Сказки, рассказы, загадки, игры в ознакомлении дошкольников с природой

Автор: Александра Шевцова, 17 Октября 2010 в 09:22, контрольная работа

Описание работы

Особенности знакомства детей с птицами по произведениям В. Бианки.

Содержание

Введение
Особенности знакомства детей с птицами по произведениям В. Бианки
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

      Бианки  много путешествовал – маршруты проходили по Центральной России,

1 Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. № 3. 2003г. С. 34

Северу.  Для  творчества Бианки характерно постоянное обращение к уже написанным и изданным произведениям, дополнение их новыми текстами. Так, до самой смерти писателя неоднократно дополнялись при переизданиях Лесная газета, сборник Лесные были и небылицы (последнее прижизненное изд. 1957), ставшие классическими образцами научно-художественных произведений для детей.     В последние годы жизни Бианки тяжело болел – у него были полностью парализованы ноги и частично руки. Однако у него по-прежнему собирались писатели, считавшие его своим учителем, проходили заседания редколлегии «Вести из леса». Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе.                                                                                                                                          Одно из самых удивительных свойств книг В.В.Бианки состоит в том, что они не только, как бы это сказать, расширяют кругозор. Нет. Они учат смотреть, видеть и понимать. Они уводят за собой в лес, в поле, даже на болото. И если человек поддастся этому искушению, и подарит себе пусть маленькое лесное путешествие, то это сможет стать самым главным открытием для его ребенка. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

     В настоящее время, как иногда, остро  стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.                                                                                     Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, поэтому следует учить детей искать и находить новое в уже известном, виденном и в этом нам помогают произведения В. Бианки.

     Литература  способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и  речи.

     Художественная  литература и наблюдения служат могучим  средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию, полет мысли и дают возможность раскрыть огромный потенциал, заложенный в каждом человеке, воспитывают экокультуру человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              

                                                           

    Список  использованной литературы.

  1. Вересов Н., «Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников», // «Дошкольное воспитание», 1995 г.
  2. Веретенникова С. А. «Ознакомление дошкольников с природой», Москва, «Просвещение», 1993 г.
  3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой», Москва, «Просвещение», 1978 г.
  4. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. «Природа: объект или субъект отношений личности», Москва, «Школа здоровья», 1995 г., т. 1,2.
  5. Жуковская Р. Н. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детского сада»/Под ред. Козловой С. А., Москва, «Просвещение», 1985
  6. Николаева С. Н «Создание условий для экологического воспитания детей», Москва, «Новая школа», 1993 г.
  7. Бианки. В. В. Рассказы и сказки: Рис. Е. Чарушина. – СПб.: Северо-Запад, 1993. – 446 с.
  8. Чей же клюв лучше? / Виктор Смолянинов // В мире животных. — 2003. — № 3. — С. 34—39.

                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                               Приложение 1.

     Конспект  занятий.

     «Сказки, стихи, загадки, игры в ознакомлении дошкольников с природой».

  1. Тема: В. Бианки «Первая охота»

    Цель: Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности.

    Ход занятия.

Этапы, методы, приемы. Деятельность  воспитателя. Деятельность  детей.
1. Вводный.

Чтение  сказки.

Чтение сказки «Первая охота». Дети слушают  сказку.
2. Основной.

Беседа и обсуждение.

Вопросы:

- Какие звери  попадались Щенку на охоте?

- С какими  птицами пришлось познакомиться  Щенку?

- Почему Щенок  не узнал Выпь? Где она спряталась?

- Почему Щенок  не увидел Удота? Как выглядит  Удот? На что он похож?

- Куда спряталась  Вертишейка? Почему испугался Щенок?

- Каких птиц  вы еще знаете?

Дети отвечают. Если затрудняются, воспитатель подсказывает.

В камышах. 

На пестрый лоскут.

3. Рисунок по теме.

Обсуждение работ.

- Ребята, хотите  нарисовать птиц, которых встретил  Щенок?

Коллективно (воспитатель  и дети)обсуждают работы детей.

Да.

(Рисуют)

4.Физкультминутка. Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой  дорогу. Аист отвечает:

Топай правою ногою, Топай левою ногой,

Снова – правою ногой, Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь  домой.

Дети выполняют  движения.
5. Викторина.

Загадки про  птиц.

На шесте  – дворец, Во дворце – певец,

А зовут его  … 

Зимой на ветках яблоки! Скорей же собери!

И вдруг вспорхнули яблоки. Ведь это …             И в лесу, заметьте дети, Есть лесные сторожа.

Сторожей бояться  этих, Мыши: прячутся, дрожа. Очень уж суровы, Филины и …

Кто без нот  и без свирели, Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … Верещунья, белобока, И зовут ее …

Не царь, а  в короне, не всадник, А со шпорами... Зазвенели ручьи, Прилетели грачи.

Кто скажет, кто  знает, Когда это бывает?

Дети отгадывают.

Скворец. 

Снегири. 
 

Совы. 

Соловей.

Сорока.

Петух. 

Весной. 

Заключительный. Уточняем, каких птиц запомнили.  
 
 
 

    2. Тема: В. Бианки  «Лесные домишки»

    Цель: Изучить, где живут птицы, воспитывать интерес к природе, наблюдательность.

    Ход занятия.

Этапы, методы, приемы. Деятельность  воспитателя. Деятельность  детей.
1.Вводный.  Введение в тему. –Ребята, угадайте загадку: без рук, без топоренка, построена избенка? Гнездо.
2.Основной.

Чтение рассказа.

Чтение рассказа «Лесные домишки». Слушают рассказ.
3. Обсуждение рассказа. Вопросы:

- Расскажите, как  потерялась Ласточка-береговушка?

- С кем познакомилась Береговушка на пути к дому? - Где живет Зуек?

Какой домик  у лесного голубя Вытютня? Понравился ли его домик Береговушке? Почему? - Кто жил в маленьком легком домике, похожем на розу?

- На что похож  домик иволги?

- Почему домик  Иволги не понравился Береговушке?

- Где жила  Пеночка? 

Почему не осталась у ней Береговушка?

- Какой домик  у Чемги? - Кто еще живет в  домиках на дереве?

- Нашла ли  Береговушка свой домик? 

- Где находился  домик Ласточки-Береговушки? 

- Ребята, чей  домик вам больше всего понравился?- Чей домик вам показался самым удивительным?

- Хотите нарисовать  птичек и их домики?

Дети отвечают. 
 

В камнях. 
 
 

Осы.

На плетеную корзиночку.

Качается.

В шалашике в траве. 

Белки. 
 
 
 
 

Дети отвечают. 

Да.

4. Рисунок по теме. Нарисуйте Береговушку и ее домик или любой другой домик понравившейся птички. Дети рисуют.
5. Чтение. Разучивание стихотворения В.Бардадыма  «Ласточка». Ласточка.

- Спой мне  ласточка, - прошу,

А она в ответ:- Спешу! –

Клювом глины  зачерпнула И под крышу упорхнула. Целый день забот полна –

Домик строила она. Дни прошли. Опять прошу, А она в ответ:- Спешу!

Считаны минутки! У меня малютки.

Мошек ловлю, Крошек кормлю. –

В гости дождик зачастил.

Старый тополь загрустил.

- Спой мне  ласточка, прошу,

А она в ответ:- Спешу!

Собираю в путь семью,

Возвращусь весной  - спою.

Разучивание стихотворения.
6. Заключительный. Спрашиваю у  детей, каких животных они запомнили, где живут птицы… Дети отвечают.
 
 

       3. Тема В. Бианки «Мастера без топора»

       Цель: Продолжать  знакомить детей с птичьими домиками, развивать мышление.

Ход занятия.

Этапы, методы, приемы. Деятельность  воспитателя. Деятельность  детей.
1.Вводный.  -Ребята на прошлом занятии мы узнали много интересного про птичьи домики, кто помнит, где живут птицы?

А где жила Ласточка – Береговушка? Как вы думаете, почему ее так звали?

Дети дают ответы.
2.Основной.

Чтение стихотворения.

- Кто хочет  рассказать стихотворение про  ласточку? Чтение стихотворения.
3. Чтение рассказа. Чтение рассказа В. Бианки «Мастера без топора». Дети слушают  рассказ.
4. Беседа. Беседа  по вопросам.

- Ребята, что  нового вы узнали про птичьи домики?- Вьет ли гнездо Козодой?

- Из чего делает  гнездышко Ремез – синичка?

- Из чего домик  у Ласточки-Касаточки?

- Опишите домик  Дрозда.

 
Дети  отвечают. 

Из пуха.

Из глины.

Снаружи зеленым мхом украшено, внутри – как чашечка, гладкое.

5. Загадки про птиц. Ребята, отгадайте  загадку:

На когтях на ствол сосновый

Влез монтер красноголовый.

Он трудился на весу,

Но не вспыхнул свет в лесу.

- Какой домик  у дятла? 

 
 
 
 
Дятел.

Дети отвечают.

6. Разучивание скороговорок. Разучивание скороговорок:

Дятел лечит  древний дуб,

Добрый дятел  дубу люб.

Дятел дуб долбил, да не додолбил.

Разучивание скороговорок.
7.Физкультминутка. Птички в  гнездышке сидят

И на улицу глядят.

Погулять они  хотят

И тихонько все  летят.

Дети выполняют  движения.
8. Переход к игре. Игра «летает  не летает». Педагог называет птиц:

Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, страус и  т.п.

Дети машут руками, если птица летает
9. Заключительный. Задаю детям  вопросы: что нового они узнали. Дети рассказывают.
 
 
 
 
 
 

                                                                                                                       Приложение 2.

      Праздник «Птицы  – наши друзья»

Оборудование: кормушки разных видов; книги о птицах; грамзапись "Голоса птиц"; иллюстрации птиц; набор открыток "Птицы русского леса".

Ведущий 1.  Ребята, отгадайте загадки, и тогда мы узнаем, кто сегодня к нам пожаловал в гости:

1. Всех я вовремя бужу, 
Хоть часов не завожу.

2. На когтях на ствол сосновый 
Влез монтер красноголовый. 
Он трудился на весу, 
Но не вспыхнул свет в лесу...

3. Верещуньи, белобока, 
И зовут ее  ...

4. Ей на месте не сидится: 
Все летает целый день, 
Суетится, суетится, 
Целый день звенит: "Тень-тень!" 
Угадай-ка, что за птица? 
То веселая ...

5. И в лесу, заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей боятся этих 
Мыши – прячутся, дрожа: 
Очень уж суровы 
Филины и ...

Ребята  угадывают, на сцену  выходят: 1. Петух. 2. Дятел. 3. Сорока. 4. Синица. 5. Совы.

Ведущий 2. Кто же это?

Дети. Птицы.

Мальчик, одетый в костюм дятла, встает и проходит перед ребятами, давая  возможность им полюбоваться разнообразием красок своего костюма.

Ведущий. Кто вы?

Хоть я не молоток – 
По дереву стучу; 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный.

Ведущий. Кто же это, ребята? Вы догадались?

Дети. Это дятел.

Дятел. Правильно, ребята! Я дятел.

Ведущий. Судя по окраске, вы большой пестрый дятел. Какое разнообразие красок в вашем костюме! Вряд ли у кого найдешь такое сочетание. Это о вас говорят: "Дятел – лучший друг леса", вас ласково зовут Тук Тукич, о вас складывают загадки.Вся жизнь его проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, так как пищей мне служат личинки жуков и насекомых, живущих в коре и древесине. Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, он еще и плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и они служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, горихвостки, синицы и многие другие птицы.

Информация о работе Сказки, рассказы, загадки, игры в ознакомлении дошкольников с природой