Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 16:22, курсовая работа
В природных экосистемах производство и разложение сбалансированы, в них нет отходов: отходы одних организмов служат средой обитания для других, и таким образом осуществляется практически замкнутый кругооборот веществ в природе. В природных экосистемах около 90 % энергии расходуется на разложение и возвращение веществ в биогеохимический кругооборот. В социально-экономических системах около 90 % материальных ресурсов переходит в отходы, а основное количество энергии используется в производстве и потреблении.
Введение………………….…………………………………………………4
Дайджест актуальных тем………………………………….……………...5
Проектирование каскада ОС……………………………..………………12
Воздух: азота диоксид, аэрозоль серной кислоты, серы диоксид, серы триоксид……………………………………………………………..……..12
Вода: анионы карбонат, гидрокарбонат, сульфат, углекислота (углерода диоксид).……………………………………….……..……………....12
Обоснование нового технического решения на железнодорожном транспорте ……. …………………………………………………………..….....13
Отраслевая проблематика (Производство стройматериалов) ………..17
Региональная проблематика (Кузбасс)………….………….…………..27
Международные и глобальные аспекты (Проблема пресной воды)…31
Заключение……………………………………………………………….35
Список используемой литературы………………………………………36
На мой взгляд, в последнее время проблема нефтяных загрязнений стоит достаточно остро, в конкретном случае нужно принять меры по повышению экстренного реагирования. И даже если природоохранная служба ссылается на «нелетную погоду», я считаю что по их вине произошла потеря времени, а в следствии чего и загрязнение нанесло больший ущерб экологии.
Жители Приморского края загрязняют окружающую среду как все жители ФРГ вместе взятые.
В Приморском крае за год производится 50 млн. т отходов, что сопоставимо с объёмом отходов Германии, население которой в 20 раз больше. 1 ноября 2011 г. Владивосток посетила делегация Университета экологии Тоттори (Япония). Главной темой обсуждения стала перспектива организации совместных научных исследований в области экологии и защиты окружающей среды. Стороны рассказали о существующих экологических проблемах в своих регионах и предпринятых действиях по их решению [10].
Я предполагаю, что органы самоуправления слишком халатно относятся к проблемам утилизации отходов, некоторое время назад Приморье было на грани экологической катастрофы из-за проблем с утилизацией жидких радиоактивных отходов атомных подводных лодок. Что может довести нас, до таких масштабов отходов и до грани экологической катастрофы, остается загадкой. Но все же, в первую очередь, все должно регулироваться сверху.
Последние годы ознаменовались пониманием многими людьми планеты того, что благополучие детей в XXI веке будет определяться тем, насколько успешно решаются экологические проблемы, в том числе и на железнодорожном транспорте.
Воздействие железнодорожного транспорта
на природу обусловлено
Снизить уровень отрицательного воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающую природную среду можно только при целенаправленном внедрении природоохранных мероприятий.
Прежде всего, речь должна идти о
реализации принципов системного подхода
при решении экологических
Источники загрязнения атмосферного воздуха
На железнодорожном
Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3
При обмывке подвижного состава в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3.
Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды)[16].
В качестве нового технического решения рассмотрим разработку ОАО «Научно-исследовательского института железнодорожного транспорта» вагон с энергетической установкой на водородных топливных элементах.
ОАО «РЖД» получено разрешение
на использование передвижной
«Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору
РФ выдала разрешение на применение передвижной
установки с химическими генераторами
на водородно-топливных элементах, созданного
ОАО «Научно-исследовательский институт
железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ»
– дочернее общество ОАО «РЖД»), – сообщил
В. Якунин.
По его словам, вагон с энергетической
установкой на водородных топливных элементах
для работы в тоннелях – энерговагон ВНИИЖТ
– это уникальная разработка в области
экологии и энергосбережения и не имеет
аналогов в мире.
Разработка ОАО «ВНИИЖТ» впервые представлена
на проходящем 7–10 сентября 2011 года III
Международном железнодорожном салоне
«ЭКСПО 1520».
Энергоустановка вагона не имеет никаких
вредных выбросов, в отличие от используемых
дизельных установок, которые создают
в тоннелях высокую задымленность. Водородные
топливные элементы являются экологически
чистым источником энергии, так как при
их работе выделяются только пар и дистиллированная
вода.
Энергетическая установка создана на базе четырех электрохимических генераторов на щелочных топливных элементах «Фотон», которые первоначально были разработаны для питания космических кораблей и спутников (РКК «Энергия»).
Для питания генераторов используются водород и кислород, хранящиеся в 650 литровых баллонах под давлением 15 Мпа. Запас водорода составляет 105 кг, кислорода – 842 кг, чего хватает на восемь дней работы установки при проведении путеремонтных работ.
Основное преимущество внедрения
топливных элементов в
Энерговагон ВНИИЖТ разделен
на пять отсеков для хранения газов
и размещения оборудования. Отсеки
разделены между собой
Две энергонезависимые системы безопасности
контролируют утечку газов при помощи
16 датчиков различных типов и в случае
опасности перекрывают магистрали подачи
газов, включают звуковую и световую сигнализацию.
В случае возникновения взрывоопасной
ситуации автоматически включается система
флегматизации, которая заполняет отсеки
вагона азотом. Отсеки энерговагона оснащены
вентиляторами, обеспечивающими постоянный
воздухообмен с внешней средой.
Электронная система позволяет управлять энергоустановкой в автоматическом режиме, без оператора, что является еще одним преимуществом. [17].
4. Отраслевая проблематика (Производство стройматериалов)
Рассмотрение экологических
проблем основных производств и
возможности их перехода на безотходный
(чистый) путь развития начинается с
производства строительных материалов
по ряду причин. Прежде всего, без строительных
материалов невозможно никакое строительство.
Их производство имеется практически
во всех регионах. Само производство строительных
материалов является весьма материало-
и энергоёмким и оказывает
серьёзное вредное влияние на
окружающую среду. Однако уже сейчас
сырьевая база большинства многотоннажных
строительных материалов базируется на
отходах других отраслей (вскрышные
породы, шлаки, фосфогипс и т.д.). Поэтому
организация безотходных
Одна из основных экологических проблем производства строительных материалов связана с громадными объёмами производства, добычей и переработкой свыше 2 млрд. т природных материалов. С этим связано широкомасштабное отчуждение, нарушение и загрязнение сельскохозяйственных угодий, поскольку сырье для строительных материалов для уменьшения транспортных расходов, как правило, добывается как можно ближе к району строительства. А районы интенсивного строительства – это густонаселенные районы, удобные для выращивания сельскохозяйственных культур. Один из путей решения проблемы заключается в рекультивации нарушенных земель, устройстве прудов на месте карьеров и их использование для культурных целей, рыборазведения и т.д.
Генеральным же направлением является использование в качестве сырья для промышленности строительных материалов отходов горнодобывающих и перерабатывающих отраслей. По ориентировочным подсчётам в стране ежегодно образуется свыше 3 млрд. т горных отвалов, включающих все основные компоненты сырья, используемого в производстве стройматериалов. Находят же применение лишь 6-7%, причём большая часть – для планировки территорий, подсыпки дорог и в значительно меньшем объёме – для производства строительной керамики и других стройматериалов.
Только доменные шлаки широко использовались
в производстве строительных материалов.
Из 37 млн. т реализованных доменных
шлаков (14 млн. т поступали в отвалы)
26 млн. т гранулировались и основная
масса использовалась для производства
шлакопортландцемента, 6 млн. т перерабатывалось
в шлаковую пемзу, шлакоблоки, минеральную
вату, щебень и другие материалы
и около 5 млн. т передавалось строительным
и другим организациям для непосредственного
(без предварительной
По оценке научно-исследовательских институтов около 67% вскрышных пород пригодны для производства строительных материалов. Из этого количества отходов для производства щебня пригодно 30%, цемента – 24%, керамических материалов – 16% и силикатных – 10%.
В целом же промышленность строительных материалов, как никакая другая отрасль, может и должна организовать свою сырьевую базу за счёт отходов горнодобывающих и перерабатывающих отраслей народного хозяйства. А пока использование вскрышных пород КМА не превышает 8% (хотя и в этом случае экономический эффект от их реализации ежегодно увеличивается).
Другой серьёзнейшей экологической
проблемой предприятий
Для снижения образования и выделения пыли, в первую очередь за счёт уменьшения неорганизованных выбросов, необходимо обеспечить полную герметизацию производственных агрегатов и транспортных средств и создать внутри аппаратов разрежение. Для уменьшения пылеобразования, кроме герметизации заводской аппаратуры, целесообразно уменьшать высоту падения пылящих материалов, увлажнять пересыпаемые и транспортируемые материалы. Все газы, отсасываемые дымососами из вращающихся печей и сушильных барабанов, а также воздух, отбираемый вентиляционными установками, направляются в пылеуловительные устройства. Здесь из них выделяется пыль, которая возвращается в производство, а очищенные газы выбрасываются в атмосферу и должны соответствовать санитарным нормам. На заводах предусматривается отсос воздуха из всех пылеобразующих агрегатов, в том числе бункеров, течек, дробилок, транспортёров и т.д. В помещениях организуется естественная и принудительная вентиляция.
В качестве пылеулавливающих аппаратов на предприятиях по производству строительных материалов применяются все основные «сухие» методы очистки запылённых газов. От их технического состояния и уровня обслуживания в основном и зависит содержание пыли в воздухе производственных помещений и в атмосфере населённых мест.
Определенную сложность представляет очистка отходящих газов различных сушильных, обжиговых и стекловарочных печей от оксидов серы, азота, соединений фтора и других вредных компонентов.
Широко разрабатываются
и находят применение технологические
процессы с рециркуляцией газов,
например в производстве асбеста. В
корпусах обогащения асбестовых комбинатов:
Киембаевском, Тувинском, Джетыгаринском,
Ураласбесте нашла широкое
По санитарным нормам
концентрация асбестовой пыли
в рабочей зоне
На предприятиях строительной
индустрии используется значительное
количество воды. Она расходуется
непосредственно в