Современный образ жизни и природа человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 20:18, доклад

Описание работы

В наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Ключ к пониманию этих побочных явлений дает принцип Ле Шателье, согласно которому внешнее воздействие, выводящее систему из положения равновесия, вызывает в ней процессы, ведущие к ослаблению результата воздействия

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.81 Кб (Скачать)

      Современный образ жизни и  природа человека. 

      Негативные  следствия развития цивилизации. В  наше время производительные силы достигли планетарного уровня. Земля как бы сжалась в размерах. Новые системы  транспорта, связи, космическая техника, Интернет вошли в повседневную жизнь. По телевидению мы видим то, что  происходит на другом конце планеты. Другими стали материальные условия  жизни общества. Одновременно в обществе возникает целый ряд побочных явлений, носящих негативный характер. Ключ к пониманию этих побочных явлений  дает принцип Ле Шателье, согласно которому внешнее воздействие, выводящее  систему из положения равновесия, вызывает в ней процессы, ведущие  к ослаблению результата воздействия /1/. Как отмечалось в главе 1, быстрые  изменения на планете, обусловленные  научно-техническим прогрессом, повлекли за собой негативные перемены в состоянии  окружающей среды. Проявились внешние  побочные процессы, препятствующие дальнейшему  усилению антропогенного воздействия. Также радикально изменились образ жизни, внутреннее состояние социума, да и сам человек. Эти изменения носят всеобщий и объективный характер. Наряду с глобальным экологическим кризисом можно говорить о глобальном социальном кризисе. Но в отличие от внешней среды обитания, внутреннему состоянию социума уделялось сравнительно мало внимания, хотя потенциальная опасность не менее значительна. Не был сформулирован даже общий подход, не описаны процессы внутренней деградации общества. Но, как и в окружающей, в социальной среде (социуме) возникает целая совокупность побочных негативных явлений.

      Разлад  с действительностью. Внутренние пределы. Стремительное развитие цивилизации, радикальные изменения в окружающем мире привели к внутреннему кризису  самого человека, его разладу с  реально существующим миром. Произошел отрыв сформировавшегося за время длительной эволюции сознания людей и их биологической основы от современного темпа жизни и уровня техники. Все большая часть людей уже не справляется с нагрузками, диктуемыми жизнью, не может приспособиться к окружающему миру. Возникает устойчивое утомление из-за нагрузок на человеческий организм. Растет количество преступлений, психических заболеваний, число маргиналов, преступников, алкоголиков, наркоманов. И этот процесс непрерывно ускоряется. Проблема состоит в том, что возможности адаптации человека к изменившимся условиям не безграничны. Как и в экологии, где определены предельно допустимые концентрации различных веществ и их летальные (смертельные) дозы, здесь также существуют свои критические параметры.

      Тенденцию этих изменений на рубеже начала XX в. уловил еще Макс Нордау, ученик прославленного психиатра и криминалиста Чезаре Ломброзо. Исследования Нордау можно  считать взглядом психиатра не на сознание отдельного человека, а на сознание определенной части общества. На основании большого фактического материала он провел анализ побуждений, заставляющих интеллигентную толпу  отрекаться от трезвой оценки и увлекаться разными проявлениями больного человеческого  духа. Из результатов своего исследования Нордау делает вывод о том, что  больные мыслители пользуются большой  популярностью, потому что сама толпа  больна. В своей известной книге "Вырождение" он писал /2/:

      “Мы окончили продолжительное и печальное  обозрение больницы, какую ныне представляет если не все цивилизованное человечество, то по крайней мере высшие слои населения  больших городов. Мы изучили разнообразные  формы, принимаемые вырождением  и истериею в искусстве, поэзии и  философии. Главнейшими проявлениями умственного расстройства наших современников в этой области служат: мистицизм как результат неспособности к сосредоточенному вниманию, ясному мышлению и господствованию над эмоциями, вызываемый ослаблением мозговых центров; эготизм как результат ненормального состояния чувствующих нервов, притупления воспринимающих центров, извращения инстинктов, желания доставить себе достаточно сильные впечатления и значительного преобладания органических ощущений над представлениями; ложный реализм, вызываемый туманными эстетическими теориями и выражающийся пессимизмом и непреодолимою склонностью к скабрезным представлениям и самому пошлому, непристойному способу выражения. Во всех трех проявлениях болезни мы находим одни и те же элементы: неспособный к правильной работе мозг и вследствие этого слабость воли, невнимательность, преобладание эмоций, неполное сознание, отсутствие сострадания и участия к миру и человечеству, наконец, искажение понятий о долге и нравственности. Представляя между собою довольно большое сходство в клиническом отношении, все эти картины болезни не что иное, как разнообразные проявления одного и того же основного состояния – истощения”.

      О книге Нордау, написанной около ста  лет назад, можно говорить не только как об анализе закономерностей  того времени, но и как о выдающемся предвидении. Многое из того, что он предсказывал, осуществилось в наше время.

      Основатель  Римского клуба Аурелио Печчеи поднял вопрос о наличии внутренних пределов существования социума, непосредственно  связанных с физическими и  психологическими возможностями человека. Более того, в своей работе /З/ он сделал вывод о том, что причина  экологического кризиса лежит в самом человеке, в его внутреннем кризисе, его разладе с окружающим миром:

      “Совершенно очевидно, что физические и психологические  возможности человека тоже имеют  свои пределы. Люди сознают, что, увеличивая свое господство над миром, человек  в стремлении к безопасности, комфорту и власти обрастал целым арсеналом  всякого рода приспособлений и изобретений, утрачивая при этом те качества, которые позволяли ему жить в  своей первозданной девственной  природной среде обитания, и что  это, возможно, ослабило его физически, притупив биологическую активность. Можно с уверенностью сказать, что, чем более “цивилизованным” становится человек, тем меньше он оказывается  способным противостоять трудностям суровой внешней среды и тем  больше нуждается в том, чтобы  защищать свой организм и здоровье с помощью всякого рода медикаментов, снадобий и великого множества других искусственных средств.

      С другой стороны, не подлежит сомнению, что параллельно с этими процессами повышался культурный уровень человека, шло развитие интеллектуальных способностей, которые приводились в соответствие со сложный искусственным миром, сотворенным человеком. Однако в  последнее время равновесие между  прогрессом и культурой человека, между прогрессом и его биофизическими способностями оказалось нарушенным, причем достаточно серьезно. Так что  существующая ныне степень умственной и психической, а возможно, даже физической адаптации человека к неестественным и стремительным темпам современной  жизни весьма далека от удовлетворительной”.

      Достигнутые за несколько десятилетий прогресс, рывок в техническом и материальном отношении превосходят все, что  сделано за предыдущие столетия. Действительность стремительно меняется на наших глазах, но возникают и широкомасштабные негативные следствия / З/:

      “Истинная причина, по которой переживаемые человечеством  затруднения приобрели сейчас такие  огромные, поистине устрашающие масштабы, как раз в том и заключается, что никто из нас еще до конца  не приспособился ни психологически, ни функционально к изменившемуся  миру и новому положению в нем  человека. И это, в сущности, даже в большей степени относится  к представителям интеллигенции, ученым, политикам и вообще всякого рода лидерам — промышленным, профсоюзным, религиозным, — чем к рядовым  представителям всех слоев общества как развитых, так и развивающихся  стран. Суть проблемы как раз и  заключается в несоответствии между  созданной человеком действительностью  и тем, как он ее воспринимает и  как учитывает в своем поведении”.

      Качество  жизни населения

      Существуют  интегральный и частный подходы  к познанию качества жизни. Интегральный подход предполагает поведение двух  типов оценок: объективные (на основе официальных статистических данных, без привлечения обобщающей информации, основанной на разного рода опросах  общественного мнения  и т. п.) и субъективный ( на основе мнения населения).

      И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию  «качество жизни»  на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся  прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов  косвенной квалификации по различным  шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.

      Здоровье  населения, как правило, может явиться  одним  из основных критериев результативного  функционирования экономики,  ибо  роль его усиливается в связи  с:

    1. Увеличение роли человеческого фактора в экономике народного хозяйства, где здоровье выступает как основное свойство трудовых ресурсов, характеризующее качество рабочей силы, используемой обществом для воспроизводства материальных и духовных благ;

         2) Возрастанием прямых  и косвенных затрат  общества  в производстве, где здоровье  населения служат предметом и  продуктом труда многих отраслей  народного хозяйства 

         3)Необходимостью количественного  измерения благосостояния населения,  при оценке которого здоровье  проявляется как потребительское  благо и как  главный его  компонент.

      Д. Прингл применяет систему индикаторов  качества жизни, основанную на использовании  ряда статистических оценок, характеризующих  уровень занятости, состояния здоровья населения, уровень преступности т. д.  При этом автор указывает  на то, что многие составные элементы качества жизни количественно не измеряемые (например, удовлетворённость).

      К числу подобных «не измеряемых элементов» другие авторы относят так же   индивидуальные привязанности и  предпочтения, удовлетворённость человека в своей способности контролировать любую ситуацию т. п.  Эти и подобные элементы, объединённые вместе, позволяют нарисовать картину субъективного лил ощущаемого человеком качества жизни.

      Проанализировав имеющиеся подходы к познанию сущности понятия « качество жизни» населения, авторы пришли к выводу, что целостную картину качества жизни можно создать на основе объединения в целое двух групп  критериев.

      Первую  группу составляют оценки, основанные на статистической информации. С определённой долей условности эти критерии можно  назвать объективными.

      Вторая  группа полностью состоит из оценок, основанных на социологических опросах  населения, при которых респондентов  просят высказать своё отношение  к тем или иным сторонам их жизни, поэтому достаточно обоснованным представляется их отнесение к субъективным.

      Вообще, необходимо осторожно подходить  к измерению качества жизни по субъективным показателям. Основная причина  такого подхода заключается в  том, как верно полагают М. Адамиц и К. Порналк, что к условиям, придающим  суждениям людей достаточную  правдоподобность, относятся свобода  и возможность избежать мистификаций. Следовательно,  чтобы избежать мистифицированного представления об окружающей действительности можно, в обществе, достижением определенного  уровня развития. Данный уровень предполагает наличие ряда условий, среди которых  можно назвать следующие:

    1. Основные материальные нужды потребления удовлетворены в той степени, когда наступает этап удовлетворения « утонченных, видоизмененных личностных потребностей». На первый план должны выйти духовные и эстетические потребности
    2. В стране сложился достаточный по масштабам средний класс, сосредотачивающий в себе значительную часть интеллекта нации, благополучие которого не вызывает сомнения;
    3. Человек, оценивающий качество жизни, имеет определенную практику использования альтернативных вариантов. Из исследований известно, что чем меньше семья или отдельное лицо имеет альтернатив для сравнения. Тем меньше они ценят качество жизни.
    4. стабильность общественно – политической ситуации в стране, устойчивый экономический рост.

        Современная Российская действительность пока не удовлетворяет  ни одному из перечисленных условий. Поэтому при исследовании качества жизни населения нашей страны на современном этапе должен превалировать  подход, который с определенной долей  условности можно назвать объективным. Критерии и оценки качества жизни  должны базироваться на системе показателей, объективно отражающих социально –  экономическую ситуацию.

Информация о работе Современный образ жизни и природа человека