Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:31, доклад
Арктика – северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66°33’ с.ш.). В этой зоне расположено пять стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Норвегия. Эти страны, называемые приарктическими, внесли наибольший вклад в исследование и освоение данного района, являющегося уникальным во многих отношениях: экологическом, экономическом, военно-политическом.
Арктика играет важную роль с точки зрения военно-стратегической безопасности. Эти факторы объясняют то повышенное внимание, которое уделяется Арктике в последние годы, и определяют внешнеполитические позиции приарктических стран.
Арктика – северная полярная область земного шара, которая охватывает весь Северный Ледовитый океан, примыкающие части Тихого и Атлантического океанов, а также окраины материков Евразии и Северной Америки в пределах полярного круга (66°33’ с.ш.). В этой зоне расположено пять стран: Россия, США (Аляска), Канада, Дания (Гренландия), Норвегия. Эти страны, называемые приарктическими, внесли наибольший вклад в исследование и освоение данного района, являющегося уникальным во многих отношениях: экологическом, экономическом, военно-политическом.
Арктика
играет важную роль с точки зрения военно-стратегической
безопасности. Эти факторы объясняют то
повышенное внимание, которое уделяется
Арктике в последние годы, и определяют
внешнеполитические позиции приарктических
стран.
2
Россия - северная страна. Да, в течение двух десятилетий государство не уделяло должного внимания развитию северных территорий, хотя именно здесь производится около 20 процентов валового внутреннего общероссийского экспорта. В арктических районах с 30-х годов прошлого века ведется добыча промышленным способом редких и драгоценных металлов. Здесь расположены крупнейшие Западно-Сибирская, Тимано-Печорская и Восточно-Сибирская нефтегазовые провинции. По прогнозам, на континентальном шельфе Арктики содержится до четверти всех запасов углеводорода мирового шельфа.
Сейчас Россия строит дополнительные линии поставки энергоресурсов в Европу, в том числе для повышения надежности энергоснабжения наших потребителей. Наши же соперники пытаются всеми способами помешать российско-европейским проектам фактически снизить российские объемы поставок в страны ЕС (Европейского союза) и заместить их меньшими по своему потенциалу ресурсами Каспийского региона, поставляемыми по значительно более дорогой американской трубе.
После
развала СССР Россия потеряла
свободный доступ к большей
части балтийского и
Да,
недавние исследования
Но мы не должны ни в коем случае ждать, когда растает арктический лед. Модернизация транспортной инфраструктуры Севера является ближайшим приоритетом государства. Недостаточность и изношенность флота, в том числе ледокольного, - это серьезная проблема в реализации наших арктических планов.
Арктика
- это не только стратегические
запасы природных ископаемых. Вы
неоднократно замечали, что она
имеет стратегическое значение
и с точки зрения военных,
вспоминается, что о значении
концепции «северного
Перед
нашими Вооруженными силами
3
Открытие в XXI веке доступа к Арктике превратит Россию, грозную сухопутную державу Маккиндера и Спайкмена, в одну из первоклассных морских держав. "Морская" Россия сможет стать частью системы сотрудничества и партнерства с другими океанскими странами, что позволит сохранить Арктику как регион мира.
Геополитика XXI века будет отличаться от воззрений эры империй и периода конфликтов последних двух столетий. Возрастающая доступность Арктики с ее энергетическими и природными ресурсами, новыми зонами рыбного промысла, более короткими морскими путями и возможностью судоходства по рекам между Арктикой и центральной частью Евразии будет не препятствовать, а, напротив, способствовать превращению России в крупную морскую державу. В то же время эти изменения приведут к более тесной интеграции России в глобальную торговую и финансовую сеть, к появлению у нее возможности привлекать иностранных партнеров, а также участвовать в международных соглашениях и организациях, которые гармонизируют международное судоходство, безопасность и защиту окружающей среды.
Северный флот России базируется на Кольском полуострове (юго-западное побережье Баренцева моря) с 1933 года. Сегодня это крупнейший и самый мощный компонент ВМФ России. Подлодки Северного флота, оснащенные баллистическими ракетами, спокойно перемещаются под арктическими льдами. В случае крупного конфликта с НАТО (Организация Североатлантического договора) Северный флот мог бы оказаться в ловушке в Арктике, но в остальное время российские военные корабли, базирующиеся в Мурманске, имеют свободный доступ к Мировому океану. Удобное расположение Северного флота также позволяет его военным кораблям круглогодично бороздить Атлантику, а также сопровождать коммерческие суда в порты на северо-западе России.
Существенной
особенностью, определяющей режим
российских арктических морей
и находящегося там
Правовой
режим доступа судов на
4
Выводы за:
1. осуществление активного взаимодействия Российской Федерации с приарктическими государствами в целях разграничения морских пространств на основе норм международного права, взаимных договоренностей с учетом национальных интересов Российской Федерации, а также для решения вопросов международно-правового обоснования внешней границы Арктической зоны Российской Федерации;
2. наращивание усилий приарктических государств в создании единой региональной системы поиска и спасения, а также предотвращения техногенных катастроф и ликвидации их последствий, включая координацию деятельности спасательных сил;
3. укрепление на двусторонней основе и в рамках региональных организаций, в том числе Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона, добрососедских отношений России с приарктическими государствами, активизация экономического, научно-технического, культурного взаимодействия, а также приграничного сотрудничества, в том числе в области эффективного освоения природных ресурсов и сохранения окружающей природной среды в Арктике;
4. содействие в организации и эффективном использовании транзитных и кроссполярных воздушных маршрутов в Арктике, а также в использовании Северного морского пути для международного судоходства в рамках юрисдикции Российской Федерации и в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
5. активизация участия российских государственных учреждений и общественных организаций в работе международных форумов, посвященных арктической проблематике, включая межпарламентское взаимодействие в рамках партнерства Россия - Европейский союз;
6. разграничение морских пространств в Северном Ледовитом океане и обеспечение взаимовыгодного присутствия России на архипелаге Шпицберген;
7. совершенствование системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации, в том числе за счет расширения фундаментальных и прикладных научных исследований в Арктике;
8. улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике;
5
9. развитие ресурсной базы Арктической зоны Российской Федерации за счет использования перспективных технологий;
10. модернизация и развитие инфраструктуры арктической транспортной системы и рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне Российской Федерации.
11. Военно-стратегическое
положение в Арктике и Северной Атлантике
оказывает огромное влияние на стратегическую
стабильность между Россией и США (НАТО).
12. Одним из перспективных направлений может стать полномасштабная реализация
транспортно-транзитного потенциала за счет становления системы международных
транспортных коридоров, проходящих по территории и акватории под юрисдикцией
Российской Федерации,
а также капиллярной
13. Научные наблюдения
неопровержимо свидетельствуют, что в
этих районах в результате глобального
потепления ускоряется таяние льдов. Это
в свою очередь открывает новые возможности
в том числе и для торгового судоходства
( появляются нетрадиционные маршруты
мореплавания). По некоторым оценкам уже
ранее, чем через 10 лет районы Арктики
будут открыты для судоходства и других
видов экономической деятельности.
14. Эти районы
исключительно богаты практически нетронутыми
запасами нефти, газа, других полезных
ископаемых, а также рыбой и другими биоресурсами.
Глобальное потепление дает уникальные
возможности для их разведки и разработки.
15. СМП также
представляет интерес для мировых судоходных
компаний в качестве альтернативы более
протяженным южным маршрутам между Дальним
Востоком и Европой. Путь из Йокогамы в
Роттердам может благодаря СМП сократиться
на 4 тыс. миль. Даже при низкой скорости
судов по Северному морскому пути сокращение
расстояния приведет к экономии времени
и расхода топлива, что позволит транспортным
компаниям сберечь значительные финансовые
средства.
16. Открытие в XXI веке доступа к Арктике позволит России развиваться и расти в качестве морской державы, вначале только региональной – на Севере, но затем ее влияние может распространиться везде, куда торговый флот доставляет российские товары и откуда он возвращается с иностранной продукцией.
6
Выводы против:
1. Неразвитость транспортной системы, ее морской и
континентальной составляющих, что препятствует освоению природно-ресурсной базы,
причем не только АЗРФ (Арктической зоны РФ).
2. Слаборазвитая или местами полностью отсутствующая транспортно-логистическая
инфраструктура приводит к несоответствию значимости освоения природно-ресурсного
потенциала АЗРФ и шельфа арктических морей требованиям обеспечения национальной
безопасности, снижению конкурентоспособности России, имеющей уникальные
географические преимущества.
3. Загрязнение морской среды с судов может нанести существенный вред экологическому равновесию и необратимо нарушить его.
4. Открытие канадского Северо-Западного прохода и российского Северного морского пути дало возможность прогнозировать сокращение торговых маршрутов – на тысячи миль и значительное количество дней в море – между Европой и Дальним Востоком. Перспективы огромных, пока даже неразведанных, запасов нефти и газа заставило опасаться за суверенность территорий, безопасность и устойчивость развития региона. Изменения в Арктике идут по четырем направлениям – в сфере технологий, экономики, климата и права.
5. Превращение
грозной сухопутной державы Маккиндера
и Спайкмена в одну из первоклассных морских
держав потребует объединенных усилий.
Тем самым произойдет встраивание новой,
"морской" России в систему сотрудничества
и партнерства с другими океанскими странами.
Вокруг этой новой "географической
оси" XXI века не избежать конфликтов,
но приверженность нормам международного
права и уважение суверенитета прибрежных
и отдаленных государств сделают конфликты
скорее политическими, чем военными.
7
Список
использованной литературы