Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:28, доклад
Говоря об эффективности продвижения различных услуг по утилизации отходов в данном сегменте, одной из особенностей российского рынка услуг по утилизации отходов, является трудность определения сегмента потребителей этих услуг. Причиной этому являются следующие факторы:
Во - первых это «вымирание» российского производства. Сотни заводов в разных регионах России простаивают, разорены, или разрушены вовсе. А нет производства - нет и отходов.
Специфика продвижения услуг по утилизации промышленных отходов в России
Говоря об эффективности продвижения различных услуг по утилизации отходов в данном сегменте, одной из особенностей российского рынка услуг по утилизации отходов, является трудность определения сегмента потребителей этих услуг. Причиной этому являются следующие факторы:
Во - первых это «вымирание» российского производства. Сотни заводов в разных регионах России простаивают, разорены, или разрушены вовсе. А нет производства - нет и отходов.
Во-вторых многие предприятия предпочитают не тратить выделенные им деньги на утилизацию, а скорее потратить их на «личные нужды». Как правило, от отходов они избавляются «своими силами» и лишь покупают закрывающие бумаги по утилизации с фиктивными объемами отходов.
В-третьих, не осведомленность предпринимателей. Многие, особенно мелкие компании понятия не имеют, что некоторые виды продукции подвергаются утилизации после завершения срока эксплуатации: лампы, оргтехника, мебель, оборудования. Зачастую бухгалтерия просто списывает эти вещи, а о необходимости утилизации узнают только в ходе проверки из ростехнадзора.
Особенности маркетинговых исследований и изучение потребителей услуг так же вносят свой вклад в специфику продвижения. В связи с возрастающим интересом к теме утилизации отходов появились фирмы, предлагающие свои услуги в анализе рынка и изучении данного сегмента потребителей. По данныи компании MA Step by Step [mastep.org], одним из самых эффективных способов привлечения клиентов являются выставки с различной тематикой, проводимые, как правило, в Крокус Сити, или Крокус Экспо. Присутствие на выставках является прекрасным шансом для знакомства с потенциальными клиентами, оценки их возможностей, и поиска более выгодных потребителей услуг. Так же выставки являются прекрасной возможностью заявить о себе. В свободной беседе с представителями компаний менеджер может дать всю необходимую информацию о предоставляемых его фирмой услугах по утилизации и под конец беседы оставить визитку, или брошюру с описанием услуг. Самое главное- не вести разговор в стиле презентации, чтобы не показаться навязчивым и не наскучить собеседнику, а делать это непринужденно, не нарушая хода беседы.
Однако большинство компаний используют более простые способы поиска и привлечения клиентов. Самый популярный - метод холодных звонков. Это система обзвона клиентов по телефону. Звонки делаются без предварительной договорённости, исключительно по инициативе продавца. Цель таких звонков состоит в том, чтобы собрать необходимые данные о потенциальных покупателях и дать им информацию о выгодах приобретения вашего продукта или услуги и, во многих случаях, назначить встречу. Для поиска контактов обычно использкется телефонный справочник «Желтые страницы», или систему поиска в интернете.
Большинство российских компаний используют этот метод в качестве основного для продвижения своих услуг, так как он имеет ряд приемуществ:
По сути один работник может одновременно заниматься оформлением документации, ведением клиентской базы и активной рекламой продукта, или услуги.
Однако, не смотря на широкую применимость, в России этот метод продвижения услуг не является эффективным по ряду причин:
Зачастую менеджерам просто вручают справочник и телефон, не объясняя, как правильно себя вести при разговоре с клиентом, с чего начинать, что говорить, как задать нужный тон беседе, чтобы процесс продаж начался, как реагировать на отказ и грубость. Это приводит к тому, что менеджер просто теряется, возникает страх перед каждым последующим звонком, а задача прорваться к нужному человеку через секретарей, помошников и других «стражей» становится просто непосильной.
Из первой
причины неэффективности
Звонок, осуществляемый из шумного помещения, не дает возможности сосредоточиться на разговоре, посторонние звуки отвлекают и раздражают, что оставляет негативное впечатление о звонившей фирме.
В настоящее время российский рынок услуг по вывозу и утилизации отходов характеризуется стремительным развитием. В связи с возрастанием количества отходов за последние несколько лет, появились множество компаний, как государственных, так и коммерческих, готовых предложить услуги такого рода.
Частные компании, предлагающие свои услуги по утилизации, стали появляться в России в середине 90х годов. Предпосылкой к этому стало сокращение государственного вмешательства в данную отрасль. В связи с этим перед компаниями возникли проблемы, связанные с предложением услуг, маркетинговой политикой, рекламой, которы раньше регулировались правительственными инструкциями.
Увеличение конкуренции в данном сегменте заставляет компании выбирать собственные, отличные от конкурентов пути прожвижения своих услуг на российском рынке.
Появление новых конкурентов способствует уменьшению рыночной доли фирмы, в то время, как рыночные возможности других фирм быстро расширяются. При данной ситуации, очевидно, что исходных четырех факторов («4Р» – факторов) – товар, цена, место и продвижение (Product, Price, Place, Promotion) недостаточно для того, чтобы охватить деятельность по предоставлению услуг по утилизации отходов. В связи с этим многие маркетологи используют три дополнительных фактора «Р», чтобы расширить традиционный набор «4Р». Эти факторы включают участников рынка, физическое окружение и процесс (Participants, Physical evidence, Process).
Сложность проддвижения услуг на рынке заключается в том, что большинство их них трудно оценить до момента приобретения. Специалисты выделяют три категории качества как продукта, так и услуги:
Все люди, которые принимаютучастие в появлении услуги, называются «участники». Поэтому в сфере услуг каждый сотрудник, причастный к оказанию услуги должен уделять большое внимание маркетингу услуги.
Как правило, в большинстве Российских компаний контактирующий с клиентами персонал не отличается вежливостью и дружелюбием, что зачастую отпугивает покупателей, и как следствие, отрицательно сказывается на продажах. Поэтому перед тем, как приступать к работе, сотрудники должны проходить обучение по общению с клиентами.
Так же не маловажную роль в подаче услуг покупателю является физическое окружение – здание, отделка помещения, оборудование, транспорт. Так как услуги неосязаемы, и их трудно оценить, физическое окружение является ключевой характеристикой качества услуги. Например некоторые по утиизации отходов в России стремятся сделать свою услугу узнаваемой, используя оригинальное оформление мусоровозов, графические изображения, способы рекламы и униформу. Физическое окружение овеществляет концепцию услуг, следовательно, маркетологи компаний-утилизаторов должны серьезно работать над тем, что окружает клиента.
В сфере обслуживания процесс, который создает услугу, важен для клиента так же, как и сам результат, особенно если он присутствует в момент оказания услуги. Например вывезенные в срок отходы не принесут удовлетворение клиенту, если они были утилизировнны не по правилам, допустим свезены в лес, или если документации пришлось ждать слишком долго или она оказалась не правильно составлена.
Сфера услуг по утилизации отходов имеет специфический характер продвижения на Российском рынке. Она отличается характеристиками продукта, а также особенностью потребителей и производителей услуг.
Услуги по утилизации отходов имеют 6 отличительных характеристик.
1.Неспособность
к хранению. Места в печах сжигания или
илососах не могут быть складированны
в случае отсутствия на них спроса, а недостаточная
загрузка установок приведет к более быстрому
износу. Следовательно, менеджерам необходимо
приложить усилия к стимулированию спроса
на эти услуги в данном краткосрочном
пириоде.
2. Неосязаемость услуг. Невозможно иметь
представление о качестве продукта до
его покупки и потребления. Поэтому для
потребителя важное значение будет иметь
имидж фирмы на рынке, осведомленность
покупателей о качестве ее услуг.
3. Подверженность сезонным колебаниям.
Маркетинговые мероприятия фирмы отличаются
в пик сезона и в межсезонье. Пик сехона
как правило наступает в конце каждого
квартала, когда все предприятия должны
сдать отчетность. Пик спроса на услуги
по утилизации в России наблюдается в
конце года. Связано это с тем, что большинство
предприятий вспоминают о необходимости
утилизации по закону, как только к ним
придет проверка, обычно это происходит
в конце декабря, до этого же времени отходы
складируются, либо их уилизируют «как
могут». В межсезонье, когда уровень
спроса на услуги не высок, необходимы
дополнительные меры его стимулирования,
например: низкие цены, дополнительные
услуги.
4.Значительная
статичность, привязанность к
определенным объектам(базам,
5.Несовпадение во времени фактора продажи услуги и ее потребления. Чтобы клиенте не воспринимал услугу, как покупку «кота в мешке», необходимо дать ему полную информацию об услуге, создать ощущение выгоды, извлеченной из приобретения услуги в будущем.
6.Территориальная разобщенность производителя и потребителя услуги. Данная характеристика актуальна, когда услуги по утилизации и сбору отходов осуществляются в нескольких регионах России.
Оценка качества услуги достаточно субъективна: большое влияние на оцеку оказывают внешние факторы, или лица, которые прямого отношения к приобретению услуг не имеют (другие потребители, фирмы с аналогичным набором услуг).
Необходимость формирования желаемого восприятия услуги сопровождается необходимостью организации мероприятий, проводимых компанией в целях привлечения внимания к самой фирме, ее деятельности и продуктам.
Основными способыми привлечения клиентов в России являются:
Обычно такого рода мероприятия становятся особенно популярны в условиях жесткой конкуренции, так как фирма находит те грани своей деятельности и способы позиционирования, которые отличают и делают её уникальной по сравнению с конкурентами.
Однако
стремительное развитие отрасли услуг
по утилизации отходов в последнее время
и увеличение числа компаний, предоставляющих
данного рода услуги привело к тому, что
менеджерам и маркетологам уже довольно
трудно обратить внимание потенциальных
клиентов на деятельность своей фирмы
традиционными методами рекламы и продвижения
услуг. Сдесь особенно важно новаторство
в манере и форме преподнесения необходимой
информации. Потребители насытились стандартной
телевизионной рекламой и часто просто
игнорируют ее. Некоторые компании все
больше и больше прибегают к специальным
мероприятиям, которые предусматривают
применение современных технологий, эффективных
психологических уловок и непосредственного
общения с потенциальными клиентами.
Информация о работе Специфика продвижения услуг по утилизации промышленных отходов в России