Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:16, реферат
Рынок упаковки — один из лидирующих сегментов российской экономики по темпам роста. Начало 1990-х можно назвать временем возрождения российской упаковочной индустрии; с тех пор объем производства упаковки неуклонно растет. По данным Госкомстата, с 1999 по 2003 г. рост всей отрасли упаковки составил 53 %, что означает ежегодный прирост свыше 10%. Это намного выше роста мирового рынка, который растет на 4-5% в год. Отдельные сегменты – например, картон и гибкая упаковка — растут еще быстрее, ежегодно прирастая на 15-20 %. На рынке появляются новые варианты упаковки и новые упаковочные материалы. Российский рынок упаковки по данным некоммерческой ассоциации «Союзупак», составляет $7–8 млрд., по данным ИК «Финам» — $5,8 млрд. На каждого россиянина в 2004 г. пришлось 40-50 кг упаковочных материалов (для сравнения: на каждого американца — 230 кг).
Общая характеристика российского рынка упаковки
Рынок упаковки — один из лидирующих сегментов российской экономики по темпам роста. Начало 1990-х можно назвать временем возрождения российской упаковочной индустрии; с тех пор объем производства упаковки неуклонно растет. По данным Госкомстата, с 1999 по 2003 г. рост всей отрасли упаковки составил 53 %, что означает ежегодный прирост свыше 10%. Это намного выше роста мирового рынка, который растет на 4-5% в год. Отдельные сегменты – например, картон и гибкая упаковка — растут еще быстрее, ежегодно прирастая на 15-20 %. На рынке появляются новые варианты упаковки и новые упаковочные материалы. Российский рынок упаковки по данным некоммерческой ассоциации «Союзупак», составляет $7–8 млрд., по данным ИК «Финам» — $5,8 млрд. На каждого россиянина в 2004 г. пришлось 40-50 кг упаковочных материалов (для сравнения: на каждого американца — 230 кг). По прогнозам специалистов, процесс первоначального насыщения российского рынка упаковочными материалами продолжится до 2007-2010 гг., и лишь после этого развернется острая конкурентная борьба за потребителя.
Столь впечатляющие по сравнению с мировыми темпы роста российского рынка упаковки привлекают в отрасль инвестиции: один за другим о планах по выходу на российский рынок упаковки или расширении производства объявляют ведущие мировые производители. Канадская компания Alcan объявила о том, что планирует инвестировать $55 млн. в два новых завода по производству алюминиевой упаковки в России, Tetra Pak решил инвестировать $100 млн. и построить в России третий завод по выпуску картонной упаковки.
Рост рынка упаковки является производным от роста обслуживаемых отраслей. Стремительный рост потребительского рынка (20% в год) обусловил рост спроса на упаковку – как со стороны производителей и логистов, так и со стороны розничных сетей. Меняется потребительская культура населения, а вслед за ней и отраслевые стандарты: сейчас даже на рынках покупателю предложат минимальную упаковку-«пакет», а для розничных сетей упаковка стала частью имиджа, рекламы и стандарта обслуживания. Как и во всем мире, основную долю занимает сегмент пищевой упаковки, который составляет 70-75% от рынка упаковки России. В пищевой промышленности снижается количество развесных изделий, растет доля крупных продуктовых сетей, усиливается значение бренда, повышается спрос на новые виды упаковки длительного хранения. Далее по спросу на упаковку следуют упаковка для бытовой химии, парфюмерии и косметики, табачного производства.
Большая часть контрактов на рынке упаковки — прямые контракты; доля продаж посредников не превышает, в зависимости от сегмента рынка, 17–22%.
Существенное
влияние на развитие отрасли оказал
тот факт, что крупнейшими заказчиками
производителей упаковки еще с середины
90-х стали транснациональные
© Консалтинг Центр «ШАГ» 5Российский рынок упаковки
Импорт готовой упаковки сокращается и изменяется его структура. Этому способствуют две тенденции. Во-первых, постепенно развивается российское производство упаковки. Во-вторых, вслед за приходом иностранных производителей потребительских товаров на территорию России за ними следует караван производителей упаковки, традиционно обслуживающий этих производителей в других странах.