Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:30, курсовая работа
Цель работы заключается в комплексной характеристике экологического состояния морских вод России. Главными задачами являются:
1) Рассмотрение морей России как крупных природных комплексов, выделение их основных свойств;
2) Определение основных загрязняющих морские воды веществ и источников их попадания в акваторию морей;
3) Анализ современного экологического состояния морей России (бассейнов Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также Каспийского моря-озера);
4) Оценка экологических последствий загрязнения морских вод, выяснение основных мер по охране и способов контроля загрязнения морей.
Введение 2
1. Моря России как крупные природные комплексы 3
2. Характеристика степени загрязнения морских вод России 9
2.1. Источники загрязнения морских вод 9
2.2. Практическая оценка загрязнения морских бассейнов 16
2.3. Анализ степени загрязнения морей России 17
3. Экологические последствия загрязнения морей России. 35
3.1. Экологические последствия загрязнения морей 35
3.2. Охрана морских вод 38
3.2.1. Охрана морей и океанов 40
3.2.2. Охрана морских прибрежных вод 45
3.2.3. Контроль за состоянием морских вод России 48
Заключение 51
Литература 53
Содержание растворенного кислорода в мае изменялось в пределах 6,84–13,04 мг/л (59,3–128,5% насыщения), составив в среднем 10,75 мг/л (99,5% насыщения). ИЗВ составил 1,26, что соответствует 5-му классу («грязная»).В прибрежной зоне Охотского моря в районе пос. Октябрьский среднее содержание фенолов в морской воде в период наблюдений составило 5 ПДК, максимальное – 10 ПДК. Это самые высокие концентрации за последние 5 лет. Среднее содержание СПАВ превысило 1,6 ПДК, максимальное – 3,4 ПДК. В последние 5 лет прослеживается устойчивая тенденция к повышению уровня загрязненности морских вод СПАВ. В прибрежных водах присутствуют марганец, железо, молибден, ванадий, медь, висмут, олово, никель, алюминий, серебро, хром и титан.
В концентрациях, превышающих ПДК, обнаружены железо, молибден и медь, средние концентрации которых составили 2, 1,3, и 2,5 ПДК соответственно при максимальных 6,8, 3,5 и 3,4 ПДК. Хлорорганические пестициды в период наблюдений не обнаружены. Содержание биогенных элементов в морских водах не превышает ПДК. Кислородный режим в целом был удовлетворительным, среднее содержание растворенного кислорода составило 9,71 мг/л (97% насыщения). По ИЗВ воды характеризуются как «грязные» (2,44 – 5-ый класс).
В течение последних 5 лет загрязнение российской акватории Японского моря остается практически неизменным и достаточно высокими. Наиболее загрязненными являются прибрежные воды залива Петра Великого (бухта Золотой Рог, Амурский и Уссурийский заливы и залив Находка). Уровень загрязненности морских прибрежных вод нефтяными углеводородами в среднем за 1998г. в этих районах колебался в пределах 1–1,8 ПДК; максимальные концентрации зафиксированы в бухте Золотой Рог и Амурском заливе – более 16 и почти 8 ПДК соответственно.
Среднегодовое содержание фенолов в этих районах составило 4–5 ПДК, а их максимальные концентрации в бухте Золотой Рог – 28 ПДК, Уссурийском заливе – 17 ПДК, Амурском заливе и заливе Находка – 13 ПДК. Содержание СПАВ в морских прибрежных водах в среднем не превысило 1 ПДК; наиболее загрязненным районом является бухта Золотой Рог – максимум содержания СПАВ составил почти 2,5 ПДК. В 1998г. в водах Амурского и Уссурийского заливов, бухты Золотой Рог и залива Находка обнаружены медь, кобальт, кадмий, никель, свинец, железо, цинк, ртуть. Среднегодовое содержание меди в прибрежных водах колебалось в диапазоне 1–1,3 ПДК (максимум отмечен в Амурском заливе – 4,8 ПДК). Среднегодовое содержание железа и цинка не превысило 1 ПДК, однако в бухте Золотой Рог максимальные концентрации этих металлов в морской воде соответственно составили 3 и 2 ПДК, в Амурском заливе – 4,6 и 3 ПДК. Уровень загрязненности морских прибрежных вод ртутью в среднем также не превысил 1 ПДК, при этом максимальные концентрации были достаточно высокими: в бухте Золотой Рог – почти 6 ПДК, в Амурском заливе – около 4 ПДК. Концентрации кобальта, никеля и свинца в морских водах не превышали 1 ПДК.
Кислородный режим в прибрежных водах залива Петра Великого в течение 1998г. был удовлетворительным: среднее содержание растворенного кислорода в толще вод изменялось в диапазоне 8,47–9,20 мг/л. Как обычно, в летнее время года в бухте Золотой Рог и Амурском заливе наблюдались случаи уменьшения концентраций растворенного кислорода ниже ПДК. В донных отложениях прибрежных районов залива Петра Великого присутствуют все загрязняющие вещества, за которыми проводится контроль. Так, в 1998г. содержание нефтепродуктов достигало 10,70 мг/г сухого остатка, фенолов – 18,54 мкг/г, меди – 325 мкг/г, свинца – 330 мкг/г, кадмия – 12 мкг/г, кобальта – 19 мкг/г, никеля – 40 мкг/г, цинка – 970 мкг/г, ртути – 1,93 мкг/г. Сохраняется чрезвычайно высокое содержание железа в донных отложениях залива – до 68 000 мкг/г (в 1996 г. концентрации железа достигали 44 000 мкг/г, в 1997 г. – 50 000 мкг/л; до 1996г. они были на 2–3 порядка ниже).
Содержание хлорорганических пестицидов в донных отложения залива Петра Великого составило: ГХЦГ – 4,8 нг/г сухого остатка, ГХЦГ – 11,5 нг/г; ДДТ – 56,6 нг/г, ДДЭ – 9,9 нг/г, ДДД – 35,9 нг/г. Указанные районы в течение многих лет являются одними из наиболее загрязненных среди прибрежных акваторий России.
3. Экологические последствия загрязнения морей России. Охрана морских вод
3.1. Экологические последствия загрязнения морей
Еще несколько десятилетий назад загрязненные воды представляли собой как бы острова в относительно чистой природной среде. Сейчас картина изменилась, образовались сплошные массивы загрязненных территорий.
Нефтяное загрязнение морей, несомненно, есть самое распространенное явление. В основном оно связано с транспортировкой и разработкой месторождений на шельфе. Континентальное нефтяное загрязнение поступает в океан через речной сток. В море нефтяное загрязнение имеет различные формы. Оно может тонкой пленкой покрывать поверхность воды, а при разливах толщина нефтяного покрытия вначале может составлять несколько сантиметров. С течением времени образуется эмульсия нефти в воде или воды в нефти. Позже возникают комочки тяжелой фракции нефти, нефтяные агрегаты, которые способны долго плавать на поверхности моря. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса. [7.]
Все компоненты нефти токсичны для морских организмов. Нефть влияет на структуру сообщества морских животных. При нефтяном загрязнении изменяется соотношение видов и уменьшается их разнообразие. Так, обильно развиваются микроорганизмы, питающиеся нефтяными углеводородами, а биомасса этих микроорганизмов ядовита для многих морских обитателей. Доказано, что очень опасно длительное хроническое воздействие даже небольших концентраций нефти. При этом постепенно падает первичная биологическая продуктивность моря. У нефти есть еще одно неприятное побочное свойство. Ее углеводороды способны растворять в себе ряд других загрязняющих веществ, таких, как пестициды, тяжелые металлы, которые вместе с нефтью концентрируются в приповерхностном слое и еще более отравляют его. Ароматическая фракция нефти содержит вещества мутагенной и канцерогенной природы, например бензопирен. Сейчас получены многочисленные доказательства наличия мутагенных эффектов загрязненной морской среды. Бензопирен активно циркулирует по морским пищевым цепочкам и попадает в пищу людей.
Наибольшие количества нефти сосредоточены в тонком приповерхностном слое морской воды, играющем особенно важную роль для различных сторон жизни океана. В нем сосредоточено множество организмов, этот слой играет роль «детского сада» для многих популяций. Поверхностные нефтяные пленки нарушают газообмен между атмосферой и океаном. Претерпевают изменения процессы растворения и выделения кислорода, углекислого газа, теплообмена, меняется отражательная способность морской воды.
Хлорированные углеводороды, широко применяемые в качестве средств борьбы с вредителями сельского и лесного хозяйства, с переносчиками инфекционных болезней, уже многие десятилетия вместе со стоком рек и через атмосферу поступают в моря. ДДТ и его производные, полихлорбифенилы и другие устойчивые соединения этого класса сейчас обнаруживаются повсюду в морях, включая Арктику. Они легко растворимы в жирах и поэтому накапливаются в органах рыб, млекопитающих, морских птиц. Будучи ксенобиотиками, т.е. веществами полностью искусственного происхождения, они не имеют среди микроорганизмов своих «потребителей» и поэтому почти не разлагаются в природных условиях, а только накапливаются в морских водах. Вместе с тем они остротоксичны, влияют на кроветворную систему, подавляют ферментативную активность, сильно влияют на наследственность. [15.]
Вместе с речным стоком в океан поступают и тяжелые металлы, многие из которых обладают токсичными свойствами. Общая величина речного стока составляет 46 тыс. км воды в год. Вместе с ним в моря поступает до 2 млн. т свинца, до 20 тыс. т кадмия и до 10 тыс. т ртути. Наиболее высокие уровни загрязнения имеют прибрежные воды и внутренние моря. Немалую роль в загрязнении морей играет и атмосфера. Так, например, до 30% всей ртути и 50% свинца, поступающих в моря ежегодно, переносится через атмосферу. По своему токсичному действию в морской среде особую опасность представляет ртуть.
Под
влиянием микробиологических процессов
токсичная неорганическая ртуть
превращается в гораздо более
токсичные органические формы ртути.
Накопленные благодаря
Последствия загрязнения опасны, прежде всего, для всех живых обитателей морей и океанов. Эти последствия разнообразны. Первичные критические нарушения в функционировании живых организмов под действием загрязняющих веществ возникают на уровне биологических эффектов: после изменения химического состава клеток нарушаются процессы дыхания, роста и размножения организмов, возможны мутации и канцерогенез; нарушаются движение и ориентация в морской среде. Морфологические изменения нередко проявляются в виде разнообразных патологий внутренних органов: изменений размеров, развития уродливых форм. Особенно часто эти явления регистрируются при хроническом загрязнении. Все это отражается на состоянии отдельных популяций, на их взаимоотношениях. Таким образом, возникают экологические последствия загрязнения. Важным показателем нарушения состояния экосистем является изменение числа высших таксонов - рыб. Существенно изменяется фотосинтезирующее действие в целом. Растет биомасса микроорганизмов, фитопланктона, зоопланктона. Это характерные признаки эвтрофикации морских водоемов, особенно они значительны во внутренних морях, морях закрытого типа. В Каспийском, Черном, Балтийском морях за последние 10-20 лет биомасса микроорганизмов выросла почти в 10 раз. В Японском море сущим бедствием стали «красные приливы», следствие эвтрофикации, при которой бурно развиваются микроскопические водоросли, а затем исчезает кислород в воде, гибнут водные животные и образуется огромная масса гниющих остатков, отравляющих не только море, но и атмосферу.
3.2. Охрана морских вод
Самоочищение морей и океанов - сложный процесс, при котором происходит разрушение компонентов загрязнения и включения их в общий круговорот веществ. Способность моря перерабатывать углеводороды и другие виды загрязнения небезгранична. В настоящее время многие акватории уже утратили способность к самоочищению. Некоторые заливы и бухты нефть, в больших количествах скопившаяся в донных отложениях, превратила практически в мертвые зоны. Существует прямая зависимость между численностью нефтеокисляющих микроорганизмов и интенсивностью нефтяного загрязнения морской воды. [16.]
Самое большое число микроорганизмов выделялось в районах нефтяного загрязнения, при этом количество бактерий, растущих на нефти, доходит до миллиона на 1л. морской воды. Наряду с численностью микроорганизмов в местах постоянного нефтяного загрязнения растет и видовое разнообразие. Это, по всей видимости, можно объяснить большой сложностью химического состава нефти, различные компоненты которой могут потребляться только определенными видами микроорганизмов. Связь между численностью и видовым разнообразием микроорганизмов, с одной стороны, и интенсивностью нефтяного загрязнения, с другой - дает основания рассматривать нефтеокисляющие микроорганизмы как индикаторы нефтяного загрязнения.Микроорганизмы моря функционируют в составе сложного микробиоценоза, который реагирует на чужеродные вещества как на единое целое. Не многие виды организмов способны полностью разложить нефть. Такие формы выделяются из воды редко, и процесс деградации нефти не бывает интенсивным. Смешанное бактериальное «население» более эффективно разрушает нефть и отдельные углеводороды. К морским организмам, которые участвуют в процессах самоочищения, относятся моллюски.
Различают две группы моллюсков. В первую входят мидии, устрицы, гребешок и некоторые другие. Их ротовое отверстие состоит из двух трубочек (сифонов). Через один сифон всасывается морская вода со всеми взвешенными в ней частицами, которые оседают в специальном аппарате моллюска, а через другой очищенная морская вода поступает обратно в море. Все съедобные частицы усваиваются, а непереваренные крупными комочками выбрасываются наружу. Плотное население мидий на площади 1кв. м. Фильтрует за сутки до 200м. куб. воды.
Мидии - один из самых распространенных морских водных организмов. Крупный моллюск может пропустить через себя до 70л. воды в сутки и таким образом очистить ее от возможных механических примесей и некоторых органических соединений. Подсчитано, что только в северо-западной части Черного моря мидии профильтровывают за сутки более 100км куб воды. Подобно мидии, питаются и другие морские животные - мшанки, губки, асцидии. У моллюсков второй группы раковина или закрученная, овально-конической формы (рапаны, литорины), или напоминает колпачок (морское блюдечко). Ползая по камням, сваям, причалам, растениям, днищам судов, они ежедневно прочищают огромные заросшие поверхности.
Морские организмы, их поведение и состояние, являются индикаторами нефтяных загрязнений, т.е. они как бы осуществляют биологическое наблюдение за окружающей средой. Однако морские организмы не только пассивные регистраторы, но и непосредственные участники процесса естественного самоочищения среды.