Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:05, курсовая работа
Цель данной курсовой работы:
1. Изучить загрязняющие факторы атмосферного воздуха
2. Провести исследование воздуха производственных помещений с
целью определения содержания вредных веществ
Введение…………………………………………………………………………3
1. Атмосфера земли, ее структура и свойства…………………………….5
2. Химический состав воздуха……………………………………………..11
3. Физические свойства воздуха, их воздействие на организм человека.16
4. Основные источники загрязнения атмосферы и их характеристика..21
4.1 Автомобильный транспорт
4.2 Авиатранспорт
4.3 Теплоэлектростанции
4.4 Промышленные предприятия
4.5 Сельское хозяйство
5. Изменение газового состава атмосферы и его последствия………….25
6. Влияние загрязнения воздуха на здоровье и условия жизни людей…32
7. Правовые основы охраны атмосферного воздуха……………………44
8. Профилактика заболеваний, возникающих вследствии загрязнения атмосферного воздуха……………………..…………..………………………50
9. Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха населенных мест ………………………………………………………………………
10. Профилактика заболеваний, возникающих вследствии загрязнения атмосферного воздуха………………………………………………………
11. Методы и приборы исследования атмосферного воздуха……………
12. Качественная характеристика состава воздуха в ассистентской №2 производственной аптеки………………………………………………………
13.
Заключение
Список литературы
Для получения более полной гигиенической характеристики пыли серы и выявления ее способности проникать в глубокие отделы дыхательных путей нами определена степень ее дисперсности. При этом выявлено, что 53,5% пылевых частиц имели размеры от 5 до 10 мкм; размеры 46,5% частиц были больше 10 мкм.
8. Правовые основы защиты атмосферного воздуха
Объектами правовой охраны и компонентами природной среды являются согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под атмосферным воздухом в качестве предмета правового регулирования понимается естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами помещений.
Цели регулирования – сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.
«Головным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 1999 году, с изменениями принятыми 23 июля 2008 года и вступившими в силу 1 января 2009 года. В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.»[2]
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной политики на территории России, формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
Правительством РФ утверждены: постановление о порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Органы государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации и проведении государственного мониторинга и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующих территориях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.
Для оценки состояния атмосферного воздуха законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Выброс вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего на соответствующей территории населения.
Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования – проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы устанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха. Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха.
В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозы здоровью населения выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ, должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения, а при необходимости предприятие прекращает работу
При получении предупреждения о возможном повышении концентрации вредных веществ в воздухе (от неблагоприятных метеорологических условий, аварий на соседних производствах, неудачного стечения климатических и антропогенных обстоятельств) предприятия и организации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.
Если возникает угроза здоровью людей, органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения окружающей среды обязаны немедленно сообщить об этом соответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям. По получении таких сообщений предприятия и организации переходят на специальный режим работы или временно приостанавливаются с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае осуществляется временная эвакуация населения[13].
Одним из основных загрязнителей атмосферы является транспорт, создающий в крупных городах неблагополучную ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ
Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ превышает установленные нормативы. В противном случае наступает юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Соблюдение нормативов вредных воздействий обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования. При этом предусматриваются улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов.
Предприятия и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых веществ. При планировании размещения и развития городов должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения. Проектирование, застройка и реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарногигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей. Размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха
Согласно Положению о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденному постановлением Правительства РФ, он осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. Они взаимодействуют на основе соглашений с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органами.
Контроль опирается на мониторинг (наблюдение) атмосферного воздуха, который имеет целью комплексную оценку и прогноз его состояния, обеспечение государственных и муниципальных органов, организаций, населения текущей и экстренной информацией о загрязнении воздуха. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации. Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» предусматриваются производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха, плата за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, права граждан и общественных объединений, международное сотрудничество.
9. Мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха населенных мест
Проблема защиты атмосферы от вредных выбросов является сложной и комплексной. Можно выделить три основные группы мероприятий:
1.технологические;
2.планировочные;
3.санитарно-технические;
1. Технологические мероприятия
С экономической точки зрения дешевле бороться с вредными веществами в местах их образования - создание замкнутых технологических циклов, при которых бы отсутствовали хвостовые газы или абгазы. Применение природоохранного принципа рационального использования природных ресурсов - максимальное извлечение всех полезных компонентов и утилизация отходов (максимум экономического эффекта и минимума отходов, загрязняющих окружающую среду).
В данную группу можно отнести также:
1) замена вредных веществ на производстве менее вредными или безвредными;
2) очистка сырья от вредных примесей (десульфиризация мазута перед его
сжиганием);
3) замена сухих способов переработки пылящих материалов мокрыми;
4) замена пламенного нагрева электрическим (шахтные печи на электрические индукционные);
5) герметизация процессов, использование гидро- и пневмотранспорта при
транспортировке пылящих материалов;
6) замена прерывистых процессов непрерывными.
2. Планировочные мероприятия
В группу планировочных мероприятий входит комплекс приемов, включающих:
1.зонирование территории города,
2.борьбу с природной запыленностью,
3.организацию санитарно-защитных зон
(уточнение по розе ветров, озеленение зоны)
4.планировка жилых районов (зонирование застройки кварталов),
5.озеленениенаселенных мест.
3. Санитарно-технические мероприятия
Специальные меры защиты при помощи очистных сооружений:
1.сухие механические пылеуловители (циклоны, мультициклоны), 2.аппараты фильтрации (ткани, керамические, металлкерамические и др.),
3.электростатической очистки (электрофильтры),
4.аппараты мокрой очистки (скрубберы),
5.химические: каталитическая очистка газов, озонирование.
10.Профилактика загрязнений атмосферного воздуха
С целью профилактики загрязнения атмосферного воздуха проводятся измерения предельных концентраций примесей как в районе действия конкретного источника загрязнения атмосферы, так и на некотором удалении от него.
Для определения максимальных значений концентраций загрязняющих веществ, которые создаются при направленных выбросах от предприятий на тот или иной район города, а также размера зоны распространения примесей от данного предприятия организуются подфакельные наблюдения. Подфакельными наблюдениями называются измерения концентраций примесей под осью факела выбросов из труб промышленных предприятий. Местоположение точек, в которых производится отбор проб воздуха для определения концентраций вредных веществ, меняется в зависимости от направления факела. Подфакельные наблюдения проводятся в районе отдельно стоящего источника выбросов или группы источников как на территории города, так и за его пределами с помощью передвижных станций наблюдения.