Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 17:32, реферат
Следует принять во внимание, что сама система мониторинга не включает деятельность по управлению качеством среды, но является источником необходимой для принятия экологически значимых решений информации.
Основные задачи экологического мониторинга:
• наблюдение за источниками антропогенного воздействия;
• наблюдение за факторами антропогенного воздействия;
• наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней
процессами под влиянием факторов антропогенного воздействия;
• оценка фактического состояния природной среды;
• прогноз изменения состояния природной среды под влиянием факторов
антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния
природной среды.
Согласно
Закону, экологическая экспертиза основывается
на принципе презумпции потенциальной
экологической опасности любой
намечаемой хозяйственной или иной
деятельности. Это означает, что обязанностью
заказчика ( хозяина намечаемой деятельности)
является прогноз воздействия намечаемой
деятельности на окружающую среду и обоснование
допустимости этого воздействия. Заказчик
также обязан предусмотреть необходимые
меры по защите окружающей среды и именно
на нем лежит бремя доказательства экологической
безопасности намечаемой деятельности.
Зарубежный опыт свидетельствует о высокой
экономической эффективности экологической
экспертизы. Агентство по охране среды
США осуществило выборочный анализ заключений
о воздействии на среду. В половине исследованных
случаев отмечено снижение общей стоимости
проектов за счет осуществления конструктивных
природоохранных мероприятий. По данным
Международного банка реконструкции и
развития, возможное повышение стоимости
проектов, связанное с проведением оценки
воздействия на среду и последующим учетом
в рабочих проектах экологических ограничений,
окупается в среднем за 5-7 лет. По оценкам
западных специалистов, включение экологических
факторов в процесс принятия решений еще
на стадии проектирования оказывается
в 3-4 раза дешевле последующей до установки
очистного оборудования. Сегодня сеть
наблюдений за источниками воздействия
и за состоянием биосферы охватывает уже
весь земной шар. Глобальная система мониторинга
окружающей среды (ГСМОС) была создана
совместными усилиями мирового сообщества
(основные положения и цели программы
были сформулированы в 1974 году на Первом
межправительственном совещании по мониторингу).
Первоочередной задачей была признана
организация мониторинга загрязнения
окружающей природной среды и вызывающих
его факторов воздействия.
Система
мониторинга реализуется на нескольких
уровнях, которым соответствуют
специально разработанные программы:
• импактном (изучение сильных воздействий
локальном масштабе в— И );
• региональном (проявление проблем миграции
и трансформации загрязняющих веществ,
совместного воздействия различных факторов,
характерных для экономики региона —
Р);
• фоновом (на базе биосферных заповедников,
где исключена всякая хозяйственная деятельность
— Ф).
Программа импактного мониторинга может
быть направлена, например, на изучение
сбросов или выбросов конкретного предприятия.
Предметом регионального мониторинга,
как следует из самого его названия, является
состояние окружающей среды в пределах
того или иного региона. Наконец, фоновый
мониторинг, осуществляемый в рамках международной
программы Человек и биосфера , имеет целью
зафиксировать фоновое состояние окружающей
среды, что необходимо для дальнейших
оценок уровней антропогенного воздействия.
Программы наблюдений формируются по
принципу выбора загрязняющих веществ
и соответствующим им характеристикам.
Определение этих загрязнений при организации
систем мониторинга зависит от цели и
задач конкретных программ: так, в территориальном
масштабе приоритет государственных систем
мониторинга отдан городам, источникам
питьевой воды и местам нерестилищ рыб;
в отношении сред наблюдений первоочередного
внимания заслуживают атмосферный воздух
и вода пресных водоемов. Приоритетность
ингредиентов определяется с учетом критериев,
отражающих токсические свойства загрязняющих
веществ, объемы их поступления в окружающую
среду, особенности их трансформации,
частоту и величину воздействия на человека
и биоту, возможность организации измерений
и другие факторы.
Государственный экологический мониторинг
ГСМОС основывается на системах национального мониторинга, которые функционируют в различных государствах согласно как международным требованиям, так и специфическим подходам, сложившимся исторически или обусловленным характером наиболее остро стоящих экологических проблем. Международные требования, которым должны удовлетворять национальные системы-участники ГСМОС, включают единые принципы разработки программ (с учетом приоритетных факторов воздействия), обязательность наблюдений за объектами, имеющими глобальную значимость, передачу информации в Центр ГСМОС. На территории СССР в 70-е годы на базе станций гидрометеослужбы была организована Общегосударственная служба наблюдений и контроля состояния окружающей среды (ОГСНК), построенная по иерархическому принципу.
Рис. 3. Лоток информации в иерархической
системе ОГСНК
В обработанном
и систематизированном виде полученная
информация представлена в кадастровых
изданиях, таких как Ежегодные данные
о составе и качестве поверхностных вод
суши (по гидрохимическим и гидробиологическим
показателям), Ежегодник состояния атмосферы
в городах и промышленных центрах и др.
До конца 80-х годов все кадастровые издания
имели гриф Для служебного пользования
, затем в течение 3-5 лет были открытыми
и доступными в центральных библиотеках.
К настоящему времени массивные сборники
типа Ежегодных данных... в библиотеки
практически не поступают. Некоторые материалы
можно получить (приобрести) в региональных
подразделениях Росгидромета.
Помимо ОГСНК, входящей в систему Росгидромета
(Федеральной службы России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды), экологический
мониторинг осуществляется целым рядом
служб, министерств и ведомств.
Единая государственная система экологического
мониторинга
С целью радикального повышения эффективности
работ по сохранению и улучшению состояния
окружающей среды, обеспечению экологической
безопасности человека в Российской Федерации
«О создании Единой государственной системы
экологического мониторинга» (ЕГСЭМ).
ЕГСЭМ решает следующие задачи:
• разработка программ наблюдений за
состоянием окружающей природной среды
(ОПС) на территории России, в её отдельных
регионах и районах;
• организация наблюдений и проведение
измерений показателей объектов экологического
мониторинга;
• обеспечение достоверности и сопоставимости
данных наблюдений как в отдельных регионах
и районах, так и по всей территории России;
• сбор и обработка данных наблюдений;
• организация хранения данных наблюдений,
ведение специальных банков данных, характеризующих
экологическую обстановку на территории
России и в отдельных её районах;
• гармонизация банков и баз экологической
информации с международными эколого-информационными
системами;
• оценка и прогноз состояния объектов
ОПС и антропогенных воздействий на них,
природных ресурсов, откликов экосистем
и здоровья населения на изменение состояния
ОПС;
• организация и проведение оперативного
контроля и прецизионных изменений радиоактивного
и химического загрязнения в результате
аварий и катастроф, а также прогнозирование
экологической обстановки и оценка нанесённого
ОПС ущерба;
• обеспечение доступности интегрированной
экологической информации широкому кругу
потребителей, включая население, общественные
движения и организации;
• информационное обеспечение органов
управления состоянием ОПС, природных
ресурсов и экологической безопасностью;
• разработка и реализация единой научно
технической политики в области экологического
мониторинга;
• создание и совершенствование организованного,
правового, нормативного, методологического,
методического, информационного, программно-математического,
аппаратурно-технического обеспечения
функционирования ЕГСЭМ.
ЕГСЭМ в свою очередь включает в себя следующие
основные компоненты:
• мониторинг источников антропогенного
воздействия на окружающую среду;
• мониторинг загрязнения абиотического
компонента окружающей природной среды;
• мониторинг биотического компонента
окружающей природной среды;
• социально-гигиенический мониторинг;
• обеспечение создания и функционирования
экологических информационных систем.
При этом
распределение функций между
центральными органами исполнительной
федеральной власти осуществляются
следующим образом.
Госкомэкологии: координация деятельности
министерств и ведомств, предприятий и
организаций в области мониторинга ОПС;
организация мониторинга источников антропогенного
воздействия на окружающую среду и зон
их прямого воздействия; организация мониторинга
животного и растительного мира, мониторинг
наземной фауны и флоры (кроме лесов); обеспечение
создания и функционирования экологических
информационных систем; ведение с заинтересованными
министерствами и ведомствами банков
данных об окружающей природной среде,
природных ресурсах и их использовании.
Росгидромет: организация мониторинга
состояния атмосферы, поверхностных вод
суши, морской среды, почв, околоземного
космического пространства, в том числе
комплексного фонового и космического
мониторинга состояния окружающей природной
среды; координация развития и функционирования
ведомственных подсистем фонового мониторинга
загрязнения ОПС; ведение государственного
фонда данных о загрязнении окружающей
природной среды.
Роскомзем:
мониторинг земель.
Министерство природных ресурсов: мониторинг
недр, включая мониторинг подземных вод
и опасных геологических процессов; мониторинг
водной среды водохозяйственных систем
и сооружений в местах водосбора и сброса
сточных вод. Роскомрыболовство: мониторинг
рыб, других животных и растений.
Рослесхоз:
мониторинг лесов.
Роскартография: осуществление топографо-геодезического
и картографического обеспечения ЕГСЭМ,
включая создание цифровых, электронных
карт и геоинформационных систем. Госгортехнадзор
России: координация развития и функционирования
подсистем мониторинга геологической
среды, связанных с использованием ресурсов
недр на предприятиях добывающих отраслей
промышленности; мониторинг обеспечения
промышленной безопасности (за исключением
объектов Минобороны России и Минатома
России). Госкомэпиднадзор России: мониторинг
воздействия факторов среды обитания
на состояние здоровья населения. Минобороны
России; мониторинг ОПС и источников воздействия
на нее на военных объектах; обеспечение
ЕГСЭМ средствами и системами военной
техники двойного применения. Госкомсевер
России: участие в развитии и функционировании
ЕГСЭМ в районах Арктики и Крайнего Севера.
Технологии единого экологического мониторинга
(ЕЭМ) охватывает разработку и использование
средств, систем и методов наблюдений,
оценки и выработки рекомендаций и управляющего
воздействия в природно-техногенной сфере,
прогнозы её эволюции, энерго-экологические
и технологические характеристики производственной
сферы, медико-биологические и санитарно-гигиенические
условия существования человека и биоты.
Комплексность экологических проблем,
их многоаспектность, теснейшая связь
с ключевыми отраслями экономики, обороны
и обеспечением защиты здоровья и благополучия
населения требует единого системного
подхода к решению проблемы. Мониторинг
в целом создан, чтобы предотвратить различные
экологические проблемы, а также разрушение
экосистем.