Анализ производительных сил Уральского Федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 11:59, реферат

Описание работы

Цель: проанализировать производительные силы Уральского Федерального округа.
Задачи:
1. Раскрыть природно-ресурсный потенциал Уральского Федерального округа.
2. Рассмотреть основные виды деятельности и их территориальную структуру.
3. Изучить транспорт и экономические связи.
4. Исследовать проблемы и перспективы развития.
5. Сделать вывод.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Природно-ресурсный потенциал…………………………………...4
1.1. Природные ресурсы…………………………………………………4
1.2. Трудовые ресурсы…………………………………………………...5
2. Территориально-хозяйственный комплекс………………………...8
3. Транспорт…………………………………………………………...14
4. Проблемы и перспективы развития……………………………….15
Заключение………………………………………………………………..18
Список литературы……………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Димова Л. Анализ производительных и сил Уральского Федерального округа.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

 


3.                  Транспорт.

 

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала. Это объясняется, с одной стороны, активным участием района территориальном разделении труда, а с другой , - высоким уровнем комплексности экономики Урала, который проявляется в том, что многие отрасли хозяйства работают не изолированно, а в тесной взаимосвязи друг с другом. Отсюда - высокий удельный вес внутрирайонных перевозок ( до 60 % ). [2. С. 80.]

В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.

Велика роль трубопроводного транспорта, через Урал проходят нефте и газо проводы из Западной Сибири в Европейскую часть страны и за рубеж.

Уральский район осуществляет разнообразный экономические связи со многими регионами. Из восточных районов Урал получает в основном сырье и топливо, а поставляет продукцию обрабатывающих отраслей. С европейскими районами осуществляется преимущественно обмен готовыми изделиями и конструкционными материалами, причем вывоз превышает объем ввоза. Наиболее тесные связи – с соседними экономическими районами: Западно-Сибирский и Поволжский. Западная Сибирь поставляет Уралу кокс, нефть, газ, а в перспективе – электроэнергию, а ввозит главным образом продукцию машиностроения и строительные материалы. Из Казахстана поступают железные руды, медные концентраты, электроэнергия и другие грузы. Поволжье получает лес, металлы, обменивается с Уралом продукцией, химией и машиностроения, поставляет продукты питания.

Довольно значительную роль Урал играет и во внешней торговле. Он поставляет за рубеж калийные соли, металлургическое оборудование, бульдозеры, экскаваторы, мотоциклы, природный газ.[2. С. 84.]

 


4.                  Проблемы и перспективы развития.

 

Перспективы экономики Урала опираются на его огромный науч­но-технический, природноресурсный-и инфраструктурный по­тенциал, позволяющий надежно обеспечить устойчивый эконо­мический рост.

В металлургии предстоит добиться увеличения качествен­ных видов продукции, расширения и укрепления сырьевой базы (в частности, за счет месторождений хромоникелевых бурых же­лезняков и титаномагнетитов, перехода на глубокие горизонты добычи руд цветных металлов), снижения материало- и энерго­емкости, уменьшения вредных выбросов, коренного обновления технической базы (завершение перехода с мартеновской на кис­лородно-конвертерную и электроплавильную технологию при непрерывной разливке стали, реконструкция и модернизация глиноземных и электролизно-алюминиевых производств и т. д.). [3. С. 399.]

Необходимо восстановить специализацию уральской промыш­ленности на машиностроении, повысив его долю не менее чем в 1,5 раза. Особенно целесообразно сохранение профиля заво­дов, выпускающих продукцию с длительным производственным циклом - «Уралмаша», «Уралхиммаша», «Уралэлектротяжмаша» и др. (металлургическое оборудование, буровые установки, химичес­кие аппараты, крупные электротурбины и др.). Этим предприяти­ям будет принадлежать ведущая роль в обновлении производствен­но-технической основы индустрии, в том числе на Урале, и в нара­щивании экспорта уникальной машиностроительной продукции.

Реконструкция ВПК при государственной поддержке позво­лит сохранить его высокий потенциал, расширить экспорт воору­жений и оказание услуг по поставленной за рубеж военной техни­ки наряду с продвижением передовых технологий в отечествен­ные отрасли гражданского машиностроения. Значительный ин­новационный ресурс оборонной промышленности способен заложить в экономику Урала новейшую техническую базу и тем самым способствовать возрождению мощного индустриального региона в условиях рыночной конкуренции. Согласно исследова­ниям Института экономики УРО РАН, на основе конверсируе­мых предприятий возможно создание системы технопарков, технополисов, инновационных программных территорий в целом ряде подготовленных для этого городах-наукоградах.

Химическая и нефтехимическая промышлен­ность мобилизует свои возможности для налаживания выпуска новых материалов с заданными свойствами, антисептиков, удоб­рений из микроэлементного сырья, повышения степени перера­ботки нефти, природного газа и другого сырья.

Большие задачи стоят перед инфраструктурным ком­плексом. Наряду с реконструкцией железнодорожного хозяйст­ва (локомотивный и вагонный парк, сортировочные станции и т. д.) насущно необходимы замена изношенных нефте- и газопро­водов, строительство и благоустройство автодорог (в частности, между севером Свердловской и Пермской областей, между югом Челябинской области и Башкортостаном), прокладка высоко­вольтной линии электропередачи из Тюменской области (для по­вышения надежности электроснабжения), переоборудование аэ­ропорта Екатеринбурга в современный международный (для рас­ширения внешних связей). Выходы к минерально-сырьевым ре­сурсам Крайнего Севера, а также в Европу обеспечит строящаяся железнодорожная магистраль Пермь - Архангельск.

Особого внимания требует экологическая обстановка. Для ее коренного улучшения весьма значима такая назревшая ме­ра, как рассредоточение промышленных производств (металлур­гических, химических и др.). Крайне опасно бесконтрольное ос­воение северных территорий иностранными фирмами, которые избегают внедрять новейшие природоохранные технологии. На Урале реализация природоохранной, экологической политики должна находиться под особым государственным контролем фе­дерального округа.

Большие возможности усиления уральской экономики от­крываются с укреплением ее интеграции с регионами Центра, Поволжья, Сибири, а также с Казахстаном и среднеазиатскими государствами.

К важным социально-экономическим проблемам макрорегиона на перспективу относятся:

- сглаживание различий в регионах и центрах между социаль­ным положением и уровнем экономического развития;

- совершенствование отраслевой и территориальной структуры промышленности: преодоление ее сырьевого характера, повыше­ние удельного веса производства потребительских товаров, осо­бенно культурно-бытового и хозяйственного назначения, а также продукции сельского хозяйства; реконструкция городских агло­мераций и крупных индустриальных центров; регулирование раз­мещения новых и реконструируемых мощностей промышленно­сти (путем квотирования, лицензирования и т. п.);

- сохранение и укрепление в ходе конверсии ВПК его важней­ших производственных и территориальных центров с оптималь­ным сочетанием эффективных видов изготовления военной тех­ники и гражданской продукции;

- осуществление при техническом перевооружении и интенси­фикации производства селективного отбора и рыночной дивер­сификации основных промышленных предприятий районной специализации (имеющих высокий износ оборудования, но рас­полагающих большими производственными площадями и частью годного оборудования) для удовлетворения потенциального спроса на традиционную и новую продукцию;

- активизация практики создания крупных производственно-корпоративных структур по отраслям промышленности (метал­лургических, машиностроительных и др.) из однопрофильных или технологически связанных предприятий и прекращение дробления предприятий и объединений при переделе собствен­ности;

- совершенствование на региональном уровне правовых основ и практики рациональной разработки и использования природ­ных ресурсов (повышение роли дифференциальной ренты как источника доходов территориальных и федерального бюджетов, восстановление обоснованной платы за природные ресурсы).[3. С. 401.]

 


Заключение.

 

Уральский федеральный округ занимает 10,5% территории России, на которой проживает 8,7% ее населения. Округ занимает 3-е место среди федеральных округов по объему ВРП (после Центрального и Приволжского федеральный округов), промышленного производства и поступлениям налогов в федеральный бюджет; 5-е место -- по масштабам привлечения иностранных инвестиций.

Отраслями специализации округа по коэффициенту локализации можно считать топливную промышленность, с том числе нефтедобывающую и газовую, черную металлургию. В Уральском федеральном округе развиты машиностроение, химическая, лесная и деревообрабатывающая отрасли промышленности.

В структуре вывоза из региона преобладают продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза - товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты. По объему экспорта Уральский федеральный округ превосходит все остальные округа. Особенно по этому показателю выделяется Тюменская область.

Трудная ситуация сложилась с окружающей природной средой на Урале, особенно в старых горнопромышленных центрах. Загрязнение атмосферы, истощение водных ресурсов, некомплексное использование минерально-сырьевых ресурсов, господство военно-промышленного комплекса, радиационное загрязнение территории, перенасыщение предприятиями промышленности -- вот далеко не полный перечень проблем Уральского региона.

Главное направление дальнейшего развития хозяйства Уральского Федерального округа в условиях перехода к рыночной экономике -- всемерная интенсификация производства. В последние годы здесь снизилась фондоотдача, возросла фондоемкость производства. Это связано с накоплением физически и морально устаревших промышленно-производственных фондов, низкими темпами капитального строительства и реконструкции предприятий, что в сочетании с резким преобладанием в структуре хозяйства тяжелой индустрии, чрезвычайно высоким уровнем концентрации производства затрудняет переход Урала к рыночным отношениям. Предприятия-гиганты района труднее поддаются модернизации и переоборудованию, медленно реагируют на запросы рынка. 1/4 часть основных фондов промышленных УЭР нуждается в замене на улучшенной технологической основе в первую очередь в черной и цветной металлургии. Например, в доменном производстве устарело 93% фондов.

 


Список литературы.

 

 

1.                  Вавилова, Е. В. Экономическая география и регионалистика / Е. В.  Вавилова  – М. : Гардарики, 2003. – С. 136–139.

2.                  Введение в экономическую географию и региональную экономику России: учеб. пособие в 2 ч. / под ред. В. Г. Глушковой, А. А. Винокурова. – М. : Владопресс, 2003. – С. 78–92.

3.                  Кистанов, В. В. Региональная экономика России : учеб. / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. – М. : Финансы и статистика, 2006. – С. 382–397.

4.                  Родионова, И. А. Экономическая география и региональная экономика / И. А. Родионова. – М. : Инфра-М, 2002. – С. 167–172.

5.                  Экономическая география России / под ред. В. И. Видяпина, М. В. Степанова. – М. : Инфра-М, Российская экономическая академия, 2004. – С. 394–411.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Анализ производительных сил Уральского Федерального округа