Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 18:27, реферат
Шум — беспорядочные колебания различной физической природы, отличающиеся сложностью временной и спектральной структуры.
Шумовое (акустическое) загрязнение (англ. Noise pollution, нем. Lärm) — раздражающий шум антропогенного происхождения, нарушающий жизнедеятельность живых организмов и человека. Раздражающие шумы существуют и в природе (абиотические и биотические), однако считать загрязнением их неверно, поскольку живые организмы адаптировались к ним в процессе эволюции.
Вот почему абсолютно недопустимо делать уроки под музыку, злоупотреблять прослушиванием музыки через миниплейер или магнитофон на уроках, лекциях, а также бесконтрольно пользоваться ими на улице и в транспорте.
Первые в нашей стране санитарные нормы допустимой шумовой нагрузки были разработаны Московским НИИ гигиены имени Ф.Ф. Эрисмана и утверждены Министерством здравоохранения СССР в 2002 г. Санитарные нормы допустимого уровня шума на производстве, в жилых и общественных зданиях, на территориях микрорайонов регламентируются строительными нормами и правилами. Кроме того, имеется Государственный стандарт на средства передвижения, инженерное оборудование, бытовые приборы, устанавливающий гигиенические требования по обеспечению акустического комфорта.
При этом нужно отметить, что полная тишина также неблагоприятна для здоровья человека. Допустимыми нормами интенсивности звука в жилых помещениях считается 40 дБ днем и 30 дБ — ночью. В среднем для города нормальным шумом считается 55 дБ. Днем на центральных улицах столицы уровень шума равен 80 дБ, на главных радиальных магистралях городского значения - в среднем 75 — 82 дБ, на магистралях районного значения — примерно 75 дБ, а в новых жилых районах на внутриквартальных территориях, удаленных от улиц, уровень шума составляет до 55 дБ днем и до 45 дБ ночью. Уровень городского шума в Москве, как и в других крупнейших городах мира, за последние 10 — 15 лет повышается примерно на 1 дБ в год.
В настоящее время в Москве третья часть ее площади испытывает чрезмерную шумовую нагрузку. Шумовое загрязнение городской среды ощущают около 3,2 млн. человек (36% населения), из них 1,6 млн, (18%) страдают от чрезмерно высокого уровня шума. Промышленные шумы беспокоят более 200 тыс, москвичей; шум от железнодорожного транспорта осложняет жизнь свыше 440 тыс, человек; автомобильные шумы мешают более чем 2 млн. жителей.
Источники шума в городе чрезвычайно разнообразны, но основной из них — транспорт, который вызывает 60 — 80% всех шумов.
Для сдерживания шумового загрязнения в Москве запрещены гудки автомобилей, с 2003 г. ограничивается грузовое движение, прежде всего в центральной части, что изменило ситуацию шумовой нагрузки на жилые территории в пределах Садового кольца, В целом по городу на 38 улицах запрещено грузовое движение в ночное время. В центральной части города и в ряде густонаселенных районов снято трамвайное движение. Самолетам запрещено пролетать над Москвой. В пригородах изменены направления линий посадки и взлета самолетов.
В новых, районах жилой застройки осуществляются градостроительные мероприятия, направленные на ограничение шума: жилые дома располагаются в основном в удалении от проезжей части улиц, магазины и коммунально-бытовые предприятия, как правило, строятся в виде отдельно стоящих зданий, широко проводится озеленение, начата работа по созданию бестранспортных или пешеходных зон, Вдоль головных участков железных дорог в пределах города появляется застройка - экраны, снижающие уровень шума (гаражи, склады и т.д.).
В условиях стесненной городской застройки и дефицита площадей наиболее эффективным средством защиты от транспортного шума является применение шумозащитных домов-экранов, Шумозащитные дома выполняют две функции: обеспечивают акустически благоприятные условия для проживающих в доме и защищают от транспортного шума застройку, расположенную за ними. Шумозащитные дома бывают двух типов: одни из них имеют специальную архитектурно-планировочную структуру и объемно-пространственное решение, другие — просто здания с обычной планировочной структурой, но со специальными шумозащитными окнами при условии обеспечения нормативного воздухообмена. В шумозащитных домах первого типа все жилые и спальные помещения обращены окнами во внутридворные пространства, то есть ориентированы окнами в сторону, противоположную источнику шума, Общая комната квартиры, где отсутствуют спальные места, кухня, лестнично-лифтовой узел выходят окнами на магистраль, Шумозащитные дома этого типа построены на Дмитровском шоссе, ул, Милашенкова, ул. Нижегородской, в 70-м квартале Хорошево-Мневников и некоторых других районах Москвы.
В практике московского строительства конструкции наружных стен жилых зданий достаточно массивны и обладают, как правило, высокой звукоизоляцией, поэтому проблема шумозащиты в домах второго типа сводится к необходимости значительного повышения звукоизоляции окон, Известны конструкции окон с увеличением толщины стекла и воздушного промежутка, числа стекол с высокой герметичностью притворов. В Москве впервые в отечественной практике внедрены в жилищное строительство герметичные окна с использованием оконных вентиляционных клапанов с глушителями шума, обеспечивающими естественную вентиляцию помещений. Первые клапаны-глушители шума были установлены в жилом доме на Большой Грузинской улице и в жилом кирпичном доме на Краснопролетарской улице. Жилые дома с клапанами — глушителями шума, совмещенными с шумозащитным оконным блоком, можно увидеть в массовой застройке в кварталах 58 — 58в по Хорошевскому шоссе и в некоторых других районах Москвы.
Шум, передающийся не по воздуху, а по строительным конструкциям, называется вибрацией. Источниками вибраций служат линии метрополитена мелкого заложения, трамвайные линии, железнодорожные и автотранспортные магистрали. Для предотвращения вибраций жилые дома должны находиться в 25 — 30 м от трамвайных путей и в 45 — 50 м — от железнодорожных.
Источники шума
Источниками акустического шума могут служить любые колебания в твёрдых, жидких и газообразных средах; в технике основные источники шума — различные двигатели и механизмы. Повышенная шумность машин и механизмов часто является признаком наличия в них неисправностей или нерациональности конструкций. Источниками шума на производстве является транспорт, технологическое оборудование, системы вентиляции, пневмо- и гидроагрегаты, а так же источники, вызывающие вибрацию.
Воздействие шума на человека
Шум звукового диапазона приводит к снижению внимания и увеличению ошибок при выполнение различных видов работ. Шум замедляет реакцию человека на поступающие от технических устройств сигналы. Шум угнетает центральную нервную систему (ЦНС), вызывает изменения скорости дыхания и пульса, способствует нарушению обмена веществ, возникновению сердечно-сосудистых заболеваний, язвы желудка, гипертонических болезни.
Гигиеническое нормирование шума
Для определения допустимого уровня
шума на рабочих местах, в жилых
помещениях, общественных зданиях и
территории жилой застройки используется
СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Нормирование шума звукового диапазона
осуществляется двумя методами: по предельному
спектру уровня шума и по дБА. Первый метод
устанавливает предельно допустимые уровни
(ПДУ) в девяти октавных полосах со среднегеометрическими
значениями частот 63, 125, 250, 500, 1000, 2000, 4000,
8000 ГЦ. Второй метод применяется для нормирования
непостоянных шумов и в тех случаях, когда
не известен спектр реального шума. Нормируемым
показателем в этом случае является эквивалентный
уровень звука широкополосного постоянного
шума, оказывающий на человека такое же
влияние, как и реальный непостоянный
шум, измеряемый по шкале А шумомера.
Подводные шумы
В последнее время появились данные, что мощные двигатели кораблей и подводных лодок, и особенно гидролокаторы и сонары сильно мешают подводным обитателям, пользующимся гидролокационным способом общения и поиска добычи.
Некоторые необъяснимые ранее случаи массовой гибели китов, их «выбрасывания на берег» теперь нашли объяснение. В ряде случаев явление может быть связано с военными учениями, в ходе которых млекопитающие глохнут, и теряют способность ориентироваться.
Отдельные категории шумов
Неакустические шумы
Радиоэлектронные шумы — случайные колебания токов и напряжений в радиоэлектронных устройствах, возникают в результате неравномерной эмиссии электронов в электровакуумных приборах (дробовой шум, фликкер-шум), неравномерности процессов генерации и рекомбинации носителей заряда (электронов проводимости и дырок) в полупроводниковых приборах, теплового движения носителей тока в проводниках (тепловой шум), теплового излучения Земли и земной атмосферы, а также планет, Солнца, звёзд, межзвёздной среды и т. д. (шумы космоса).
«Розовый шум» (в строительной акустике) шум, у которого уровень звукового давления изменяется в октавной полосе частот. Обозначение: С;
«шум дорожного движения» (в строительной акустике) — обычный шум оживленной магистрали, обозначение: Ctrl