Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:26, биография
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский естествоиспытатель, мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области наук о Земле, основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор науки, педагог, общественный и политический деятель, историк, публицист.
Реферат: Жизнь и творчество В.И. Вернадского
РОССИЙСКАЯ
Министерство
сельского хозяйства и
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия.
Кафедра МиВХС
Реферат
На тему: Жизнь и творческий
путь И.В. Вернадского
Волгоград 1999
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский естествоиспытатель,
мыслитель-энциклопедист, гуманист, специалист в области наук о Земле,
основатель ряда новых наук и научных направлений, организатор науки, педагог,
общественный и политический деятель, историк, публицист.
В.И. Вернадский родился в Петербурге 28 февраля (12 марта) 1863 г. Родом из
дворян. Мать - Анна Петровна Константинович (1837-1898), отец - Иван
Васильевич Вернадский (1821-1884), профессор политической экономии и
статистики. В 1886 г. Вернадский женился на Наталии Егоровне Старицкой (1862-
1943), с которой прожил более 56 лет в гармонии и согласии, по его словам -
"душа в душу, мысль в мысль". В семье было двое детей - сын Георгий
Владимирович Вернадский (1887-1973), профессор русской истории, дочь Нина
Владимировна Вернадская-Толль (1898-1985), врач-психиатр; оба скончались в
США в эмиграции.
В 1873-1881 гг. В.И. Вернадский учился в классических гимназиях Харькова и
Петербурга. В 1881-1885 гг. обучался на естественном отделении физико-
математического факультета Петербургского университета. Его учителями были
крупнейшие русские ученые Д.И. Менделеев, В.В. Докучаев, А.Н. Бекетов, И.М.
Сеченов и др. В университете Вернадский начал работать в области естественных
наук, проблем философии и научного мировоззрения. С 1885 по 1888 г.
Вернадский работал хранителем Минералогического кабинета столичного
университета, с 1888 по 1890 г. был в научной командировке в Италии, Германии
и Франции для подготовки к профессорскому званию. С 1890 по 1911 г.
Вернадский в качестве приват-доцента, а затем профессора преподавал
минералогию и кристаллографию в Московском университете, защитил в
Петербургском университете магистерскую (1891) и докторскую (1897)
диссертации. В 1906 г. был избран действительным членом-адъюнктом по
минералогии Петербургской Академии наук и назначен заведующим
минералогическим отделением Геологического музея академии. В конце XIX -
начале XX в. в Москве и Петербурге сложилась научная школа Вернадского в
области геологии и минералогии. В 1911 г. он переехал в Петербург, работал в
Академии наук и в 1912 г. был избран в ней ординарным академиком по
минералогии.
С 1916 г. в научном творчестве Вернадского начался принципиально новый
качественный этап, продолжавшийся до конца жизни, - он приступил к
систематическому исследованию живой природы в атомном и планетарно-
космическом аспектах, перейдя одновременно к естественноисторическому
изучению человека и человечества, их настоящего и будущего. С конца 1917 г.
Вернадский жил и работал на Украине и юге России, в 1921 г. возвратился в
Петроград. С 1922 г. он продолжал свою научную и педагогическую деятельность
во Франции и Чехословакии, в 1926 г. вернулся в Ленинград. В 1935 г. переехал
в Москву. С 1941 г. был в эвакуации в селе Боровом Казахской ССР, в Москву
возвратился в 1943 г. В последние годы жизни Вернадский работал над итоговой
книгой - "научным завещанием потомкам", "книгой жизни", как он ее называл, -
"Химическое строение биосферы Земли и ее окружения", подбирал материал к
книге воспоминаний "Пережитое и передуманное". В.И. Вернадский скончался в
Москве 6 января 1945 г., похоронен на Новодевичьем кладбище.
В.И. Вернадского нередко и справедливо называют "Ломоносовым XX века". Трудно
назвать такую область естествознания, которая так или иначе не была бы
затронута его универсальным гением. В полной мере сказанное относится и к
биологии. У нас есть все основания говорить не просто о биологических, но в
прямом смысле о биокосмических взглядах, идеях, концепциях Вернадского.
Почему же? Ответ состоит в том, что биологические взгляды Вернадского,
органично входя в его научное мировоззрение, не только составили основное
ядро и содержание его, но и сами, в свою очередь, представляют собой в
подлинном смысле целый биокосмос, охватывающий все три "разреза" реальности -
микро-, макро- и мега мир, выступающие в качестве различных по свойственным
им закономерностям, но взаимосвязанных и между собой взаимодействующих
уровней проявления живого. Особое место в биографии Вернадского занимают
1916-1926 гг. В этот период завершается в основных чертах формирование учения
о живом веществе, биогеохимии как новой научной дисциплине и учения о
биосфере как целостной общебиологической и геологической концепции. Этим
разделам своих научных изысканий Вернадский посвящает большую серию работ под
общим названием "Живое вещество в земной коре и его геохимическое значение"
(около 1200 рукописных страниц), книгу "Биосфера", вышедшую в 1926 г., ряд
статей и заметок, опубликованных в отечественной и зарубежной печати, а также
разделы монографии "Геохимия", опубликованной в 1924 г. в Париже на
французском языке, много десятков и сотен (завершенных и оставшихся
неоконченными) заметок, набросков, писем, сохранившихся в рукописных
вариантах. В 1927-1944 гг. этот полноводный поток не только не иссякает, но,
напротив, становится еще обширнее и мощнее, обогащаясь все новыми трудами,
идеями, концепциями, проблемами. Многое из наработанного Вернадским в этот
период в области биокосмических проблем было опубликовано при его жизни,
часть увидела свет уже после его кончины. В этот период научная школа
Вернадского расширяется, в нее вливаются свежие молодые силы. Помимо
геологов, минералогов, физиков, химиков, традиционно составлявших ее основной
костяк, это были также биологи разного профиля - биофизики, биохимики и др.,
радиологи, кристаллографы, математики... Понимая, сколь важны разрабатываемые
им и его
учениками и коллегами
пределах нашей страны мощный научно-исследовательский центр, который бы
организовывал и координировал разработку разнообразных биокосмических
проблем, вынашивает идею об основании Международного института живого
вещества. Этим его стремлениям было суждено осуществиться лишь отчасти. В
конце 20-х гг. в системе Академии наук СССР была создана Биогеохимическая
лаборатория, ранее существовавшая как Отдел живого вещества в составе
академической Комиссии по изучению естественных производительных сил России,
организатором и председателем которой был Вернадский; он же возглавлял как
Отдел живого вещества, так и затем Биогеохимическую лабораторию. Последняя в
1943 г. была переименована в Лабораторию геохимических проблем им. В.И.
Вернадского АН СССР, на базе которой уже после кончины Вернадского был создан
Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН СССР (ныне -
Российской Академии наук); биогеохимическая лаборатория функционирует в
качестве структурного подразделения этого института. Биокосмические воззрения
Вернадского представляют собой сложную, внутренне расчлененную и
дифференцированную, но вместе с тем целостную и стройную систему, являющуюся
основанием, по сути, биокосмической картины мира, в ряде наиболее важных
своих положений естественно выходящую на фундаментальные проблемы философии и
научного мировоззрения. В настоящее время ощущается все большая потребность в
коллективном (так как одному автору с этой задачей заведомо не справиться)
монографическом исследовании этой темы, в создании как итога такого
исследования своего рода "Энциклопедии биокосмоса Вернадского". К сожалению,
к настоящему времени такая работа не проделана. В дальнейшем мы остановимся
только на некоторых узловых моментах этой большой и сложной проблемы.
В системе биокосмических воззрений В.И. Вернадского ключевое положение
занимает понятие живого вещества - совокупности всех растительных и животных
организмов планеты. Благодаря введению этого понятия был достигнут, по
меньшей мере, двойной эффект. Во-первых, были оставлены в стороне, как не
относящиеся к делу, различные псевдотеоретические и спекулятивные изыскания
относительно "сущности" жизни как таковой. Во-вторых, живые организмы стали
признаваться компонентами земной коры, столь же естественными и
"равноправными", как минералы и горные породы, но намного превосходящими
последних по своей геологической активности, что особенно ярко проявляется в
деятельности человечества - составной части живого вещества планеты. В плане
этой активности, отмечал Вернадский, сопоставимыми с живым веществом в
прошлые геологические эпохи могут быть лишь радиоактивные минералы Земли.
Отсюда следовали - и в этом, пожалуй, заключалось главное своеобразие
исходной позиции Вернадского - возможность и необходимость изучения живых
организмов и их сообществ не только в традиционно биологическом плане, но
также и как объекта геологии. Этот произведенный Вернадским в научном
познании поворот "системы отсчета", необходимость которого была обоснована им
Информация о работе Жизнь и творческий путь И.В. Вернадского