Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:55, реферат
Творчество Владимира Ивановича Вернадского определённо выходит за пределы таких наук, как генетическая минералогия, геохимия, космохимия, биогеохимия, биогеология, основателем которых он является. И хотя Вернадский в большей степени известен как учёный - естественник, создатель теории биосферы, его чрезвычайно глубоко интересовали вопросы методология научного познания, мировоззренческая проблематика. Как и всякий естествоиспытатель подобного масштаба, это и оригинальный мыслитель, один из авторов теории антропокосмизма.
В.И. Вернадский
Биогеохимия
Законы и принципы, используемые в биогеохимии
Литература
Содержание:
В.И. Вернадский
Творчество Владимира
Ивановича Вернадского
В своей самой знаменитой книге “Научная мысль как планетное явление” он излагает собственное видение эволюции человечества в геологическом и социально – историческом масштабах времени. Это одна из первых в научной литературе попыток обобщения эволюции нашей планеты как единого космического, геологического, биогенного и антропогенного процесса. Вернадский показывает ведущую преобразующую роль науки и общественно организованного труда человечества в настоящем и будущем планеты. Научная мысль, наука рассматривается как важнейшая сила преобразования и эволюции Земли.
Переход биосферы в ноосферу, по его мнению, остановить невозможно, так как рост научного сознания становится основной научной силой, создающей ноосферу. И это преобразование биосферы происходит независимо от человеческой воли, как естественный природный процесс. Причём только здесь, в истории научного познания, существование научного процесса в ходе времени оказывается доказанным. Во всех других областях человеческой жизни (экономика, политика, условие существования людей, моральное, религиозное состояние и т.д.) устойчивого процесса, т.е. развития без возвращения вспять, мы не замечаем. Вернадский даёт свой ответ на многочисленные споры о возможности прогресса и правомерности этого понятия в характеристике человеческой истории (идущее от материалистов 18 века через Гегеля к Марксу и марксизму, утверждение идеи несомненного прогресса человечества и сомнение многих мыслителей 19 – 20 веков в обоснованности, даже в моральности самой этой идеи). Согласно Вернадскому именно непрерывный рост научного знания свидетельствует о том, что человечество всё же совершенствуется.
Обращаясь к методологии научного познания, Вернадский прежде всего чётко определяет свою позицию по проблеме взаимоотношения естествознания и философии. Можно сказать, что данная проблема является сквозной для его работ. И всегда он выступает как горячий сторонник философии и естествознания. Но как понимать такой союз?
Философия для Вернадского есть условие, причём неустранимое условие для научной работы. Эта та среда, в которой существует наука и без которой науки нет. Знание тут получено не путём точного научного наблюдения и опыта, а через философские искания и интуицию.
“Философское
Вместе с тем философия
не может быть выше науки
и не должна довлеть над
наукой. Преимущество науки (
При этом Вернадский
довольно сдержанно, если не
сказать негативно, относится
к материализму, тем более к
такому, который пытался диктовать
учёным, какие выводы они должны
сделать из своих открытий. Так,
в заключительных фрагментах
раннего варианта рукописи “
Интересна оценка Вернадским методологии “Капитала” Маркса. По его мнению, Маркс получил свои блестящие результаты точным научным путём, а изложил их на языке гегелевской философии. Поэтому возникает иллюзия, что они – плод применения диалектического философского метода. На самом же деле диалектико-материалистическим у Маркса является только изложение того знания, которое добыто точным научным методом экономиста и историка. Иначе говоря, значение науки как основы социального преобразования будущего общества получено Марксом не из философских представлений, а в результате строго научного анализа экономических явлений.
Для середины 19-го века, когда в Европе, вообще в пределах европейской цивилизации, господствовал, по словам Вернадского, примат философии над наукой, в этом не было ничего необычного. Но то, что было у Маркса, отсутствовало у его “малообразованных” последователей 20-го века. Их “диамат” уже не исходит из данных науки, не основывается на них, а стремится их изменить и развить, приспособить их к своим представлениям.
Подобные потуги Вернадский называет недоразумением и утверждает, что нигде и никогда в истории мысли такой роли философия не играла и не могла играть. В самой методике научной работы никакой сторонний наблюдатель, сколь бы проницательным он не был, не может указывать путь учёному. Другое дело, если речь идёт о научных теориях, гипотезах, космогонических построениях. В этом случае натуралист с необходимостью вступает на философскую почву. Для него исчезает граница между философией и наукой. И мыслитель, и учёный охватывают общие вопросы науки (естествознания) одновременно, хотя и по-разному.
Первый (философ) рассматривает слово, обозначающее естественное тело, только как понятие и из его анализа делает логические выводы, требующее профессионализма.
Второй (учёный) не должен забывать о неизбежной неполноте любого определения естественных тел, им исследуемых, а потому должен вносить поправки в выводы первого, имея в виду отличие реальных явлений от понятий о них. Отсюда Вернадский делает вывод о том, что в истории человечества не было и нет науки без философии и что методологические идеи и концепции представляют собой пронизывающий науку её необходимый элемент.
Сам Вернадский в структуре научного знания выделяет два главных раздела. С одной стороны, это система научных фактов (конечно классифицированных и обобщенных), а с другой - научные теории, концепции, гипотезы. Именно второй раздел научного знания, с его точки зрения, равноценен философии. Однако личностное начало как бы уходит на задний план. Доказательства в данной области применимы лишь к очень общим сторонам объективной реальности, которые непосредственно не обнаруживаются ни в одном конкретном эксперименте. И они не могут претендовать на то, чтобы установить точные количественные параметры материальных объектов и процессов, их конкретные свойства, те или иные физические, химические, биологические и другие законы.
Таким образом, с методологических позиций Вернадского, существует два типа доказательств в научном познании. Причём философия доказывает не то, что доказывают естественные науки, и не тем путём, каким это делают они. Тем не мнение система доказательств и аргументации в философии примыкает к системе доказательств естествознания и опирается на неё. В свою очередь, многие естественнонаучные доказательства имеют (чаше всего не явно) определённую философскую подоснову. Такая связь объясняется только тем, что и философия и естество знание направлены на постижение одной и той же объективной реальности.
Органическая связь
между этими двумя типами
В своих методологических
построениях Вернадский
В этом плане характерно
отношение самого Вернадского
к проблеме времени,
Рассмотрим два момента
этой концепции: идею
Традиционные для 17-19-го веков представления о времени базировались на ньютоновском понятии абсолютного времени (и пространства) как неизменного и внешнего, по отношению ко всем процессам и явлениям, условия их существования. Время в таком случае оказывается как бы вместилищем (наряду с пространством) всякого материального бытия.
Теория относительности,
роль которой в развитии
Идея жизненного (биологического)
времени Вернадского полностью
вписывается в эту новую
Самого же Вернадского
интересует в первую очередь
специфика биологического
Вернадский также замечает, что в самом нашем сознании время связано с жизнью и высоко ставит философию Анри Бергсона и Георга Зиммеля, заложивших традицию изучения психологического и исторического времени. Ему явно импонирует их идея отождествления времени-дления с жизненным процессом, с эволюцией жизненных форм.
Прослеживая историю
научных и философских
Физические процессы с ходом времени действительно появляются как обратимые и подобно маятнику безразлично могут идти в ту или другую стороны. Вся научная картина мира с 17 и вплоть до 20 вв. основывалась на подобном представлении о времени. Получалось, что в физическом построении мира необратимых процессов не существует.
Информация о работе Законы и принципы, используемые в биогеохимии