Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 14:05, реферат
Разнообразное вмешательство человека в естественные процессы в
биосфере можно сгруппировать по следующим видам загрязнений, понимая под
ними любые нежелательные для экосистем антропогенные изменения:
— ингредиентное (ингредиент — составная часть сложного соединения или
смеси) загрязнение как совокупность веществ, количественно или качественно
чуждых естественным биогеоценозам;
— параметрическое загрязнение (параметр окружающей среды — одно из ее
свойств, например уровень шума, освещенности, радиации и т. д.), связанное
с изменением качественных параметров окружающей среды.
Сущность и направления охраны окружающей природной среды
§ 1. Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны
§ 2. Объекты и принципы охраны окружающей природной среды
Инженерная охрана окружающей природной среды
§ 1. Природоохранная деятельность предприятий
§ 2. Виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений
Нормативно-правовые основы охраны окружающей природной среды
§ 1. Система стандартов и нормативов
§ 2. Закон на страже природы
На основе ПДК разрабатываются
научно-технические нормативы
допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ в атмосферу и сбросов (ПДС) в
водный бассейн. Эти нормативы устанавливаются индивидуально для каждого
источника загрязнения с таким расчетом, чтобы совокупное воздействие на
окружающую среду всех источников в данном районе не приводило к превышению
ПДК.
Из-за того что количество и
мощность источников
развитием производительных сил района, приходится периодически
пересматривать нормативы ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных вариантов
природоохранной деятельности на предприятиях должен осуществляться с учетом
необходимости соблюдения этих нормативов.
К сожалению, в настоящее
экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие
такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в
результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным
причинам.
• Кроме чистой окружающей
среды, человеку для
есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи,
производство пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным».
Наконец, нужно иметь работу по специальности рядом с жильем. Лучше всего
реконструировать отсталые в экологическом смысле предприятия так, чтобы они
перестали наносить вред окружающей среде, но сразу в полном объеме выделить
средства на это может далеко не каждое предприятие, так как природоохранное
оборудование, да и сам процесс реконструкции стоят очень дорого.
Поэтому таким предприятиям
так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное
сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного
срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов
природоохранных мероприятий.
От того, укладывается или
нет предприятие в
нормативы и в какие именно — ПДВ, ПДС или только в ВСВ,— зависят размер и
источники платы
за загрязнение окружающей среды.
§ 2. ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию
природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем
создания природоохранительного законодательства и контроля за его
соблюдением.
Природоохранительное
юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует
природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных
богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов
очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе
подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с
конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем
и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил
придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается
общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных
природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные
параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей
конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т.
д.
Объектами природоохранительного законодательства являются как
природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например,
озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное
право.
В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и
рационального использования природных богатств включено в Конституцию.
Существует около двух сотен юридических документов, касающихся
природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об
охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от
неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на
участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение
своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по
ее защите.
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране
окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе,
экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного
законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной
среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая
подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и
материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса,
виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения
свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде
наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она
наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения
природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей
среды, браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной
ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в
должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных
мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско-
правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного
загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда
окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления
ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон
формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.
Необходимо отметить, что Природоохранительное законодательство, хотя и
является довольно обширным и разносторонним, на практике действует еще
недостаточно эффективно. Причин этому много, но одной из важнейших является
несоответствие
тяжести наказания тяжести
ставки взимаемых штрафов. Например, для должностного лица он равен от
трехкратного до двадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда
(не путайте
с фактической зарплатой,
значительно выше). Однако двадцать минимальных зарплат часто не превышают
одного-двух реальных месячных окладов этих должностных лиц, так как речь
идет обычно о руководителях предприятий и подразделений. Для рядовых
граждан штраф не превышает десятикратного размера минимальной оплаты труда.
Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются
значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить,
так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается
денежному измерению.
И Обычно за год по всей
стране рассматривается не
дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые
последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не
превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества
правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих
цифр.
Другими причинами слабого
законодательства является недостаточная обеспеченность предприятий
техническими средствами
для эффективной очистки
газов, а проверяющих организаций — приборами для контроля за загрязнением
окружающей среды.
Наконец, большое значение имеет низкая экологическая культура
населения, незнание им основных природоохранных требований, снисходительное
отношение к губителям природы, а также отсутствие знаний и навыков,
необходимых для эффективного отстаивания своего права на здоровую
окружающую среду, провозглашенного в законе. Сейчас необходимо разработать
правовой механизм защиты экологических прав человека, т. е.
конкретизирующие эту часть закона подзаконные акты, и превратить поток
жалоб в прессу и вышестоящие управленческие инстанции в поток исков в
судебные органы. Когда каждый житель, здоровье которого пострадало от
вредных выбросов какого-либо предприятия, подаст иск с требованием
материально возместить нанесенный ущерб, оценив свое здоровье в достаточно
крупную сумму, предприятие просто экономически будет вынуждено срочно
принять меры к
снижению загрязнения.
Информация о работе Сущность и направления охраны окружающей природной среды