Сущность и направления охраны окружающей природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:05, реферат

Описание работы

Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в
биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под
ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:
— ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или
смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно
чуждых естественным биогеоценозам;
— параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее
свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное
с изменением качественных параметров окружающей среды.

Содержание

Сущность и направления охраны окружающей природной среды
§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны
§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды
Инженерная охрана окружающей природной среды
§ 1. Природоохранная деятельность предприятий
§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений
Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды
§ 1. Система стандартов и нормативов
§ 2. Закон на страже природы

Работа содержит 1 файл

Сущность и направления охраны окружающей природной среды.docx

— 44.42 Кб (Скачать)

      На основе ПДК разрабатываются  научно-технические  нормативы   предельно

допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в  атмосферу  и  сбросов  (ПДС)  в

водный бассейн. Эти  нормативы  устанавливаются  индивидуально  для  каждого

источника загрязнения  с таким  расчетом,  чтобы  совокупное  воздействие  на

окружающую среду  всех источников в данном районе не приводило  к  превышению

ПДК.

      Из-за того что количество и  мощность источников загрязнения  меняются с

развитием   производительных    сил    района,    приходится    периодически

пересматривать  нормативы ПДВ и ПДС.  Выбор  наиболее  эффективных  вариантов

природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с  учетом

необходимости соблюдения этих нормативов.

      К сожалению, в настоящее время  многие предприятия в силу  технических и

экономических причин не способны сразу уложиться в  эти  нормативы.  Закрытие

такого предприятия  или резкое  ослабление  его  экономического  положения  в

результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по  экономико-социальным

причинам.

      • Кроме чистой окружающей  среды, человеку для нормальной  жизни  нужно

есть,  одеваться,  слушать  магнитофон  и  смотреть  кино  и   телепередачи,

производство пленок и электроэнергии для которых является весьма  «грязным».

Наконец, нужно  иметь работу по специальности рядом  с  жильем.  Лучше  всего

реконструировать  отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы  они

перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в  полном объеме  выделить

средства на это  может далеко не каждое предприятие, так как  природоохранное

оборудование, да и сам процесс реконструкции  стоят очень дорого.

      Поэтому таким предприятиям могут  быть установлены временные нормативы,

так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие  повышенное

сверх нормы загрязнение  окружающей  среды  в  течение  строго  определенного

срока,  достаточного  для  проведения  необходимых  для  снижения   выбросов

природоохранных мероприятий.

      От  того,  укладывается  или   нет  предприятие  в  установленные   ему

нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер  и

источники платы  за загрязнение окружающей среды. 

                        § 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ 

      Ранее уже  отмечалось,  что   государство  обеспечивает  рационализацию

природопользования,  включая  охрану  окружающей  природной   среды,   путем

создания  природоохранительного   законодательства   и   контроля   за   его

соблюдением.

      Природоохранительное законодательство  — это система законов  и   других

юридических актов (постановлений, указов,  инструкций),  которая  регулирует

природоохранные отношения в целях  сохранения  и  воспроизводства  природных

богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

      Для обеспечения возможности  практической реализации  принятых  законов

очень важно, чтобы  они были  вовремя  подкреплены  принятыми  на  их  основе

подзаконными актами, точно определяющими  и  уточняющими  в  соответствии  с

конкретными условиями  отрасли или района, кому, что  и как делать, перед  кем

и в какой форме  отчитываться, каких экологических  норм, стандартов и  правил

придерживаться  и т. д.

      Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается

общая  схема  достижения   совпадения   интересов   общества   и   отдельных

природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы,  а конкретные

параметры в виде  точных  значений  нормативов,  размеров  ставок,  платежей

конкретизируются  в постановлениях Минприроды, отраслевых  инструкциях  и  т.

д.

      Объектами   природоохранительного   законодательства   являются    как

природная среда  в целом, так и ее отдельные  естественные системы  (например,

озеро Байкал) и  элементы (вода, воздух  и  т.  д.),  а  также  международное

право.

      В  нашей  стране  впервые   в  мировой  практике  требование  охраны  и

рационального  использования  природных  богатств  включено  в  Конституцию.

Существует   около   двух   сотен   юридических    документов,    касающихся

природопользования.  Одним  из  важнейших  является  комплексный  закон  «Об

охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.

      Он гласит, что каждый гражданин  имеет  право  на  охрану  здоровья  от

неблагоприятного  воздействия загрязненной  окружающей  природной  среды,  на

участие в экологических  объединениях и общественных  движениях  и  получение

своевременной информации о состоянии окружающей природной  среды и  мерах  по

ее защите.

      Вместе с тем  каждый  гражданин   обязан  принимать  участие   в  охране

окружающей  природной  среды,  повышать  уровень  своих  знаний  о  природе,

экологическую   культуру,   соблюдать    требования    природоохранительного

законодательства  и установленные  нормативы  качества  окружающей  природной

среды. Если же они  нарушаются, то виновный  несет  ответственность,  которая

подразделяется   на   уголовную,    административную,    дисциплинарную    и

материальную.

      В случаях наиболее  тяжелых   нарушений,  например  при  поджоге   леса,

виновный может быть  подвергнут  уголовно-м  у наказанию в виде  лишения

свободы, наложения  крупных денежных штрафов, конфискации  имущества.

      Однако  чаще  применяется   административная  ответственность   в   виде

наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом.  Она

наступает в случаях  порчи или уничтожения  природных  объектов,  загрязнения

природной среды, невыполнения мер по  восстановлению  нарушенной  окружающей

среды, браконьерства  и т. д.

      Должностные   лица    могут    также    подвергаться    дисциплинарной

ответственности в виде полного или частичного лишения  премий,  понижения  в

должности,  выговора  или   увольнения   за   невыполнение   природоохранных

мероприятий и  несоблюдение экологических нормативов.

      Кроме того, выплата штрафа не  освобождает от материальной  гражданско-

правовой  ответственности,  т.  е.  необходимости  возмещения   причиненного

загрязнением или  нерациональным  использованием  природных  ресурсов  вреда

окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному  хозяйству.

      Кроме  декларации  прав  и   обязанностей   граждан   и   установления

ответственности  за  экологические   правонарушения,   вышеназванный   закон

формулирует  экологические  требования  при  строительстве  и   эксплуатации различных объектов,  показывает  экономический  механизм  охраны  окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в  этой  области и т. д.

      Необходимо отметить, что Природоохранительное  законодательство, хотя и

является довольно обширным  и  разносторонним,  на  практике  действует  еще

недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших  является

несоответствие  тяжести наказания тяжести преступления,  в  частности  низкие

ставки взимаемых  штрафов.  Например,  для  должностного  лица  он  равен  от

трехкратного до двадцатикратного размера минимальной  месячной  оплаты  труда

(не путайте  с фактической зарплатой, получаемой  работником,  которая  всегда

значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат  часто  не  превышают

одного-двух реальных месячных окладов этих должностных  лиц,  так  как  речь

идет  обычно  о  руководителях  предприятий  и  подразделений.  Для  рядовых

граждан штраф  не превышает десятикратного размера  минимальной оплаты труда.

      Уголовная ответственность и  возмещение нанесенного ущерба  применяются

значительно реже, чем надо бы. Да и  невозможно  его  полностью  возместить,

так как он часто  достигает многих миллионов рублей или вообще  не  поддается

денежному измерению.

      И Обычно за год по всей  стране рассматривается не более  двух  десятков

дел по ответственности  за загрязнение  воздуха  и  воды,  повлекшее  тяжелые

последствия, да и  самые многочисленные дела, связанные  с браконьерством,  не

превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше  реального  количества

правонарушений. Правда, в последнее время наметилась  тенденция  роста  этих

цифр.

      Другими причинами слабого регулирующего  действия природоохранительного

законодательства   является   недостаточная    обеспеченность    предприятий

техническими средствами для эффективной очистки сточных  вод  и  загрязненных

газов, а проверяющих  организаций — приборами для  контроля  за  загрязнением

окружающей среды.

      Наконец,  большое  значение  имеет   низкая   экологическая   культура

населения, незнание им основных природоохранных требований,  снисходительное

отношение  к  губителям  природы,  а  также  отсутствие  знаний  и  навыков,

необходимых  для эффективного  отстаивания   своего   права   на   здоровую

окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас  необходимо  разработать

правовой   механизм   защиты   экологических   прав    человека,    т.    е.

конкретизирующие  эту часть  закона  подзаконные  акты,  и  превратить  поток

жалоб в прессу и  вышестоящие  управленческие  инстанции  в  поток  исков  в

судебные органы.  Когда  каждый  житель,  здоровье  которого  пострадало  от

вредных  выбросов  какого-либо  предприятия,  подаст   иск   с   требованием

материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье  в  достаточно

крупную  сумму,  предприятие  просто  экономически  будет  вынуждено  срочно

принять меры к  снижению загрязнения. 
 


Информация о работе Сущность и направления охраны окружающей природной среды