Загрязнение и защита атмосферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 19:36, реферат

Описание работы

Атмосфера оказывает интенсивное воздействие не только на человека,
но и на гидросферу, почвенно-растительный покров, геологическую среду, здания, сооружения и другие техногенные объекты. Поэтому охрана атмосферного воздуха и озонового слоя является наиболее приоритетной проблемой экологии
и ей уделяется пристальное внимание во всех развитых странах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Строение и состав атмосферы…………………………………………4
2. Важнейшие экологические функции атмосферы………..…………5
3. Качество атмосферы и особенности ее загрязнения……………….9
4. Основные химические примеси, загрязняющие атмосферу…......12
5. Кислотные дожди………………………………………………………17
5.1. Кислотные дожди и водоемы………………………………………..21
5.2. Кислотные дожди и леса……………………………………………..22
5.3. Кислотные дожди и урожайность сельскохозяйственных
куль¬тур…………………………………………………………………23
5.4. Кислотные дожди и материалы………………………………..…...23
6. Загрязнение атмосферы биологическими примесями……………..25
6.1. Изменение природного состава воздуха………………………..…26
6.2. Парниковый эффект………………………………………………….27
6.3. Парниковый эффект и климат Земли………………...……………31
6.4. Разрушение озонового слоя…………………………………………32
7. Анализ состояния воздушной среды Оренбургской области……..34
8. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха
г. Оренбурга в 2011г…………………………………………………....36
9. Мероприятия по охране атмосферного воздуха……………………38
10. Список использованной литературы………………………………..41

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 630.37 Кб (Скачать)

За период с 1992 года по 2000 год выбросы вредных веществ  в атмосферу от ста­ционарных  источников сократились на 333, 14 тыс. т (61,4%). Это обусловлено, прежде всего, сокращением объемов производств  по всем предприятиям области.

Основными загрязняющими  веществами по массе выбросов являются сернистый ангидрид, углеводороды, оксид углерода и оксиды азота.

Суммарные выбросы вредных  веществ приведены без учета  выбросов ж/д, авиационного и личного  автомобильного транспорта, с/х техники, сжигания топлива населением и твердых  отходов на свалках, а также мелких предприятий и организаций, имеющие  выбросы менее 50 т в год. Выбросы  от этих источников могут составлять не менее 30% от общего объема поступающих  вредных веществ в атмосферу.

В структуре выбросов преобладают  газообразные и жидкие выбросы (93%), и всего лишь 7% твердые. Из газообразных и жидких 36,1% составляют выбросы  сернистого ангидрида; 33,1% - оксиды углерода; 10,8% - окислы азота; 17,3% - углеводороды (без  летучих органических соединений), 2,7% - прочие, включая ЛОС.

          Наиболее загрязнен атмосферный воздух выбросами вредных веществ в городах Новотроицке и Медногорске, немного лучше ситуация – в Оренбурге, Орске, Бузулуке, Бугуруслане, Кувандыке, Гае.

Наиболее значительную долю в загрязнение воздушного бассейна г. Оренбурга вносит автотранспорт. От всего суммарного выброса вредных  веществ, загрязняющих атмосферный  воздух, доля автотранспорта составляет 63,1%.

Необходимо усилить контроль за состоянием атмосферного воздуха  селитебных (жилых) территорий, установить лабораторно-инстументальный контроль за вредными выбросами всех видов  транспорта, внедрять мероприятия по охране воздуха, уменьшающие вредное  воздействие автотранспорта, - экономное  сжигание современными двигателями  горючего, использование экологически чистого неэтилированного бензина  и др.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) за последние 10 лет несколько  снизился, но по-прежнему остаётся высоким.

В начале 90-х годов особенно загрязнен был воздух в гг. Оренбурге, Медногорске, Новотроицке, Кувандыке, тогда как к 2000г. в Оренбурге  ИЗА был наименьшим среди промышленно развитых городов. Высокий уровень ИЗА все же остается в гг. Кувандыке и Новотроицке.

В г. Медногорске при неблагоприятных  метеоусловиях (НМУ) из-за несоблюдения режима работы при НМУ ОАО «Медногорский  медно-серный комбинат» постоянно  превышаются ПДК. По кислым газам  наблюдалось превышения ПДК в 10 и  более раз (данные государственного учреждения «Оренбургский областной  центр по гидрометеорологии и  мониторингу окружающей среды»).

Оздоровление атмосферного воздуха может быть достигнуто в  том случае, если на­меченные мероприятия  по охране воздуха будут в достаточной  мере профинансированы из всех источников финансирования, в том числе собственных  средств предприятий, и внедрены промышленными предприятиями области, службами коммунального хозяйства, предприятиями агропромышленного  комплекса, владельцами транспортных средств и др.

В соответствии с природоохранным  законодательством всем промышленным предприятиям, имеющим стационарные и нестационарные источники загрязнения  атмосферы, необходимо разрабатывать  проекты предельно допустимых выбросов (ПДВ) и выполнять их рекомендации по охране атмосферного воздуха, в том  числе при НМУ, получать разрешение на выбросы и не превышать их.

В Оренбургской области некоторые  предприятия не разрабатывают проектов ПДВ, работают без разрешения на выбросы, что запрещается федеральным  законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Влияние автотранспорта на загрязнение атмосферного воздуха  
г. Оренбурга в 2011г.

 

Атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, неотъемлемой частью среды обитания человека, растений  
и животных.

Загрязнение атмосферного воздуха  в городах определяется преимущественно  воздействием выбросов загрязняющих веществ  от различных антропогенных источников (промышленные предприятия, отопительные котельные, предприятия теплоэнергетики  и др.) и автотранспорта.

Основное увеличение негативной нагрузки на городские воздушные  бассейны осуществляется в первую очередь  за счет возрастающего количества автотранспорта.

Управление Роспотребнадзора по Оренбургской области сообщает, что при осуществлении   контроля  за состоянием атмосферного воздуха  на территории  
г. Оренбурга в 2011 г. установлено, что как и для любого крупного города областного значения, для г. Оренбурга характерна стойкая тенденция  
к увеличению количества автотранспортных средств и,  следовательно,  
к увеличению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных источников, доля выбросов которых составляет около 60%. На начало 2011 года  
в атмосферу города от автотранспорта было выброшено более 80,0 тыс. тонн загрязняющих веществ.

Увеличение доли автотранспорта в загрязнении атмосферы связано  
не только с существенным увеличением количества автомобилей, но  
и некачественным топливом и использованием устаревших автомобилей. Количество автомобилей старше 10 лет в автотранспортных предприятиях  города составляет 43%.

Близкое расположение автомагистралей, недостатки в организации  
и хранении индивидуального транспорта, оказывает негативное влияние  
на загрязнение атмосферного воздуха жилых территорий. Ранжирование городов по уровню загрязнения атмосферного воздуха на автомагистралях в жилой зоне вывело город Оренбург на 6 ранговое место. В 2011 году удельный вес проб атмосферного воздуха с превышением гигиенических нормативов  
на автомагистралях в зоне жилой застройки г. Оренбурга снизился по сравнению  
с прошлым годом и составил 0,5% против 1,1% в 2008 году. Вместе с тем, по-прежнему чаще всего в воздухе города обнаруживались превышения гигиенических нормативов содержания пыли, оксида углерода, диоксида азота. Тенденции к снижению концентраций приоритетных контролируемых загрязнителей атмосферного воздуха  не наблюдается, кроме оксида углерода, сероводорода, и оксида азота.

Интенсивность движения на  магистральных улицах  в 50 раз  больше, чем на улицах местного значения. В  летний период интенсивность движения увеличивается в 1,3-2 раза по сравнению  с зимним. В течение суток практически  на всех улицах наибольшая интенсивность  транспортных потоков наблюдается  в утренние и дневные часы, а создаваемые пробки способствуют увеличению загрязненности воздушного бассейна города.

Анализ данных антропогенного загрязнения атмосферного воздуха  
г. Оренбурга  установил, что население подвергается различному воздействию загрязняющих веществ в зависимости от территории города. Наибольший процент нестандартных проб, а, следовательно, и повышенный уровень загрязнения отмечается в центральной части города. Сохраняется высокая загазованность из-за интенсивности движения автотранспорта на улицах: Чичерина, Горького, Пролетарская, пр. Победы. В южной части города, по сравнению с предыдущим периодом отмечается увеличение среднегодовой нагрузки по взвешенным веществам, диоксиду азота, оксида углерода, формальдегиду. Для северной части города, по-прежнему, характерно загрязнение атмосферного воздуха взвешенными веществами и диоксидом азота.

Среди источников, оказывающих  приоритетное воздействие на состояние  здоровья населения в г. Оренбурге  являются выбросы промышленных предприятий  и автотранспорта. Не случайно в  структуре заболеваемости среди  населения города лидируют болезни  органов дыхания (26,3%), в том числе  
в структуре заболеваемости детского населения (55,9%), подростков (50,5%).

       На основе  проведенного анализа состояния  воздушного бассейна  
г. Оренбурга, с целью ликвидации неблагоприятного воздействия загрязнений атмосферного воздуха на здоровье населения, администрации города целесообразно проведение и реализация следующих технических, технологических и градостроительных решений:

- оптимизация транспортно-планировочной  организации территории: формирование  широтных магистралей, строительство  и реконструкция улиц, строительство  улиц, дублирующих основные направления,  расширение параметров основных  улиц, развитие электротранспорта;

- реализация мероприятий  по снижению интенсивности движения  автотранспорта по автомагистралям  центра города;

-   строительство Северо-Западной  окружной дороги;

- организация и хранение индивидуального транспорта с размещением  
в стационарных коммунальных гаражных зонах

-   ежедневный полив улиц в теплый период года.

            Данные мероприятия по нормализации воздушного бассейна  
г. Оренбурга необходимо предусмотреть в генеральном плане развития  
г. Оренбурга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.  Мероприятия по охране атмосферного воздуха

 

 

I. Законодательные. Наиболее  важным в обеспечении нормального  процесса по охране атмосферного  воздуха является принятие соответствующей  законодательной базы, которая бы  стимулировала и помогала в  этом трудном процессе. Однако  в России, как ни прискорбно  это звучит, в последние годы  не наблюдается существенного  прогресса в этой области. Те  последние загрязнения, с которыми  мы сейчас столкнулись, мир  уже пережил 30-40 лет назад и  принял защитные меры, так что  нам не нужно изобретать велосипед.  Следует использовать опыт развитых  стран и принять законы, ограничивающие  загрязнение, дающие государственные  дотации производителям экологически  более чистых машин и льготы  владельцам таких машин.

В США в 1998 году вступит  в силу закон по предупреждению дальнейшего  загрязнения воздуха, принятый конгрессом четыре года назад. Этот срок дает возможность  автопромышленности адаптироваться к  новым требованиям, но к 1998 году будьте любезны выпускать не меньше 2 процентов  электромобилей и 20-30 процентов автомобилей  на газовом топливе.

Еще раньше там были приняты  законы, предписывающие выпуск более  экономичных двигателей. И вот  результат: в 1974 году средний автомобиль в США расходовал 16,6 литров бензина  на 100 километров, а двадцать лет  спустя - только 7,7.

Мы пытаемся идти тем же путем. В Государственной думе находиться проект Закона «О государственной политике в области использования природного газа в качестве моторного топлива». Этот закон предусматривает снижение токсичность выбросов у грузовиков и автобусов, в результате перевода их на газ. Если будет обеспечена государственная  поддержка, вполне реально это сделать  так, что уже к 2000-му году у нас  было бы 700 тысяч машин, работающих на газе (сегодня их - 80 тысяч).

Однако наши производители  автомобилей не торопятся, они предпочитают создавать препоны принятию законов  ограничивающих их монополизм и вскрывающих  бесхозяйственность и техническую  отсталость нашего производства. В  позапрошлом году анализ Москомприроды  показал ужасное техническое  состояние отечественных автомобилей. 44% «Москвичей», сходивших с конвейера  АЗЛК, не соответствовали ГОСТу по токсичности! На ЗИЛе таких машин  было 11%, на ГАЗе - до 6%. Это позор для  нашего автомобилестроения - даже один процент недопустим.

В целом в России практически  отсутствует нормальная законодательная  база, которая регулировала бы экологические  отношения и стимулировала природоохранные  мероприятия.

 

II. Архитектурно планировочные.  Данные меры направлены на  регламентацию строительства предприятий,  планирование городской застройки  с учетом экологических соображений,  озеленение городов и др. При  строительстве предприятий необходимо  придерживаться правил установленных  законом и не допускать строительство  вредных производств городской  черте. Необходимо осуществлять  массовое озеленение городов,  т. к. Зеленые насаждения впитывают  из воздуха многие вредные вещества и способствуют очищению атмосферы. К сожалению, в современный период в России зеленые насаждения не сколько увеличиваются, сколько сокращаются. Не говоря уже о том, что построенные в свое время «спальные районы» не выдерживают никакой критики. Так как в этих районах однотипные дома расположены слишком густо (ради экономии площади) и воздух, находящийся между ними, подвержен застойным явлениям.

Чрезвычайно остра также  проблема рационального расположения дорожной сети в городах, а также  качество самих дорог. Не секрет, что  бездумно построенные в свое время  дороги совершенно не рассчитаны на современное  количество машин. В Перми эта  проблема чрезвычайно остра и  является одной из наиболее важных. Нужно срочное строительств объездной  дороги, чтобы разгрузить центр города от транзитного большегрузного автотранспорта. Необходима также капитальная реконструкция (а не косметический ремонт) дорожного  покрытия, строительство современных  транспортных развязок, выпрямление  дорог, устройства звукозащитных барьеров и озеленение придорожной полосы. К счастью, несмотря на финансовые затруднение, в последнее время наметились подвижки в этой области.

Необходимо также обеспечить оперативный контроль за состоянием атмосферы, через сеть постоянный и  передвижных станций контроля. Также  следует обеспечить хотя бы минимальный  контроль за чистотой выхлопов автотранспорта, через специальные проверки. Нельзя также допускать процессов горения  на различных свалках, т. к. в этом случае с дымом выделяется большое  количество вредных веществ.

Информация о работе Загрязнение и защита атмосферы