Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:55, реферат
Атмосфера оказывает интенсивное воздействие не только на человека, но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Строение и состав атмосферы…………………………………………4
2. Важнейшие экологические функции атмосферы………..…………5
3. Качество атмосферы и особенности ее загрязнения……………….9
4. Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу…......12
5. Кислотные дожди………………………………………………………17
5.1. Кислотные дожди и водоемы………………………………………..21
5.2. Кислотные дожди и леса……………………………………………..22
5.3. Кислотные дожди и урожайность сельскохозяйственных
культур…………………………………………………………………23
5.4. Кислотные дожди и материалы………………………………..…...23
6. Загрязнение атмосферы биологическими примесями……………..25
6.1. Изменение природного состава воздуха………………………..…26
6.2. Парниковый эффект………………………………………………….27
6.3. Парниковый эффект и климат Земли………………...……………31
6.4. Разрушение озонового слоя…………………………………………32
7. Анализ состояния воздушной среды Оренбургской области……..34
8. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха
г. Оренбурга в 2011г…………………………………………………....36
9. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……………………38
10. Список использованной литературы………………………………..41
За период с 1992 года по 2000
год выбросы вредных веществ
в атмосферу от стационарных
источников сократились на 333, 14 тыс.
т (61,4%). Это обусловлено, прежде всего,
сокращением объемов
Основными загрязняющими веществами по массе выбросов являются сернистый ангидрид, углеводороды, оксид углерода и оксиды азота.
Суммарные выбросы вредных веществ приведены без учета выбросов ж/д, авиационного и личного автомобильного транспорта, с/х техники, сжигания топлива населением и твердых отходов на свалках, а также мелких предприятий и организаций, имеющие выбросы менее 50 т в год. Выбросы от этих источников могут составлять не менее 30% от общего объема поступающих вредных веществ в атмосферу.
В структуре выбросов преобладают газообразные и жидкие выбросы (93%), и всего лишь 7% твердые. Из газообразных и жидких 36,1% составляют выбросы сернистого ангидрида; 33,1% - оксиды углерода; 10,8% - окислы азота; 17,3% - углеводороды (без летучих органических соединений), 2,7% - прочие, включая ЛОС.
Наиболее загрязнен атмосферный воздух выбросами вредных веществ в городах Новотроицке и Медногорске, немного лучше ситуация – в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане, Кувандыке, Гае.
Наиболее значительную долю в загрязнение воздушного бассейна г. Оренбурга вносит автотранспорт. От всего суммарного выброса вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, доля автотранспорта составляет 63,1%.
Необходимо усилить контроль
за состоянием атмосферного воздуха
селитебных (жилых) территорий, установить
лабораторно-инстументальный
Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) за последние 10 лет несколько снизился, но по-прежнему остаётся высоким.
В начале 90-х годов особенно загрязнен был воздух в гг. Оренбурге, Медногорске, Новотроицке, Кувандыке, тогда как к 2000г. в Оренбурге ИЗА был наименьшим среди промышленно развитых городов. Высокий уровень ИЗА все же остается в гг. Кувандыке и Новотроицке.
В г. Медногорске при
Оздоровление атмосферного
воздуха может быть достигнуто в
том случае, если намеченные мероприятия
по охране воздуха будут в достаточной
мере профинансированы из всех источников
финансирования, в том числе собственных
средств предприятий, и внедрены
промышленными предприятиями
В соответствии с природоохранным законодательством всем промышленным предприятиям, имеющим стационарные и нестационарные источники загрязнения атмосферы, необходимо разрабатывать проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) и выполнять их рекомендации по охране атмосферного воздуха, в том числе при НМУ, получать разрешение на выбросы и не превышать их.
В Оренбургской области некоторые предприятия не разрабатывают проектов ПДВ, работают без разрешения на выбросы, что запрещается федеральным законодательством.
8. Влияние автотранспорта
на загрязнение атмосферного воздуха
г. Оренбурга в 2011г.
Атмосферный воздух является
жизненно важным компонентом окружающей
среды, неотъемлемой частью среды обитания
человека, растений
и животных.
Загрязнение атмосферного воздуха
в городах определяется преимущественно
воздействием выбросов загрязняющих веществ
от различных антропогенных
Основное увеличение негативной нагрузки на городские воздушные бассейны осуществляется в первую очередь за счет возрастающего количества автотранспорта.
Управление Роспотребнадзора
по Оренбургской области сообщает,
что при осуществлении контроля
за состоянием атмосферного воздуха
на территории
г. Оренбурга в 2011 г. установлено, что как
и для любого крупного города областного
значения, для г. Оренбурга характерна
стойкая тенденция
к увеличению количества автотранспортных
средств и, следовательно,
к увеличению выбросов загрязняющих веществ
в атмосферу от передвижных источников,
доля выбросов которых составляет около
60%. На начало 2011 года
в атмосферу города от автотранспорта
было выброшено более 80,0 тыс. тонн загрязняющих
веществ.
Увеличение доли автотранспорта
в загрязнении атмосферы
не только с существенным увеличением
количества автомобилей, но
и некачественным топливом и использованием
устаревших автомобилей. Количество автомобилей
старше 10 лет в автотранспортных предприятиях
города составляет 43%.
Близкое расположение автомагистралей,
недостатки в организации
и хранении индивидуального транспорта,
оказывает негативное влияние
на загрязнение атмосферного воздуха
жилых территорий. Ранжирование городов
по уровню загрязнения атмосферного воздуха
на автомагистралях в жилой зоне вывело
город Оренбург на 6 ранговое место. В 2011
году удельный вес проб атмосферного воздуха
с превышением гигиенических нормативов
на автомагистралях в зоне жилой застройки
г. Оренбурга снизился по сравнению
с прошлым годом и составил 0,5% против 1,1%
в 2008 году. Вместе с тем, по-прежнему чаще
всего в воздухе города обнаруживались
превышения гигиенических нормативов
содержания пыли, оксида углерода, диоксида
азота. Тенденции к снижению концентраций
приоритетных контролируемых загрязнителей
атмосферного воздуха не наблюдается,
кроме оксида углерода, сероводорода,
и оксида азота.
Интенсивность движения на магистральных улицах в 50 раз больше, чем на улицах местного значения. В летний период интенсивность движения увеличивается в 1,3-2 раза по сравнению с зимним. В течение суток практически на всех улицах наибольшая интенсивность транспортных потоков наблюдается в утренние и дневные часы, а создаваемые пробки способствуют увеличению загрязненности воздушного бассейна города.
Анализ данных антропогенного
загрязнения атмосферного воздуха
г. Оренбурга установил, что население
подвергается различному воздействию
загрязняющих веществ в зависимости от
территории города. Наибольший процент
нестандартных проб, а, следовательно,
и повышенный уровень загрязнения отмечается
в центральной части города. Сохраняется
высокая загазованность из-за интенсивности
движения автотранспорта на улицах: Чичерина,
Горького, Пролетарская, пр. Победы. В южной
части города, по сравнению с предыдущим
периодом отмечается увеличение среднегодовой
нагрузки по взвешенным веществам, диоксиду
азота, оксида углерода, формальдегиду.
Для северной части города, по-прежнему,
характерно загрязнение атмосферного
воздуха взвешенными веществами и диоксидом
азота.
Среди источников, оказывающих
приоритетное воздействие на состояние
здоровья населения в г. Оренбурге
являются выбросы промышленных предприятий
и автотранспорта. Не случайно в
структуре заболеваемости среди
населения города лидируют болезни
органов дыхания (26,3%), в том числе
в структуре заболеваемости детского
населения (55,9%), подростков (50,5%).
На основе
проведенного анализа
г. Оренбурга, с целью ликвидации неблагоприятного
воздействия загрязнений атмосферного
воздуха на здоровье населения, администрации
города целесообразно проведение и реализация
следующих технических, технологических
и градостроительных решений:
- оптимизация транспортно-
- реализация мероприятий
по снижению интенсивности
- строительство Северо-Западной окружной дороги;
- организация и хранение индивидуального
транспорта с размещением
в стационарных коммунальных гаражных
зонах
- ежедневный полив улиц в теплый период года.
Данные мероприятия по нормализации воздушного
бассейна
г. Оренбурга необходимо предусмотреть
в генеральном плане развития
г. Оренбурга.
9. Мероприятия по охране атмосферного воздуха
I. Законодательные. Наиболее
важным в обеспечении
В США в 1998 году вступит в силу закон по предупреждению дальнейшего загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность автопромышленности адаптироваться к новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов электромобилей и 20-30 процентов автомобилей на газовом топливе.
Еще раньше там были приняты законы, предписывающие выпуск более экономичных двигателей. И вот результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина на 100 километров, а двадцать лет спустя - только 7,7.
Мы пытаемся идти тем же
путем. В Государственной думе находиться
проект Закона «О государственной политике
в области использования
Однако наши производители
автомобилей не торопятся, они предпочитают
создавать препоны принятию законов
ограничивающих их монополизм и вскрывающих
бесхозяйственность и техническую
отсталость нашего производства. В
позапрошлом году анализ Москомприроды
показал ужасное техническое
состояние отечественных
В целом в России практически
отсутствует нормальная законодательная
база, которая регулировала бы экологические
отношения и стимулировала
II. Архитектурно планировочные.
Данные меры направлены на
регламентацию строительства
Чрезвычайно остра также
проблема рационального расположения
дорожной сети в городах, а также
качество самих дорог. Не секрет, что
бездумно построенные в свое время
дороги совершенно не рассчитаны на современное
количество машин. В Перми эта
проблема чрезвычайно остра и
является одной из наиболее важных.
Нужно срочное строительств объездной
дороги, чтобы разгрузить центр города
от транзитного большегрузного автотранспорта.
Необходима также капитальная
Необходимо также обеспечить
оперативный контроль за состоянием
атмосферы, через сеть постоянный и
передвижных станций контроля. Также
следует обеспечить хотя бы минимальный
контроль за чистотой выхлопов автотранспорта,
через специальные проверки. Нельзя
также допускать процессов