Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 19:29, реферат
К основным международно-правовым источникам в области охраны окружающей среды относятся международные конвенции, договоры, соглашения, резолюции и документы международных организаций в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Важнейшее место в этом ряду отводится резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН. Право окружающей среды тесно связано с морским, атомным, космическим и другими отраслями международного права.
1. Введение……………………………………………………………………………………………...2
2. Стокгольмская конференция по окружающей среде 1972 года ……………………….3
3. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года …………8
4. Конференции ООН и их роль в охране окружающей среды……………..22
5. Литература ………………………………………………………………………………………28
Содержание
Введение
Главной целью охраны окружающей среды является в конечном счете установление гармонии между развитием человечества и благоприятным состоянием окружающей среды. Достижение этой цели в теоретическом аспекте требует ответа на ряд сложных вопросов, таких как: 1) насколько изменения качества окружающей среды, происходящие под влиянием развития человечества, угрожают физическому существованию самого человечества; 2) способны ли люди предотвратить наступление экологического кризиса; 3) что необходимо предпринять, чтобы решить проблему охраны окружающей среды, гарантировать право человека на благоприятную окружающую среду? Природа не признает государственных и административных границ, и усилия одного или нескольких государств не могут предотвратить экологического кризиса и дать ощутимых результатов в данной области. Понимание этих процессов диктует тенденции и принципы охраны окружающей среды.
К основным
международно-правовым источникам в
области охраны окружающей среды
относятся международные
Стокгольмская конференция по окружающей среде 1972 года
Основной концепцией всемирной политики охраны окружающей среды является сейчас понятие “биосфера”. Биосфера представляет собой тонкую пленку жизни, покрывающую земной шар, необходимую для жизни общества. Тем печальнее является то обстоятельство, что осознание значимости биосферы для жизни общества пришло только тогда, когда разрушение биосферы человеком стало непосредственно угрожать существованию цивилизации. Однако научное осознание огромного практического значения сложного единства биосферы в XIX — начале XX века не означало мгновенного изменения политического сознания. Для этого понадобилось еще несколько десятилетий. После Второй мировой войны наметился качественный сдвиг в общественном сознании и определились пути более тесного международного сотрудничества в деле охраны природы. Процесс созревания политического и правового сознания медленными, но уверенными шагами шел к пониманию глобального характера проблем охраны окружающей среды.
5 октября
1948 года в Фонтенбло (Франция)
при содействии ЮНЕСКО
В 1961 году возникает крупнейшая независимая природоохранная организация — Международный Фонд Дикой Природы, который, как предполагалось, должен стать мостом между природоохранным движением и миром бизнеса. Однако до созыва Конференции по проблемам биосферы, организованной ЮНЕСКО в Париже в 1968 году совместно с ООН, вопрос об окружающей среде в глобальном масштабе “не фигурировал в повестке дня встреч официальных представителей различных государств и сессий международных организаций”.
Еще в 1968 году ни одна страна не была организована ни в политическом, ни в административном отношении для рассмотрения проблем окружающей среды. Решения, затрагивающие область взаимоотношений между человеком и природой, принимались исходя из иных соображений, таких как здравоохранение, экономическая политика, туризм, национальная безопасность или сохранение культурного наследия.
Начало семидесятых стало поворотным пунктом в развитии событий. В 1970 году правительство Англии публикует “Белую книгу” по охране окружающей среды, чуть позже создает департамент по окружающей среде. 1 января 1970 года в США был подписан Акт о национальной политике в области охраны окружающей среды. В 1971 году во Франции создается министерство по охране природы и окружающей среды. В Швеции, Канаде, Японии и многих других странах открываются новые учреждения по проблемам окружающей среды и проводится работа по перестройке существующих департаментов и министерств.
В 1971 году создается межправительственная программа ЮНЕСКО “Человек и биосфера”. Весной 1972 года Римский клуб выпускает первый доклад “Пределы роста”. В период с 1953 по 1973 годы проведено более 400 международных конгрессов, симпозиумов, конференций по вопросам охраны природы. И это лишь некоторые вехи кануна и первых лет экологической революции. Именно так названы события этого периода, направленные на оптимизацию взаимодействия природы и общества, в докладе, подготовленном Министерством по охране окружающей среды США к конференции в Рио-де-Жанейро 1992 года.
Если Конференция по биосфере 1968 года означала появление международного политического осознания проблемы окружающей среды, то Конференция, состоявшаяся в июне 1972 года в Стокгольме, послужила делу упрочения и углубления такого осознания. Конференция по биосфере представляла собой по существу собрание научных экспертов, Конференция 1972 года была уже встречей представителей правительств. В работе Стокгольмской конференции приняли участие делегаты 113 стран и 40 международных организаций, известные ученые и общественные деятели.
Стокгольмская конференция по проблемам окружающей среды свела вместе промышленно развитые и развивающиеся страны в определении прав рода человеческого на жизнеспособную и продуктивную окружающую среду, подняла вопросы о регулировании использования природных ресурсов, идентификации и контроле за важнейшими видами загрязнений, международном сотрудничестве по проблемам окружающей среды.
Наглядным выражением озабоченности всех участников Конференции состоянием окружающей среды и появления новых подходов к решению экологических проблем стали доклады, представленные 80 странами в Подготовительный комитет Конференции ООН по окружающей среде. Перед открытием Конференции и на пленарных заседаниях в Стокгольме делегации представляли официальные декларации о политике своих стран в области окружающей среды, которые были опубликованы Международным Союзом Охраны Природы в специальном издании.
Специально к Конференции была выпущена книга под символическим названием “Только одна Земля”. Барбара Уорд — известный английский экономист и публицист, одна из авторов книги, в своей статье о проблемах, обсуждавшихся участниками Конференции, писала, что общество вновь переживает переходную эпоху, что подтверждает сам факт созыва подобной конференции. Как часто случалось и прежде, наш способ мышления не может прийти в согласие с общепринятым здравым смыслом.
Во-первых, потому что у человечества появилась возможность сделать нашу планету непригодной для жизни. До сих пор люди считали, что они могут наносить природе локальный ущерб. Они беспечно вели сельское хозяйство, разрушая верхний слой почвы, сводили леса, вытаптывали пастбища, истощали рудники. Сегодня наши специалисты знают, что воздух, почва и вода образуют полностью взаимозависимую мировую систему биосферы, которая поддерживает все живое, преобразует всю энергию и, несмотря на могучую жизнеспособность, целиком состоит из исключительно хрупких и уязвимых механизмов.
Во-вторых, доктрина экономического роста, лежащая в основе послевоенной экономической политики большинства стран мира, не смогла решить проблем нищеты и отсталости. Разрыв между богатыми и бедными странами увеличился. В условиях ограниченных ресурсов планеты безудержное наращивание темпов производства грозит катастрофой. Но в таком случае чьи растущие устремления следует сдерживать? Как нации, как планета, вынуждены решать эти фундаментальные проблемы выбора и справедливости?
В-третьих, возникает вопрос о планетарной справедливости, который также не может быть решен иначе, как совместными усилиями всех государств. Как нам обеспечить, чтобы необходимость борьбы с загрязнением не стала препятствием на пути развития, столь необходимого для двух третей человечества?
Разумеется, Конференция не ставила перед собой цель найти ответы на вопросы, ставшими центральными в ее повестке дня. Но она положила начало будущим дискуссиям, определила круг первостепенных задач, которые необходимо решать на начальном этапе процесса становления новых форм взаимодействия природы и общества.
Важнейшим итогом Конференции было предложение о признании в качестве основного правового принципа права человека на благоприятную окружающую среду. Первый принцип Стокгольмской декларации гласит: “Человек имеет основное право на свободу, равенство и адекватные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет жить в достоинстве и благополучии”. Далее Декларация торжественно провозглашала обязанность правительств сохранять и улучшать окружающую среду для нынешнего и будущих поколений. После Стокгольмской конференции несколько государств признали в своих конституциях или законах право на адекватную окружающую среду и обязательство государства сохранять эту среду.
Конференция приняла план действий из 109 пунктов-рекомендаций, адресованных национальным правительствам и международным организациям, и предложила создать в системе ООН новый механизм, который содействовал бы воплощению решений Конференции в конкретные действия политического и научного характера. Для осуществления решений Конференции в 1972 году была создана новая межправительственная организация системы ООН — Программа ООН по Окружающей Среде (ЮНЕП), штаб-квартира которой находится в Найроби (Кения). Она выполняет координирующую и катализирующую функции в области окружающей среды и природных ресурсов.
В рекомендации также вошли предложения проводить программы по образованию и подготовке профессионального, технического и административного персонала, с тем чтобы дать ему возможность более эффективно использовать в своей работе экологические концепции. Важно начать подготовку специалистов в области принятия решений по проблемам окружающей среды, что должно стать обычной и постоянной функцией многих государственных учреждений. Необходимо содействовать практике участия неправительственных организаций в принятии решений по вопросам охраны окружающей среды.
Стокгольмская конференция дала толчок развитию изучения окружающей среды на национальном и международном уровне, способствовала формированию правовых норм и законодательных инициатив, содействовала процессу поиска ресурсосберегающих технологий, ускорила возникновение международных форм сотрудничества по защите окружающей среды. Конференция в Стокгольме послужила основой новых, более широких международных действий по защите окружающей среды и развитию. Она стала предтечей Конференции в Рио-де-Жанейро 1992 года.
Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 года
В сознательном переходе цивилизации на новую модель развития международный экологический форум Рио-92 несомненно займет важное место инициатора. Если же такой поворот не будет реализован, то Рио-92 останется для человечества компетентным предупреждением, грозным предостережением, совестливым укором. В декабре 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 44/428, призывающую организовать проведение на уровне глав государств и правительств специальную конференцию, посвященную выработке стратегии устойчивого, экологически приемлемого экономического развития цивилизации. С этой резолюции началась прямая дорога в Рио. Общее руководство подготовкой конференции осуществлял в течение двух с половиной лет Генеральный секретарь Конференции по окружающей среде и развитию (КОСР) Морис Стронг (Канада). В декабре 1989 года был создан специальный подготовительный комитет, который провел первую сессию в августе 1990 года в Найроби, вторую и третью - в 1991 году в Женеве и четвертую - в марте 1992 года в Нью-Йорке. В его работе принимали участие представители более 170 стран мира, готовившие общими усилиями три основополагающих документа конференции - Декларацию Рио по окружающей среде и развитию, Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию лесов и "Повестку дня на XXI век". Параллельно шла работа специального межправительственного переговорного комитета ООН по подготовке Рамочной конвенции об изменении климата и Конвенции о биологическом разнообразии. В соответствии с резолюцией 45/211 генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1990 года и ее решением 46/468 от 13 апреля 1992 года Конференция ООН по окружающей среде и развитию начала свою работу 3 июня и продолжалась до 14 июня 1992 года. Ее участниками стали 177 стран, Европейское экономическое сообщество (по списку стран-участников). Возникла проблема с представительством Югославии при наличии на конференции Словении, Хорватии. На конференции также присутствовали представители подразделений ООН, секретариатов региональных комиссий, органов и программ ООН, некоторых специализированных учреждений и смежных организаций. В качестве наблюдателей на конференции находились делегаты ассоциированных членов региональных комиссий, национально-освободительных движений, таких как Африканский национальный конгресс (Южная Африка) и Панафриканский конгресс Азании, а также представители 35 межправительственных организаций. Конференцию открыл Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали. Он предложил участникам Конференции соблюсти две минуты молчания от имени планеты Земля. Две минуты молчания в это же время были соблюдены во всем мире. Приводя доводы в пользу того, чтобы считать Конференцию историческим событием, Бутрос Гали подчеркнул, что "историки, возможно, сочтут, что именно эта встреча на высшем уровне по проблемам Земли послужила началом глубоких гносеологических изменений". Выражая оптимизм в отношении будущего, Бутрос Гали сказал: "Так или иначе, мы в некотором роде "обречены" приблизиться, хотя бы на один шаг, к той "благодетельной планете", существование которой предсказал исламский философ аль-Фа Совокупность стран мира представляет собой динамичную международную систему. Состояние конца XIX - начала XX века политологи образно называют "концертом держав". Государства долго метались в поисках союзников, создавали и разрушали самые разнообразные коалиции, пока наконец не разошлись по двум относительно стабильным блокам, противоречия между которыми привели к Первой мировой войне.