Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 19:52, реферат
Нормативная база экологического контроля
Система экологического контроля
Нормативная база 3
Система экологического контроля 4
Список литературы 13
Система обязательной сертификации по экологическим требованиям вводится с целью обеспечения соблюдения природоохранительного законодательства. По мере развития Системы в настоящий перечень могут быть включены другие объекты. Объектами обязательной сертификации по экологическим требованиям являются:
Экологическое страхование. Одним из важных факторов обеспечения экологической безопасности страны, защиты интересов граждан в их праве на экологически безопасную среду проживания может стать экологическое страхование как механизм формирования денежных фондов или резервов за счет уплачиваемых страхователем страховых взносов для компенсации вероятных потерь и предотвращении загрязнения окружающей среды. Введение в действие экологического страхования в России является особенно актуальным в связи с высокой степенью вероятности аварийного загрязнения окружающей природной среды, низким уровнем капиталовложений в природоохранную сферу и затрат на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. В соответствии со ст. 15 Закона Российской федерации "О промышленной безопасности опасных промышленных объектов" от 21 июля 1997г. №116-ФЗ вводится обязательное страхование ответственности за причинение вреда окружающей природной среде в случае аварии на опасных производственных объектах. Введение экологического страхования позволит возместить по экспертным оценкам экономических институтов до 40% убытков, причиняемых третьим лицам экологическими авариями, вовлекая финансовые средства страховых компаний, и, тем самым, снижая нагрузку на местный и федеральный бюджеты. Экологическое страхование может стать источником дополнительного финансирования природоохранных мероприятий из фонда превентивных мероприятий страховщика и путем инвестирования им средств на развитие безотходных и природоохранных технологий. Образован Консультативный совет по экологическому страхованию из представителей Госкомэкологии России и экологических фондов, научных и страховых организаций, занимающихся вопросами экологического страхования, а также представителей заинтересованных министерств и ведомств и финансовых структур. Основной задачей Совета является формирование правовой и нормативно-методической базы для введения экологического страхования и планирование эффективного использования резервов превентивных природоохранных мероприятий, образующихся в страховых компаниях.
Экологическое аудирование. Работы по экологическому аудированию предусмотрены постановлениями Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994г. №1416 "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 26 февраля 1996г. №168 "Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды" и от 26 мая 1997г. №643 "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской федерации по охране окружающей среды". В 1995г. Европейским союзом был принят пакет документов по экологическому менеджменту и экологическому аудированию (стандарты серии ISO 14000). В настоящее время эти стандарты представлены в качестве проектов стандартов Российской федерации.
Государственная экологическая экспертиза. В условиях сложной экономической ситуации и нарастающего обострения экологических проблем должны быть осуществлены надлежащие меры по предотвращению принятия экологически непродуманных решений уже на стадии разработки соответствующей документации.
Принято
постановление Правительства
Цель государственной экологической экспертизы - обеспечение принятия экологически обоснованных хозяйственных и иных решений органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами.
Опыт проведения экспертизы показывает, что слабо прорабатываются вопросы оценки воздействия на окружающую среду и раздел "Охрана окружающей среды" ТЭО, без должного учета требований рационального природопользования. Более 40% рассматриваемой системой государственной экологической экспертизы документации возвращается на доработку.
Государственный экологический контроль. В целях повышения эффективности государственного экологического контроля за период 1992 - 1997гг. приняты постановления Правительства Российской федерации "Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель" от 17 августа 1992г. №594, "О мерах по комплексному решению проблем обращения с радиоактивными отходами и прекращению захоронения их в морях" от 23 июля 1993г. №710, "О специально уполномоченных государственных органах Российской федерации в области охраны окружающей природной среды" от 28 сентября 1993г. №943, "Об утверждении Порядка осуществления федеральной службой лесного хозяйства России и её территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов" от 1 июня 1998г. №544. "О специальных уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" от 15 апреля 1996г. №457, "О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов" от 1 июля 1996г. №766 и перечень опасных отходов, импорт (транзит) которых на (через) территорию Российской федерации запрещается, а экспорт подлежит государственному регулированию и перечень опасных отходов, трансграничные перевозки которых подлежат государственному регулированию и др. Однако функции контроля за состоянием окружающей среды и источников вредного воздействия распределены между ведомствами, что ведет к снижению эффективности контроля.
Экологический мониторинг. Ни одна из существующих систем и служб наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды не была ориентирована на комплексную оценку состояния окружающей среды, информационную поддержку комплексных природоохранных задач. Определенные сдвиги стали происходить с принятием нормативного правового акта по созданию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) - постановления Совета Министров-Правительства Российской федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229. В области формирования ЕГСЭМ за прошедший период достигнуты существенные положительные результаты. Так, налажено межведомственное взаимодействие на федеральном уровне ЕГСЭМ; разработаны нормативные документы; в 48 субъектах Российской федерации развернуты работы по созданию территориальных подсистем ЕГСЭМ, в 20 регионах созданы и функционируют региональные информационно-аналитические центры, оснащенные современными компьютерными технологиями, включая ГИС-технологии обработки данных. В рамках развития межгосударственной системы экологического мониторинга подготовлено и одобрено государствами - участниками Содружества Независимых Государств (СНГ) - членов Межгосударственного экологического совета (МЭС) "Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга" Отмечая большой объем работ по созданию ЕГСЭМ, к основным недостаткам в данной области следует отнести несовершенство нормативной правовой базы и отсутствие до настоящего времени межведомственного Федерального информационно-аналитического центра экологического мониторинга. Во исполнение постановлений Правительства Российской федерации от 20 августа 1992 г. № 600 "О единой государственной автоматизированной системе контроля радиационной обстановки на территории Российской федерации" от 2 ноября 1995 г. № 1085 "О федеральной целевой программе "Создание Единой государственной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации" ("ЕГАСКРО") проводится работа по совершенствованию государственного контроля радиационной обстановки в стране в соответствии с современными требованиями и оперативное обеспечение органов государственной власти, государственного управления всех уровней и населения достоверной информацией о состоянии радиационной обстановки. Эффективность реализации программы определяется объединением усилий министерств и ведомств унификацией методов и технических решений в соответствии с общим техническим заданием и другими общесистемными нормативными документами, что позволило снизить объемы финансирования, необходимые для создания территориальных подсистем и системы в целом.
Концепция
безопасности. Настоящая концепция
отражает современные взгляды на задачи,
принципы, методы и механизмы обеспечения
экологической безопасности. Проблема
обеспечения экологической безопасности
является закономерным следствием тех
огромных изменений, которые наблюдаются
с начала века в окружающей человека среде
инструментальными методами, а во второй
половине нашего века - дистанционными,
в том числе спутниковыми методами. Эти
данные показывают, что изменения охватили
всю планету и развиваются в направлении
ухудшения условий существования людей
и многих других организмов: изменяется
состав атмосферы, истощается озоновый
слой, деградируют земли, быстро нарастает
исчезновение видов и т.д. Все эти изменения
идут со скоростями, многократно превышающими
естественные колебания, они сказываются
на здоровье людей и так или иначе влияют
на благополучие всех стран, в том числе
и России. Глобальный экологический кризис
затрагивает все человечество, все стороны
жизни людей, но по-разному проявляется
в каждой стране в зависимости от ее природных
условий, экономической и социальной ситуации.
Поэтому требуется выработка концепции
экологической безопасности для каждой
страны. Такая работа ведется во многих
государствах, хотя на международном уровне
она недостаточно скоординирована.
Сптсок литературы
1. Белов Г.В. Экологический менеджмент предприятия: Учеб. Пособие / Г.В. Белов. - М.: Логос, 2008. - 240 с.
2. Анисимов А.В. Экологический менеджмент: учебник /А.В. Анисимов. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 348 с.
3. Родькин О.И. Экологический менеджмент: учеб.-метод, посо¬бие / О.И. Родькин, Ч.А. Романовский, С.С.Позняк; под общ. ред. О.И. Родькина. - Минск: РИВШ, 2008. - 254 с
4. Internet http://www.aup.ru/cgi-bin