завершения АЯМа будет перенесен в Якутск.
Анализируя потоки грузов Дальневосточного района с другими регионами станы, необ ходимо отметить, что район больше получает грузов, чем выво зит. Основной объем перевозок приходится на железные до роги. Доля транспортных расходов в себестоимости дальнево сточной продукции выше, чем в других районах. Это связано с тем, что большая часть грузов привозится издалека. В вывозе Дальнего Востока преобладают рыбопродукты, лес и пиломатериалы, концентраты руд цветных металлов. Однако в послед ние годы возрос уровень комплексности развития района, поя вились новые промышленные предприятия, развиваются сопутствующие и обслуживающие отрасли, сфера услуг, что сказалось на структуре грузооборота.
Удельный вес Дальнего Востока в экспорте бывшего Советского союза составлял 4,4 % , но по отдельным товарным позициям был много больше, это относится к экспорту круглого леса (40 %), рыбы (26 %), рыбных консервов (22 %), цемента (более 10 %). Сейчас Дальний Восток вывозит на внешний рынок только 4,6 % своей промышленной продукции, тогда как в целом по России этот показатель составляет 7,2 %.
Итоги внешнеэкономической
деятельности за 1995 год в регионах
Дальнего Востока подтвердили рост
экспортной активности. В значительной
степени этому способствовали увеличение
объемов производства рыбной продукции
(основного экспортного товара)
В настоящее время основным внешнеэкономическим партне ром на Дальнем Востоке является Япония. С этой страной был подписан ряд долгосрочных соглашений компенсационного плана по освоению в этом регионе лесных ре сурсов, развитию лесоперерабатывающих производств, производ ству целлюлозы и бумаги, развитию угольной промышленности, транспортному строительству, расширению портового хозяйства.
Благодаря
этим и другим соглашениям ускорилось
вовлечение в хозяйственный оборот
всех этих природных ресурсов, удалось
со здать новые экспортные базы в
этом удаленном от основных раз витых
районов и центров регионе, усилить
его транспортную осна щенность. При
помощи японских кредитов, например, освоены
угольные месторождения Южной Якутии
(Нерюнгри), построена железная дорога
БАМ — Тында — Беркакит, в
порту Ванино соору жены специальные
причалы по перегрузке угля, леса, контейне
ров. В погашение предоставленных
кредитов Япония получает лес, технологическую
щепу, якутские угли. Рассматриваются
вопросы разработки шельфовых залежей
нефти и газа Сахалина с участием
иностранных фирм. Одна из таких
японских фирм "Содэко" в соот
ветствии с соглашением с бывшим
Минвнешторгом СССР уже с 1975 г. ведет
геолого-поисковые работы на нефть
и газ на шельфе Сахалина. Технико-экономическое
обоснование разработки неко торых
разведанных месторождений этой
фирмой в настоящее вре мя прорабатывается
с учетом экологических проблем,
интересов жителей острова и
всей России. Есть проекты освоения
на такой же основе других ресурсов
региона. Так, например, для разработки
комплексного рудного месторождения
Хаканджа (близ Охотска) в Хабаровском
крае, содержащего золото, серебро,
марганец, должно быть создано совместное
предприятие с равными
По многим направлениям ширятся внешнеэкономические свя зи Дальнего Востока с Китаем. Интенсивно растет пригранич ная торговля, совершаются сделки и соглашения с китайскими фирмами по освоению природных ресурсов региона. Так, на пример, в товарообороте Приморского края доля КНР состав ляет почти 60 %. В 1992 г. экспорт Приморья в Китай составил 100 млн.долл., импорт — более 300 млн. Приморье вывозит в Китай минеральные удобрения, рыбопродукты, лесоматериалы и т.д., взамен получает товары народного потребления и продовольствие. Достигнуто соглашение между властями китайской провинции Хэйлунцзян и Хабаровского края об охране и воспроизводстве рыб ных запасов пограничных рек Уссури и Амура. В настоящее время в Китае проявляется известный интерес к российским месторожде ниям железной руды. Это объясняется не только тем, что россий ская руда по качеству вдвое превосходит китайскую, но и тем, что в ближайшей перспективе потребности черной металлургии не мо гут быть удовлетворены в результате собственной добычи. Поэто му весьма вероятно участие китайского капитала в разработке мес торождений железной руды Южной Якутии, Хабаровского края и Приморья, находящихся к китайским центрам производства чугу на и стали ближе, чем месторождения сырья в Бразилии и даже в Индии.
Сейчас внешнеэкономическая
деятельность дальневосточных регионов
России является не только источником
пополнения финансовых ресурсов, но и
важнейшим фактором, влияющим на социально-экономическую
си туацию региона в целом. За счет
внешнеэкономической деятель
В экономическом
плане поворот дальневосточной
экономики в сторону
2.4 Экологическая
оценка размещения
В районе Дальнего
Востока обострены
Помимо выше перечисленных к экологическим проблемам Дальнего Востока можно отнести лесные пожары, последствия тайфунов и зем летрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазопромыслах и других промышленных объек тах, умышленный сброс в реки и моря, а также в атмосферу вредных отходов производства.
Для решения проблем в регионе создано НПО "Экопрос", разрабатывающее и внедряющее, в частности, концепцию инженерно-экологического обеспечения безопасности присахалинского шельфа в местах освоения месторождений нефти и газа.
Дальневосточный
экономический район имеет
Целью создания
СЭЗ "Находка" является расширение
торгово-экономического и научно-технического
сотрудничества с зарубеж ными странами
для обеспечения социально-
Территория СЭЗ "Находка" располагается в административ ных границах г. Находки и Партизанского района Приморского края. Город Находка имеет выгодное географическое положение и развитую транспортную сеть, расположен вблизи крупней ших экономических центров Азиатско-Тихоокеанского региона. Это конечный пункт Транссибирской магистрали, а также глав ный внешнеторговый порт Дальнего Востока. Через Находку вдет основной поток внешнеторговых перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона и весь транскон тинентальный железнодорожный транзит. В настоящее время здесь созданы 470 совместных предприятий. В пределах зоны действуют льготные налоговый и таможенный режимы и упро щенный порядок осуществления экспортно-импортных опера ций, иностранные инвестиции пользуются правовой защитой. Разрешается создание предприятий с иностранными инвести циями в банковской и страховой сферах, а также предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам. Все предприятия и организации СЭЗ "Находка" имеют право на внешнеэкономическую деятельность. Вывоз производимых в зоне товаров освобождается от квот и лицензий, кроме това ров, вывоз которых ограничивается законом. Предприятиям, работающим в СЭЗ "Находка", предоставлено право за счет об разующихся у них валютных фондов выплачивать заработную плату рабочим в иностранной валюте. Создан единый орган административного управления — административный комитет.