Структура международных стандартов серии ISO 14000

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 22:32, реферат

Описание работы

Само понятие “система экологического менеджмента” впервые было четко определено и разъяснено в Стандарте Великобритании BS 7750 (Environmental Management Systems) в 1992 году. Примечательно, что этот стандарт появился не как результат деятельности государства, а по инициативе английских промышленников, столкнувшихся с ужесточением природоохранного законодательства и необходимостью применения адекватных управленческих решений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....3
Что такое ISO 14000……………………………………………………...4
Система стандартов ISO 14000…………………………………………..6
Системы экологического менеджмента - Environmental Management Systems………………………………………………………………….…8
Значение ISO 14000 для предприятия…………………………………..11
Проблемы ISO 14000…………………………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

    Все процедуры, их результаты, данные мониторинга  и т.п. должны документироваться.

    Стандартом  подразумевается, что система экологического менеджмента интегрирована с общей системой управленияорганизацией. Стандарт не требует, чтобы лица, ответственные за работу EMS, не имели других обязанностей, или чтобы документы, связанные с экологическимменеджментом были выделены в специальную систему документооборота.

    Зачем стандарты ISO 14000 нужны  предприятиям 

    Стандарты ISO 14000 являются "добровольными". Они  не заменяют законодательных требований, а обеспечиваютсистему определения  того, каким образом компания влияет на окружающую среду и как выполняются  требования законодательства.

    Организация может использовать стандарты ISO 14000 для внутренних нужд, например, как  модель EMS илиформат внутреннего  аудита системы экологического менеджмента. Предполагается, что создание такой  системы дает организации эффективный инструмент, с помощьюкоторого она может управлять всей совокупностью своих воздействий на окружающую среду и приводить свою деятельность в соответствие с разнообразнымитребованиями. Стандарты могут использоваться и для внешних нужд - чтобы продемонстрировать клиентам и общественности соответствие системыэкологического менеджмента современным требованиям. Наконец, организация может получить формальную сертификацию от третьей (независимой) стороны. Как можнопредполагать по опыту стандартов ISO 9000, именно стремление получить формальную регистрацию, видимо, будет движущей силой внедрения системэкологического менеджмента, соответствующих стандарту.

    Несмотря  на добровольность стандартов, по словам председателя ISO/TC 207 (технической комиссии,разрабатывающей  ISO) Джима Диксона через 10 лет от 90 до 100 процентов больших компаний, включая транснациональные компании будут сертифицированы в соответствиис ISO 14000, то есть получат свидетельство "третьей стороны" о том, что те или иные аспекты их деятельности соответствуют этим стандартам.Предприятия могут захотеть получить сертификацию по ISO 14000 в первую очередь потому, что такаясертификация (или регистрация по терминологии ISO)будет являться одним из непременных условий маркетинга продукции на международных рынках (например, недавно ЕЭС объявило о своем намерениидопускать на рынок стран Содружества только ISO-сертифицированные компании).

    Среди других причин, по которым предприятию  может понадобиться сертификация или  внедрение EMS, можно назватьтакие, как:

  • улучшение образа фирмы в области выполнения природоохранных требований (в т.ч. природоохранительного законодательства);
 
    
  • экономия  энергии и ресурсов, в том числе  направляемыхна природоохранные мероприятия, за счет более эффективного управления ими;
 
    
  • увеличение оценочной стоимости основных фондов предприятия;
 
    
  • желание завоевать  рынки "зеленых" продуктов;
 
    
  • улучшение системы управления предприятием;
 
    
  • интерес в  привлечении высококвалифицированной  рабочейсилы.
 

    По  замыслу ISO, система сертификации должна создаваться на национальном уровне. Судя по опыту такихстран, как Канада, ведущую роль в процессе создания национальной инфраструктуры сертификации играют национальные агентства по стандартизации, такие какГосстандарт, а также Торгово-промышленные палаты, союзы предпринимателей и т.д.

    Ожидается, что стандартный процесс регистрации  будет занимать от 12 до 18 месяцев, примерно столько жевремени, сколько занимает внедрение на предприятии системы  экологического менеджмента.

    Поскольку требования ISO 14000 во многом пересекаются с ISO 9000, возможна облегченная сертификацияпредприятий, которые уже имеют ISO 9000. В дальнейшем предполагается возможность "двойная" сертификация для уменьшения общей стоимости."Сертификация в рамках ISO 9000 - это 70% работы по сертификации в рамках ISO 14000", утверждает одна из консультационных фирм.  
 

Проблемы ISO 14000

    Если  компании, работающие в области экологического аудита и консалтинга единодушно приветствовали принятие стандартов ISO 14000, то реакция других заинтересованных сторон была не столь однозначной. По поводу ISO 14000 ведутся острые дискуссии с участием деловых кругов, государственных органов и общественных организаций.

    С одной стороны, сертификация на соответствие ISO 14000 создает единую основу для  сравнения экологической политики компаний из разных стран на международном уровне. С другой стороны, высказываются опасения, что стандарты создают благоприятные условия для "экспорта загрязнений" - переноса вредных производств в развивающиеся страны. Компания может быть сертифицирована в развивающейся стране, соответствуя гораздо более мягким национальным нормативам. Сертификацию в этих странах может облегчить положительное отношение к крупным иностранным инвесторам, а также развитая коррупции.

    Сторонники ISO 14000 считают важным достоинством стандарта его гибкость - организация сама ставит для себя цели в области охраны окружающей среды. Более того, с их точки зрения, следствием положений о "постоянном улучшении" и "предотвращении загрязнений" является то, что даже компания, уже соответствующая национальным стандартам, должна продолжать совершенствовать свою систему экологического менеджмента и сокращать загрязнения. Их оппоненты считают, что эта гибкость чрезмерна - предприятие-загрязнитель может, снижая свои выбросы на ничтожную величину, тем не менее, формально соответствовать требованиям стандарта. Иногда высказывается мнение, что ISO 14000 с его полным отсутствием количественных требований вообще не может считаться стандартом.

    Предметом полемики является соотношение ISO 14000 с национальной нормативной базой. Некоторые консервативные политики в США полагают, что ISO с его системой добровольной сертификации должен стать единственным инструментом экологического регулирования и на национальном уровне, придя на смену "командным" методам регулирования. Так, глава Департамента охраны окружающей среды штата Пенсильвания заявил, что "компания, получившая сертификацию ISO 14000, не должна больше сталкиваться с регулирующими органами". Это заявление вызвало волну возмущения среди экологической общественности штата, и через некоторое время Департамент был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что он рассматривает ISO 14000 как дополнение к существующим методам регулирования.

    Еще одной темой для дискуссий  является достаточность той степени открытости предприятия, которая требуется стандартом. Согласно ISO 14001, экологическая политика организации должна быть доступна общественности, а цели и задачи организации ставятся с учетом мнений "заинтересованных сторон". С другой стороны, отмечается, что экологическая политика, будучи единственным документом, доступным общественности, носит весьма общий характер. Высказываются также предложения предусмотреть в стандартах те или иные механизмы общественного участия в принятии экологически значимых решений. С этой целью, например, американские неправительственные организации ECOLOGIA и Green Seal принимают участие в разработке документа ISO 14031 ("Руководство по оценке экологических аспектов деятельности"). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение  

    Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться. Основная причина этого заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве.   В самом общем виде и экологическое управление и экологический менеджмент можно определить как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на реализацию экологических целей проектов и программ. 

    Основные  цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом  менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения. Последовательное из года в год улучшение должно достигаться во всех экологически значимых аспектах деятельности экономических субъектов, где это практически достижимо. Подобное улучшение в целом невозможно имитировать и фальсифицировать, что создает необходимую основу для оценки экологической состоятельности экономических субъектов. Таким образом эффективный экологический менеджмент обеспечивает предприятию кредит доверия в отношениях со всеми заинтересованными в его деятельности сторонами. В этом заключается основное преимущество экологического менеджмента в сравнении с традиционным формальным экологическим управлением.

    Появление ISO 14000 - серии международных стандартов систем экологического менеджмента  на предприятиях и в компаниях - называют одной из наиболее значительных международных  природоохранных инициатив. Система стандартов ISO 14000 ориентирована не на количественные параметры (объем выбросов, концентрации веществ и т.п.) и не на технологии (требование использовать или не использовать определенные технологии, требование использовать "наилучшую доступную технологию"). Основным предметом ISO 14000 является система экологического менеджмента (ЭМС).

    Литература 

  1. Менеджмент  качества и обеспечение качества продукции на основе международных  стандартов ИСО. Свиткин М. З., Мацута В. Д., Рахлин К. М. - СПб.: Изд-во СПб картфабрики ВСЕГЕИ, 1999. - 403 с.
 
  1. Окрепилов В. В. Управление качеством: Учебник  для ву-зов/2-ое изд. доп. и перераб. М., 1998.
 
  1. Пашков  Е. В. Международные стандарты ИСО 14000. Основы экологического менеджмента. - М.: ИПК Издательство стандартов, 1997.-464 с

Информация о работе Структура международных стандартов серии ISO 14000