Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:48, контрольная работа
Целью данной работы является изучение правовых мер охраны атмосферного воздуха.
Соответственно задачами работы стали:
- изучить правовые основы защиты атмосферного воздуха;
- исследовать проблему наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3
1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА……4
2. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. Правовые основы защиты атмосферного воздуха……4
2. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………15
ВВЕДЕНИЕ
Атмосферный воздух является существенной частью природной среды1. В соответствии со ст. 1 Закона об охране атмосферного воздуха2 атмосферный воздух - это жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений. Из этого определения видно, что основным признаком атмосферного воздуха служит его непосредственная связь с остальной природой. Соответственно, атмосферный воздух, в отличие от воздуха помещений, постоянно находится под воздействием стихийных сил природы.
Атмосфера обладает рядом других полезных для человека и иных живых видов свойств. Являясь проводником энергии Солнца, она служит барьером, защищающим Землю от космических воздействий3. Особенно ее озоновый слой ограждает человеческий организм, другие живые организмы от губительных ультрафиолетовых и рентгеновских излучений. Земной поверхности достигают лишь те компоненты солнечного излучения, которые или не зависят от уровня солнечной активности (солнечный свет), или очень малы по интенсивности. Геомагнитное поле и атмосфера эффективно изолируют биосферу от космической среды4.
Целью данной работы является изучение правовых мер охраны атмосферного воздуха.
Соответственно задачами работы стали:
- изучить правовые основы защиты атмосферного воздуха;
- исследовать проблему наблюдения за состоянием атмосферного воздуха.
1. Правовые основы защиты атмосферного воздуха
Объектами правовой охраны и компонентами природной среды являются согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды»5 атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Под атмосферным воздухом в качестве предмета правового регулирования понимается естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами помещений. Атмосферный воздух служит основой климатических и погодных условий, используется в качестве транспортной, звуковой коммуникации, является защитой от космических излучений и средой для выброса газообразных отходов. Главное - без атмосферного воздуха и его кислорода не существует ничего живого на Земле и человек без него не может прожить и нескольких минут6.
Атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство тесно связаны друг с другом, образуя некое экологическое единство; законодательства о регулировании их использования в комплексе пока не существует в целостном виде7. Задачей законодательства об охране атмосферного воздуха является регулирование общественных отношений в этой области. Цели регулирования - сохранение в чистоте и улучшение состояния атмосферного воздуха; предотвращение и снижение вредных химических, физических, биологических и иных воздействий на атмосферу, вызывающих неблагоприятные последствия для населения, народного хозяйства страны, растительного и животного мира; укрепление законности и правопорядка в области охраны атмосферного воздуха.
Головным нормативным правовым актом является Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха», принятый в 1999 году, с изменениями принятыми 23 июля 2008 года и вступившими в силу 1 января 2009 года. В соответствии с ним изданы иные акты законодательства РФ и субъектов РФ. Ими регулируются компетенция государственных и иных органов в области охраны атмосферного воздуха, государственный учет вредных воздействий на него, наблюдение, контроль, разрешение споров и ответственность в области охраны атмосферного воздуха.
Государственное управление в области охраны атмосферного воздуха осуществляется, согласно законодательству, Правительством РФ непосредственно или через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха, а также органами государственной власти субъектов РФ. К полномочиям органов государственной власти РФ в области охраны атмосферного воздуха относятся формирование и проведение единой государственной политики на территории России, формирование единой нормативно-методической базы, установление порядка государственного учета выбросов вредных (загрязняющих) веществ и вредных физических воздействий на атмосферный воздух8.
Правительством РФ утверждены: постановление о порядке установления и пересмотра экологических и гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух и государственной регистрации вредных (загрязняющих) веществ и потенциально опасных веществ, Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников. МПР России предусмотрены Базовые нормативы платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников9.
Органы государственной власти субъектов РФ в области охраны атмосферного воздуха участвуют в организации и проведении государственного мониторинга и государственного контроля, регулируют передвижение транспортных средств на соответствующих территориях в целях уменьшения выбросов, информируют население о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении и выполнении программ улучшения качества атмосферного воздуха.
Для оценки состояния атмосферного воздуха законодательством РФ устанавливаются нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Нормативы являются едиными для всей территории страны. Но с учетом природно-климатических особенностей и повышенной социальной ценности отдельных территорий (заповедников, заказников, национальных парков, курортных и иных рекреационных зон) могут устанавливаться более строгие нормативы предельно допустимых вредных воздействий на воздух.
Нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ стационарными и передвижными источниками загрязнения учитывают производственную мощность конкретных объектов и их совокупность в пределах города или иного населенного пункта так, чтобы сумма их выбросов с учетом перспектив развития данного района не привела к превышению вредных веществ в атмосферном воздухе. Выброс вредных веществ стационарным источником загрязнения допускается в каждом конкретном случае на основании разрешения, где предусматриваются ПДВ и другие условия и требования, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха в интересах проживающего на соответствующей территории населения10.
Предприятия обязаны соблюдать эти условия и требования - проводить организационно-хозяйственные и технические мероприятия для их выполнения, добиваться снижения выбросов, обеспечивать бесперебойную работу и поддержание в исправном состоянии сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов и контроля за ними, осуществлять постоянный учет количества и состава вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу. Экологические нормативы качества атмосферного воздуха, предельно допустимые (критические) нагрузки на экологические системы устанавливает Министерство природных ресурсов РФ. Министерство здравоохранения и социального развития РФ устанавливает и пересматривает гигиенические нормативы качества атмосферного воздуха. Проекты конкретных индивидуальных производственных нормативов разрабатывают сами предприятия с учетом предложений органов местного самоуправления, научных учреждений, общественных объединений, мнения населения. Конкретным предприятиям нормативы выбросов утверждают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и охраны атмосферного воздуха11.
В случаях нарушения условий и требований, предусмотренных разрешениями, либо возникновения угрозы здоровью населения выброс вредных веществ, согласно законодательству РФ, должен быть ограничен, приостановлен или запрещен по решению органа, осуществляющего государственный контроль за охраной атмосферного воздуха. Для этого может быть прекращена деятельность отдельных промышленных установок, цехов, предприятий.
При превышении в результате аварийной ситуации установленных нормативов ПДВ собственники предприятий обязаны немедленно сообщить об этом органам государственного контроля за охраной атмосферного воздуха и принять меры к охране атмосферного воздуха и ликвидации причин и последствий загрязнения, а при необходимости предприятие прекращает работу12.
При получении предупреждения о возможном повышении концентрации вредных веществ в воздухе (от неблагоприятных метеорологических условий, аварий на соседних производствах, неудачного стечения климатических и антропогенных обстоятельств) предприятия и организации проводят специально разработанные мероприятия по снижению выбросов в атмосферу.
Если возникает угроза здоровью людей, органы общегосударственной службы наблюдения и контроля за уровнем загрязнения окружающей среды обязаны немедленно сообщить об этом соответствующим исполнительным органам государственной власти, органам местного самоуправления, заинтересованным предприятиям и организациям. По получении таких сообщений предприятия и организации переходят на специальный режим работы или временно приостанавливаются с целью снижения интенсивности выбросов и устранения других вредных воздействий на атмосферу; в крайнем случае осуществляется временная эвакуация населения13.
Одним из основных загрязнителей атмосферы является транспорт, создающий в крупных городах неблагополучную ситуацию из-за своих вредных выхлопов от двигателей внутреннего сгорания. Поэтому при проектировании, производстве и эксплуатации автомобилей, самолетов, судов и других передвижных средств и установок разрабатываются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ меры по предотвращению и сокращению выбросов в атмосферу этими средствами и установками. Количество вредных веществ, выбрасываемых транспортными средствами, не должно превышать нормативов ПДВ14.
Все транспортные средства, находящиеся в эксплуатации, подвергаются контролю органами ГИБДД и другими органами, ответственными за соблюдение ПДВ. Не допускается производство и эксплуатация транспорта, в выбросах которого содержание вредных веществ превышает установленные нормативы. В противном случае наступает юридическая ответственность за загрязнение атмосферного воздуха. Соблюдение нормативов вредных воздействий обеспечивается при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию новых и реконструированных предприятий и сооружений, при совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов и оборудования. При этом предусматриваются улавливание, утилизация, обезвреживание вредных веществ и отходов, полное исключение выбросов.
Предприятия и организации, деятельность которых связана с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, независимо от времени ввода их в действие должны быть оснащены сооружениями, оборудованием и аппаратурой для очистки выбросов и средствами контроля за количеством и составом выбрасываемых веществ. При планировании размещения и развития городов должны учитываться состояние в них атмосферного воздуха и прогнозы его изменения.
Проектирование, застройка и реконструкция городов проводятся в соответствии с санитарно-гигиеническими правилами; должны приниматься меры к улучшению благоустройства и озеленению территорий населенных пунктов и производственных площадей. Размещение в населенных пунктах терриконов, отвалов, складирование промышленных отходов, производственного, бытового мусора, являющихся источниками загрязнения воздуха пылью, вредными газообразными и дурнопахнущими веществами, сжигание отходов на территориях запрещаются, кроме случаев, когда сжигание осуществляется с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха15.
Согласно Положению о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, утвержденному постановлением Правительства РФ, он осуществляется Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами. Они взаимодействуют на основе соглашений с Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и их органами16.
Контроль опирается на мониторинг (наблюдение) атмосферного воздуха, который имеет целью комплексную оценку и прогноз его состояния, обеспечение государственных и муниципальных органов, организаций, населения текущей и экстренной информацией о загрязнении воздуха. Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного мониторинга окружающей среды17.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за состоянием атмосферного воздуха осуществляет государственная санитарно-эпидемиологическая служба на основании Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»18 и Положения о Государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации19. Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» предусматриваются производственный и общественный контроль за охраной атмосферного воздуха, плата за загрязнение окружающей среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, права граждан и общественных объединений, международное сотрудничество.
2. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха
В Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха»20 устанавливаются общие цели мониторинга атмосферного воздуха и дается определение мониторинга атмосферного воздуха: это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения. Задачи мониторинга природных ресурсов с той или иной степенью детализации формулируются в ряде федеральных законов.
Информация о работе Система стандартов по охране воздушной среды