Земли особо охраняемых территорий

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:55, контрольная работа

Описание работы

Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота.

Работа содержит 1 файл

контрольная экологическое.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
 

Введение 

     Все земли независимо от своего назначения подлежат охране; назначение земель особо охраняемых территорий показано в ст. 94 «Понятие и состав земель особо охраняемых территорий» гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и их объектов» ЗК РФ. Эти земли имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение. В соответствии с постановлениями и решениями федеральных, региональных (субъектов Федерации) либо муниципальных органов власти эти земли полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и оборота. 
В нашей стране уделяется большое внимание созданию, функционированию и защите особо охраняемых территорий — землям особо охраняемых природных территорий, землям природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения, иным особо ценным землям. 
Как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов и местного самоуправления площадь этих земель неуклонно возрастает. Акты Республики Хакасии, например, выделяют охрану земель архитектурных объектов, курганов, древних поселений, крепостных валов, наскальных рисунков и соответствующих земельных участков. В Республике Карелия охраняются законом уникальные исторические природно-ландшафтные территории. 
Этим землям присущи общие и специфические признаки. Общими признаками обладает любой земельный участок: он является неотьемлемой частью природы; играет определенную экономическую и экологическую роль в обществе, которая закреплена нормами земельного законодательства; обладает территориальной неперемещаемостью; обозначен в порядке землеустройства на местности. Специфические черты присущи отдельным видам земель особо охраняемых территорий и обуславливают их дифференцированный правовой режим, определяемый в общем виде в статьях гл. XVII ЗК РФ, более подробно — в соответствующих нормативных актах о видах особо охраняемых территорий, а применительно к конкретной территории — в постановлении органа исполнительной власти об объявлении данной территории особо охраняемой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Правовой  режим земель особо  охраняемых территорий. 

     Согласно  п. 6 ст. 95 действующего ЗК земельные  участки в границах государственных  заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Это не исключает  того, что в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативного (вредного) воздействия на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

     Национальные  парки имеют преимущественное право  приобретения этих земель. Предполагается, что постепенно государственные  природные заповедники и национальные парки выкупят либо иным способом получат участки земель, расположенные на их территории и принадлежащие иным землеобладателям, с тем, чтобы их территории составляли неразрывный комплекс. В США, например, на выкуп земельных участков, расположенных на территориях заповедников и национальных парков, из федерального бюджета и бюджетов штатов ежегодно выделяются немалые средства, что приводит к консолидации особо охраняемых земель.

      
Российскому обществу и законодателю понадобилось выделение в земельном  законодательстве РФ и в категории  земель особо охраняемых территорий и их объектов еще земель особо охраняемых природных территорий, поскольку в ст. 95 "Земли особо охраняемых природных территорий" ЗК предусматривается отнесение их к объектам общенационального достояния, установление на них особого специального правового режима охраны и использования, создание охранных зон и округов на прилегающих к ним земельных участках, запрещение ряда действий, в том числе изменения целевого назначения земельных участков или прекращения прав на них при использовании для нужд, не соответствующих их целевому назначению. 
Выделение и охрана особо охраняемых природных территорий базируются на ст. ст. 9, 36, 42, 71 и др. Конституции РФ, ст. ст. 1, 3, 4, 58 - 62 ФЗ "Об охране окружающей среды", являющегося головным в природоохранном, экологическом законодательстве, и отражают потребности общества в сохранении уникальных, особо ценных природных территорий и природных объектов в интересах настоящего и будущих поколений. 
Регулирование земельных отношений на землях особо охраняемых природных территорий должно увязываться с регулированием отношений в области организации особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

     В условиях продолжающейся в Российской Федерации реформы немаловажное значение имеют полномочия региональных и муниципальных органов по созданию и отграничению земель особо охраняемых природных территорий, поскольку особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться соответственно в собственности Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

     Регулирование соответствующих полномочий осуществляется в ЗК, в ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", в иных законодательных актах РФ и конституциях, уставах, иных правовых актах субъектов РФ.

      
Территории государственных природных  заповедников и национальных парков относятся к территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных  органов государственной власти.

      
Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных  местностей и курортов могут быть федерального и регионального значения, находиться в федеральной или  региональной (субъектов РФ) собственности и соответственно в ведении федеральных либо региональных органов государственной власти.

      
Природные парки имеют региональное значение. Лечебно-оздоровительные  местности и курорты могут  быть федерального, регионального и  местного значения и находиться в соответствующих формах собственности и в соответствующем ведении

      
 Особо охраняемые природные  территории федерального и регионального  значения определяются и их  земли устанавливаются и отграничиваются  от других земель соответственно  Правительством РФ и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а особо охраняемые природные территории местного значения и отведение им земель определяются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов РФ.

      
Поскольку особо охраняемые природные территории и объекты служат эталонами окружающей природной среды, то компетенция по охране в последние два года в связи с административной реформой постоянно меняется согласно федеральному законодательству. Новые полномочия в области охраны окружающей среды и регулирования особо охраняемых природных территорий получили субъекты РФ.

      
Сравнительный анализ норм ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях" (ст. 15 и ст. 24) свидетельствует о  том, что режимы особой охраны территорий национальных парков и территорий государственных природных заказников существенно отличаются друг от друга. 
На территориях национальных парков непосредственно Законом предусмотрены охранные меры окружающей среды и, в частности, на них запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка.

      
В отличие от особого режима охраны территорий национальных парков, на территориях природных заказников режим особой охраны определяется не нормами закона, а положениями о них, утверждаемыми специально уполномоченным на то государственным органом РФ в области охраны окружающей природной среды. На территории заказников закон уже не исключает определенных видов деятельности, если они не противоречат целям их создания или не причиняют вред природным комплексам. 
Кроме того, в силу ст. 27 ЗК земельные участки, занятые государственными национальными парками, изъяты из оборота, а земельные участки, занятые государственными природными заказниками, лишь ограничены в обороте. 
Земли государственных национальных парков не подлежат приватизации, а приватизация земель природных заказников законом не исключена (ст. 95 ЗК). 
Резервирование земель осуществляется на основании Федерального закона от 10 мая 2007 г. "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд" (СЗ РФ. 2007. N 21. Ст. 2455).

      
 Отношения в области организации,  охраны и использования государственных  природных заповедников и иных  особо охраняемых природных территорий  и их объектов, имеющих особое  природоохранное, научное, культурное, эстетическое значение, регулируются ЗК и ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Учитывая конкуренцию норм ЗК и указанного Федерального закона в области регулирования земельных отношений, связанных с заповедниками, полезно привести некоторые предписания ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", имея в виду их сопоставление с п. 3 ст. 2 и п. 2 ст. 3 ЗК.

      
Согласно ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования; особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение, сохраняются как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными законами.

 
 
На территории заповедника запрещается деятельность, не соответствующая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.

 
На территориях государственных  природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам. 
В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии. 
Согласно Положению о государственных природных заповедниках к числу запрещенных на территории заповедников видов деятельности (наряду с указанными в п. 7 ст. 95 ЗК) относятся:

 
- действия, изменяющие гидрологический  режим земель; изыскательские работы  и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова,  выходов минералов, обнажений  горных пород;

 
- строительство и размещение  промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередачи и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников; 
- сбор минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках

 
 
Землепользование, назначение и статус национальных парков отличаются от землепользования, назначения и статуса государственных  природных заповедников и иных особо  охраняемых природных территорий. 
Национальные парки, являясь природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями (что объединяет их с заповедниками), предназначены и для регулируемого туризма. В настоящее время насчитывается более 30 национальных парков; первые - "Лосиный остров" в Москве и Московской области и "Сочинский" - были организованы в начале 1980-х годов.

В связи  с усилением внимания населения, всего общества к сохранению культурных ценностей и исторического наследия возрастает значение и количество видов памятников природы, земель, на которых они расположены, поскольку памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. 
Памятники природы могут быть федерального, регионального значения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе: 
- эталонные участки нетронутой природы; участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи); 
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных; природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима; 
- уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и гроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи); 
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых); 
- геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород; 
- местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов; природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей; береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

Информация о работе Земли особо охраняемых территорий