Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:55, контрольная работа
Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.
Введение
Все земли
независимо от своего назначения подлежат
охране; назначение земель особо охраняемых
территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав
земель особо охраняемых территорий»
гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий
и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое
природоохранное, научное, историко-культурное,
эстетическое, рекреационное, оздоровительное
и иное ценное значение. В соответствии
с постановлениями и решениями федеральных,
региональных (субъектов Федерации) либо
муниципальных органов власти эти земли
полностью или частично изъяты из хозяйственного
использования и оборота.
В нашей стране уделяется большое внимание
созданию, функционированию и защите особо
охраняемых территорий — землям особо
охраняемых природных территорий, землям
природоохранного, рекреационного, историко-культурного
назначения, иным особо ценным землям.
Как на уровне Федерации, так и на уровне
ее субъектов и местного самоуправления
площадь этих земель неуклонно возрастает.
Акты Республики Хакасии, например, выделяют
охрану земель архитектурных объектов,
курганов, древних поселений, крепостных
валов, наскальных рисунков и соответствующих
земельных участков. В Республике Карелия
охраняются законом уникальные исторические
природно-ландшафтные территории.
Этим землям присущи общие и специфические
признаки. Общими признаками обладает
любой земельный участок: он является неотьемлемой
частью природы; играет определенную экономическую
и экологическую роль в обществе, которая
закреплена нормами земельного законодательства;
обладает территориальной неперемещаемостью;
обозначен в порядке землеустройства на местности.
Специфические черты присущи отдельным
видам земель особо охраняемых территорий
и обуславливают их дифференцированный
правовой режим, определяемый в общем виде
в статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно —
в соответствующих нормативных актах о видах
особо охраняемых территорий, а применительно
к конкретной территории — в постановлении
органа исполнительной власти об объявлении
данной территории особо охраняемой.
Правовой
режим земель особо
охраняемых территорий.
Согласно п. 6 ст. 95 действующего ЗК земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Это не исключает того, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Национальные
парки имеют преимущественное право
приобретения этих земель. Предполагается,
что постепенно государственные
природные заповедники и
Российскому обществу и законодателю
понадобилось выделение в земельном
законодательстве РФ и в категории
земель особо охраняемых территорий и
их объектов еще земель особо охраняемых
природных территорий, поскольку в ст.
95 "Земли особо охраняемых природных
территорий" ЗК предусматривается отнесение
их к объектам общенационального достояния,
установление на них особого специального
правового режима охраны и использования,
создание охранных зон и округов на прилегающих
к ним земельных участках, запрещение
ряда действий, в том числе изменения целевого
назначения земельных участков или прекращения
прав на них при использовании для нужд,
не соответствующих их целевому назначению.
Выделение и охрана особо охраняемых
природных территорий базируются на ст.
ст. 9, 36, 42, 71 и др. Конституции РФ, ст. ст.
1, 3, 4, 58 - 62 ФЗ "Об охране окружающей среды",
являющегося головным в природоохранном,
экологическом законодательстве, и отражают
потребности общества в сохранении уникальных,
особо ценных природных территорий и природных
объектов в интересах настоящего и будущих
поколений.
Регулирование земельных отношений на
землях особо охраняемых природных территорий
должно увязываться с регулированием
отношений в области организации особо
охраняемых природных территорий в целях
сохранения уникальных и типичных природных
комплексов и объектов, достопримечательных
природных образований, объектов растительного
и животного мира, их генетического фонда,
изучения естественных процессов в биосфере
и контроля за изменением ее состояния,
экологического воспитания населения.
В условиях продолжающейся в Российской Федерации реформы немаловажное значение имеют полномочия региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель особо охраняемых природных территорий, поскольку особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
Регулирование соответствующих полномочий осуществляется в ЗК, в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в иных законодательных актах РФ и конституциях, уставах, иных правовых актах субъектов РФ.
Территории государственных
Территории государственных
Природные парки имеют региональное
значение. Лечебно-оздоровительные
местности и курорты могут
быть федерального, регионального и
местного значения и находиться в соответствующих
формах собственности и в соответствующем
ведении
Особо охраняемые природные
территории федерального и
Поскольку особо охраняемые природные
территории и объекты служат эталонами
окружающей природной среды, то компетенция
по охране в последние два года в связи
с административной реформой постоянно
меняется согласно федеральному законодательству.
Новые полномочия в области охраны окружающей
среды и регулирования особо охраняемых
природных территорий получили субъекты
РФ.
Сравнительный анализ норм ФЗ "Об особо
охраняемых природных территориях"
(ст. 15 и ст. 24) свидетельствует о
том, что режимы особой охраны территорий
национальных парков и территорий государственных
природных заказников существенно отличаются
друг от друга.
На территориях национальных парков непосредственно
Законом предусмотрены охранные меры
окружающей среды и, в частности, на них
запрещается любая деятельность, которая
может нанести ущерб природным комплексам
и объектам растительного и животного
мира, культурно-историческим объектам
и которая противоречит целям и задачам
национального парка.
В отличие от особого режима охраны
территорий национальных парков, на территориях
природных заказников режим особой охраны
определяется не нормами закона, а положениями
о них, утверждаемыми специально уполномоченным
на то государственным органом РФ в области
охраны окружающей природной среды. На
территории заказников закон уже не исключает
определенных видов деятельности, если
они не противоречат целям их создания
или не причиняют вред природным комплексам.
Кроме того, в силу ст. 27 ЗК земельные участки,
занятые государственными национальными
парками, изъяты из оборота, а земельные
участки, занятые государственными природными
заказниками, лишь ограничены в обороте.
Земли государственных национальных парков
не подлежат приватизации, а приватизация
земель природных заказников законом
не исключена (ст. 95 ЗК).
Резервирование земель осуществляется
на основании Федерального закона от 10
мая 2007 г. "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации
в части установления порядка резервирования
земель для государственных или муниципальных
нужд" (СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455).
Отношения в области
Согласно ФЗ "Об особо охраняемых
природных территориях" территории
государственных природных
Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.
На территории заповедника запрещается
деятельность, не соответствующая задачам
государственного природного заповедника
и режиму особой охраны его территории,
установленному в положении о данном государственном
природном заповеднике.
На территориях
В государственных природных заповедниках
могут выделяться участки, на которых
исключается всякое вмешательство человека
в природные процессы. Размеры этих участков
определяются исходя из необходимости
сохранения всего природного комплекса
в естественном состоянии.
Согласно Положению о государственных
природных заповедниках к числу запрещенных
на территории заповедников видов деятельности
(наряду с указанными в п. 7 ст. 95 ЗК) относятся:
- действия, изменяющие гидрологический
режим земель; изыскательские работы
и разработка полезных
- строительство и размещение
промышленных и
- сбор минералогических коллекций, кроме
предусмотренных тематикой и планами
научных исследований в заповедниках
Землепользование, назначение и статус
национальных парков отличаются от землепользования,
назначения и статуса государственных
природных заповедников и иных особо
охраняемых природных территорий.
Национальные парки, являясь природоохранными,
эколого-просветительскими и научно-исследовательскими
учреждениями (что объединяет их с заповедниками),
предназначены и для регулируемого туризма.
В настоящее время насчитывается более
30 национальных парков; первые - "Лосиный
остров" в Москве и Московской области
и "Сочинский" - были организованы
в начале 1980-х годов.
В связи
с усилением внимания населения,
всего общества к сохранению культурных
ценностей и исторического
Памятники природы могут быть федерального,
регионального значения. Памятниками
природы могут быть объявлены участки
суши и водного пространства, а также одиночные
природные объекты, в том числе:
- эталонные участки нетронутой природы;
участки с преобладанием культурного
ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы,
древние копи);
- места произрастания и обитания ценных,
реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих
видов растений и животных; природные
объекты, играющие важную роль в поддержании
гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные
с ним природные ландшафты (горы, группы
скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые
цирки и гроговые долины, моренно-валунные
гряды, дюны, барханы, гигантские наледи);
- геологические обнажения, имеющие особую
научную ценность (опорные разрезы, выходы
редких минералов, горных пород и полезных
ископаемых);
- геолого-географические полигоны, в том
числе классические участки с особо выразительными
следами сейсмических явлений, а также
обнажения разрывных и складчатых нарушений
залегания горных пород;
- местонахождения редких или особо ценных
палеонтологических объектов; природные
гидроминеральные комплексы, термальные
и минеральные водные источники, месторождения
лечебных грязей; береговые объекты (косы,
перешейки, полуострова, острова, лагуны,
бухты);