Рациональное использование природных ресурсов и их охрана

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 00:29, реферат

Описание работы

Природные ресурсы (естественные ресурсы) - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Содержание

9. Природные ресурсы и их классификация. 3
26. Сырьевые ресурсы, экономическое и комплексное их использование. 4
Невозобновимые ресурсы.. 4
Возобновимые ресурсы.. 4
41. Рациональное использование и охрана водных ресурсов в сельском хозяйстве 4
53. Правовой аспект охраны недр. 4
63. Охрана вымирающих и редких видов животных. Красная книга Украины …………………………………………………………………………………… 4
76. Державное управление природопользования и природоохраной……… 4
Список используемой литературы.. 4

Работа содержит 1 файл

безымян экология.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Ниже впадения канала Москва-Волга в р. Москву расход воды реки складывается следующим образом: 5 куб. м/с - расход воды р. Москвы ниже Рублевского водозабора; - 30-35 куб. м/с - проектный расход воды из канала Москва-Волга; 10 куб. м/с - поверхностный сток (от притоков р. Москвы в черте города); 66 куб. м/с сточные воды городской канализации, сбрасываемой в р. Москву; 5 куб. м/с - сточные воды промышленных предприятий, поступающие в реку помимо общегородских сетей канализации.  
Бассейн р. Москвы в черте г. Москвы находится под воздействием промышленного комплекса, оказывающего существенное влияние на изменение химического состава воды как р. Москвы, так и ее притоков. В столице насчитывается около 30 предприятий (не считая ТЭЦ и станций аэрации), направляющих от 41 тыс. до 39850 тыс. куб. м /год сточных вод в рр. Сходня, Сетунь, Яуза, Пехорка, Москва и др. В целом р. Москва в черте г. Москвы получает до 1767540 тыс. куб. м/год промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод от ведущих отраслей, базирующихся в регионе.  
Поверхностный сток с территории города формируется за счет талых снеговых и дождевых вод, а также поливо-моечных вод. По районам г. Москвы величина модуля стока изменяется в пределах 5,64 (Железнодорожный район) - 15,0 л/с кв. Км (Свердловский район). Средний для города Москвы модуль стока составляет 9 л/с кв. км. В общем, наблюдается увеличение модуля стока от окраин города к центру. Поверхностный сток с территории города не очищается от загрязнений и прямо попадает в водные объекты, неся с собой большое количество органических, взвешенных веществ, нефтепродуктов. В целом по г. Москве в течение года с поверхностным стоком поступает 3840 тонн нефтепродуктов, 452080 тонн взвешенных веществ, 173280 тонн хлоридов, 18460 тонн органических веществ (по БПК). В результате с поверхностным стоком в водные объекты города попадает нефтепродуктов в 1,8 раз, а взвешенных веществ почти в 24 раза больше, чем со сточными водами предприятий. Большая часть загрязнений: нефтепродуктов - 63%, взвешенных веществ - 75%, органических веществ - 64%, хлоридов - 95%, поступает в р. Москву с поверхностным стоком в зимне-весенний период.  
Исторически сложился прочный обычай размещать свалки в отработанных карьерах и оврагах, то есть как можно ближе к грунтовым водам; располагать заводы, очистные сооружения, поля фильтрации, склады - в речных долинах, т.е. там, где естественная защита подземных вод зачастую отсутствует.  
в) Биологические ресурсы.  
Они складываются из растительной и животной массы, единовременный запас которой на Земле измеряется величиной порядка 2,4 • 10
12 т (в пересчете на сухое вещество). Ежегодный прирост биомассы в мире (т. е. биологическая продуктивность) составляет примерно 2,3 · 1011 т. Основная часть запасов биомассы Земли (около 4/5) приходится на лесную растительность, которая дает более 1/3 общего ежегодного прироста живой материи. Человеческая деятельность привела к значительному сокращению общей биомассы и биологической продуктивности Земли. Правда, заменив часть бывших лесных площадей пашнями и пастбищами, люди получили выигрыш в качественном составе биологической продукции и смогли обеспечить питанием, а также важным техническим сырьем (волокно, кожи и др.) растущее население Земли.  
Продовольственные ресурсы составляют не более 1% от общей биологической продуктивности суши и океана и не свыше 20% от всей сельскохозяйственной продукции. С учетом роста населения и необходимости обеспечить полноценным питанием все население Земли к 2000 г. производство продуктов растениеводства должно быть увеличено, по крайней мере, в 2 раза, а продуктов животноводства — в 3. Это значит, что производство первичной (растительной) биологической продукции, включая корма для животных, необходимо увеличить не менее чем в 3—4 раза. Расчеты на расширение возделываемых земель вряд ли имеют под собой серьезные основания, так как резервы пригодных для этого площадей крайне ограничены. Очевидно, выход следует искать в интенсификации сельского хозяйства, включая развитие поливного земледелия, механизации, селекции и т. д., а также в рациональном использовании биологических ресурсов Океана. Необходимые для этого условия и ресурсы имеются, однако расчеты некоторых авторов на возможность прокормления на Земле десятков и сотен миллиардов и даже нескольких триллионов человек нельзя расценивать иначе как утопические.  
Из других биологических ресурсов важнейшее значение имеет древесина. Сейчас на эксплуатируемых лесных площадях, составляющих 1/3 всей лесной площади суши, ежегодная заготовка древесины (2,2 млрд. м
3) приближается к годовому приросту. Между тем потребность в лесоматериалах будет расти. Дальнейшая эксплуатация лесов должна осуществляться лишь в рамках их возобновимой части, не затрагивая «основного капитала», т. е. площадь лесов не должна уменьшаться, вырубка должна сопровождаться лесовосстановлением. Следует, кроме того, повышать продуктивность лесов путем мелиорации, более рационально использовать древесное сырье и по мере возможностей заменять его другими материалами.  
Перспективы решения проблем, связанных с исчерпаемостью земельных ресурсов, вряд ли следует сводить к фантастическим проектам расселения людей в высоких башнях, на плавучих платформах, на дне Океана и в глубинах земной коры. Неизбежность таких решений некоторые авторы обосновывают тем, что экстраполируют современные темпы роста населения на неопределенно далекое будущее. При такой гипотетической ситуации через 700 лет на каждого жителя нашей планеты пришлось бы всего лишь по 1 м
2 площади. Однако для таких экстраполяций нет никаких оснований.  
Реалистический путь, прежде всего, предполагает перестройку существующего использования земель на научной основе, т. е. рациональную организацию территории. Для каждого участка должна быть определена оптимальная социальная функция. Разумеется, рациональная организация территории предполагает и рекультивацию земель, нарушенных предшествующим хозяйственным использованием, и интенсификацию сельского хозяйства, и продуманный подход к созданию водохранилищ, и многое другое.  
Как видно из всего выше сказанного, проблемы связанные с сырьевыми ресурсами очень остры в наше время. Запасы ресурсов истощены. В основном это энергетические ресурсы. Как следствие необходимо обратить внимание к возобновимым источникам энергии. Среди них сейчас наибольшее практическое значение имеет «белый уголь» — энергия водных потоков, однако полное использование гидроэнергоресурсов мира могло бы обеспечить только половину современных потребностей в электроэнергии. Крупнейший возобновимый энергоресурс — лучи Солнца. Теоретически можно ежегодно «перехватывать» почти столько солнечного тепла, сколько содержится во всем ископаемом топливе. Однако практически это неосуществимо из-за малой плотности потока солнечных лучей: солнечные энергетические установки требуют больших площадей. Аналогичным образом дело обстоит с энергией приливов, ветра и внутриземного тепла. Использование этих источников эффективно только в отдельных благоприятных локальных условиях (на побережьях с особо высокими приливами, в районах с устойчивыми сильными ветрами, в местах скопления горячих источников и т. п.). Наибольшие потенциальные возможности таит в себе использование «легкого» ядерного топлива — изотопа водорода дейтерия (путем синтеза из него ядер гелия). Хотя этот источник также в сущности невозобновимый, но практически он неисчерпаем, так как полное использование термоядерной энергии в миллионы раз превысило бы эффект всех других реальных энергических ресурсов. Применение «легкого» ядерного топлива станет возможным, когда будут найдены способы управления термоядерной реакцией.  
Также существует опасность растраты неэнергетических ресурсов: биологических, минеральных, пресной воды, свободного кислорода. Выходом из этой проблемы может быть вторичное использование отходов, экономичное использование воды, переход к более долговечным и легким материалам (углепластикам).  
Главное чтобы люди знали об этой проблеме и старались её решить, а не сидели «сложа руки».

     1. Рациональное использование  и охрана водных  ресурсов в сельском  хозяйстве 

Повышение эффективности  мер по охране окружающей среды связано, прежде всего, с широким внедрением ресурсосберегающих, малоотходных и  безотходных технологических процессов, уменьшением загрязнения воздушной среды и водоемов.  
Охрана окружающей среды представляет собой весьма многогранную проблему, решением которой занимаются, в частности, инженерно-технические работники практически всех специальностей, которые связаны с хозяйственной деятельностью в населенных пунктах и на промышленных предприятиях, которые могут являться источником загрязнения в основном воздушной и водной среды.  
Водный кодекс Украины  регулирует правовые отношения с целью обеспечения сохранения, научного обоснования, рационального использования вод для нужд населения и отраслей экономики, восстановления водных ресурсов, охраны вод от загрязнения и исчерпывания, избежание вредного воздействия вод и ликвидации его последствий, улучшения состояния водных объектов, а также охраны прав предприятий, учреждений, организаций и граждан на водопользование. Водный фонд Украины включает все водные объекты на территории Украины. К нему относятся: поверхностные воды (озёра), водотоки (реки, ручьи), искусственные водоёмы (водохранилища, пруды) и каналы; подземные воды и источники; внутренние морские воды и территориальное море.  
Нарушение водного законодательства влечёт за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую или криминальную ответственность.

     53. Правовой аспект  охраны недр 

Недра – это участок  земной коры, расположенный под поверхностью суши и дном водоёмов; простирается до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Недра являются исключительной собственностью народа Украины и передаются только в пользование.  
Государственный  фонд недр охватывает как участки недр, которые используются, так и участки недр, не привлечённые к использованию, в том числе континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.  
Месторождения полезных ископаемых – это нагромождения минеральных веществ в недрах, на поверхности земли, в источниках вод и газов, на дне водоёмов,  которые по количеству, качеству и условиями залегания приемлемы для промышленного использования.  
Все месторождения полезных ископаемых, в том числе техногенные, с запасами, оцененными как производственные, составляют Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, а  все перед этим оцененные месторождения полезных ископаемых – резерв этого фонда. Этот фонд является частью Государственного фонда недр.  
Полезные ископаемые по значению делятся полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых  к общегосударственному и местному значению осуществляется Кабинетом Министров Украины  с подачи Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр.  
Пользователями недр могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические особы и граждане. Недра передаются в постоянное или временное использование.  
Пользование недрами является платным. Плата производится за пользование недрами в границах территории Украины, её континентального шельфа и исключительной морской экономической зоны.  
Основными требованиями в области охраны недр являются:  
•        обеспечение полного и комплексного геологического изучения недр;  
•        придерживание установленного законодательством порядка передачи недр в использование и недопущение самовольного пользования недрами;  
•        рациональная добыча и использование запасов полезных ископаемых и содержащихся в них компонентов;  
•        недопущение вредного воздействия работ, связанных с  пользованием недрами  и т.д.  
В случае нарушения этих и других требований, пользование недрами может быть ограничено, временно запрещено или остановлено органами Министерства охраны окружающей природной среды Украины, государственного горного надзора, государственного геологического контроля или другими специально уполномоченными на это государственными органами в порядке, установленном законодательством Украины.

     63. Охрана вымирающих  и редких видов  животных. Красная  книга Украины 

Природно-заповедный фонд – это участки суши и водного  пространства, природные комплексы  и объекты, имеющие особенную  природоохранную, научную, эстетическую и другую ценность, а поэтому выделены с целью сохранения природной среды, генофонда животного и растительного мира, поддержания общего экологического баланса и экологической безопасности Украины. К природно-заповедному фонду относят: природные объекты (заповедники, национальные парки и т.п.) и искусственные объекты (ботанические сады, зоологические парки и т.п.). Природные заповедники, заповедные зоны биосферных заповедников, национальные парки являются собственностью народа Украины. Остальные объекты природно-заповедного фонда могут пребывать и в других формах собственности на определённых условиях.  
За нарушение законодательства Украины про природно-заповедный фонд виновное лицо может привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданской или криминальной ответственности.  
Закон Украины «Про природно-заповедный фонд» регулирует экономические, социальные, правовые и экологические отношения природно-заповедного фонда в Украине.  
Об окружающей среде написано и пишут очень много, но это даже не замедляет движение человечества к глобальной катастрофе. К сожалению, в этом марше человечества  к своей гибели есть и «вклад» Украины.  
К середине 20 века быстрое развитие промышленности, рост городов и другие факторы (совершенствование смертоносного оружия) резко усилили вредное воздействие на природу.  
Для предотвращения надвигающейся беды возникают международные организации и проекты (МСОП, «человек и биосфера», «Всемирная стратегия охраны природы» и др.). Украина поддерживает эти и другие международные проекты, прежде всего серьёзным вкладом своих самых талантливых и разумеется, самых низкооплачиваемых учёных, работающих без серьёзной помощи государства.  
Наблюдается своеобразная экологизация науки, т.е. экология стала основой рационального природопользования и охрана живых организмов, вызвала к жизни ряд правовых норм, оказывает влияние на развитие философии, социологии, экономики и т.д.  и т. п.  
Украина имела и продолжает иметь одну из ресурсоёмких экономик и огромное количество экологически «грязных» предприятий. 26 июня 1991 года был принят закон Украины «Об охране окружающей природной среды». Он содержит 16 разделов по регулированию различных направлений, связанных с охраной окружающей природной среды, как неотъемлемого условия экономического и социального развития. Закон определяет правовые, экономические и социальные основы охраны окружающей среды. Определяются принципы охраны природной среды: обязательность соблюдения экологических стандартов; гарантирование экологически безопасной среды; экологизацию материального производства; гласность и научность; ответственность за нарушения.  
В принятой в 1996 году Украинской Конституции записано: «Обеспечение экологической безопасности и поддержания экологического равновесия на территории Украины, преодоление последствий Чернобыльской катастрофы –катастрофы планетарного масштаба, сохранение генофонда Украинского народа является обязанностью государства.»  
Теперь мы можем сказать, что законодательство Украины по охране природы базируется на Конституции страны, Законе об охране окружающей природной среды, правовых нормах, которые содержаться в кодексе Украины об административных правонарушениях, Уголовном кодексе Украины, в ряде иных отраслей права (земельного, водного и т.д.)  
Статья 50 Конституции Украины гласит: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья среду и на возмещение причиненного нарушения этого права вреда».  
Я должна подчеркнуть, что законодательство Украины демонстрирует самый серьёзный подход к проблеме «К полномочиям Верховной Рады относятся:  
•        Утверждение общегосударственных программ экономического, научно-технического, социального, национально-культурного развития, охраны окружающей среды».  
Охрана природы является задачей Кабинета Министров  .  
Непосредственно государственное управление в области охраны окружающей среды и использования природных ресурсов осуществляет Министерство охраны природы, которое является главным звеном системы органов центральной исполнительной власти. Министр входит в состав Кабинета Министров Украины.  
Министерство имеет свой орган управления в регионах: Автономная Республика Крым, области, города Киев и Севастополь. В его непосредственном распоряжении находятся кроме управлений в регионах санитарно-эпидемиологические станции, принадлежащие Министерству здравоохранения, отделы и инспекции при других министерствах и ведомствах Украины, контролирующие рациональное использование недр, леса, вод, рыбных богатств и т.д. Отсюда видно, что виной нашего воздействия, в самом отрицательном отношении, на окружающую является не только бесспорная бедность нашего государства, низкая экологическая культура населения, но и отсутствие чёткой координации на государственном уровне работы различных предохранительных структур. Управленческая система природоохранительных органов не может обеспечить необходимую координацию соответствующих организаций. Тем более она не в состоянии наладить взаимодействие с движением защитников природы.  
В этой ситуации никак не может занять достойное место в правовой охране природы Красная книга Украины, положение о которой утверждено – Постановлением верховной Рады от 29 октября 1992 года.  
Красная книга – основной государственный документ, содержащий обобщённые сведения о современном состоянии животных и растений Украины, находящихся под угрозой исчезновения, о мерах по их сохранению и научно-обеспеченному воспроизводству.  
Кабинет Министров не реже чем раз в 10 лет обеспечивает официальное издание Красной книги. Ведёт её Министерство охраны окружающей природной среды Украины.  
На примере многолетней борьбы вокруг горы Бофорт могу сделать вывод о слабости экологической экспертизы проводимой Министерством, трусости его чиновников (копать или не копать они решают много лет и в зависимости кто их пригласил: город –срыть эту гору и т.д., значит загубить целый регион, а если рудоуправление – срыть эту гору и т.д., значит кормить целый регион за счёт продажи флюсов заводам).  
А ведь экологическая экспертиза – сильнейшее оружие в руках природоохранительных организаций.  
Экологическое право находится в Украине в самом застойном состоянии. Экологические права человека не защищаются (достаточно поинтересоваться составом воды, которая подаётся нам в дома). Экологические фонды ничтожны. В силу всего этого экологическая преступность даже не привлекает (за редчайшим случаем) к себе внимание правоохранительных органов. А глава 7 КоАП «Административные правонарушения в области охраны природы, использования природных ресурсов…» находятся в центре внимания, когда в вузах идут зачёты по АП.  
А ведь глава предусматривает ответственность за такие нарушения как:  
1.      «Порча и загрязнение сельскохозяйственных и других земель» (ст.52).  
2.      «Нарушения правил использования земель» (ст.53).  
3.      «Самовольный захват земельного участка» (ст.53).  
4.      «Сокрытие или искажение данных земельного хозяйства» (ст.53).

     76. Державное управление  природопользования  и природоохраной 

Охрана окружающей природной среды – составляющая рационального природопользования. Она осуществляется различными, в  том числе и правовыми методами. При этом в правовых формах защищаются преимущественно все компоненты природной среды. Современными главными нормативно-правовыми актами, регулирующими основы организации охраны окружающей природной среды , являются Законы Украины: «Про охрану окружающей природной среды» от 25 июня 1991 г., «Про охрану атмосферного воздуха» от 16 октября 1992 г., «Про природно-заповедный фонд Украины» от 16 июня 1992 г., «Про животный мир» от 3 марта 1993 г., «Про карантин растений» от 30 июня 1993 г. и др. Также некоторые отношения в сфере использования и охраны окружающей природной среды регулируются кодексами.  
Таким образом, основу правовой охраны окружающей природной среды составляют нормы земельного, водного, лесного законодательства, законодательства про  недра и т.п.  
Экологические права и обязанности граждан Украины – это система юридически закреплённых за гражданами полномочий и обязательств в экологической сфере. Полнее всего экологические права и обязанности закреплены в Законе Украины «Про охрану окружающей природной среды» (статьи 9-12)  
По Закону гражданин Украины имеет право на: безопасную для жизни здоровья окружающую природную среду; объединение в общественные природоохранные формирования; получение в установленном порядке полной и достоверной экологической информации и т.д. К тому же и в Конституции Украины записано: «Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, и на возмещение причинённого нарушением этого права ущерба. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, про качество пищевых продуктов и предметов быта, а также право на её распространение» (ст. 50). Установлено официально, что обобщённая комплексная информация про экологическую, радиационную обстановку и состояние заболеваемости населения  должна обнародоваться  на территории Украины с подачи Министерства природы, МОЗ Украины через Укринформ дважды в год: за первое полугодие – до 15 сентября, за весь год – до первого апреля следующего года.  
Все экологические права граждан защищаются в судовом порядке.  
Наряду с правами Закон Украины «Про охрану окружающей природной среды» предусматривает применительно к гражданам и некоторые обязанности. Так граждане обязаны: беречь, охранять и рационально использовать природные богатства; не нарушать экологических прав других субъектов; компенсировать нанесённый ими ущерб и т.д.  Важным является раздел про экологическую экспертизу, обязательность которой закреплена законодательно.  
Право природопользования – процесс рационального использования человеком природных ресурсов для удовлетворения различных потребностей и интересов. Важнейшими принципами природопользования являются его целевой характер, плановость и сроковость, лицензирование, учитывание большого значения в  жизни общества. При этом различаются такие группы природопользования как право общего и специального использования земли, вод, лесов, недр, животного мира и др. природных ресурсов.  
В соответствие с Законом Украины «Про охрану окружающей природной среды», субъектами права общего пользования природными ресурсами могут быть все граждане для удовлетворения различных потребностей и интересов. Оно осуществляется гражданами бесплатно и безлицензионно. Право общего природопользования закреплено и в Конституции Украины: «Каждый гражданин имеет право пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствие с законом» (ст.13)  
Специальное природопользование, в отличие от общего,– это использование конкретных природных ресурсов, осуществляемо гражданами, предприятиями  и организациями в случаях, когда соответствующая, определённая в законодательстве, часть природных ресурсов передаётся им для использования. Обычно такая передача является платной и определённой во времени. Передача природных ресурсов происходит на основе специальных разрешений – государственных актов на право постоянного использования, например, землей, договоров аренды земли, лицензий и т.п. Цели специального использования всегда обуславливаются. Кроме того, Закон возлагает на субъектов специального природопользования специальные обязательства, такие как плата за специальное природопользование и плата за производимое ими загрязнение окружающей среды.  
Контроль в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляется через проверку, надзор, обследование, инвентаризацию и экспертизы. Он может осуществляться как уполномоченными государственными органами, так и общественными формированиями. Государственный контроль возлагается на советы народных депутатов, государственные администрации, Министерство охраны окружающей природной среды и его органы на местах.  
Общественный контроль  осуществляется общественными инспекторами по охране окружающей природной среды, порядок деятельности которых определён Положением, утверждённым Министерством охраны окружающей природной среды.  
Закон Украины «Про охрану окружающей природной среды» регулирует отношения охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности жизнедеятельности человека и направлен на образование благоприятных условий экономического и социального развития Украины в сфере осуществления экологической политики.

Список  используемой литературы

1.     А.Г. Исаченко, «География в современном мире». /1998 г.  
2.     Государственный доклад о состоянии окружающей среды в г. Москве / 1992 г.  
3.     Г. В. Стадницкий, А. И. Родионов. «Экология».  
4.     Газета «География». №3, №5 ,№6 /1999 г.  
5.     В. В. Плотников «Введение в экологическую химию», 1989.  
6.     Копєйчиков В.В. «Правознавство». Навч. Посібник.  –  
Кийв, Юрінком Інтер,1999.  
7.     Бедрій Я., Геник Я., Орлов В.М., Тітенко В.Ф. «Основи екології та соціології». Навч. Посібник для підприємств зв'язку. За ред. Захарченка М.В. – Львів, 1997.  
8.     Білявський Г.О., Падун М.М., Фурдуй Р.С.  “Основи загальної екології”.  
2-ге вид. – К.:1995.  

1 2 3

 

Информация о работе Рациональное использование природных ресурсов и их охрана