Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 11:12, реферат
Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище,местообитание, убежище), и logos — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое вниманиеуделяется «совокупности или характеру связей между организмами иокружающей средой».
1.Введение стр.2
2. Роль Геккеля в развитии экологии стр.3
3.Заключение стр.5
4. Список литературы стр.6
Содержание
1.Введение
2. Роль Геккеля
в развитии экологии
3.Заключение
4. Список литературы
Слово «экология» образовано от греч. oikos, что означает дом (жилище,местообитание, убежище), и logos — наука. В буквальном смысле экология — это наука об организмах «у себя дома». Наука, в которой особое вниманиеуделяется «совокупности или характеру связей между организмами иокружающей средой». В настоящее время большинство исследователейсчитает, что экология — это наука, изучающая отношения живых организмовмежду собой и окружающей средой, или наука, изучающая условиясуществования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой ониобитают.Экология приобрела практический интерес еще на заре развитиячеловечества. В примитивном обществе каждый индивидуум для того чтобывыжить, должен был иметь определенные знания об окружающей его среде илио силах природы, растениях и животных. Можно утверждать, что цивилизациявозникла тогда, когда человек научился использовать огонь и другие средства иорудия, позволяющие ему изменять среду своего обитания. Как и другиеобласти знания, экология развивалась непрерывно, но неравномерно напротяжении истории человечества. Судя по дошедшим до нас орудиям охоты,наскальным рисункам о способах культивирования растений, лова животных,обрядам, люди еще на заре становления человечества имели отдельныепредставления о повадках животных, образе их жизни, сроках сбора растений,
употребляемых для их нужд, о местах произрастания растений, способахвыращивания и ухода за ними.[ 4]
В истории развития экологии можно выделить три основных этапа.
- зарождение и становление
экологии как науки (до 60-х гг.
XIX в.). На этом этапе накапливались
данные о взаимосвязи живых организмов со средой
их обитания, делались первые научные
обобщения.
Во второй половине XX
в. в связи с прогрессирующим
загрязнением окружающей среды и резким усилением воздействия человека
на природу экология приобретает особое
значение.
Начинается
Роль Геккеля в развитии экологии.
Сильнейшее воздействие на Геккеля оказали дарвиновские идеи.
В 1863 он выступил с публичной речью о дарвинизме
на заседании Немецкого научного общества,
а в 1866 вышла его книга «Общая морфология
организмов». Спустя два года появилась
«Естественная история миротворения»,
где развиваемый им эволюционный подход
излагался в более популярной форме, а
в 1874 Геккель опубликовал работу «Антропогения,
или История развития человека», в которой
обсуждались проблемы эволюции человека.
Ему принадлежит мысль о существовании
в историческом прошлом формы, промежуточной
между обезьяной и человеком, что было
позже подтверждено находкой на острове
Ява останков питекантропа.
Геккель разработал теорию происхождения
многоклеточных (теория гаструлы, 1866),
сформулировал биогенетический закон,
согласно которому в индивидуальном развитии
организма как бы воспроизводятся основные
этапы его эволюции, построил первое генеалогическое
древо животного царства. Продолжая свои
зоологические исследования в лаборатории
и в ходе экспедиций на остров Мадейра,
на Цейлон, в Египет и Алжир, Геккель публикует
монографии по радиоляриям, глубоководным
медузам, сифонофорам, глубоководным рыбам-удильщикам,
а также свой последний труд – внушительную
«Систематическую филогению» (1894–96).
После 1891 Геккель целиком уходит в разработку
философских аспектов эволюционной теории.
Он становится страстным апологетом «монизма»
– научно-философской теории, призванной,
по его мнению, заменить религию, основывает
«Лигу монистов». Взгляды Геккеля выражены
в книгах «Мировые загадки» ( 1899) и «Чудо
жизни» (1914).
Эта идея принесла ему известность
и считалась правильной до сравнительно
недавнего времени. В настоящее
время эволюционисты, наряду с теорией
гаструлы, рассматривают теорию фагоцителлы,
предложенную И.И.Мечниковым в 1879–86гг.
Для зоологических исследований предпринимал
поездки на Гельголанд и в Ниццу, работал
в Неаполе и Мессине. Путешествовал в Лиссабон,
на Мадейру, Тенерифе, Гибралтар, в Норвегию,
Сирию и Египет, на Корсику, Сардинию и
Цейлон. Геккель был одним из первых германских
зоологов, решительно высказавшийся в
пользу теории Дарвина. Опираясь на эту
теорию и на данные эмбриологии, Г. сделал
попытку дать рациональную систему животного
царства, основанную на филогении животных
(то есть происхождении различных групп
животных одних от других). Особенное внимание
обратил Геккель на важное значение
истории развития индивидуального, или
онтогения, для вопроса о происхождении
самого вида или его филогении. Исходной
точкой для взглядов Геккеляпослужила
стадия эмбрионального развития, свойственная
весьма многим животным и названная Геккелем
гаструлой. Геккель полагал, что эта стадия
повторяет собой общего прародителя всех
Metazoa, то есть многоклеточных животных.
Этого предполагаемого прародителя Геккель
назвал гастреей и старался объяснить,
каким образом из неё развились различные
типы животного царства. Многие взгляды
и обобщения Геккеля шли далеко за
пределы точного знания, а потому многое
в них оказалось позднее неверным или
односторонним (напр. теория гастреи),
но во всяком случае своими талантливыми
попытками внести свет в массу сложных
и запутанных явлений Геккель оказал важную
услугу зоологии и вызвал оживленную работу
в этом направлении, выдвинув целый ряд
вопросов первостепенной важности. Кроме
того, важной заслугой его является ряд
прекрасных специальных исследований.
[3]
Таким образом,победа эволюционного учения в биологии открыла третий этап в истории экологии, для которого характерно дальнейшее увеличение числа и глубины работ по экологическим проблемам. Э.Геккель первый понял, что экология
самостоятельная и
очень важная область биологии.
[4]Степановских А.С. Общая экология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2001. 510 с.